Психология суицида

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 14:49, курсовая работа

Описание работы

Зигмунд Фрейд в свое время ввел понятие «инстинкт смерти» - иначе он не мог
объяснить многое из того, что способен сотворить с собой человек. Стремление
к саморазрушению, очевидно, заложено в нем от природы – если все живое вокруг
изо всех сил борется за существование, то отдельные человеческие индивиды,
наоборот, вкладывают недюжинную энергию в то, чтобы полностью испортить себе
жизнь, а иногда и расстаться с нею. Поистине человек – странное создание:
только он способен на самоуничтожение, лишь ему присуще загадочное влечение к
смерти – никакому другому живому существу это не свойственно.
Россия в депрессии: страну захлестнул вал самоубийств. Все чаще из жизни
уходят подростки, а то и совсем маленькие дети. Какую же боль надо носить в
душе, чтобы убить себя в таком цветущем возрасте?

Содержание работы

ГЛАВА 1. К размышлению. (вместо
вступления)......................................... 4
ГЛАВА 2. Суицид и
подросток.............................................................................
5
§ 1 Общие
положения....................................................................
5
§ 2 Суицид и его
виды................................................................... 5
§ 3 Причины, предпосылки и условия проявления

суицида......................................................................................
6
3.1 Влияние на поведение подростков TV,
художественной литературы..................................... 6
3.2 Предпосылки и условия проявления суицида....... 6
3.3
Парасуицид...................................................................
7
§ 4 Психологический смысл подросткового суицида............. 7
§ 5 Характерные черты подросткового суицида..................... 7
§ 6 Признаки суицидального
риска........................................... 8
§ 7 Синдромы поведения подростков,
указывающие на готовность к суициду.............................. 8
§ 8 Внешние обстоятельства суицидального

подростка..................................................................................
9
§ 9 Источник негативных переживаний подростка............... 9
§ 10 Роль педагога в работе с суицидальными детьми............ 9
ГЛАВА 3. На грани. (собственные домыслы по
теме)................................. 11
§ 1 Ромео без
Джульетты.............................................................. 11
§ 2 Дочки-матери (обращение к родителям)............................
12
§ 3 Не убий самого
себя................................................................ 13
ГЛАВА
4........................................................................................................................
14
§ 1 Подростки о
суициде............................................................... 14
§ 2 Мнение будущих
педагогов................................................... 16
ГЛАВА 5. Способы
самоубийства.......................................................................
20
ГЛАВА 6. Индивидуальное и ритуальное
самоубийства............................... 21
ГЛАВА 7.
Заключение...........................................................................................
23

Приложение..................................................................................................................
24
Сати (ритуал
самосожжения)............................................................
24
Харакири (ритуал самоубийства японских самураев)................. 27

Литература....................................................................................................................
32

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 69.30 Кб (Скачать файл)

сложности жизни, и ничего героического и тем более, романтического в нем нет.

Каждый имеет формальное право распоряжаться своей жизнью, как ему

хочется. А в реальности он связан с окружающими его людьми и добровольно

покидать их не может и  не должен.

     ГЛАВА 4

     § 1     Подростки о суициде

     Все изложенное  мной выше – научная сторона  проблемы, а что думают подростки,

которые нередко сами подходят к этой черте, а некоторые и  переступают ее.

Клюшкина Наталья, 10 класс.

               Наташа, знакома ли ты с такой  проблемой, как суицид?

Нет.

     Как ты думаешь,  почему вообще человек может  покончить жизнь самоубийством?

Я думаю, может быть, он хочет  стать счастливее.

     А например ты смогла бы это сделать?

Нет.

     Если можно  поподробнее, какие причины толкают  человека, например, на

то, чтобы спрыгнуть с  крыши девятиэтажного дома?

Может быть безысходность.

Лазарева Алина, 8 класс.

     Скажи, пожалуйста, Алина, знаешь ли ты что такое  суицид?

Нет.

     Может быть  ты встречала понятие самоубийство  где-то в литературе, .

Да, по телевизору.

     Что ты вообще  об этом думаешь? Актуальна  ли эта проблема на сегодняшний

день или нет?

Конечно нет, так поступают только больные люди, у них нет будущего.

     Как ты думаешь,  что на сегодня толкает людей,  например выпрыгнуть с

девятого этажа?

Это, наверное, какое-то горе, они, наверное, ушли сами в себя, во-первых, у

них, наверное, что-то с нервами, у них стрессовая ситуация.

     Как ты думаешь,  ты могла бы попасть в такую ситуаццию, чтобы покончить

жизнь самоубийством?

Нет, нет, я – точно нет. Я себя до такого никогда не довожу! Я хочу жить! Нет.

Белякова Ольга, 10 класс.

     Скажи, пожалуйста, знакома ли ты с проблемой  суицида?

Да.

     Ты сталкивалась  с этим на TV, в газетах, где-то  еще.

Практически каждый день.

     Где?

И на телевидении, и в газетах  сейчас слишком много об этом пишут  и говорят.

     Как ты думаешь,  что толкает людей спрыгнуть  с девятого этажа, или

вообще покончить жизнь  самоубийством?

Мне кажется, у всех людей  по-разному: кто-то, например, от безденежья,

безвыходное положение и  человек кончает жизнь самоубийством, а кто-то.

например, есть такие люди, которым очень трудно жить на земле  и они стремятся

куда-то.

     Как ты думаешь,  актуальна на сегодняшний день  эта проблема?

Думаю, что да.

     Тебя не пугает, что суицид чаще встречается  в подростковой среде, а не

у взрослых, и с чем это  связано по твоему?

Не знаю, может быть, неопытность.

     Ты думаешь,  что над решением проблемы  суицида стоит работать психологам?

Думаю – стоит.

Мещерякова Елена, 10 класс.

     Скажи, пожалуйста, сталкивалась ли ты с проблемой  суицида?

Лично – нет.

     Ну может быть в прессе, на телевидении?

Конечно, да.

     Скажи, а  актуальна ли на сегодняшний  день проблема суицида?

Да. Особенно среди молодежи.

     Стоит ли  психологам работать над этой  проблемой в подростковой среде  и почему?

Я считаю, что психологам стоит работать над этой проблемой, так как

подростковый возраст  – это переходный возраст, и когда  личность еще не совсем

сформировалась и каждый подросток еще не знает, что он хочет от этой жизни и

он думает, что он не нужен  в этой жизни, и по-этому он кончает жизнь

самоубийством.

     Как ты думаешь,  ты бы смогла совершить акт  суицида?

Мне часто приходят такие  мысли, но думаю, мне не хватит на это  смелости.

     Почему?

В первую очередь, наверное, мне жалко своих родителей.

Томилов Дмитрий, 10 класс.

     Сталкивался  ли ты с проблемой суицида?

Нет, никогда.

     Возможно по TV, читал в газетах, может быть  в какой-то специальной литературе?

В специальной литературе – нет, а так – попадалось.

     Как ты думаешь,  актуальна ли проблема суицида  сегодня?

Да.

     Нужно ли  психологам заниматься этой проблемой?

Мне кажется нужно.

     А как ты  думаешь, почему суицид находит  особенно частое проявление в

подростковой среде, а  не среди взрослых?

Мне кажется, что в среде  подростков потому, что сейчас сильно распространена

проблема наркотиков, ну и  по разным другим причинам.

     А сам бы  ты смог совершить самоубийство?

Нет.

     Почему?

Нет причины, и мне кажется  я бы не смог.

               А если бы была причина?

.Нет.

     Мнения подростков  по вопросу суицида вообще  и в подростковой среде в

частности, разделились. Может  быть, в силу их психологической  неосведомленности

по данной проблеме, но безусловно одно – это их собственные позиции и не

считаться с ними нельзя. В интервью многие признавались, что  мысли о

самоубийстве возникают, но сам факт, что большинство интервьюированных любят

жизнь, останавливал и уводил от таких мыслей. Мудрость гласит: «Устами  младенца

глаголет истина». Может  это и есть великая истина. Люби жизнь! Люби даже в

самые мрачные ее моменты, и эта любовь не только скрасит  их, но и, может быть,

спасет тебе жизнь.

     § 2     Мнение будущих педагогов

     Интересно,  каковы взгляды на жизнь людей,  которые по разным причинам  пытались

совершить самоубийство. Я  встретился с таким человеком. Его  историю, во многом

поучительную, я предлагаю в начале этого параграфа.

     Как мне тебя  называть?

Ник.

     Хорошо. Ник,  скажи, как давно это было?

Семь лет назад.

     А что тебя  привело к суициду?

Ну, события, которые произошли, неприятные.

     Это было  что-то в личной жизни, или  просто какие-то неприятности?

Ну, скажем, отчасти в личной жизни. Я видел смерть близкого человека и был

немного виновен в этом.

     То есть чувство  вины заставило тебя переступить  эту черту?

Ну да.

     Если не секрет, какой ты избрал для себя  путь, как ты решил покончить  с жизнью?

Таблетки.

     Сейчас ты  живой здоровый нормальный парень. Ты вообще жалеешь, что

раньше вот такое могло быть и было?

Ну, в общем-то жалею, хотя, конечно, то, что я это прошел. Я просто по-

другому начал относиться к смерти и к жизни.

     То есть можно  сделать вывод, что раньше тебе  жизнь была не в радость,  а

сейчас ты жизнь стал больше любить?

Ну, в общем-то да, больше радоваться стал, ценить хорошие моменты, плохие не

замечать.

     Как ты думаешь,  вот даже на твоем примере:  сейчас ведь много суицида

среди подростков, насколько  актуальна эта проблема сейчас –  в России,

переходящей рубеж двадцать первого века?

Ну, конкретные цифры я  сказать не могу, но она очень  актуальна. За две недели

работы на телефоне доверия, я три звонка принимал, связанных  с суицидом.

     Скажи, то что ты сейчас пытаешься стать профессиональным психологом,

это не последствие того, что с тобой случилось раньше?

Как бы да, хотя бы чтобы просто не дать людям повторить то, что  сделал я.

     Расскажи подробнее  о своей работе на телефоне  доверия.

В общем-то, там, в основном, принимаешь нормальные звонки. Звонят люди,

которые хотят просто пообщаться. Но вот эти три случая. В двух случаях мне

удалось помочь людям, они  потом пришли на встречу с психологом уже, я это

проверял потом; один звонок у меня, правда, сорвался, то есть человек  бросил

трубку, не стал со мной дальше разговаривать и я не знаю о его дальнейшей

судьбе.

     А у тебя  уже вот сейчас, по истечении  семи лет после того случая, не

возникает мысли совершить  подобное?

Нет, не возникает.

     Почему?

(смех) А зачем?

     Можно сказать,  что этот случай в твоей  жизни – молодой, подростковой  –

закалил тебя?

Ну, в общем-то, да. Просто, когда суждено умереть, тогда  и умрешь, а торопить

это не стоит.

     Какие вообще  ты можешь дать советы, как  начинающий психолог,

подросткам, чтобы не прийти к таким плачевным последствиям, то есть не

совершить самоубийства?

Во-первых, не расстраиваться, особенно по пустякам. Конечно, если происходят

какие-то события, то лучше  как раз обратиться к психологу, то есть пойти и

рассказать обо всем. И еще нужно думать о своих родителях, о своих близких:

как им будет плохо, если ты уйдешь из жизни.

     Мнения студентов,  будущих педагогов, отличались  большей осведомленностью по

вопросам суицида. Я предлагаю  наиболее полное по содержанию ответов  интервью

студента третьего курса  ПГПУ имени В.Г. Белинского.

Жигалев Сергей, ПГПУ.

     Сергей, скажи,  приходилось ли тебе сталкиваться  с такой проблемой, как суицид.

Лично мне – нет.

     А может быть где-то читал, может быть в прессе?

Да, я слышал как, не помню, в каком городе, выкинулись несколько  девочек из

окна.

     Ну а о  чем этот случай может сказать  человечеству в целом? На что  нужно

обратить внимание, при  воспитании детей, например?

Я считаю, что следует внимательнее следует относиться к проблемам подростков,

они наполовину всего лишь взрослые люди и взрослые как к  взрослым людям, к

подросткам не относятся.

     А что может  подвести к этой черте? Какие  причины?

Внешние и внутренние. Внешние – неустройство нашего социума, а внутренние –

это внутреннее неустройство подростков, например потеря близкого человека,

или разногласия с родителями.

     Как ты думаешь,  может ли быть одной из причин  суицида в подростковой

среде недостаток внимания со стороны родителей, учителей, окружающих?

Да, я считаю. Особенно если взрослые: родители или учителя сильно осложняют

жизнь молодому поколению.

     Представь такую  педагогическую ситуацию: в твоем  классе появляется

ребенок с выраженным суицидальным поведением. Как бы ты разрешил данную

ситуацию?

Ну, во-первых, организационные  моменты: я посадил бы его на первую парту и

часто обращал бы на него внимание, а так же давал бы ему  такие индивидуальные

работы, которые бы способствовали бы его моральному восстановлению.

     Как ты считаешь, присутствие в классе ребенка  с выраженным суицидальным

поведением скажется на поведении  других детей?

Дурной пример заразителен, это раз. А во-вторых, такие дети приковывают к

себе внимание сверстников.

     Данная проблема, безусловно, актуальна. Стоит ли  психологам в будущем

работать над ее разрешением?

Я считаю, что статус психолога  в школе должен быть повышен. В  школе должен

быть не один психолог, а  несколько – по возрастным группам. Думаю, что работа

психолога с классом, особенно с людьми, которые имеют склонности к суициду,

будет плодотворной.

     Должен ли  учитель обладать соответствующими  знаниями, чтобы со своей

стороны помочь проблемному  ребенку?

Конечно, поэтому студенты в ВУЗах и изучают такой  предмет, как специальная

психология.

     Я рад, что  студенты получают необходимый  для работы с детьми-суицидентами

уровень знаний. Столкнувшись с такой проблемой в работе, многие, я думаю,

успешно ее разрешат.

    

    

                      ГЛАВА 5.  Способы самоубийства                     

С глубокой древности человечеству известны такие способы самоубийства, как

самоутопление, самоповешение, самосожжение. Древние воины, потерпевшие

поражение на поле битвы, чтобы  не сдаваться в плен врагам и не терпеть

унижение и позор плена, убивали себя собственным оружием, ибо подобная смерть

приравнивалась к героической  смерти от оружия врага.

У историков Древней Греции и Рима мы находим описания индийского обычая

«сати» - самосожжения индийских  вдов после смерти мужа. У разных народов в

тот или иной период их истории  были свои излюбленные и предпочитаемые способы

самоубийства. Некоторые  государства, как мы помним, настолько  радели об

исполнении желаний своих граждан, что создавали государственные запасы

ядовитых веществ или  с раннего детства, как это  было в Японии, обучали

мальчиков и девочек искусству  самоубийства.

Вообще, способов самоубийства существует не так уж и много. Разные авторы

различают от 8 до 16 возможных  способов самоубийства. В современной

суицидологии принято выделять:

1.     Самоповешение.

2.     Самоудавление.

3.     Самоутопление.

4.     Самоотравление.

5.     Самосожжение.

6.     Самоубийство  с помощью колющих и режущих  предметов.

7.     Самоубийство  с помощью огнестрельного оружия.

8.     Самоубийство  с помощью электрического тока.

9.     Самоубийство  с помощью использования движущегося  транспорта или

движущихся частей механизмов.

10. Самоубийство при падении  с высоты.

11. Самоубийство с помощью  прекращения приема пищи.

12. Самоубийство переохлаждением.

Далее следует отметить, что  каждый из вышеперечисленных способов самоубийства

может быть совершен с помощью различных средств – то, что в судебной медицине

называют средством самоубийства. Можно повеситься на веревке, ремне,

галстуке, и все это будут различные средства одного и того же самоубийства.

            ГЛАВА 6.  Индивидуальное и ритуальное  самоубийства           

Информация о работе Психология суицида