Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 14:49, курсовая работа
Зигмунд Фрейд в свое время ввел понятие «инстинкт смерти» - иначе он не мог
объяснить многое из того, что способен сотворить с собой человек. Стремление
к саморазрушению, очевидно, заложено в нем от природы – если все живое вокруг
изо всех сил борется за существование, то отдельные человеческие индивиды,
наоборот, вкладывают недюжинную энергию в то, чтобы полностью испортить себе
жизнь, а иногда и расстаться с нею. Поистине человек – странное создание:
только он способен на самоуничтожение, лишь ему присуще загадочное влечение к
смерти – никакому другому живому существу это не свойственно.
Россия в депрессии: страну захлестнул вал самоубийств. Все чаще из жизни
уходят подростки, а то и совсем маленькие дети. Какую же боль надо носить в
душе, чтобы убить себя в таком цветущем возрасте?
ГЛАВА 1. К размышлению. (вместо
вступления)......................................... 4
ГЛАВА 2. Суицид и
подросток.............................................................................
5
§ 1 Общие
положения....................................................................
5
§ 2 Суицид и его
виды................................................................... 5
§ 3 Причины, предпосылки и условия проявления
суицида......................................................................................
6
3.1 Влияние на поведение подростков TV,
художественной литературы..................................... 6
3.2 Предпосылки и условия проявления суицида....... 6
3.3
Парасуицид...................................................................
7
§ 4 Психологический смысл подросткового суицида............. 7
§ 5 Характерные черты подросткового суицида..................... 7
§ 6 Признаки суицидального
риска........................................... 8
§ 7 Синдромы поведения подростков,
указывающие на готовность к суициду.............................. 8
§ 8 Внешние обстоятельства суицидального
подростка..................................................................................
9
§ 9 Источник негативных переживаний подростка............... 9
§ 10 Роль педагога в работе с суицидальными детьми............ 9
ГЛАВА 3. На грани. (собственные домыслы по
теме)................................. 11
§ 1 Ромео без
Джульетты.............................................................. 11
§ 2 Дочки-матери (обращение к родителям)............................
12
§ 3 Не убий самого
себя................................................................ 13
ГЛАВА
4........................................................................................................................
14
§ 1 Подростки о
суициде............................................................... 14
§ 2 Мнение будущих
педагогов................................................... 16
ГЛАВА 5. Способы
самоубийства.......................................................................
20
ГЛАВА 6. Индивидуальное и ритуальное
самоубийства............................... 21
ГЛАВА 7.
Заключение...........................................................................................
23
Приложение..................................................................................................................
24
Сати (ритуал
самосожжения)............................................................
24
Харакири (ритуал самоубийства японских самураев)................. 27
Литература....................................................................................................................
32
§ 4
Психологический смысл
Психологический смысл подросткового суицида – крик о помощи, стремление
привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания нет, представление о
смерти крайне неотчетливо, инфантильно. Смерть представляется в виде
желательного длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир,
так же она видится средством наказать обидчиков.
§ 5
Характерные черты
Суицид подростков имеет следующие черты:
· суициду предшествуют кратковременные, объективно нетяжелые конфликты
в сферах близких отношений (в семье, школе, группе);
· конфликт воспринимается как крайне значимый и травматичный, вызывая
внутренний кризис и драматизацию событий;
· суицидальный поступок воспринимается в романтически-героическом
ореоле: как смелый вызов, как решительное действие, как мужественное решение
и т.п.
· суицидное поведение демонстративно, в нем есть признаки «игры на
публику»;
· суицидальное поведение регулируется скорее порывом, аффектом, в нем
нет продуманности, взвешенности, точного просчета;
· средства самоубийства выбраны неумело (прыжок с балкона 2-3 этажа,
малотоксические вещества, тонкая веревка и т.п.).
§ 6 Признаки суицидального риска
Учитывая актуальность профилактики суицида, многие авторы задаются вопросом:
нельзя ли заранее распознать суицидента и помешать его намерению? Абсолютно
точных признаков
1. Признаки замышляемого суицида. К ним относятся: разговоры
на темы самоубийств, смерти, сны с сюжетами катастроф, сны с гибелью людей или
собственной гибелью, повышенный интерес к орудиям лишения себя жизни,
рассуждения об утрате смысла жизни, письма или разговоры прощального характера.
2. Наличие опыта самоубийства в прошлом, наличие примера
самоубийств в близком окружении, особенно родителей и друзей;
максималистические черты характера, склонность к бескомпромиссным решениям и
поступкам, деление мира на белое и черное.
3. Объективная
тяжесть жизненных
прошедшее в неблагополучной семье; плохие отношения с близкими в данный период;
потеря дорогого человека, общественное отвержение; тяжелое заболевание и т.д.
4. Снижение ресурсов личности, позволяющих противостоять
трудностям: депрессия, стрессовые состояния, беспомощность, болезни, насилие в
близком окружении, истощенность физического или психического плана, неопытность
и неумение преодолевать трудности.
§ 7 Синдромы поведения подростков, указывающие на готовность к суициду
· тревожно-ажитированное поведение, внешне даже похожее на подъем,
однако, с проявлениями суеты, спешки;
· затяжные нарушения сна: подростка преследуют страшные сны с
картинами катаклизмов, катастроф, аварий или зловещих животных;
· напряжение аффекта, периодически разряжаемого внешне не
мотивированной агрессией;
· депрессия, апатия, безмолвие: подросток тяжел на подъем, уходит от
обязанностей, бессмысленно проводит время, в поведении видно оцепенение,
сонливость;
· выраженное чувство несостоятельности, вины, стыда за себя,
отчетливая неуверенность в себе. Этот синдром может маскироваться нарочитой
бравадой, вызывающим поведением, дерзостью;
· тяжело протекающий пубертат с выраженными соматическими эндокринными
и нервно-психическими нарушениями;
· употребление алкоголя, токсикомания, наркомания.
§ 8
Внешние обстоятельства
· неблагополучная семья: тяжелый психологический климат, конфликты
родителей, алкоголизм в семье, утрата родителей;
· беспризорность подростка, отсутствие опоры на значимого взрослого,
который бы занимался подростком;
· неблагоприятное положение подростка в семье: отвержение, назойливая
опека, жестокость, критичность к любым проявлениям подростка;
· отсутствие у подростка друзей, отвержение в учебной группе;
· серия неудач в учебе, общении, межличностных отношениях с
родственниками и взрослыми.
§ 9
Источник негативных
Накапливание негативных
переживаний может создать
срыва у подростков. Исследования, проведенные в 1995 году, показали, что
негативные переживания у подростков возникают в ответ на семейные конфликты,
частые наказания, недовольство родителей друзьями детей, частое морализование
старших и взрослых.
Согласно данным этого исследования главный источник негативных переживаний –
семейные конфликты. На это указали 50% мальчиков и 78% девочек из группы
«трудных» подростков. Среди «благополучных» подростков эти показатели 47% и
18% соответственно.
Важная причина подростковых переживаний – частые наказания детей. В группе
«трудных» - эту причину указали 35% опрошенных, тогда как среди
«благополучных» 21% мальчиков и 2% девочек.
Частые наказания провоцируют развитие лживости как средства скрыть проступок.
На этот мотив лжи указывают 71% мальчиков и 63% девочек из группы «трудных»
подростков.
Досаждает подросткам и неумелое морализаторство родителей. На эту причину
указали 65% мальчиков и 72% девочек.
§ 10 Роль
педагога в работе с
Многие будут правы, если скажут: такие дети нуждаются в помощи специалистов.
Нагружать неискушенного педагога работой с суицидентами – значит поставить
его в сложную ситуацию: помочь нужно, но нет необходимых знаний.
Начнем с того, что отведем педагогу свою роль в работе с такими подростками.
Эту роль можно обозначить так: помощь в своевременном выявлении таких детей и
первичная профилактика.
Помощь педагога в заблаговременном выявлении таких детей может выразиться в
том, что – часто общаясь с ребенком – он может увидеть признаки проблемного
состояния: напряжение, апатию, агрессивность и т.п. Педагог может обратить
внимание школьного врача, родителей, администрации школы на этого подростка.
Старшему подростку он может предложить разъяснительную беседу, в которой
пояснит, что видит его состояние и советует обратиться к психологу,
психотерапевту, так как оно требует работы специалиста.
Даже такая роль педагога приносит свои плоды. Важно лишь педагогу вложить в
такую работу немного искреннего сочувствия и душевного тепла.
ГЛАВА 3. На грани.
Если вовремя вызовут «скорую» самоубийцы попадают в больницу, где на них
смотрят не как на обычных пациентов, которым нужно просто спасти жизнь, а как
на одного из суицидентов, которому нужно помочь вернуться к нормальному
существованию. Этим занимается психиатр. Он разделяет своих пациентов на
совершивших истинное самоубийство и демонстративное.
Шантажный суицид – это что-то вроде самоубийства понарошку. Когда подросток
точно знает, что его спасут и цель – не проститься с жизнью, а чего-либо
добиться своей выходкой. К примеру вернуть парня, вызвав у него чувство вины.
А если не вернется, то хоть окружающие пожалеют.
Итог этой игры – реанимация.
По счастью для большинства «
достаточной эмоциональной встряской становится атмосфера больницы. Тех, для
кого самоубийство было осознанным решением ухода из жизни, больничные ужасы
убедить не могут. Для таких людей вовремя приехавшая «Скорая» – не подарок
судьбы, а лишь отсрочка. По статистике, треть самоубийц в течение года
повторяют свою попытку. И на этот раз – в более жесткой форме.
Самые частые причины подростковых суицидов – несчастная любовь и конфликты в
семье. Нет человека, который бы с этим не сталкивался. Из-за этого к
самоубийцам часто относятся как к психам или слабакам.
§ 1 Ромео без Джульетты
Ситуация «я его люблю, а он меня нет» набила оскомину не меньше, чем подписи
на партах «Саша + Маша = Любовь». Надписи типа «Миша + Вася» выглядят куда
смешнее, правда? Напрасно вы так думаете! Люди с нестандартной сексуальной
ориентацией – наивысшая группа риска в плане разрешения личностных проблем.
Врачи-суицидологи утверждают: количество суицидов в их среде в последнее
время резко увеличивается. Одна девочка-лесбиянка совершила пять попыток в
течение года из-за несчастной любви – ее бросила подружка. Впрочем, такие
ситуации все-таки встречаются редко.
Вернемся к обычной ситуации «он и она». «Обычной» не значит легкой. У
подростков нет еще опыта взрослых, что все проходит, «один бросил, десять
подберут». Нет и каких-то зацепок, удерживающих в жизни даже после серьезной
эмоциональной встряски: дети, работа, мнение друзей, коллег. Какое все это
может иметь значение, когда потерян самый близкий человек? Первый человек,
который тебя понимал, был рядом, был тебе нужен. Брошюрки советуют:
отвлекитесь, займитесь чем-то другим. А чем: учеба – тоска, предки достали, а
у лучшего друга опять свидание. А у тебя ничего.
Здесь важно осознать одно – насильно мил не будешь. Нельзя заставить любить
себя под страхом вскрытия вен. Очень трудно свыкнуться с мыслью, что ты
перестал быть нужен и все кончено. Но толку от зацикливания на этой теме не
будет никакого. Придется свыкнуться. Поверьте, любовь Ромео и Джульетты
встречается в книжках значительно чаще, чем в жизни.
Зачастую наиболее сильную боль доставляет не сам уход человека, а его
предательство. Иногда это заостренное, инфальтивное восприятие жизни доходит
до нелепости. Парень был влюблен в девушку, пригласил ее к себе в гости на
вечеринку. Вышел на кухню покурить, возвращается в комнату и видит – она с
его другом обнимается. Он побежал вешаться. Хорошо, что гости вовремя из
петли вынули.
Это пример поступка импульсивного человека, который сначала делает, потом
думает – то, что врачи называют «подвижным типом нервной системы». Впрочем,
подростковому возрасту вообще свойственно сначала делать, а думать в лучшем
случае потом. Мысли о завтра приходят с возрастом. Нормально плюнуть на
домашнее задание и отправиться в гости. Подумаешь, двойка – не первая и не
последняя. Но собственная жизнь-то, наверное, более значимая вещь. Я не
призываю к рассудочному взвешиванию всех «за» и «против». Сам так не умею. Но
посчитать до тридцати перед тем, как намыливать веревку, – это не прагматизм.
Это простой способ принять правильное решение.
§ 2 Дочки-матери (обращение к родителям)
Эту главу
я пишу специально для
чаще упрекает в черствости и неблагодарности: вы ребенка, или он вас? Вот
то-то. А между тем, именно вы, родители, – неизбежные участники самоубийства
собственного ребенка. В
семьях с нормальными
происходит. Ни на любовной почве, ни на какой другой. Потому что ребенку есть с
кем поговорить. Вы давно разговаривали с сыном или дочкой?
Иногда родители становятся главной причиной самоубийства. Дом подростка – это
модель мира. А если мир так ужасен, как бывает иногда обстановка в семье, то
зачем жить?
Один мальчик не смог вынести регулярного зрелища, как пьяный отец избивает
мать. Как ей помочь, он не знал, а оставить все как есть, не мог. Для него
самоубийство казалось единственным возможным выходом из создавшейся ситуации.
Одна девочка наглоталась таблеток во время очередной гулянки родителей. В
течение нескольких дней она оставалась без помощи – родителям было не до
дочки. В конце концов, ей удалось самой добраться до телефона и вызвать
«Скорую».
Иногда трагедией
нормально. В больницу с острым отравлением доставили девочку. Мать,
воспитывающая ее без мужа, хотела для дочери «лучшего будущего». Оно, по ее
мнению, целиком зависело от учебы. Девочку отдали в спецшколу, все время
переводили из класса в класс повышенной сложности. В итоге, ничего, кроме
постоянной зубрежки, у нее в жизни не было. Никаких друзей, потому что только
она успевала приспособиться к одному коллективу, как он тут же менялся.
Постоянное напряжение, дикая опека со стороны матери – и в результате долгие
беседы с психиатром. Ему пришлось потратить не один час, чтобы убедить
девочку, что есть и другие способы объясниться с матерью, чем подобный акт
протеста.
§ 3 Не убий самого себя
Самоубийство есть убийство – неважно, что действие совершается собственной
рукой. Нормальному человеку трудно переступить запрет на убийство себе
подобного (хотя запрещает закон, на самом деле табу находится внутри нас) – и
слава Богу! Но направить орудие убийства против себя самого оказывается
гораздо легче, чем против другого – это так называемая переадресованная
агрессия.
В повседневной жизни самоубийство чаще всего – просто реакция слабой натуры на