Психология семейных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 03:15, лекция

Описание работы

Семья и брак.
Семья как социально-историческая категория. Объективный, исторически закономерный процесс возникновения и характер развития брачно-семейных отношений.
Обусловленность форм брака, типа семьи, ее структуры и функций характером производственных отношений, общественной системой, прогрессом духовной культуры общества. Патриархально-многопоколенная семья. Переход к нуклеарно-эгалитарной семье. Кризис семьи.

Содержание работы

Введение
ПСИХОЛОГИЯ ЗНАЧИМЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
1. Значение любви в жизни человека
I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛЮБВИ
1. Специфика любовных отношений
2. Типы любви
3. Внутренняя структура любви
4. Механизм возникновения любви
5. Развитие любовных отношений
5.1. Развитие эмоциональных отношений в онтогенезе
5.2. Выбор партнера. Возникновение симпатии
5.3. Динамика любви
5.4. Стабилизация и распад эмоциональных отношений
5.5. Закономерности распада эмоциональных отношений
ГЕНДЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И СУПРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
1. Гендерные роли
2. Психологические и социологические гендерные различия
3. Индивидуально-психические особенности и сексуальность
4. Типичные проблемы половой жизни супругов
ЦЕННОСТИ СЕМЬИ В СТРУКТУРЕ СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
1. Психофизиологический уровень
2. Психологический уровень
3. Социально-психологический уровень
4. Социокультурный уровень
5. Проблема коррекции супружеской несовместимости
РАЗВИТИЕ СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Кризисы супружеской жизни
ТИПИЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНИ СЕМЬИ
Внебрачные контакты и связи
Отношения с родственниками
Психология развода
Второй брак
ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ
1. Семейное воспитание, его специфичность и необходимость
2. Основные правила воспитания детей /или условия родительской гармонии/.
3. Типология семейного воспитания.
4. Родительское отношение
5. Типичные ошибки родителей в воспитании детей.
6. Роль отца и матери в воспитании ребенка.
7. Воспитание детей в неполной семье.
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЖИЗНИ СЕМЬИ

Файлы: 1 файл

психология семейных отношений (лекции).doc

— 640.50 Кб (Скачать файл)

 Первое, что необходимо  для поддержания любви, - отношения  в паре должны восприниматься  ее членами как раньше, справедливые. Это было подтверждено на основе  исследования 537 студентов. Пары, воспринимающие  свои отношения как справедливые и равноправные (то есть организованные таким образом, что "затраты" и "выгоды" каждого равны) оценивают свои отношения как более стабильные, с большим оптимизмом воспринимают свое будущее как пары, более удовлетворены психологическими и сексуальными аспектами своих отношений в настоящий момент. В парах с неравноправными отношениями ситуация складывалась обратная. Интересно, что пессимистически оценивали свои отношения, ожидая их ухудшения и те члены неравноправных пар, кто ощущал себя "эксплуатируемыми", и те, кто ощущал себя "эксплуататорами ".

 Важнейшим фактором  стабильности эмоциональных отношений  должна быть включенность пары  в совместную, значимую для них  обоих деятельность. Это подтверждает  сама жизнь. В периодической  печати часто встречаются письма, где женщины рассказывают, что пока они с мужьями были молодыми, у них многого не было, вместе устраивали быт, жили дружно. Когда же все появилось, обустроилось, они стали отдаляться друг от друга. В случае супружеских отношений предметами совместной деятельности могут быть воспитание детей и, при создании благоприятных установок на дом, на семью и т.д., домашнее хозяйство, ведущееся уже не в силу экономической необходимости, а для удовлетворения разнообразных психологических потребностей вплоть до эстетичности. Однако оптимальным вариантом представляется тот, когда предметом совместной деятельности членов пары будут выступать они сами - для обеспечения благополучия и личностного роста каждого из них.

 Стабилизация эмоциональных  отношений не означает, что они не меняются внутренне, в содержательном плане. Стабилизация - это и есть переход от романтической любви к какому-то иному, менее конфликтному внутренне, состоянию. Идеальным вариантом стабилизации был бы переход романтической любви в братскую. Братская - это не значит любовь брата к брату, имеется в виду любовь мужчины и женщины. Братская любовь характеризуется сочетанием высокого статуса членов пары с низким уровнем власти. То есть партнеры не могут заставить друг друга сделать что-либо, наказать друг друга. Да в этом нет и необходимости, так как по собственному желанию идут навстречу друг другу. Если романтическая любовь является отношение нормативным (в определенный период жизни нормы общества требуют от человека влюбиться в другого - противоположного пола, вспомните хотя бы пушкинскую Татьяну - "пора пришла - она влюбилась") и поэтому зачастую безличным, то стабильная любовь есть отношение глубоко личностное, ориентированное не на ситуацию, а на свойства участников общения, то есть является в каком-то смысле продолжением ситуации, существует не благодаря, а в некоторых случаях вопреки ей. Поэтому стабильная любовь благоприятна для развития человека, его личности. Любовь такого типа является отношением более высокого уровня, и ее закономерности отрицают закономерности более низких уровней.

 Когда мы с вами  говорили о выборе партнера, о  возникновении симпатии, то отмечали, что появление чувства любви  не связано с личностными характеристиками  ни того, кто влюбляется, ни того, в кого влюбляются. Развитие же стабильных субъект - субъектных отношений требует наличия у членов пары определенных свойств личности, соответствующих в целом синдромам или психического здоровья. Это третье условие стабильных эмоциональных отношений. Предпримем небольшое отступление в психологию личности. Идея самоактуализации принадлежит так называемой гуманистической психологии, представители которой считают потребность в самореализации высшей человеческой потребностью. Она возникает только тогда, когда удовлетворены их низшие потребности (в еде, тепле, безопасности и т.п.). Если человек лишен возможности удовлетворить потребность в реализации себя, своих способностей, возникает психическая патология, человек теряет смысл жизни, ему скучно.

 Черты самоактуализирующейся  личности:

1 - Воспринимает мир таким, как он есть, и им это нравится.

2 - Принятие себя, других, природы, не связанное с защитой.  Видит себя адекватно и положительно.

3 - Естественны внутренне  и в поведении.

4 - Себя рассматривают  призванными для выполнения долга,  но не фактичны.

5 - Некоторая отдаленность  от других. Потребность в уединении,  независимой жизни.

6 - Относительная автономия  от культуры. Это люди, которые  создают свою собственную культуру. Редко ведут себя не так  как другие, но внутренне независимы. В любой момент способны взять ответственность на себя.

7 - Способны к экстатическим  переживаниям.

8 - Симпатия к людям,  вера в положительную природу  человека. Межличностные отношения  очень глубоки, но круг из  узок. Демократическая структура  характера.

9 - Высокоразвитое четкое эстетическое чувство.

10 - Философское подтверждение  чувство юмора.

11 - Креативность.

 Все эти характеристики  связаны, представляют собой синдром  самоактуализирующейся личности. Стабильность  эмоциональных отношений связана  еще и с тем, насколько стабильные по своему характеру потребности удовлетворяет в них человек. Поэтому люди, живущие, по выражению А. Маслоу, на уровне потребностей роста - стабильных, принципиально насыщенных, то есть люди с высоким уровнем самоактуализации, устанавливают и более стабильные эмоциональные отношения, чем живущие на уровне дефицитарных потребностей. Итак, стабилизация эмоциональных отношений связана с тремя основными условиями: воспитание отношений в паре как справедливых, включение в совместную, значимую для обоих деятельность, наличие черт самоактуализирующейся личности.

 

5.5. Закономерности распада  эмоциональных отношений

 Распад и прекращение  взаимодействия не означают, что  партнер становится эмоционально  нейтральной фигурой. Как показал  Р. Вейс, в течение длительного периода, доходящего иногда до нескольких лет, сохраняется субъективная эмоциональная связь с партнером. Причем, связь эта сохраняется и после установления новых, благополучных эмоциональных отношений с другим человеком (исключение составляют те случаи, когда прежние отношения были прерваны ради легализации уже сформировавшихся эмоциональных связей с другим партнером). Ведь синдром отношения к бывшему партнеру характеризуется амбивалентностью - негативные чувства соседствуют с позитивными.

 В чем причина распада эмоциональных отношений? На уровне обыденного сознания в качестве таковой выдвигается некое, неприемлемое с точки зрения сложившейся системы общения событие. Примером может служить адюльтер, совершение партнером каких-либо аморальных действий, разоблачение обмана и т.д. Распад эмоциональных отношений здесь рассматривается фактически как одновременное событие, крах. Но изучение конфликтных семей, а также социологические исследования, посвященные, в частности, проблеме внебрачной сексуальности, убеждают в том, что не существует единообразной реакции на те типы или иные поступки человека. В некоторых семьях, например, мирятся с повторными адюльтерами, обманами, жестокостями и т.д. при резком негативном, на уровне установок, отношении к этим явлениям. В других проявление этих форм поведения приводит к разрыву. Можно предположить, что событие, которому приписывают роль причины распада, в действительности является не более чем последним толчком и даже поводом для разрыва. Если, например, информация об измене приводит к немедленным действиям, направленным на расторжение брака, то можно с уверенностью сказать, что внутренняя готовность к разводу к этому моменту уже была сформирована.

 Другая причина  может состоять в наличии у  одного или обоих членов пары таких личностных характеристик, которые их делают неспособными к длительным эмоциональным отношениям. Распад, таким образом, является предопределенным. Факты говорят о том, что такие черты, как экстраверсия, ригидность, доминантность, темповые характеристики и т.д. никак не влияют на стабильность эмоциональных отношений. Задача состоит не в том, чтобы определить, какие черты благоприятны для стабильности и не представляют собой факторов риска, а затем стремиться подобрать или переделать человека по этому образцу, а в том, чтобы найти такие пути реализации его личностных способностей, которые, будучи ему наиболее близки, смогут одновременно способствовать стабилизации отношений. Нередко говорят о несовместимости ("не сошлись характерами"). Действительно, некоторые отношения психических и психофизиологических характеристик двух людей могут осложнить взаимодействие и, следовательно, увеличить вероятность распада. Однако исследования семьи показывают, что ни одно из соотношений не носит фатального характера. Часть пар и при неблагоприятных соотношениях сохраняют стабильные эмоциональные отношения. Л.Я. Гозман считает, что основной причиной распада эмоциональных отношений следует считать особенности взаимодействия внутри пары, то есть сам процесс общения.

 Распад отношений как и их развитие тоже является процессом, проходит несколько стадий. Л. Ли выделяет следующие пять стадий распада отношений: осознание неудовлетворенности, выражение неудовлетворенности, переговоры, решение, трансформация. Каждый конкретный случай включает в себя либо полный, либо неполный набор фаз, причем, последовательность их может меняться, некоторые появляются более одного раза и т.д. Нужно отметить важную особенность процесса распада отношений - он не обязательно направлен на разрыв. Наоборот, наравне с прекращением отношений все время рассматривается возможность их перестройки и сохранения. Попытки такой перестройки могут в ходе процесса распада предприниматься неоднократно. Таким образом, распад и стабилизация - это две стороны одного и того же процесса. Без перестройки, которая обычно связывается с процессом распада, отношения не могут развиваться, а следовательно и стабилизироваться. Получается, что процессы распада входят как необходимая составная часть с процессы стабилизации.

 

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО ТЕМЕ:

1) Любовные отношения  являются специфическими, имеют  свое содержание, свою собственную  структуру, отличаются от дружеских  и сексуальных отношений.

2) Любовные отношения  подготавливаются всем предыдущим  эмоциональным развитием человека  и опытом его эмоциональных отношений с родителями и друзьями.

3) Любовь - это  не статичное отношение, она  постоянно развивается, проходя  через стадии возникновения симпатии, романтической любви до стабильных  отношений.

4) Развитие и  стабилизация эмоциональных отношений в основном определяется собственной активностью членов пары.

 

ГЕНДЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И  СУПРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

 

1. Гендерные роли

 Насколько сильно  отличие между мужчинами и  женщинами? Этот вопрос может  быть поставлен в нескольких  аспектах. Налицо реальное отличие в морфологии половой системы и степени физического участия в зачатии и вынашивания потомства. Имеются также некоторые отличия в морфологии, анатомии и физиологии, по видимому определяемые половыми отличиями. Однако психологические отличия не так заметны и по видимому не определяются генетически.

 Сексуальность, рассматриваемая  нами, как отнесеность к определенному  полу, выраженность определенных  его качеств прежде всего в  психике и поведении человека  конечно является следствием  его анатомии, морфологии и физиологии. Но особенности его психики и поведения определяются особенностями общественно признанной половой социальной роли.

 Раньше существовало  жесткое противопоставление полов.  Категорий маскулинности (М.) и  фемининости (Ф.) считались строго дихотомическим. Всякое отступление от норматива половой роли воспринималось как патология или шаг по направлению к ней. Например: женщина-ученая - "синий чулок", чувствительный мужчина - "нытик" и "баба" и т.п. Затем нормативность уступила место идее континуума мускулинно-фемининых свойств. Предполагалось, что индивиды в пределах какой-то нормы могут различаться по степени М. и Ф. Однако сами свойства М. и Ф. все же считались альтернативными, взаимоисключающими: высокая М. должна быть связанной с низкой Ф и обратно. Причем для мужчины желательна высокая М, а для женщины - Ф. Исследования, однако, показали, что, "пристроить" реального человека на шкалу М--Ф практически невозможно: индивид, высокомаскулинный по одним показателям, может быть весьма фемининым по другим. Например, исследование группы канадских теннисисток и гандболисток показало, что эти девушки сочетают в себе ряд маскулинных качеств (соревновательность, упорство, бескомпромиссность в борьбе) с высоким уровнем Ф.

 В наше время  М. и Ф. уже не рассматривают как альтернативу, полюсы одного и того же континуума, а как независимые переменные. Введено даже новое понятие - андрогиния, означающее выраженность обоих показателей. Андрогинными считаются индивиды, имеющие высокие показатели и по Ф, и по М. Это позволяет им менее жестко придерживаться полоролевых норм, свободнее переходить от традиционно женских занятий к мужским и так далее.

 Психологическая андрогиния  характеризует не внешние физические  качества, а только поведение  и установки: совмещение независимости и заботливости, способность выполнять специфические мужские, специфические женские и не дифференцируемые по полу функции.

 В результате вместо  простой дихотомии "мужского" и "женского" для мужчин можно  выделить 4 типа:

1. Маскулинные мужчины (высокие показатели по М и низкие по Ф чертам),

2. Фемининые мужчины  (много Ф, мало М черт),

3. Андрогинные мужчины  (высокие показатели по обеим  шкалам),

4. Психически недифференцированные  мужчины (низкие показатели по  обеим шкалам).

 Соответственно этому можно выделить и 4 женских типа. Сравнение этих типов показало, что максимальное соответствие индивида полоролевому стереотипу (высокая М у мужчин, высокая Ф у женщин) - отнюдь не является гарантией психического и социального благополучия. Фемининые женщины часто отличаются повышенной тревожностью и пониженным самоуважением. Эти черты даже входят в набор Ф черт.

Информация о работе Психология семейных отношений