Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 14:58, реферат
Возрастная психология поднялась на новую ступень с введением метода формирующего эксперимента, разработанного отечественным психологом Л.С. Выготским (1896–1934).
Целью данной работы служит рассмотрение всех периодов развития человека и их особенностей.
Введение 3
Возрастная психология как наука
Предмет и задачи возрастной психологии 4
Методы исследования в возрастной психологии 4-5
Периодизация психического развития
Подходы к периодизации психического развития
в возрастной психологии 5-6
Психическое развитие новорожденного, младенца
Кризис новорожденности 6
3.2 Психическое развитие ребенка в период новорожденности 6-7
3.3 Кризис первого года жизни 7-8
3.4 Ведущий вид деятельности 8
4. Ранее детство (от 1 года до 3 лет)
4.1 Социальная ситуация развития 8-9
4.2 Развитие познавательной сферы ребенка 9-10
4.3 Кризис трех лет 10-11
4.4 Ведущий вид деятельности в раннем детстве 11
5. Дошкольное детство (от 3 до 6-7 лет)
5.1 Социальная ситуация развития 12
5.2 Ведущий вид деятельности 12
5.3 Игра и игрушки 12-13
6. Младший школьный возраст (от 6-7 лет до 10-11 лет)
6.1 Социальная ситуация развития 13
6.2 Учебная деятельность. Другие виды деятельности 14
6.3 Новообразования младшего школьного возраста 14-15
6.4 Кризис семи лет 15
7. Подростковый возраст (от 10-11 лет до 14-15 лет)
7.1 Социальная ситуация развития 15-16
7.2 Физиологические изменения 16
7.3 Психологические изменения 16
7.4 Кризис подросткового возраста 16-17
7.5 Ведущая деятельность в подростковом возрасте 17
8. Юношество (от 15-16 лет до 20 лет)
8.1 Когнитивные изменения 17
8.2 Учебно-профессиональная деятельность 17-18
8.3 Процесс становления самосознания 18
9. Психология взрослого человека
9.1 Ранняя взрослость (20–40 лет) 18-19
9.2 Средняя взрослость (40-60 лет) 19-20
9.3 Период поздней взрослости (60 лет и старше) 20
Заключение 21
Список использованных источников
Ко второй группе относятся периодизации, основанные на одном внутреннем критерии, выбранном произвольно. Вот некоторые из них.
3. Фрейд построил периодизацию с учетом полового созревания и предложил следующие стадии: оральную, анальную, фаллическую, латентную, генитальную, соответствующие бесполому, нейтральнополому, двуполому и половому детству.
Американский психолог Л. Колберг (1927–1987) сделал акцент на моральное развитие и выделил следующих три уровня.
1. Страх наказания (до 7 лет): страх перед правом силы, страх быть обманутым и недополучить благ.
2. Стыд перед окружающими людьми (13 лет): перед товарищами, ближайшим окружением; стыд общественного осуждения, негативной оценки больших социальных групп.
3. Совесть (после 16 лет): желание соответствовать своим нравственным принципам, собственной системе нравственных ценностей.
3. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ НОВОРОЖДЕННОГО, МЛАДЕНЦА
3.1. Кризис новорожденности
Первый год жизни ребенка
можно разделить на два периода:
новорожденности и
Кризис новорожденности – это непосредственно процесс рождения. Психологи считают его тяжелым и переломным моментом в жизни ребенка. Причины этого кризиса следующие:
1) физиологические. Ребенок, рождаясь, физически отделяется от матери, что уже является травмой, а в дополнение к этому попадает в совершенно другие условия (холод, воздушная среда, яркая освещенность, необходимость смены питания);
2) психологические. Отделяясь от матери, ребенок перестает ощущать ее тепло, что ведет к появлению чувства незащищенности и тревоги.
Психика новорожденного ребенка располагает набором врожденных безусловных рефлексов. К ним относятся сосательный, дыхательный, защитный, ориентировочный, хватательный («цеплятельный») рефлексы.
Кризис новорожденности
Ребенок считается не приспособленным к жизни не только потому, что не может удовлетворить свои потребности, но и потому, что у него пока нет ни одного сформированного поведенческого акта.
Период новорожденности
3.2. Психическое развитие ребенка в период новорожденности
Самым важным моментом в его психическом
развитии является возникновение слухового
и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение возникает
в 2–3 недели. Ребенок замирает и замолкает
при резком звуке, например хлопнувшей
двери. На третьей-четвертой неделе он
уже реагирует на голос человека. Проявляется
это следующим образом: он не только замирает,
а еще и поворачивает голову в сторону
его источника. На третьей-пятой неделе
появляется зрительное сосредот
Таким образом, благодаря развитию слухового и зрительного сосредоточения у ребенка к 5–6 неделям начинает закладываться основа для перехода от ощущений к восприятию.
Со временем, после приобретения способности узнавать голос ухаживающей за ребенком матери, видеть ее лицо, происходит установление эмоционального контакта с нею.
3.3. Кризис первого года жизни
В первый год жизни ребенка, в младенчестве (от 1 месяца до года), развиваются зрение, восприятие, речь, память, мышление, происходит становление эмоциональных контактов с окружающими.
Зрение является одним из главных органов чувств человека. Поэтому развиваться оно начинает в первую очередь. Вначале ребенок может только сосредоточивать взгляд на предмете в течение очень малого промежутка времени. После второго месяца жизни зрительное сосредоточение становится более длительным и появляется способность к различению простейших цветов.
К трем месяцам отмечается достаточно
хороший уровень развития движения
глаз, продолжительность
В 4 месяца ребенок смотрит активно: эмоционально реагирует на увиденное, двигается, повизгивает.
Разнообразные впечатления, которые получает младенец, способствуют его познавательному развитию. Поэтому для удовлетворения его потребностей в новых впечатлениях окружающую обстановку необходимо сделать привлекательной и интересной – иначе познавательное развитие будет замедляться.
К одному году возникает такое свойство
восприятия, как предметность. Предметность
В результате наблюдений за детьми было
установлено, что при восприятии
предметов они сначала
У младенцев сильно развит познавательный интерес. Они могут подолгу рассматривать предметы, выделяя в них контуры, контрасты, простые формы, переходя от горизонтальных элементов рисунка к вертикальным, особое внимание, уделяя цвету.
В первый год жизни ребенка
идет активное развитие памяти. Развиваются все ее генетические
виды: эмоциональная, моторная, образная,
вербальная. Эмоциональная памя
Развитие воспроизведения
В этом возрасте происходит развитие мышления младенца. Пока это наглядно-действенное мышление, которое выражается в манипулятивных движениях рук и формировании операционных структур.
Развивается речь. До одного месяца отмечается пассивная речь: ребенок просто слушает и различает звуки. В возрасте около одного месяца он начинает произносить простые звуки. К концу первого – началу второго месяца жизни у ребенка появляется особое внимание к речи, называемое слуховым сосредоточением. В 4 месяца младенец различает речь взрослых по интонации, что свидетельствует об умении пользоваться речью как средством эмоциональной коммуникации. С 6 месяцев отмечается лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные в основном с действиями ребенка. Также он ориентируется на эмоциональный тон, характер высказывания и ритмику. В 9-10 месяцев младенец произносит первые слова. К концу первого года жизни он понимает 10–20 слов, произносимых взрослыми.
В этом возрасте идет развитие психики ребенка. Э. Эрик-сон считал,
что в младенческом возрасте формируется
чувство доверия или недоверия
Данные изменения в развитии ребенка приводят к возникновению критического периода, который сопровождается упрямством, агрессией, негативизмом, обидчивостью. Эти качества не являются устойчивыми и с окончанием кризиса проходят.
Кризис одного года возникает на стыке двух периодов: окончания младенчества и начала раннего детства. Данный кризис сопровождается внешними проявлениями и внутренними причинами. Внешние проявления заключаются в следующем: когда взрослый что-то запрещает ребенку или не понимает его, тот начинает беспокоиться, кричать, плакать, старается проявить самостоятельность. Внутренние причины кризиса таковы: нарастают противоречия между потребностями в познании окружающего мира и теми возможностями, которыми ребенок обладает.
Суть кризиса первого года жизни состоит в том, что ребенок начинает чувствовать себя более самостоятельным. Но возможности его все же ограничены, поскольку, во-первых, речь ребенка носит автономный характер, а во-вторых, взрослый помогает ему в осуществлении любого действия.
3.4. Ведущий вид деятельности
Ведущим видом деятельности в младенческом
возрасте является эмоционально-
У ребенка, лишенного полноценного общения со взрослым отмечается задержка психического развития.
4. РАННЕЕ ДЕТСТВО (ОТ 1 ГОДА ДО 3 ЛЕТ)
4.1. Социальная ситуация развития
Раннее детство – это период от 1 года до 3 лет. В этом возрасте происходят изменения в личностном развитии, познавательной сфере, социальной ситуации развития.
Новообразования младенческого возраста приводят к тому, что меняются отношения между ребенком и взрослым, что в свою очередь ведет к формированию новой социальной ситуации развития, которая заключается в возникновении совместной деятельности ребенка и взрослого, а также в том, что данная деятельность становится предметной. Суть совместной деятельности состоит в усвоении общественно выработанных способов употребления предметов, т. е. взрослый учит ребенка правильно пользоваться окружающими предметами, а также объясняет, для чего они нужны и где их надо использовать. Социальная ситуация развития ребенка в этом возрасте выглядит так: «Ребенок – ПРЕДМЕТ – взрослый». Как видно из этой триады, важным для ребенка является предмет. Убедиться в этом можно, наблюдая за тем, как ребенок играет: он постоянно смотрит на тот предмет, которым увлечен, будь то машинка, стул, кукла, ложка и т. д.
Совместная деятельность становится предметной, потому что мотив этой деятельности заключается в самом предмете и способе его употребления. Общение в этом возрасте приобретает форму организации предметной деятельности.
4.2. Развитие познавательной сферы ребенка
В этом возрасте развиваются восприятие, мышление, память, речь. Этот процесс характеризуется вербализацией познавательных процессов и возникновением их произвольности.
Развитие восприятия определяется тремя параметрами. К ним относятся: перцептивные действия (целостность воспринимаемого предмета), сенсорные эталоны (возникновение эталонов ощущений: звуковых, световых и т.д.) и действиями соотнесения.
С года начинает активно развиваться процесс познания окружающего мира. Ребенок в возрасте от одного года до двух лет для выполнения одного и того же действия использует различные варианты, а с полутора до двух лет у него появляется способность решать проблему путем догадки, т. е. ребенок внезапно находит решение данной проблемы, избегая метода проб и ошибок.
Благодаря развитию восприятия к концу раннего возраста у ребенка начинает складываться мыслительная деятельность. Это выражается в появлении способности к обобщению, переносу полученного опыта из первоначальных условий в новые, в установлении связи между предметами путем экспериментирования, запоминании их и использовании при решении проблем. Полуторагодовалый ребенок может прогнозировать и указывать направление движения объекта, место расположения знакомого предмета, преодолевать препятствия на пути достижения желаемой цели. А после полутора лет появляется реакция выбора объекта по наиболее ярким и простым признакам: форме и цвету.