Психология развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 14:58, реферат

Описание работы

Возрастная психология поднялась на новую ступень с введением метода формирующего эксперимента, разработанного отечественным психологом Л.С. Выготским (1896–1934).
Целью данной работы служит рассмотрение всех периодов развития человека и их особенностей.

Содержание работы

Введение 3
Возрастная психология как наука
Предмет и задачи возрастной психологии 4
Методы исследования в возрастной психологии 4-5
Периодизация психического развития
Подходы к периодизации психического развития
в возрастной психологии 5-6
Психическое развитие новорожденного, младенца
Кризис новорожденности 6
3.2 Психическое развитие ребенка в период новорожденности 6-7
3.3 Кризис первого года жизни 7-8
3.4 Ведущий вид деятельности 8
4. Ранее детство (от 1 года до 3 лет)
4.1 Социальная ситуация развития 8-9
4.2 Развитие познавательной сферы ребенка 9-10
4.3 Кризис трех лет 10-11
4.4 Ведущий вид деятельности в раннем детстве 11
5. Дошкольное детство (от 3 до 6-7 лет)
5.1 Социальная ситуация развития 12
5.2 Ведущий вид деятельности 12
5.3 Игра и игрушки 12-13
6. Младший школьный возраст (от 6-7 лет до 10-11 лет)
6.1 Социальная ситуация развития 13
6.2 Учебная деятельность. Другие виды деятельности 14
6.3 Новообразования младшего школьного возраста 14-15
6.4 Кризис семи лет 15
7. Подростковый возраст (от 10-11 лет до 14-15 лет)
7.1 Социальная ситуация развития 15-16
7.2 Физиологические изменения 16
7.3 Психологические изменения 16
7.4 Кризис подросткового возраста 16-17
7.5 Ведущая деятельность в подростковом возрасте 17
8. Юношество (от 15-16 лет до 20 лет)
8.1 Когнитивные изменения 17
8.2 Учебно-профессиональная деятельность 17-18
8.3 Процесс становления самосознания 18
9. Психология взрослого человека
9.1 Ранняя взрослость (20–40 лет) 18-19
9.2 Средняя взрослость (40-60 лет) 19-20
9.3 Период поздней взрослости (60 лет и старше) 20
Заключение 21
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

экзамен.doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)

 

8.3. Процесс становления самосознания

Важнейшим психологическим процессом  в юношеском возрасте является становление  самосознания и устойчивого образа «Я».

Психологов давно интересовало, почему именно в этом возрасте происходит развитие самосознания. В результате многих исследований они пришли к выводу, что этому способствуют следующие факторы.

1. Идет дальнейшее развитие интеллекта. Развитие абстрактно-логического мышления ведет к появлению непреодолимого желания к абстракции и теоретизированию.

2. В ранней юности происходит открытие внутреннего мира. Юноши и девушки начинают погружаться в себя и наслаждаться своими переживаниями, по-другому смотреть на мир, открывают новые чувства, красоту природы, звуки музыки, ощущения своего тела.

3. С возрастом меняется образ воспринимаемого человека. Он рассматривается с позиции кругозора, умственных способностей, эмоций, волевых качеств, отношения к труду и другим людям.

4. Открытие внутреннего мира ведет к появлению тревожности и драматических переживаний. Наряду с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других появляется чувство одиночества или страха одиночества.

5. Юношескому возрасту свойственно преувеличение своей уникальности. 

 

9. ПСИХОЛОГИЯ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА

 

9.1. Ранняя взрослость (20–40 лет)

В этот период познавательные психические процессы развиваются неравномерно. Развитие психофизической функции на рубеже 25 лет прекращается, интеллектуальное развитие продолжается еще многие годы.

Взрослый человек может самостоятельно контролировать ход своего интеллектуального развития и добиваться больших результатов, связанных с трудом или творчеством. Успешность человека зависит от степени его одаренности, уровня образованности и правильно выбранного рода деятельности.

Главными проблемами в эмоциональной сфере являются достижение идентичности и близости.

Эмоциональная близость в человеческих отношениях выступает как основа любви. Чувство любви имеет глубоко  интимный характер и сопровождается ситуативно возникающими и изменяющимися эмоциями нежности, восторга, ревности, которая зачастую выражается в виде гнева, печали, злости, обиды, разочарования и других эмоций.

В ранней взрослости происходит развитие комплекса эмоций, таких как эмоция родительских отношений, включающих в себя радость от общения с ребенком, чувство привязанности и доверия, особая чувствительность к потребностям ребенка, чувство интереса к ребенку, восхищения и гордости за него.

В основном эмоциональная сфера  человека в этом возрасте уже сформирована и стабильна.

Роль мотивационной сферы очень велика, потому что в этот жизненный период человек вступает во взрослую жизнь и ему предстоит решить многие проблемы, среди которых создание семьи, рождение детей, выбор профессии.

Создание семьи – очень важный шаг в жизни любого человека. От того, на какие ценности ориентируется человек при создании семьи, будет зависеть его будущее.

Еще одним важным шагом, которым  человек определяет свое будущее, является выбор профессии. Человек, делая данный выбор, руководствуется практическими соображениями, родительскими установками, желанием реализовать свои способности, интересом к профессии и ориентацией на сложившуюся систему ценностей, которая может изменяться с возрастом.

Замечено, что ближе к 30 годам  на смену романтически окрашенным ценностям приходят более практичные. Главными становятся внешние факторы мотивации труда: заработная плата и материальное поощрение.

На самосознание, самооценку, «Я - концепцию» оказывают влияние следующие факторы: самоопределение личности в качестве сексуального партнера, супруга, родителя, профессионала и гражданина.

В данный период наблюдается нормативный кризис 30–33 лет. Он обусловлен рассогласованием между жизненными планами и реальными возможностями человека. В этом возрасте происходит пересмотр жизненных ценностей и незначительные ценности отсеиваются.

Период ранней взрослости характеризуется  освоением профессиональной деятельности, самосовершенствованием, созданием  семьи, воспитанием детей, особенностями организации свободного времени.

Ведущим фактором развития в данный период является трудовая деятельность, а главными задачами ранней взрослости становятся самоопределение и создание семьи.

 

9.2. Средняя взрослость (от 40 до 60 лет)

В 40–60 лет человек оказывается  в условиях, психологически отличающихся от прежних. К этому времени он приобретает богатый жизненный и профессиональный опыт; дети становятся взрослыми и отношения с ними меняются, начинают носить другой характер; стареют родители, которым становится необходима помощь.

В организме человека начинают происходить  закономерные для данного возраста физиологические изменения, к которым  ему приходится приспосабливаться. Эти изменения носят следующий  характер: ухудшается общее самочувствие, зрение, замедляются реакции, ослабевает сексуальная потенция у мужчин, женщины переживают период климакса.

Работоспособность остается на том  же уровне и позволяет сохранять  трудовую и творческую активность. В этом возрасте еще продолжается развитие способностей, связанных с  профессиональной и повседневной деятельностью.

Эмоциональная сфера в это время развивается неравномерно. Средний возраст – это период расцвета семейной жизни, карьеры и творческих способностей. Труд занимает главную позицию и становится важнейшим источником человеческих чувств. На эмоциональное состояние начинает влиять успешность трудовой деятельности.

Ведущим видом деятельности становится труд, успешная профессиональная деятельность, которая обеспечивает самоактуализацию личности. На первый план выходят проблемы помощи детям, отношения в семье, с супругом, стабилизируются.

Так как средняя взрослость –  период активного труда, то человек  все свое свободное время в  основном тратит на работу.

В этот период наблюдается так называемый «кризис середины жизни» (40–45 лет). Человек переоценивает свои достижения и критически оценивает себя.

 

9.3. Период поздней взрослости (60 лет и старше)

Старость является завершающим  этапом жизни человека. Люди, достигшие  этого возраста, подразделяются на три группы: 1) люди пожилого возраста; 2) люди старческого возраста; 3) долгожители.

Пожилой возраст считается переходным состоянием от зрелости к старости. Главной его особенностью является процесс старения, который генетически  запрограммирован. В этом возрасте человек уже не так силен физически, уменьшается общий запас энергии, ухудшается деятельность сосудистой и иммунной систем, т. е. происходит общее старение организма.

Больше всего страдают интеллектуальные функции. В эмоциональной сфере появляется неконтролируемое усиление аффективных реакций (сильное нервное возбуждение) со склонностью к беспричинной грусти и слезливости.

Пожилые люди часто думают о смерти, но не боятся наступления этого дня.

Выход на пенсию изменяет положение  и роль человека в обществе, что  сказывается на его мотивационной сфере. Мотивацией 60-летнего человека является потребность в самореализации, созидании и передаче духовного наследия. После 70 лет актуальной становится другая проблема: поддержание здоровья на должном уровне. Главным для пожилого человека становятся семейные отношения, которые придают ему ощущение защищенности, стабильности и прочности, определяя его радости и горести.

Сохранность трудоспособности в пожилом и старческом возрасте зависит от продолжительности трудовой деятельности человека.

Факторами, определяющими поведение пожилого человека являются: снижение психофизических возможностей, пол, тип личности, постепенный уход из активной социальной жизни, материальное благосостояние, потеря близких людей и одиночество, сознание приближающегося окончания жизни. Происходит сужение физического мира и резко возрастает интерес к религии.

Ведущими факторами развития в старости становятся самоактуализация «Я» и ориентация на творческую активность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

После рассмотрения всех периодов развития человеческой личности и их особенностей, становиться понятно насколько трудно точно и полностью раскрыть все процессы, происходящие с человеком в различные периоды его жизни. Как много ученых занималось и до сих пор занимается исследованиями в области психологии развития человека.

Мне кажется, что необходимо продолжать изучение данного раздела, для того, чтобы лучше понимать и разбираться  в процессах, происходящих с каждым человеком в течение всей его жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1.  Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М., 1991.
  2. Кон И.С. Психология старшеклассника, М., 1980.
  3. Немов Р.С. Психология. М., 2002.
  4. Солодилова О.П. Возрастная психология. М., 2004.
  5. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М., 1991.
  6. Интернет ресурсы

Информация о работе Психология развития