Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 14:58, реферат
Возрастная психология поднялась на новую ступень с введением метода формирующего эксперимента, разработанного отечественным психологом Л.С. Выготским (1896–1934).
Целью данной работы служит рассмотрение всех периодов развития человека и их особенностей.
Введение 3
Возрастная психология как наука
Предмет и задачи возрастной психологии 4
Методы исследования в возрастной психологии 4-5
Периодизация психического развития
Подходы к периодизации психического развития
в возрастной психологии 5-6
Психическое развитие новорожденного, младенца
Кризис новорожденности 6
3.2 Психическое развитие ребенка в период новорожденности 6-7
3.3 Кризис первого года жизни 7-8
3.4 Ведущий вид деятельности 8
4. Ранее детство (от 1 года до 3 лет)
4.1 Социальная ситуация развития 8-9
4.2 Развитие познавательной сферы ребенка 9-10
4.3 Кризис трех лет 10-11
4.4 Ведущий вид деятельности в раннем детстве 11
5. Дошкольное детство (от 3 до 6-7 лет)
5.1 Социальная ситуация развития 12
5.2 Ведущий вид деятельности 12
5.3 Игра и игрушки 12-13
6. Младший школьный возраст (от 6-7 лет до 10-11 лет)
6.1 Социальная ситуация развития 13
6.2 Учебная деятельность. Другие виды деятельности 14
6.3 Новообразования младшего школьного возраста 14-15
6.4 Кризис семи лет 15
7. Подростковый возраст (от 10-11 лет до 14-15 лет)
7.1 Социальная ситуация развития 15-16
7.2 Физиологические изменения 16
7.3 Психологические изменения 16
7.4 Кризис подросткового возраста 16-17
7.5 Ведущая деятельность в подростковом возрасте 17
8. Юношество (от 15-16 лет до 20 лет)
8.1 Когнитивные изменения 17
8.2 Учебно-профессиональная деятельность 17-18
8.3 Процесс становления самосознания 18
9. Психология взрослого человека
9.1 Ранняя взрослость (20–40 лет) 18-19
9.2 Средняя взрослость (40-60 лет) 19-20
9.3 Период поздней взрослости (60 лет и старше) 20
Заключение 21
Список использованных источников
Российский государственный университет физической культуры спорта и туризма (ГЦОЛИФК)
Институт туризма рекреации реабилитации и фитнеса
Реферат на тему:
«ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ»
студентка 3 курса
1 группы РиСОТ
Горбунова Клавдия
профессор, кандидат
психологических наук,
член-корреспондент
Международной Академии
психологических наук
Непопалов Владимир Николаевич
Москва 2012
Содержание
Введение
в возрастной психологии
3.2 Психическое развитие ребенка
в период новорожденности
3.3 Кризис первого года жизни
3.4 Ведущий вид деятельности
4. Ранее детство (от 1 года до 3 лет)
4.1 Социальная ситуация развития
4.2 Развитие познавательной
сферы ребенка
4.3 Кризис трех лет
4.4 Ведущий вид деятельности в
раннем детстве
5. Дошкольное детство (от 3 до 6-7 лет)
5.1 Социальная ситуация развития
5.2 Ведущий вид деятельности
5.3 Игра и игрушки
6. Младший школьный возраст (от 6-7 лет до 10-11 лет)
6.1 Социальная ситуация
развития
6.2 Учебная деятельность.
Другие виды деятельности
6.3 Новообразования младшего
школьного возраста
6.4 Кризис семи лет
7. Подростковый возраст (от 10-11 лет до 14-15 лет)
7.1 Социальная ситуация
развития
7.2 Физиологические
изменения
7.3 Психологические изменения
7.4 Кризис подросткового возраста
7.5 Ведущая деятельность
в подростковом возрасте
8. Юношество (от 15-16 лет до 20 лет)
8.1 Когнитивные изменения
8.2 Учебно-профессиональная
деятельность
8.3 Процесс становления
самосознания
9. Психология взрослого человека
9.1 Ранняя взрослость
(20–40 лет)
9.2 Средняя взрослость
(40-60 лет)
9.3 Период поздней взрослости
(60 лет и старше)
Заключение
Список использованных источников
Введение
Детская психология как наука о психическом развитии ребенка зародилась в конце XIX в. Началом этому послужила книга немецкого ученого-дарвиниста В. Прейера «Душа ребенка» (СПб, 1891). В ней Прейер описывал результаты ежедневных наблюдений за развитием своей дочери, обращая внимание на развитие органов чувств, моторики, воли, рассудка и языка.
К объективным условиям становления детской психологии, сложившимся на конец XIX века, в первую очередь следует отнести бурное развитие промышленности и, соответственно, качественно новый уровень общественной жизни. Это повлекло за собой необходимость пересмотреть подходы к воспитанию и обучению детей. Задача понимания ребенка стала одной из первоочередных. Кроме того, ученые пришли к выводу, что только через изучение психологии ребенка лежит путь к пониманию того, что собой представляет психология взрослого человека.
Развитию возрастной психологии способствовали эволюционные идеи английского естествоиспытателя Чарльза Дарвина (1809–1882), которые послужили основой понимания рефлекторной сущности психических факторов. Этой проблемой занимался и русский физиолог И.М. Сеченов (1829–1905).
Возрастная психология поднялась
на новую ступень с введением мето
Целью данной работы служит рассмотрение всех периодов развития человека и их особенностей.
1.1. Предмет и задачи возрастной психологии
Возрастная психология – это отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости.
Предметом возрастной психологии являются возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и качеств личности развивающегося человека, закономерности развития психических процессов.
Возрастная психология изучает возрастные особенности психических процессов, возрастные возможности усвоения знаний, ведущие факторы развития личности, возрастные изменения и т. д.
Возрастные изменения
Революционные изменения осуществляются быстро, за короткий срок, они более глубоки, чем эволюционные. Данные изменения происходят в момент кризиса возрастного развития, возникающего на рубеже возрастов между сравнительно спокойно протекающими периодами эволюционных изменений психики и поведения.
Ситуационные изменения связаны с воздействием на психику ребенка конкретной социальной ситуации. Данные изменения отражают процессы, происходящие в психике и поведении ребенка под влиянием обучения и воспитания.
Возрастные эволюционные и революционные изменения психики и поведения устойчивы, необратимы, не требуют систематического подкрепления. Они преобразуют психологию человека как личности. Ситуационные изменения неустойчивы, обратимы и требуют закрепления в последующих упражнениях. Такие изменения направлены на преобразование частных форм поведения, знаний, умений и навыков.
Теоретической задачей возрастной психологии является изучение закономерностей психического развития в онтогенезе, установление периодов развития и причин перехода от одного периода к другому, определение возможностей развития, а также возрастных особенностей психических процессов, возрастных возможностей усвоения знаний, ведущих факторов развития личности и т. д.
Объектом изучения выступают ребенок, подросток, юноша, взрослый человек, пожилой человек.
1.2. Методы исследования в возрастной психологии
Комплекс методов исследования, которыми пользуются в возрастной психологии, состоит из нескольких блоков методик, заимствованных из общей и социальной психологии.
Из общей психологии взяты методы исследования когнитивных процессов и личности ребенка. Они адаптированы к возрасту ребенка и исследуют восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. При помощи данных методов можно получить информацию о возрастных особенностях познавательных процессов детей и преобразованиях этих процессов при взрослении ребенка.
Социальная психология обеспечила возрастную психологию методами, позволяющими изучать межличностные отношения в различных детских группах, а также взаимоотношения между детьми и взрослыми. К этим методам относятся: наблюдение, опрос, беседа, эксперимент, метод срезов, тестирование и анкетирование.
2. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
2.1. Подходы к периодизации психического развития в возрастной психологии
Существуют различные точки зрения на процесс развития ребенка в целом. Одни ученые полагают, что этот процесс непрерывный, другие считают его дискретным.
Сторонники непрерывного развития утверждают, что процесс идет, не останавливаясь, не ускоряясь и не замедляясь; границ, отделяющих один этап от другого, нет. По мнению приверженцев дискретного развития, оно идет неравномерно, то ускоряется, то замедляется и имеет главный, ведущий фактор развития. Именно поэтому необходимо выделять стадии и этапы развития, которые будут качественно отличаться друг от друга. Считается, что дети последовательно проходят через все стадии развития, не пропуская ни одного этапа и не забегая вперед.
В настоящее время предпочтение отдается дискретной позиции развития детей, поэтому рассмотрим ее более подробно.
Известны два подхода к
Нормативным считается идеальный процесс развития с учетом всех влияющих факторов при правильной организации обучения и воспитания.
По мнению Л.С. Выготского, все периодизации можно разделить на три группы.
Первая группа включает в себя периодизации, построенные на основе внешнего критерия, связанного с процессом развития. К ней можно отнести периодизацию, созданную по биогенетическому принципу, периодизацию К. Бюлера – автора теории трех ступеней развития (инстинкт, дрессура (навыки), интеллект), который считал, что ребенок начинает что-либо осознавать после дошкольного возраста.
Французский психолог Р. Заззо построил свою периодизацию таким образом, что системы воспитания и обучения совпадают с этапами детства: 0–3 года – раннее детство; 3–5 лет – дошкольное детство; 6-12 лет – начальное школьное образование; 12–16 лет – обучение в средней школе; 17 лет и старше – высшее и университетское образование.