Психология развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 14:58, реферат

Описание работы

Возрастная психология поднялась на новую ступень с введением метода формирующего эксперимента, разработанного отечественным психологом Л.С. Выготским (1896–1934).
Целью данной работы служит рассмотрение всех периодов развития человека и их особенностей.

Содержание работы

Введение 3
Возрастная психология как наука
Предмет и задачи возрастной психологии 4
Методы исследования в возрастной психологии 4-5
Периодизация психического развития
Подходы к периодизации психического развития
в возрастной психологии 5-6
Психическое развитие новорожденного, младенца
Кризис новорожденности 6
3.2 Психическое развитие ребенка в период новорожденности 6-7
3.3 Кризис первого года жизни 7-8
3.4 Ведущий вид деятельности 8
4. Ранее детство (от 1 года до 3 лет)
4.1 Социальная ситуация развития 8-9
4.2 Развитие познавательной сферы ребенка 9-10
4.3 Кризис трех лет 10-11
4.4 Ведущий вид деятельности в раннем детстве 11
5. Дошкольное детство (от 3 до 6-7 лет)
5.1 Социальная ситуация развития 12
5.2 Ведущий вид деятельности 12
5.3 Игра и игрушки 12-13
6. Младший школьный возраст (от 6-7 лет до 10-11 лет)
6.1 Социальная ситуация развития 13
6.2 Учебная деятельность. Другие виды деятельности 14
6.3 Новообразования младшего школьного возраста 14-15
6.4 Кризис семи лет 15
7. Подростковый возраст (от 10-11 лет до 14-15 лет)
7.1 Социальная ситуация развития 15-16
7.2 Физиологические изменения 16
7.3 Психологические изменения 16
7.4 Кризис подросткового возраста 16-17
7.5 Ведущая деятельность в подростковом возрасте 17
8. Юношество (от 15-16 лет до 20 лет)
8.1 Когнитивные изменения 17
8.2 Учебно-профессиональная деятельность 17-18
8.3 Процесс становления самосознания 18
9. Психология взрослого человека
9.1 Ранняя взрослость (20–40 лет) 18-19
9.2 Средняя взрослость (40-60 лет) 19-20
9.3 Период поздней взрослости (60 лет и старше) 20
Заключение 21
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

экзамен.doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)

Российский государственный  университет физической культуры спорта и туризма (ГЦОЛИФК)

 

 

Институт туризма рекреации  реабилитации и фитнеса

 

 

 

Реферат на тему:

«ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ» 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                       Выполнила:

студентка 3 курса

1 группы РиСОТ

Горбунова Клавдия

                                                                                        Проверил:

профессор, кандидат

психологических наук,

член-корреспондент

Международной Академии

 психологических наук

Непопалов Владимир Николаевич

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012

 

 

Содержание

 

                                                                                                                                        стр.

Введение                                                                                                                         3

  1. Возрастная психология как наука                              
    1. Предмет и задачи возрастной психологии                                                4
    2. Методы исследования в возрастной психологии                                    4-5
  2. Периодизация психического развития
    1. Подходы к периодизации психического развития

в возрастной психологии                                                                           5-6

  1. Психическое развитие новорожденного, младенца
    1. Кризис новорожденности                                                                            6

3.2 Психическое развитие ребенка  в период новорожденности                 6-7

3.3 Кризис первого года жизни                                                                       7-8

3.4 Ведущий вид деятельности                                                                         8

       4.   Ранее детство (от 1 года до 3 лет)

4.1  Социальная ситуация развития                                                                 8-9

4.2 Развитие познавательной  сферы ребенка                                                 9-10

4.3 Кризис трех лет                                                                                          10-11

4.4 Ведущий вид деятельности в раннем детстве                                            11

      5.   Дошкольное детство (от 3 до 6-7 лет)

            5.1 Социальная ситуация развития                                                                    12

5.2 Ведущий вид деятельности                                                                          12

5.3 Игра и игрушки                                                                                            12-13

      6.   Младший школьный возраст (от 6-7 лет до 10-11 лет)

6.1 Социальная ситуация  развития                                                                      13

6.2 Учебная деятельность. Другие виды деятельности                                     14

6.3 Новообразования младшего  школьного возраста                                     14-15

6.4 Кризис семи лет                                                                                               15

      7. Подростковый возраст (от 10-11 лет до 14-15 лет)

7.1 Социальная ситуация  развития                                                                   15-16

7.2 Физиологические  изменения                                                                          16

7.3 Психологические изменения                                                                          16

7.4 Кризис подросткового возраста                                                                  16-17

7.5 Ведущая деятельность  в подростковом возрасте                                          17

      8.  Юношество (от 15-16 лет до 20 лет)

8.1 Когнитивные изменения                                                                                  17

8.2 Учебно-профессиональная деятельность                                                    17-18

8.3 Процесс становления  самосознания                                                                18

      9.   Психология  взрослого человека

9.1 Ранняя взрослость (20–40 лет)                                                                       18-19

9.2 Средняя взрослость (40-60 лет)                                                                     19-20

    9.3 Период поздней взрослости (60 лет и старше)                                              20

Заключение                                                                                                                  21

Список использованных источников                                                                       22

 

 

Введение

 

Детская психология как наука о психическом развитии ребенка зародилась в конце XIX в. Началом этому послужила книга немецкого ученого-дарвиниста В. Прейера «Душа ребенка» (СПб, 1891). В ней Прейер описывал результаты ежедневных наблюдений за развитием своей дочери, обращая внимание на развитие органов чувств, моторики, воли, рассудка и языка.

К объективным условиям становления  детской психологии, сложившимся  на конец XIX века, в первую очередь  следует отнести бурное развитие промышленности и, соответственно, качественно  новый уровень общественной жизни. Это повлекло за собой необходимость пересмотреть подходы к воспитанию и обучению детей. Задача понимания ребенка стала одной из первоочередных. Кроме того, ученые пришли к выводу, что только через изучение психологии ребенка лежит путь к пониманию того, что собой представляет психология взрослого человека.

Развитию возрастной психологии способствовали эволюционные идеи английского естествоиспытателя Чарльза Дарвина (1809–1882), которые  послужили основой понимания  рефлекторной сущности психических факторов. Этой проблемой занимался и русский физиолог И.М. Сеченов (1829–1905).

Возрастная психология поднялась  на новую ступень с введением метода формирующего эксперимента, разработанного отечественным психологом Л.С. Выготским (1896–1934).

Целью данной работы служит рассмотрение всех периодов развития человека и  их особенностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА

 

1.1. Предмет и задачи  возрастной психологии

Возрастная психология – это отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости.

Предметом возрастной психологии являются возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и качеств личности развивающегося человека, закономерности развития психических процессов.

Возрастная психология изучает  возрастные особенности психических  процессов, возрастные возможности  усвоения знаний, ведущие факторы  развития личности, возрастные изменения  и т. д.

Возрастные изменения подразделяются на эволюционные, революционные и  ситуационные. К эволюционным изменениям относятся количественные и качественные преобразования, происходящие в психике человека при переходе из одной возрастной группы в другую. Такие изменения протекают медленно, но основательно, и охватывают значительные периоды жизни, от нескольких месяцев до нескольких лет. Они обусловлены следующими факторами: а) биологическим созреванием и психофизиологическим состоянием организма ребенка; б) его местом в системе социальных отношений; в) уровнем интеллектуального и личностного развития.

Революционные изменения осуществляются быстро, за короткий срок, они более глубоки, чем эволюционные. Данные изменения происходят в момент кризиса возрастного развития, возникающего на рубеже возрастов между сравнительно спокойно протекающими периодами эволюционных изменений психики и поведения.

Ситуационные изменения связаны с воздействием на психику ребенка конкретной социальной ситуации. Данные изменения отражают процессы, происходящие в психике и поведении ребенка под влиянием обучения и воспитания.

Возрастные эволюционные и революционные  изменения психики и поведения  устойчивы, необратимы, не требуют систематического подкрепления. Они преобразуют психологию человека как личности. Ситуационные изменения неустойчивы, обратимы и требуют закрепления в последующих упражнениях. Такие изменения направлены на преобразование частных форм поведения, знаний, умений и навыков.

Теоретической задачей возрастной психологии является изучение закономерностей психического развития в онтогенезе, установление периодов развития и причин перехода от одного периода к другому, определение возможностей развития, а также возрастных особенностей психических процессов, возрастных возможностей усвоения знаний, ведущих факторов развития личности и т. д.

Объектом изучения выступают ребенок, подросток, юноша, взрослый человек, пожилой человек.

 

1.2. Методы исследования в возрастной психологии

Комплекс методов исследования, которыми пользуются в возрастной психологии, состоит из нескольких блоков методик, заимствованных из общей и социальной психологии.

Из общей психологии взяты методы исследования когнитивных процессов и личности ребенка. Они адаптированы к возрасту ребенка и исследуют восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. При помощи данных методов можно получить информацию о возрастных особенностях познавательных процессов детей и преобразованиях этих процессов при взрослении ребенка.

Социальная психология обеспечила возрастную психологию методами, позволяющими изучать межличностные отношения в различных детских группах, а также взаимоотношения между детьми и взрослыми. К этим методам относятся: наблюдение, опрос, беседа, эксперимент, метод срезов, тестирование и анкетирование.

 

2. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

2.1. Подходы к периодизации психического развития в возрастной психологии

Существуют различные точки  зрения на процесс развития ребенка в целом. Одни ученые полагают, что этот процесс непрерывный, другие считают его дискретным.

Сторонники непрерывного развития утверждают, что процесс идет, не останавливаясь, не ускоряясь и не замедляясь; границ, отделяющих один этап от другого, нет. По мнению приверженцев дискретного развития, оно идет неравномерно, то ускоряется, то замедляется и имеет главный, ведущий фактор развития. Именно поэтому необходимо выделять стадии и этапы развития, которые будут качественно отличаться друг от друга. Считается, что дети последовательно проходят через все стадии развития, не пропуская ни одного этапа и не забегая вперед.

В настоящее время предпочтение отдается дискретной позиции развития детей, поэтому рассмотрим ее более подробно.

Известны два подхода к периодизации развития: стихийный и нормативный. Сторонники стихийного подхода полагают, что процесс развития складывается стихийно, под воздействием множества случайных факторов и обстоятельств, происходящих в жизни детей. 

Нормативным считается идеальный процесс развития с учетом всех влияющих факторов при правильной организации обучения и воспитания.

По мнению Л.С. Выготского, все периодизации можно разделить на три группы.

Первая группа включает в себя периодизации, построенные на основе внешнего критерия, связанного с процессом развития. К ней можно отнести периодизацию, созданную по биогенетическому принципу, периодизацию К. Бюлера – автора теории трех ступеней развития (инстинкт, дрессура (навыки), интеллект), который считал, что ребенок начинает что-либо осознавать после дошкольного возраста.

Французский психолог Р. Заззо построил свою периодизацию таким образом, что системы воспитания и обучения совпадают с этапами детства: 0–3 года – раннее детство; 3–5 лет – дошкольное детство; 6-12 лет – начальное школьное образование; 12–16 лет – обучение в средней школе; 17 лет и старше – высшее и университетское образование.

Информация о работе Психология развития