Психология суицида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 14:49, курсовая работа

Описание работы

Зигмунд Фрейд в свое время ввел понятие «инстинкт смерти» - иначе он не мог
объяснить многое из того, что способен сотворить с собой человек. Стремление
к саморазрушению, очевидно, заложено в нем от природы – если все живое вокруг
изо всех сил борется за существование, то отдельные человеческие индивиды,
наоборот, вкладывают недюжинную энергию в то, чтобы полностью испортить себе
жизнь, а иногда и расстаться с нею. Поистине человек – странное создание:
только он способен на самоуничтожение, лишь ему присуще загадочное влечение к
смерти – никакому другому живому существу это не свойственно.
Россия в депрессии: страну захлестнул вал самоубийств. Все чаще из жизни
уходят подростки, а то и совсем маленькие дети. Какую же боль надо носить в
душе, чтобы убить себя в таком цветущем возрасте?

Содержание работы

ГЛАВА 1. К размышлению. (вместо
вступления)......................................... 4
ГЛАВА 2. Суицид и
подросток.............................................................................
5
§ 1 Общие
положения....................................................................
5
§ 2 Суицид и его
виды................................................................... 5
§ 3 Причины, предпосылки и условия проявления

суицида......................................................................................
6
3.1 Влияние на поведение подростков TV,
художественной литературы..................................... 6
3.2 Предпосылки и условия проявления суицида....... 6
3.3
Парасуицид...................................................................
7
§ 4 Психологический смысл подросткового суицида............. 7
§ 5 Характерные черты подросткового суицида..................... 7
§ 6 Признаки суицидального
риска........................................... 8
§ 7 Синдромы поведения подростков,
указывающие на готовность к суициду.............................. 8
§ 8 Внешние обстоятельства суицидального

подростка..................................................................................
9
§ 9 Источник негативных переживаний подростка............... 9
§ 10 Роль педагога в работе с суицидальными детьми............ 9
ГЛАВА 3. На грани. (собственные домыслы по
теме)................................. 11
§ 1 Ромео без
Джульетты.............................................................. 11
§ 2 Дочки-матери (обращение к родителям)............................
12
§ 3 Не убий самого
себя................................................................ 13
ГЛАВА
4........................................................................................................................
14
§ 1 Подростки о
суициде............................................................... 14
§ 2 Мнение будущих
педагогов................................................... 16
ГЛАВА 5. Способы
самоубийства.......................................................................
20
ГЛАВА 6. Индивидуальное и ритуальное
самоубийства............................... 21
ГЛАВА 7.
Заключение...........................................................................................
23

Приложение..................................................................................................................
24
Сати (ритуал
самосожжения)............................................................
24
Харакири (ритуал самоубийства японских самураев)................. 27

Литература....................................................................................................................
32

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 69.30 Кб (Скачать файл)

живота, что могло быть уже не смертель­ным.

Харакири (как и владению оружием) самураи начинали обучаться уже с детства.

Опытные наставники в специальных  школах объясняли юношам, как надо начать и

довести до конца сэппуку, сохранив при этом собственное до­стоинство и

проявив умение владеть собой  вплоть до последнего момента жизни. Это

обучение, огромная попу­лярность, распространение и прославление харакири в

феодальном обществе Японии давали свои результаты: де­ти самураев часто

прибегали к совершению обряда вскры­тия живота. А. Бельсор описал случай

харакири семилет­него сына самурая, совершившего самоубийство перед наемными

убийцами, посланными к его  отцу, но убившими по ошибке другого  человека. При

опознании трупа молодой самурай, желая использовать эту ошибку для спасения

жизни родителя, как бы в  отчаянии выхватил меч и без­молвно распорол себе

живот. Преступники, поверившие в этот своеобразный обман, удалились, считая

свое дело сделанным.

Для жен и дочерей воинов харакири также не являлось чем-то особенным, однако

женщины, в отличие от мужчин, разрезали себе не живот, а только горло, или

наносили смертельный  удар кинжалом в сердце. Тем не менее, этот про­цесс

также назывался харакири. Самоубийство посредством перерезания горла («jigai»

– дзигай, что означает «уничтожение самой себя») исполнялось женами са­мураев

специальным кинжалом кайкэн – свадебным по­дарком мужа, – или коротким мечом,

вручаемым каждой дочери самурая  во время обряда совершеннолетия, были

известны случаи применения для этой цели и большого меча. Обычай предписывал

хоронить совершивших  хара­кири с оружием, которым оно было исполнено.

Возможно, именно этим можно  объяснить наличие в древних  женских погребениях

мечей и кинжалов.

В соответствии с нормами  кодекса бусидо для жены самурая  считалось позором не

суметь покончить с  собой при необходимости, поэтому  женщин также учили

правильно ному исполнению самоубийства. Они должны были уметь перерезать

артерии на шее, знать, как  следует связывать себе колени перед  смертью, чтобы

тело было найдено затем  в целомудренной позе.

Важнейшими побуждениями к совершению самоубий­ства женами самураев были

обычно смерть мужа, оскорбление  самолюбия или нарушение данного  мужем слова.

Свод церемоний и правил для совершения харакири, вырабатывавшийся на

протяжении длительного времени, в общих чертах был оформлен при сегунате

Асикага (1333–1573 гг.), когда обычай сэппуку стал приобретать силу за­кона.

Однако сложный ритуал, сопровождавший сэппуку, окончательно сформировался

лишь в эпоху Эдо, когда сэппуку стало применяться официально, как наказание

по приговору суда совершивших преступление буси. Обяза­тельным лицом при

исполнении официального сэппуку стал помощник делающего харакири самурая –

«секун­дант» (кайсяку, или кайсякунин), отрубавший ему голову.

История сэппуку имеет немало примеров, «когда после вскрытия живота герои

находили в себе силы, чтобы  пи­сать духовное завещание своей собственной

кровью». Од­нако, несмотря на воспитание в духе дзэн и умение владеть собой,

самурай мог подсознательно потерять контроль над своими действиями вследствие

ужасной боли и «умереть некрасиво».

Японцы вообще изначально ориентированы не столько на этический, сколько на

эстетический критерий при  оцен­ке человеческих поступков. Мир делится для них

не на доб­ро и зло, а на чистое и нечистое, красивое и безобразное. В

человеке более всего  ценили тонкий вкус и чувство кра­соты. В Японии красота,

чувство красоты культивировалось веками. Тагор говорил про японцев, что «они

видят Истину в Красоте, а  Красоту в Истине».

Согласно так называемому  этикету и эстетике смерти (сипо сахо), принятому в

среде сословия буси, самурай должен был умирать красивой, достойной смертью

(сини-бана), приняв ее легко и спокойно. В противоположность этому в

поведении умирающего (синиката или синидзама) различалась и постыдная, не

достойная воина смерть (синихадзи), при которой нарушалась эстетика смерти и

что считалось недопустимым для самурая. Здесь важно было не испортить

некрасивой смертью родословную  и честь дома.

                                Литература                               

1.     Аверин В.А.  Психология детей и подростков. – С.-П., 1994.

2.     Амбрумова А.Г. О самоубийцах//Аргументы и факты. – 1994 (март, №12).

3.     Арнольд О.  Дар редчайший, дар бесценный//Vita. – 1999, №3 – с. 22-24.

4.     Волкова А.Н.  Психолого-педгогическая поддержка детей

суицидентов//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.

– 1998, №2 – с. 36-43.

5.     Вроно Е. Что толкает в петлю//Деловой мир. – 1994 (30.05 – 06.06) – с.

30.

6.     Дарк О. Право на смерть//Независимая газета. – 1999 (3 сентября) – с. 16.

7.     Лебедев В.И.  Личность в экстремальных условиях. – М., 1987.

8.     Мелихова А.  Мышь черная, белая. или профилактика суицида//Учительская

газета. – 1999, №28/29 – с. 18.

9.     Научные и  организационные проблемы в суицидологии. – М., 1983.

10. Павлов И.П. Самоубийство  – великая печаль русской жизни//Медицинская

газета, 1999 (28 мая) – с. 15.

11. Снайдер Р. Практическая психология для подростков. – М., 1995.

12. Трегубов Л., Вагин Ю. Эстетика самоубийства. – М., 1993.

13. Фоминова Г. Я не  хочу умереть за большую любовь!//Московский  комсомолец?

1997 (4 февраля) – с. 6.


Информация о работе Психология суицида