Психология семейных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 03:15, лекция

Описание работы

Семья и брак.
Семья как социально-историческая категория. Объективный, исторически закономерный процесс возникновения и характер развития брачно-семейных отношений.
Обусловленность форм брака, типа семьи, ее структуры и функций характером производственных отношений, общественной системой, прогрессом духовной культуры общества. Патриархально-многопоколенная семья. Переход к нуклеарно-эгалитарной семье. Кризис семьи.

Содержание работы

Введение
ПСИХОЛОГИЯ ЗНАЧИМЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1. Значение любви в жизни человека
I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛЮБВИ
1. Специфика любовных отношений
2. Типы любви
3. Внутренняя структура любви
4. Механизм возникновения любви
5. Развитие любовных отношений
5.1. Развитие эмоциональных отношений в онтогенезе
5.2. Выбор партнера. Возникновение симпатии
5.3. Динамика любви
5.4. Стабилизация и распад эмоциональных отношений
5.5. Закономерности распада эмоциональных отношений
ГЕНДЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И СУПРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
1. Гендерные роли
2. Психологические и социологические гендерные различия
3. Индивидуально-психические особенности и сексуальность
4. Типичные проблемы половой жизни супругов
ЦЕННОСТИ СЕМЬИ В СТРУКТУРЕ СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
1. Психофизиологический уровень
2. Психологический уровень
3. Социально-психологический уровень
4. Социокультурный уровень
5. Проблема коррекции супружеской несовместимости
РАЗВИТИЕ СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Кризисы супружеской жизни
ТИПИЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНИ СЕМЬИ
Внебрачные контакты и связи
Отношения с родственниками
Психология развода
Второй брак
ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ
1. Семейное воспитание, его специфичность и необходимость
2. Основные правила воспитания детей /или условия родительской гармонии/.
3. Типология семейного воспитания.
4. Родительское отношение
5. Типичные ошибки родителей в воспитании детей.
6. Роль отца и матери в воспитании ребенка.
7. Воспитание детей в неполной семье.
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЖИЗНИ СЕМЬИ

Файлы: 1 файл

психология семейных отношений (лекции).doc

— 640.50 Кб (Скачать файл)

 Еще одной особенностью  объекта, влияющей на симпатию  к нему, является характеристика, не столько действительно присущая  человеку, сколько приписываемая ему - это удачливость, то есть представление о том, что даже в ситуации, не зависящей от собственной воли и поступков, его шансы на успех выше, чем у других. "Обладание" таким свойством нередко повышает симпатию к человеку. Недаром полководцы распространяли среди солдат легенды о своей неуязвимости и военном счастье. Итак, на возникновение симпатии к человеку влияют такие его качества, как внешняя привлекательность, компетентность, склонность к самораскрытию, удачливость.

2. Фактор, влияющий на  симпатию, это свойства самого субъекта (человека, у которого симпатия возникает). В обыденном, да и в научном сознании укоренилось представление о том, что возникновение симпатии между людьми мало зависит от внешних условий, а происходит спонтанно, как бы "изнутри", определяется особенностями людей, почувствовавших расположение к другому. Есть даже выражение "влюбчивый человек". Однако, исследования дали в целом неожиданный результат: подавляющее число личностных черт человека (экстраверсия, нейротизм, тревожность, авторитарность и т.д.) не оказывают сколько-нибудь значимого воздействия на возникновение симпатии к другому человеку. Зато серьезную роль в возникновении симпатии играют особенности самосознания субъекта, в частности его самооценка. В 1965 году Э. Уолстер провела на студентках серию личностных тестов и затем сообщила им фиктивные результаты, повышающие самооценку одних испытуемых и снижающие - других. После этого испытуемые знакомились с молодым человеком, который якобы ожидал своей очереди для участия в работе, а в действительности был партнером экспериментаторов. Молодой человек беседовал с девушками, брал у них номер телефона и всячески проявлял к ним свое расположение. Затем измерялся уровень симпатии к нему испытуемых. Оказалось, что испытуемым с заниженной самооценкой он понравился значимо больше, чем тем, самооценка которых была завышена. Можно сказать, что у человека с заниженной самооценкой симпатия в ответ на расположение другого возникает быстро.

 И последнее: на  влечение к другому человеку существенное влияние оказывает состояние субъекта влечения, причем оно может быть как положительным, так и отрицательным. Любое повышение настроения человека делает его более доброжелательным по отношению к другим людям, в том числе и к тем, которые никак не способствовали этому улучшению. Из отрицательных переживаний субъекта изучалось чувство страха. (Эксперимент С. Шехтера). Испытуемый, приглашенный для участия в психологическом эксперименте, узнавал, что работа будет сопряжена с болезненным воздействием электротока. Затем ему предлагали подождать начала эксперимента и спрашивали, предпочитает ли он ожидание в одиночестве или в компании с другим человеком. Оказалось, что страх способствовал усилению желания провести время до начала эксперимента вместе с другим, до того незнакомым человеком. При этом испытуемый испытывал симпатию к незнакомцу, если предполагал, что тот находится в таком же положении, что и он сам.

3. Теперь остановимся  на соотношении свойств между  субъектом и объектом, влияющем  на симпатию. В наибольшей степени изучено влияние на влечение к другому человеку степени сходства или различия установок с ним. Полученная тем или иным способом информация о близости своих взглядов и взглядов другого человека способствует появлению симпатии к этому человеку. Предпочтение сходных по максимальному числу критериев может быть связано с желанием "гарантировать" себе хорошее отношение со стороны партнера. Большинство людей предполагает при этом, что чем больше сходство между ними и партнером, тем больше оснований ожидать с его стороны принятия и тем меньше соответственно оснований бояться его. Кроме того, похожий человек более понятен и, следовательно, предсказуем. Можно предположить, что предпочтение сходных людей связано со стремлением обеспечить себе психологическую безопасность и комфортность общения. Это подтверждают и исследования, показавшие, что в ситуации уверенности в положительной оценке со стороны других лиц резко увеличивается предпочтение общаться с представителями похожей социально-демографической группы. Следовательно, в ситуации психологической безопасности действенность принципа сходства снижается, увеличивается тенденция к общению с непохожими по взглядам людьми, что с точки зрения развития человека является безусловно предпочтительным.

4. Эмоциональные отношения также определяются характеристиками самого процесса взаимодействия, общения партнеров. Наибольшее влияние на развитие эмоциональных отношений оказывает пространственная близость между участниками общения. Огромный массив данных свидетельствует о том, что чем меньше расстояние между субъектом и объектом, с тем большей вероятностью возникает симпатия между ними. Показано, например, что взаимная симпатия между членами учебных групп (школьных, студенческих, курсантов военных училищ и т.д.) существенным образом зависит от того, насколько близко они сидят во время занятий, как расположены их койки в общежитии и т.д. Пространственная близость с другим человеком облегчает получение информации о нем и повышает вероятность взаимодействия с ним. Увеличение частоты взаимодействия повышает вероятность возникновения симпатии. Необходимо отметить, что фактор пространственной близости оказывает такое большое влияние на эмоциональные отношения лишь на самых первых этапах развития общения. Весьма важной особенностью взаимодействия людей является его конкурентный и кооперативный характер. Многочисленные данные убедительно свидетельствуют, что сотрудничество способствует росту, а конкуренция - снижению уровня симпатии. Здесь наиболее известен эксперимент М. Шериф и К. Шериф. Они поместили подростков в соперничающие отряды (эксперимент проходил в летнем лагере для мальчиков) и добились высокой сплоченности внутри каждой группы. Но одновременно они получили исключительно высокий уровень межгрупповой враждебности, причем, объектом негативного отношения выступала не только группа "противника " в целом, но и каждый из ее членов.

 Еще Аристотель  говорил, что люди любят тех,  кто делает им добро и заботится  о них. Можно сказать, что  симпатия возникает в ответ  на положительные действия (услуги, положительную оценку и т.д.), неприязнь - в ответ на негативные. Кстати, в многочисленных экспериментах выявлен интересный факт. Субъекты, дающие человеку даже с его точки зрения завышенную оценку, воспринимаются им в целом более позитивно, чем дающие адекватную оценку. Первым приписывается больший уровень "понимания", чем вторым, с ними больше хотят взаимодействовать и т.д.

 Но оказывается,  симпатия возникает не только  у того, кто получил помощь, но  и у того, кто ее оказал, причем, величина симпатии во втором случае значительно больше, чем в первом. Перефразируя Карнеги, можно сказать, что, для того, чтобы понравиться другому человеку, важно не столько оказывать услуги ему, сколько сделать так, чтобы он оказывал или думал, что оказывает услуги тебе.

Таким образом, мы рассмотрели  причины, способствующие появлению  симпатии в паре. Ведущую роль среди  них играет самооценка, внешность, социально-демографические  характеристики объекта, сходство членов пары по этим же характеристикам, сходство систем социальных установок и ценностных ориентаций, пространственная близость. Но не все обнаруженные причины симпатии действенны лишь в определенном диапазоне условий и в сочетании с другими переменными. Так что всеобъемлющей формулы возникновения симпатии нет. Связано это с тем, что человеческое общение, будучи объективно детерминированным, определяется еще и волей его участников, их желаниями, выбором определенного стиля поведения и другими, непредсказуемыми, зависящими только от них самих параметрами.

 

5.3. Динамика любви

 Возникновение симпатии - это только самый первый этап  в развитии эмоциональных отношений.  Нам необходимо понять, какие  сочетания внешних и внутренних  условий заставляют отношения  продвигаться вперед, чем определяется  сохранение или исчезновение чувства симпатии уже не на первых, а на последующих этапах развития отношений.

 С этой точки  зрения интересна так называемая  концентрация фильтров. Согласно  этой концепции отношения проходят  в своем развитии ряд своеобразных  фильтров. Причем, условия, поддерживающие любовь на каждом этапе (фильтре), различны. Кроме того, одни и те же факторы могут на одном этапе оказывать положительное воздействие - подкреплять любовь, на другом этапе - отрицательное воздействие или действовать в сочетании с какими-либо другими факторами, или не действовать вовсе. Если пара не прошла через какой-либо фильтр, взаимоотношения в ней прекращаются или сохраняются вынуждено. Положительные же чувства партнеров друг к другу либо исчезают, либо сменяются наприязнью и враждебностью. Важно отметить, что продвижение через фильтры является следствием активности самих членов пары, без их целенаправленных действий отношения развиваться не могут.

 Характеристика фильтров, последовательное преодоление которых  необходимо для развития и продолжения эмоциональных отношений

I фильтр - это этап  возникновения симпатии, выбор партнера.

 Мы уже описали  этот этап. Фактически на этом  этапе взаимодействия между партнерами  нет. Симпатия формируется как  индивидуальное, а не диадическое явление, практически не зависящее от воли и действий субъекта. Стимулом для влечения представляет объект, обладающими определенными характеристиками (внешность, профессия и т.д.), которые оцениваются субъектом в зависимости от их социальной ценности, параметров ситуации и состояния и свойств самого субъекта.

II фильтр - заключается  в требовании определенного уровня  сходства между собой и партнером.

 Мы видели, что принцип  сходства действует и в начальный  период знакомства как основание  для выбора партнера. Но сходство является и одним из важнейших условий поддерживания отношений. Однако доминирующий характер сходства установок для продолжения отношений - явление временное. Начиная с определенного периода (обычно после нескольких месяцев общения) степень сходства между партнерами, по крайней мере установок, перестает оказывать существенное влияние на их эмоциональные отношения. Можно предположить, что основной задачей, решаемой субъектом при прохождении первых двух фильтров, является задача обеспечения психологической безопасности, создание комфортной и нетревожной ситуации, гарантирующий ему определенный уровень принятия со стороны партнеров по общению.

III фильтр - требует возможности  включения членов пары в совместную  деятельность, ролевого соответствия  между ними, сочетания личностных и поведенческих характеристик членов пары.

 Относительно сочетания  личностных свойств, которое являлось  бы условием стабильного продуктивного  общения, выдвигались различные  гипотезы. Так, Р. Винчем был  выдвину принцип дополнительности потребностей, согласно которому условием стабильного взаимодействия является только сочетание систем потребностей двух людей, при котором удовлетворение потребности одного будет одновременно и удовлетворением потребности другого. Примером такого дополнения могут служить потребность в доминировании у одного из партнеров, сочетающаяся с потребностью в подчинении у другого. Это предположение было подтверждено в некоторых исследованиях, но далеко не во всех. Достаточного подтверждения не получила ни одна гипотеза. По мнению Л.Я. Гозмана дело в том, что продуктивное сотрудничество и участие в совместной деятельности возможно не при одном, а при самых различных сочетаниях личностных характеристик членов пары. Таким образом, третий фильтр - ролевое соответствие - носит для каждой пары свой, сугубо индивидуальный характер. Поэтому возможности прогноза его происхождения весьма ограничены. Здесь проявляется тот факт, что по мере развития отношений они все более индивидуализируются, оснований же для формирования общих для всех пар закономерностей становится меньше.

 Говоря о длительно  существующих отношениях мы можем  выделить детерминанты лишь самого  общего порядка, такие как общее  или сходное мироощущение. Оно  не только обеспечивает сотрудничество  в рамках какой-либо совместной деятельности, но облегчает возможность совместного решения важнейших жизненных проблем. Итак, эмоциональные отношения в своем развитии проходят через систему фильтров, которые характеризуются все большим "учетом" внутреннего мира другого человека. Партнер воспринимается вначале как объект, носитель определенных свойств, и лишь потом формируется отношение к нему как к субъекту, с которым создается общая (совместная) картина мира ("муж и жена - одна сатана"). По мере развития отношений их детерминация все более индивидуализируется, четкие и более или менее общие для всех связи уступают место уникальным для каждой пары зависимостям.

 

5.4. Стабилизация и  распад эмоциональных отношений

 Проблема стабилизации  эмоциональных отношений стоит  в практическом плане значительно более остро, чем проблема их возникновения. Если с романтическими переживаниями сталкивается подавляющее большинство людей, причем многие неоднократно, то длительное сохранение любви встречается куда реже. На уровне обыденного сознания исключительно распространены даже представления о принципиальной невозможности сохранения высокого уровня любви, о неизбежности ее исчезновения. Эти представления играют не последнюю роль. Удовлетворенность субъекта своими отношениями определяется не только непосредственными, но и отношением их с существующими у него представлениями о норме, то есть о том, как живет большинство людей. Если человек считает, что сохранение любви принципиально невозможно, он с меньшей вероятностью будет рассматривать как нетерпимое снижение симпатии и любви в своих собственных отношениях.

 Не все эмоциональные  отношения имеют одинаковую историю,  в частности, не все достигают  состояния романтической любви.  Но, учитывая распространенность  романтической любви, рассмотрим  возможность стабилизации эмоциональных отношений в паре, характеризующейся наличием романтической любви между партнерами. Романтическая любовь состояние, принципиально неустойчивое. Наличие выраженных компонентов власти не может придавать взаимоотношениям партнеров известную напряженность, связанную с желанием избавиться от зависимости, и враждебность. Поэтому романтическая любовь является состоянием временным. Наиболее вероятным в статистическом плане последствием романтической любви является разрыв, прекращение отношений. По данным У. Кепхарта люди студенческого возраста влюблялись уже 6-7 раз. Следовательно, столько же раз или на один раз меньше их отношения тем или иным образом прекращались. Почему же уровень романтической любви достигается достаточно часто, а затем отношения разрываются? Дело в том, что развитие эмоциональных отношений от первого чувства симпатии до любви задается нормами и традициями. Примером может служить процесс ухаживания. Субъект может (в известных пределах, конечно) оставаться пассивным - ситуационные и культурные детерминанты взаимодействия (в старину - ездишь в дом, значит должен сделать предложение) фактически и без его участия могут обеспечить благополучное развитие эмоциональных отношений в паре. Романтическая любовь, таким образом, во многих парах почти не зависит от них самих. Но после ее возникновения положение меняется. Долго длиться она не может, действие ситуационных факторов ослабевает, а нормативно предписанных образцов поведения не существует. В сказках дело заканчивается свадебным пиром, а дальше? Поэтому стабилизация эмоциональных отношений в "постромантический" период может быть только следствием активности их субъектов. Возможности для стабилизации отношений видятся прежде всего в оптимальной организации взаимодействия между партнерами.

Информация о работе Психология семейных отношений