Психология семейных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 03:15, лекция

Описание работы

Семья и брак.
Семья как социально-историческая категория. Объективный, исторически закономерный процесс возникновения и характер развития брачно-семейных отношений.
Обусловленность форм брака, типа семьи, ее структуры и функций характером производственных отношений, общественной системой, прогрессом духовной культуры общества. Патриархально-многопоколенная семья. Переход к нуклеарно-эгалитарной семье. Кризис семьи.

Содержание работы

Введение
ПСИХОЛОГИЯ ЗНАЧИМЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1. Значение любви в жизни человека
I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛЮБВИ
1. Специфика любовных отношений
2. Типы любви
3. Внутренняя структура любви
4. Механизм возникновения любви
5. Развитие любовных отношений
5.1. Развитие эмоциональных отношений в онтогенезе
5.2. Выбор партнера. Возникновение симпатии
5.3. Динамика любви
5.4. Стабилизация и распад эмоциональных отношений
5.5. Закономерности распада эмоциональных отношений
ГЕНДЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И СУПРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
1. Гендерные роли
2. Психологические и социологические гендерные различия
3. Индивидуально-психические особенности и сексуальность
4. Типичные проблемы половой жизни супругов
ЦЕННОСТИ СЕМЬИ В СТРУКТУРЕ СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
1. Психофизиологический уровень
2. Психологический уровень
3. Социально-психологический уровень
4. Социокультурный уровень
5. Проблема коррекции супружеской несовместимости
РАЗВИТИЕ СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Кризисы супружеской жизни
ТИПИЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНИ СЕМЬИ
Внебрачные контакты и связи
Отношения с родственниками
Психология развода
Второй брак
ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ
1. Семейное воспитание, его специфичность и необходимость
2. Основные правила воспитания детей /или условия родительской гармонии/.
3. Типология семейного воспитания.
4. Родительское отношение
5. Типичные ошибки родителей в воспитании детей.
6. Роль отца и матери в воспитании ребенка.
7. Воспитание детей в неполной семье.
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЖИЗНИ СЕМЬИ

Файлы: 1 файл

психология семейных отношений (лекции).doc

— 640.50 Кб (Скачать файл)

Естественно, большинство супружеских  пар стремятся обзавестись собственной квартирой и не зависеть от родителей, насколько это возможно, что особенно важно в начале семейной жизни. Лучше если молодожены устраивают свою жизнь сами, без вмешательства третьих лиц, постепенно привыкают друг с другу, вырабатывают собственный стиль совместной жизни. Если они сумеют создать такую самостоятельную ячейку, научатся собственными силами решать все проблемы и конфликты, то при последующей совместной жизни с родителями они уже выступают как самостоятельная семья, занимающая по отношению к родителям симметричную позицию, но не комплементарную.

Семейные проблемы усложняются в тех случаях, когда один из супругов отдает предпочтение родителям перед партнером. Необходимо чтобы они однозначно отдавали предпочтение своей семье, но вместе с тем не порывали связей с родителями. Если один из супругов не хочет поддерживать дружеские отношения с родителями своего партнера, то не следует на этом настаивать, доводя дело до конфликта.

В таких случаях можно договориться об определенной взаимоприемлемой частоте  встреч. Нельзя требовать, чтобы партнер  не разговаривал со своими родителями. Когда один из супругов навещает своих  родителей, другой может заниматься каким-то любимым делом.

В тех случаях, когда родители не жалуют зятя (или сноху), постоянно критикуют его, сыну или дочери надо отказаться от подобных разговоров или навещать своих родителей только при условии, что те не будут отзываться о партнере плохо.

Следует упомянуть еще о готовности родителей давать советы и вмешиваться в жизнь своих детей, которым подобное вмешательство представляется весьма нежелательным. Правда, есть и такие мужья (или жены), поведение которых сильно зависит от мнения своих родителей и которые постоянно ходят к родителям за советом к великому неудовольствию партнера. В подобных случаях вместо малорезультативных упреков партнеру следует поощрять самостоятельные решения, принятые без участия родителей.

При получении от родителей различных подарков, денег или другой помощи следует, оценив ситуацию, понять, действительно речь идет о подарке как таковом или об «обмене», предполагающем право вмешиваться в решения, принимаемые супругами. Коли это именно такой «обмен», то супруги должны договориться между собой, согласны ли они с ним или лучше отказаться от помощи родителей. Однако вариант совместного проживания и/или активного общения молодых супругов с родительскими семьями имеет много положительных моментов. Это сокращение финансовых расходов и возможность помощи во время болезни родителей или помощь с их стороны в воспитании детей.

Дети, которые вырастают в благополучной, гармоничной семье, состоящей из представителей нескольких поколений, могут лучше других налаживать социальные контакты, эмоционально окрашенные отношения, легче усваивают требуемые нормы поведения, что в дальнейшем, когда они станут взрослыми, отразится на их отношении к своим родителям.

 

Психология  развода

В некоторых  случаях не только невозможно, но и нецелесообразно сохранять брак как союз, который постоянно приносил бы удовлетворение обоим партнерам. Один из супругов или оба приняли решение развестись или же развод является объективно желательным, поскольку их брак не выполняет своих функций.

Развод—это  стрессовая ситуация, угрожающая душевному равновесию одного или обоих партнеров и особенно детей. Поэтому так необходимо иметь хотя бы общее прнедставление о процедуре развода.

Развод в представлении многих специалистов является не событием, а процессом, который начинается тогда, когда супруги рассматривают развод как реальную возможность, и заканчивается тогда, когда доходит до установления самостоятельного (индивидуального для каждого) стиля жизни. Развод в юридическом смысле представляет собой в этом отношении лишь часть более широкого процесса. Этот процесс состоит из двух основных стадий: стадии решения и стадии реструктуризации (перестраивания). Первая стадия заканчивается принятием решения о разводе. Вторая стадия складывается из пяти отдельных процессов, протекающих по большей части параллельно. К ним относятся эмоциональный, правовой, экономический, родительский и общественный аспекты развода. Заканчивается процесс достижением независимости от бывшего супруга и бывшей семьи. Важным является и достижение должного уровня сотрудничества бывших супругов в вопросах воспитания детей, которые живут с одним из них.

При разводе  вполне возможна специфическая психическая травма, до которой доходит при асимметричной ситуации у того из партнеров, который стремится избежать развода и, следовательно, является оставляемым партнером. Выделяют четыре следующие стадии (см. ниже).

1. Стадия  протеста: травмированная особа  повышает свою активность, чтобы избежать развода. Однако при этом часто действует хаотически и нецеленаправленно, тем самым ухудшая свое положение.

2. Стадия  отчаяния: обороняющаяся сторона  чувствует, что ситуацией уже не владеет и впадает в депрессию, иногда доходит до самообвинений.

3. Стадия  отрицания: обороняющаяся сторона  ожесточается и приходит к выводу, что не стоит сохранять брак с таким неподходящим человеком,

4. Стадия  примирения с ситуацией: обороняющаяся  сторона уже избавляется от  чувства несправедливости и видит  ситуацию более реалистично.

В тех  случаях, когда ситуация симметрична, т. е. оба партнера с разводом согласны и рассматривают его как положительное решение, указанные стадии, естественно, отсутствуют.

С практической точки зрения более  целесообразно разделение на периоды, в которых супругам нужна помощь: предразводный период; период развода; послеразводный период.

Предразводный период

Основной  целью данного периода является достижение продуманного, ответственного решения независимо от того, стремятся ли супруги сохранить дисгармоничный брак или нет. В этот период еще можно предупредить подачу заявления на развод или взять его назад, если оно уже подано. Следует учитывать возможность временного кризиса в этот период и его преодоления, перспективы удовлетворения потребностей обоих супругов и достижения позитивных изменений в отношениях и функциях семьи с точки зрения заботы о детях и последствий, которые может вызвать развод для обоих супругов и особенно для детей.

Супруги могут жить в атмосфере, в которой преобладают настроения к разводу. В прошлые времена  действовали такие противорааводные факторы, как отрицательное отношение общества к разводу и предосудительное отношение к разведенным лицам. В настоящее время, особенно в крупных городах, отношение к разводу изменяется, двигаясь в противоположную сторону, и общественное мнение часто даже поддерживает тенденцию к разводу.

 Современное общественное мнение  рождает мифы о разводе, поддерживающие  поведение, способствующее разводу.  Здесь речь идет об утверждениях, которые выдаются за общеизвестные  истины, несмотря на то, что они не соответствуют действительности. К таким мифам относятся следующие утверждения:

второй  брак лучше, чем первый;

если  брак не удался, то только развод может  поправить положение;

для ребенка  развод не является чем-то исключительным, поскольку вокруг него много других детей из неполных семей;

лучше развестись, чем сохранить семью, в которой  дети будут свидетелями постоянных конфликтов между родителями;

после окончания  периода развода все станет на свои места и для детей;

если  новый партнер меня любит, он будет рад и моим детям.

Если  один из партнеров находится под  влиянием этих мифов, то нужно помочь ему отказаться от них, устранить их влияние на принимаемые решения.

При разводе  необходимо учитывать проблему несовершеннолетних детей, влияние подобной ситуации на их дальнейшее развитие.

Было  проведено сравнительное исследование, охватывающее 118 детей из неполных (разведенных) семей и 118 тщательно отобранных детей из благополучных семей. Результаты исследования подтверждают, что дети из разведенных семей в среднем хуже адаптируются к новым условиям, чем дети из нормальных семей. Важными факторами снижения адаптивности являются интенсивность и продолжительность разногласий, ссор и конфликтов между родителями, свидетелями которых был ребенок, и особенно настраивание ребенка одним из родителей против другого. Подобное настраивание прямо или косвенно влияет на ребенка и направлено в первую очередь на то, чтобы унизить в его глазах достоинство одного из родителей. На рисунке наглядно показано влияние озлобленности против одного из родителей на снижение адаптивности ребенка из неполной семьи. Адаптивность ребенка снижается пропорционально продолжительности периода, в течение которого он живет в такой разрушающейся семье. Хуже всего были адаптированы дети, остававшиеся с родителями после развода при их совместном проживании в разделенной квартире. Наиболее действенным фактором, позволяющим снизить влияние неблагоприятных условий, является сильная эмоциональная связь между ребенком и некоторыми членами семьи, которая служит ребенку крепкой опорой.

 

 

Рис. Озлобленность  против одного из родителей и адаптивность детей, родители которых разошлись 

А — неозлобленные  дети, Б — умеренно озлобленные, В — сильно озлобленные. Светлый сектор — хорошая адаптивность, заштрихованный — удовлетворительная, темный— плохая.

 

Результаты  многих исследований показывают явное  отрицательное влияние развода, но не дают однозначного ответа на вопрос: что лучше для развития ребенка - развод или дальнейшая жизнь в  семье с родителями, находящимися в постоянном и глубоком конфликте. Результаты некоторых исследований, свидетельствуют о том, что постоянные конфликтные отношения в семье оказывают на развитие детей более отрицательное влияние, чем спокойная, стабильная жизнь с одним из родителей, с которым у ребенка имеется положительная эмоциональная связь. С другой стороны, некоторые исследователи подчеркивают, что потеря отца как личности, представляющей для сына модель идентификации мужской роли, а для дочери модель комплементарности, неблагоприятно проявляется в некоторых адаптационных затруднениях в подростковом возрасте и позднее (в собственном браке и в психосексуальном развитии), ввиду чего конфликтная, но полная семья может быть лучшим вариантом, нежели семья только с одним родителем. Решение этого весьма спорного вопроса, помимо всего прочего, зависит от интенсивности и продолжительности семейного конфликта, от степени и характера патологии личности одного из родителей, а также упоминавшейся выше настроенности ребенка против одного из родителей.

 

Разводный период

Это период, когда супруги уже приняли  решение о разводе. Наиболее целесобразным  является сдерживание эмоции совместное решение конкретных проблем, связанных с разводом. Эмоциональное состояние супругов характеризуется чувствами гнева и печали, страха, вины, злости, желанием возмездия. Им можно противопоставить стремление примириться с утратой, чувство собственной ответственности, развитие самостоятельности и формирование новых целей. Необходимо чтобы с разводом согласились оба супруга. Если решение о разводе было принято односторонне, то партнер считает его инициатора виновным и вновь возникает чувство утраты, пренебрежения, бессильной ярости или беспомощности. Предметом споров и раздоров могут стать вопросы имущественного раздела или заботы о детях, поэтому важно, чтобы эмоциональные проблемы не влияли на рациональное решение вопросов о разделе имущества.

К юридическим вопросам относятся  раздел имущества и квартиры, выплата  алиментов, определение детей к  одному из родителей и заключение соглашения о встречах с ними бывшего супруга. Большинство вопросов лучше решать на основе взаимной договоренности, например вопрос о посещении детей или разделе имущества. Необходимо осозновать, что, все поступки должны быть направлены на облегчение ребенку перехода в новые условия жизни, чтобы он смог сохранить эмоциональную связь и уважение к обоим родителям, не потерял чувства безопасности и постепенно преодолел свою растерянность.

 

Послеразводный период

Основной целью в этот период является стабилизация положения и достижение обоими супругами самостоятельности в новых условиях жизни. Необходимо овладеть новой ситуацией, возникшей при разрыве супружеских отношений, и предотвратить возможные невротические и депрессивные реакции, имеющие тенденцию к фиксации в этих условиях.

Было изучено 150 семей через 1 год, 3 года и 6 лет после развода. Было проведено клинико-психиатрическое обследование и психологическое тестирование матерей и детей с целью выяснения их адаптации к новым условиям жизни. Данные исследования показывают наличие отрицательного влияния последствий развода на степень адаптации матерей и детей. В послеразводный период 82 % женщин с невротическими признаками, возникновение которых связано с разводом, нуждаются в квалифицированной помощи.

Если  у женщины непосредственно перед  разводом нет прочной внебрачной связи с перспективой брака, то в зависимости от возраста и наличия детей ее шансы найти партнера, более привлекательного, чем предыдущий, не слишком велики или вовсе отсутствуют. Для разведенного мужчины, несмотря на его обязанности по выплате алиментов, ситуация более благоприятна. Большинство разведенных мужчин не считают выгодным для себя быстрое заключение нового брака; по их мнению, новый брак не должен быть бегством от одиночества и ответственности, проявлением тенденции перенести потребность в зависимости с одного лица на другое. Решение о вступлении в новый брак должно опираться на автономное решение, а у невротиков, кроме того, на опыт прежних ошибочных выборов и неправильной стратегии в предыдущем браке;такие пациенты обычно склонны повторять ошибки первого брака.

К специфическим проблемам собственно послеразводного периода относится  продолжение конфликтной ситуации между бывшими супругами. Этому особенно способствует совместное проживание после развода в одной квартире. Часто суд принимает решение о лишении бывших супругов права на совместное проживание, что обеспечивает отселение одного из супругов, однако его реализация зависит и от реальной возможности получить квартиру или разменять старое жилье. Многим это не удается, и совместное проживание разведенных супругов сильно усложняет ситуацию.

Другой важный вопрос, возникающий  в послеразводный период, — регулирование встреч детей с родителями, в большинстве случаев с отцами. При возникновении споров по этому поводу между родителями данная проблема может быть решена через суд. Типичный решением бывает рекомендация суда о предоставлении встреч ребенка с отцом 1 раз в 2 недели. Однако оптимальным является добровольное согласие родителей, без суда. По мнению спеуиалистов в области психологии детства и психотерапии сеиьи, такие встречи надо предоставлять во всех случаях, когда отец может встретиться с ребенком (по договоренности с матерью) или когда ребенок этого захочет. Таким образом, действительно создается ситуация, близкая к условиям нормального функционирования семьи в отношении связи с детьми.

Информация о работе Психология семейных отношений