Психология семейных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 03:15, лекция

Описание работы

Семья и брак.
Семья как социально-историческая категория. Объективный, исторически закономерный процесс возникновения и характер развития брачно-семейных отношений.
Обусловленность форм брака, типа семьи, ее структуры и функций характером производственных отношений, общественной системой, прогрессом духовной культуры общества. Патриархально-многопоколенная семья. Переход к нуклеарно-эгалитарной семье. Кризис семьи.

Содержание работы

Введение
ПСИХОЛОГИЯ ЗНАЧИМЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1. Значение любви в жизни человека
I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛЮБВИ
1. Специфика любовных отношений
2. Типы любви
3. Внутренняя структура любви
4. Механизм возникновения любви
5. Развитие любовных отношений
5.1. Развитие эмоциональных отношений в онтогенезе
5.2. Выбор партнера. Возникновение симпатии
5.3. Динамика любви
5.4. Стабилизация и распад эмоциональных отношений
5.5. Закономерности распада эмоциональных отношений
ГЕНДЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И СУПРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
1. Гендерные роли
2. Психологические и социологические гендерные различия
3. Индивидуально-психические особенности и сексуальность
4. Типичные проблемы половой жизни супругов
ЦЕННОСТИ СЕМЬИ В СТРУКТУРЕ СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
1. Психофизиологический уровень
2. Психологический уровень
3. Социально-психологический уровень
4. Социокультурный уровень
5. Проблема коррекции супружеской несовместимости
РАЗВИТИЕ СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Кризисы супружеской жизни
ТИПИЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНИ СЕМЬИ
Внебрачные контакты и связи
Отношения с родственниками
Психология развода
Второй брак
ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ
1. Семейное воспитание, его специфичность и необходимость
2. Основные правила воспитания детей /или условия родительской гармонии/.
3. Типология семейного воспитания.
4. Родительское отношение
5. Типичные ошибки родителей в воспитании детей.
6. Роль отца и матери в воспитании ребенка.
7. Воспитание детей в неполной семье.
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЖИЗНИ СЕМЬИ

Файлы: 1 файл

психология семейных отношений (лекции).doc

— 640.50 Кб (Скачать файл)

 Вернемся теперь  к обсуждению ценности "хозяйственно-бытовые  отношения", ко второму ее компоненту - распределение доходов в семье.  Как в традиционной, так и в  эгалитарной семье осуществление  этой функции лежит в основном на женщине. Но в эгалитарных семьях наблюдается тенденция увеличения доли участия мужчин в организации этой стороны семейных отношений.

 Нужно сказать,  что далеко не сразу молодая  семья чувствует себя уверенно  экономически. Но дело тут не  только в незначительности доходов, но и в неумении правильно распределить эти доходы. По данным Л.Сальниковой из 595 молодых пар 82,5% опрошенных честно признались, что не умеют вести бюджет.

 Экономическая наука  гласит, что бюджет выражается  в планировании доходов и расходов на определенный период времени. Составлять его надо так, чтобы сумма прихода, т.е. всех видов денежных поступлений не превышала сумму расхода. Казалось бы, чего проще? Однако на первых порах доходы в молодой семье как правило невелики, при этом надо купить массу необходимых для "строительства" жизни вещей, а опыта вести бюджет нет. И если вскоре появится ребенок, то это будет весьма ощутимый экономический удар для молодой семьи. Попробуйте сами оценить стоимость списка самых необходимых на первое время вещей для новорожденного: коляска, байковое и ватное одеяло, теплые и холодные пеленки, распашонки, памперсы, кроватка и т.д. и т.п. /только самое необходимое!/. И на сколько это потянет ???

 Чтобы молодая семья  могла бы справиться с нелегкой задачей научиться правильно распределять доходы, следует рекомендовать систему конвертов, на которые следует проставить пометки: "питание", "транспорт", "обувь" и т.п. По получению денег следует отложить в конверты заранее оговоренную сумму и использовать эти деньги строго по назначению. На непредвиденные траты по принципу "хочу" следует тратить только свободные, "неконвертные" деньги.

 Социологи заметили, что распределение доходов зависит  от социального положения семьи.  Так, в семьях рабочих иное  соотношение между продовольственными и не продовольственными покупками, чем в семьях служащих. Последние, на непродовольственные покупки тратят больше денег, чем в семьях рабочих.

 Распределение доходов  в семье зависит также и  от уровня доходов.

Рост доходов в семье не просто увеличивает объем расходов, но и существенно меняет их состав. В семьях с большими доходами на питание тратиться меньший процент бюджета, чем в семьях с меньшими доходами. Происходит это не потому, что в первых семьях едят меньше, а потому что рост доходов приводит к изменению запросов. При увеличении дохода семья больше внимания уделяет покупкам культурно-бытового назначения.

 Статистика утверждает, что в семьях с высоким доходом,  в отличии от среднеобеспеченных  семей, расходы на фрукты опережают расходы на мясо. Из тканей такая семья чаще выбирает шелковые и шерстяные, а свободное пространство в квартире старается заполнить не дополнительной мебелью, а бытовыми приборами, облегчающими домашний труд. Эта семья гораздо чаще и охотнее обращается к услугам сферы быта, потому что высоко ценит свое свободное время.

 Третьим компонентом,  входящим в ценность "хозяйственно-бытовые  отношения" является организация  быта семьи. Подсчитано, что 9/10 своих бытовых нужд мы удовлетворяем  именно в семье. Налаженный быт позволяет нам восстанавливать не только духовные и физические силы после трудового дня, но и совершенствоваться как личности.

 В традиционной  семье существует очень жесткая  поло-ролевая дифференциация, т.е.  специализация в распределении  ролей между мужем и женой. В таких семьях организация быта - святая обязанность жены. Эгалитарная семья отличается достаточно гибким разделением обязанностей между мужем и женой. В результате в таких семьях отмечается более высокая удовлетворенность семейной жизнью и брачными отношениями.

 Нужно иметь в  виду, что поло - ролевая дифференциация  взаимоотношений супругов может  быть в какие-то моменты и  в эгалитарной семье. Как известно, семья в своем развитии проходит  несколько стадий. Некоторые из  них требуют значительной перестройки супружеских отношений в соответствии с новыми задачами, встающими перед семьей. К таким стадиям следует отнести периоды после рождения ребенка, начало обучения ребенка в школе. В такие периоды распределение ролей в семье становится более "традиционным", когда большую часть домашней работы выполняет жена, а материальную сторону берет на себя муж. При этом удовлетворенность браком у мужа растет, а у жены резко снижается. По прошествии таких "кризисных" периодов отношения супругов принимают более эгалитарный характер. Что же касается удовлетворенности браком, то величина ее у жены растет, а у мужа - снижается.

 Таким образом,  отношения мужчин и женщин  к ценности "хозяйственно-бытовые  отношения" не совпадают. Несовпадения  больше в тех случаях, когда супруги воспитывались в семьях отличающихся друг от друга по социальному положению и уровню доходов. В отдельных случаях эти несовпадения могут служить причинами конфликтов на социально-психологическом уровне супружеской совместимости.

 Уже упоминалось,  что оценка важности ценности "рождение и воспитание детей" неодинакова у мужчин и женщин. Это также может приводить к семейным конфликтам, когда каждый из супругов пытается переложить ответственность за огрехи воспитания детей на другого ("Довоспитывались!" или "Вот оно, твое воспитание!"). Как показали исследования Ю.Н.Олейника, ориентации супругов на эту ценность могут со временем меняться. При вступлении в брак женщины недооценивают, а мужчины переоценивают важность этой ценности. Затем, после рождения ребенка, женщины начинают оценивать ее более высоко, а мужчины - если они из благополучных семей, то снижают оценку, если же они из конфликтных семей, то оценка важности этой ценности остается у них высокой.

 Обсуждение ценностей  на социально-психологическом уровне супружеской несовместимости показало, что они непосредственно связаны с ролевыми отношениями в семье. Неповторимость семейного уклада конкретной семьи определяется тем, какое место занимают и какое значение имеют те или иные функции семейной деятельности и как распределяются обязанности супругов при осуществлении конкретных видов семейной деятельности. Большую роль в семейной совместимости играет согласованность. Все семейные функции, преломляясь в сознании личности выступают как установки относительно семейных ценностей: для чего существует семья, что она должна приносить. Эти ценности образуют иерархическую шкалу: от самых важных, без осуществления которых личность считает семью неполноценной, до неосуществимых. В соответствии со шкалой семейных ценностей, личность в ряду семейных деятельностей выдвигает на первый план ту или иную семейную функцию: рождение и воспитание детей, организация быта и досуга. Главным семейным ценностям личность склонна уделять больше внимания, энергии, времени. Низкое качество реализации главных семейных ценностей вызывает разочарование у личности в семейной жизни с данным партнером.

 Рассогласование шкал  семейных ценностей - одна из  причин семейно-ролевой дисгармонии  супругов. Это рассогласование проявляется  в том, что супруги критикуют друг друга за излишнее внимание к тем или иным сторонам семейной деятельности и пренебрежение к другим, по их мнению более важным. Нередко одобрение маскируется похвалой активности супруга, но при этом имеется подтекст осуждения, несогласия (за излишнюю домовитость, излишнее внимание детям и т.д.). Сходным образом критикуется и невнимание супруга к другим сторонам семейной деятельности.

 Как правило, рассогласованность  семейных ценностей есть следствие  различий в воспитании. По наблюдениям  сотрудников Ленинградской консультации по вопросам семейной жизни, семейные ценности формируются под влиянием образцов родительской семьи и являются довольно стойкими установками. Сопротивление партнеров, столкновение семейных ценностей супругов мешает им наладить устойчивый уклад семейной жизни.

 Ценностные ориентации  личности играют важную роль  в формировании разных представлений  о функциях мужа и жены в  семье. Реализация семейных функций  требует согласия в представлениях, кто и за какие стороны семейной  жизни должен отвечать, брать на себя инициативу и ответственность.

 Ролевые установки  личности проявляются в том,  какие из видов семейной деятельности  она берет под свою ответственность  и какие адресует партнеру. Ролевое  несоответствие выражается в  недовольстве мерой и активностью участия супруга в ведении домашнего хозяйства, воспитания детей, инициативности организации досуга. Проблемы, возникающие при распределении семейной нагрузки между супругами наиболее явный признак ролевого несоответствия.

 Семейно-ролевые представления формируются также под влиянием образцов родительской семьи, но испытывают влияние со стороны ближайшего значимого окружения, рода занятий, режима работы, личных склонностей человека. По данным А.Н. и Н.Н. Обозовых, наиболее часты конфликты в семейно-ролевой сфере в семьях работающих женщин, особенно при творческом и ненормированном характере их труда. Также ролевые конфликты характерны в первое время после рождения детей.

 Как показывает  и повседневная жизнь и специальные  исследования, одним из нередких семейных противоречий является борьба за лидерство в семье. Такая ситуация оборачивается психологической напряженностью, порождает конфликты, приводит к распаду семьи. В этой связи заслуживает интереса выяснение установок на лидерство до заключения брака. Выявлению такой установки было посвящено исследование Д.Э.Немировского: по данным этого автора, из 1007 опрошенных молодых людей 62,9% были уверены, что главой семьи будет муж, 30,% предполагали, что руководить семьей будут оба супруга, 3,5% считали, что главой семьи станет жена, 2,9% затруднились ответить на тот вопрос.

 Затем Д.Э.Немировский  соотнес данные об установки  на лидерство в семье у молодых  семей с их уровнем образования,  получив следующие результаты:

 За главенство мужа  ратовали

        среди лиц  со средним и не полным образованием     - 69,2%

среди лиц со средним  специальным образованием     - 62,5%

среди студентов вуза и лиц с высшим образованием - 50%

 

За совместное руководство  в семье

       среди  лиц со средним и не полным образованием       - 24,1%

среди лиц со средним  специальным образованием     - 32,9%

среди студентов вуза и лиц с высшим образованием - 42,6%

 

 Из этих данных  видно, что чем выше образование,  тем чаще отмечается установка  на совместное руководство семьей, и чем ниже образование, тем чаще наблюдается традиционная установка. При этом автор отмечает, что большая часть опрошенных не смогла определить обязанности главы семьи, значительная часть считали, что само понятие главы семьи предполагает только авторитарный тип руководства, и лишь небольшое число опрошенных были уверены, что равноправный тип взаимоотношений в семье не исключает наличие главы семьи.

 

4. Социокультурный уровень

 На СОЦИОКУЛЬТУРНОМ  уровне супружеской совместимости  было выделено две группы семейных ценностей - терминальные и инструментальные.

 Из терминальных  ценностей, которых насчитывается  около 20 мы выделяем 12 наиболее  важных: "любовь","счастливая  семейная жизнь", "здоровье","материально  обеспеченная жизнь","наличие  хороших и верных друзей","жизненная мудрость","свобода как независимость суждений и действий","удовольствия", "познания", "интересная работа", "общественное признание","уверенность в себе".

 Результаты исследования  С.Голода показывают, что составляющей  ценностью вступающих в брак является любовь, с которой связывается выполнение всех ожиданий в супружеской жизни. Д.С.Немировский приводит в своем исследовании результаты опроса 514 молодых людей: 43,2% опрошенных предполагали, что любовь сама по себе будет определять семейное счастье и прочность брака.

 Ю.Н.Олейник в своем  исследовании сравнил иерархии  терминальных ценностей в двух  группах: вступающие в брак  и благополучные молодые супруги  /стаж семейной жизни-3 года/. Выяснилось, что вступающие в брак в  первую очередь ориентируются на такие ценности, как "счастливая семейная жизнь", "любовь", "наличие хороших и верных друзей", "здоровье" (ценности расположены в порядке падения важности). Такое расположение ценностей совпадает с данными С. Голода и Д. Немировского. Оно естественно и понятно. Доминирующим мотивом молодых людей является создание семьи, и отсюда высокая значимость тех ценностей, которые прямо или косвенно связаны с семьей. Ценность "наличие хороших и верных друзей" имеет высокую значимость, очевидно, в силу процесса нуклеаризации семьи, ее обособления. Утрата современной семьей широко разветвленных родственных связей приводит к тому, что их место занимают товарищеские и дружеские связи.

 Наименее важными  ценностями у вступающих в  брак является "материально обеспеченная жизнь", "жизненная мудрость", "свобода как независимость в суждениях и действиях" и "удовольствия" (также даны в порядке падения важности). Как видим, эти ценности в понимании людей, начинающих создавать семью, не являются главными для счастья в супружеской жизни.

 В группе благополучных  супругов наиболее важными терминальными  ценностями являются "удовольствие", "интересная работа", "познание", "счастливая семейная жизнь" (приведены в порядке падения  степени важности). А ценность "любовь" смещена на 10-ое место по сравнению со вторым по предыдущей выборке. Зато ценность "жизненная мудрость" занимает теперь 7-ое место против 14-го у вступающих в брак.

 Сравнивая ценностные  шкалы вступающих в брак и  благополучных супругов, мы видим,  что у последних заметна переориентация в направлении выхода за пределы семейных потребностей. Вступая в брак, молодые люди были полны энтузиазма и верили, что их любви достаточно, чтобы преодолеть даже очень большие трудности. Больших трудностей в жизни молодой семьи, как правило не встречается, зато каждый день супруги сталкиваются с массой мелких, но все более раздражающих мелочей: здесь может быть и несходство характеров и разное воспитание и несовпадение установок на способ разрешения возникающих проблем. А кроме того еще и "быт заедает". И тогда, если молодые супруги нашли в себе силы противостоять всему этому, приходит мудрость и прозрение, что любовь, как она бы не была сильна в начале, все же со временем тускнеет. Это вовсе не означает, что нужно проститься со счастьем - хоть оно и опустилось с первого места, но занимает четвертое, очень важное место в шкале ценностей. И свое семейное счастье супруги видят в высоком взаимопонимании, уважении к партнеру, как к члену общества.

Информация о работе Психология семейных отношений