Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 14:49, курсовая работа
Зигмунд Фрейд в свое время ввел понятие «инстинкт смерти» - иначе он не мог
объяснить многое из того, что способен сотворить с собой человек. Стремление
к саморазрушению, очевидно, заложено в нем от природы – если все живое вокруг
изо всех сил борется за существование, то отдельные человеческие индивиды,
наоборот, вкладывают недюжинную энергию в то, чтобы полностью испортить себе
жизнь, а иногда и расстаться с нею. Поистине человек – странное создание:
только он способен на самоуничтожение, лишь ему присуще загадочное влечение к
смерти – никакому другому живому существу это не свойственно.
Россия в депрессии: страну захлестнул вал самоубийств. Все чаще из жизни
уходят подростки, а то и совсем маленькие дети. Какую же боль надо носить в
душе, чтобы убить себя в таком цветущем возрасте?
ГЛАВА 1. К размышлению. (вместо
вступления)......................................... 4
ГЛАВА 2. Суицид и
подросток.............................................................................
5
§ 1 Общие
положения....................................................................
5
§ 2 Суицид и его
виды................................................................... 5
§ 3 Причины, предпосылки и условия проявления
суицида......................................................................................
6
3.1 Влияние на поведение подростков TV,
художественной литературы..................................... 6
3.2 Предпосылки и условия проявления суицида....... 6
3.3
Парасуицид...................................................................
7
§ 4 Психологический смысл подросткового суицида............. 7
§ 5 Характерные черты подросткового суицида..................... 7
§ 6 Признаки суицидального
риска........................................... 8
§ 7 Синдромы поведения подростков,
указывающие на готовность к суициду.............................. 8
§ 8 Внешние обстоятельства суицидального
подростка..................................................................................
9
§ 9 Источник негативных переживаний подростка............... 9
§ 10 Роль педагога в работе с суицидальными детьми............ 9
ГЛАВА 3. На грани. (собственные домыслы по
теме)................................. 11
§ 1 Ромео без
Джульетты.............................................................. 11
§ 2 Дочки-матери (обращение к родителям)............................
12
§ 3 Не убий самого
себя................................................................ 13
ГЛАВА
4........................................................................................................................
14
§ 1 Подростки о
суициде............................................................... 14
§ 2 Мнение будущих
педагогов................................................... 16
ГЛАВА 5. Способы
самоубийства.......................................................................
20
ГЛАВА 6. Индивидуальное и ритуальное
самоубийства............................... 21
ГЛАВА 7.
Заключение...........................................................................................
23
Приложение..................................................................................................................
24
Сати (ритуал
самосожжения)............................................................
24
Харакири (ритуал самоубийства японских самураев)................. 27
Литература....................................................................................................................
32
сложности жизни, и ничего героического и тем более, романтического в нем нет.
Каждый имеет формальное
право распоряжаться своей
хочется. А в реальности он связан с окружающими его людьми и добровольно
покидать их не может и не должен.
ГЛАВА 4
§ 1 Подростки о суициде
Все изложенное мной выше – научная сторона проблемы, а что думают подростки,
которые нередко сами подходят к этой черте, а некоторые и переступают ее.
Клюшкина Наталья, 10 класс.
Наташа, знакома ли ты с такой проблемой, как суицид?
Нет.
Как ты думаешь, почему вообще человек может покончить жизнь самоубийством?
Я думаю, может быть, он хочет стать счастливее.
А например ты смогла бы это сделать?
Нет.
Если можно
поподробнее, какие причины
то, чтобы спрыгнуть с крыши девятиэтажного дома?
Может быть безысходность.
Лазарева Алина, 8 класс.
Скажи, пожалуйста, Алина, знаешь ли ты что такое суицид?
Нет.
Может быть
ты встречала понятие
Да, по телевизору.
Что ты вообще об этом думаешь? Актуальна ли эта проблема на сегодняшний
день или нет?
Конечно нет, так поступают только больные люди, у них нет будущего.
Как ты думаешь, что на сегодня толкает людей, например выпрыгнуть с
девятого этажа?
Это, наверное, какое-то горе, они, наверное, ушли сами в себя, во-первых, у
них, наверное, что-то с нервами, у них стрессовая ситуация.
Как ты думаешь, ты могла бы попасть в такую ситуаццию, чтобы покончить
жизнь самоубийством?
Нет, нет, я – точно нет. Я себя до такого никогда не довожу! Я хочу жить! Нет.
Белякова Ольга, 10 класс.
Скажи, пожалуйста, знакома ли ты с проблемой суицида?
Да.
Ты сталкивалась с этим на TV, в газетах, где-то еще.
Практически каждый день.
Где?
И на телевидении, и в газетах сейчас слишком много об этом пишут и говорят.
Как ты думаешь, что толкает людей спрыгнуть с девятого этажа, или
вообще покончить жизнь самоубийством?
Мне кажется, у всех людей по-разному: кто-то, например, от безденежья,
безвыходное положение и
человек кончает жизнь
например, есть такие люди, которым очень трудно жить на земле и они стремятся
куда-то.
Как ты думаешь, актуальна на сегодняшний день эта проблема?
Думаю, что да.
Тебя не пугает, что суицид чаще встречается в подростковой среде, а не
у взрослых, и с чем это связано по твоему?
Не знаю, может быть, неопытность.
Ты думаешь,
что над решением проблемы
суицида стоит работать
Думаю – стоит.
Мещерякова Елена, 10 класс.
Скажи, пожалуйста,
сталкивалась ли ты с
Лично – нет.
Ну может быть в прессе, на телевидении?
Конечно, да.
Скажи, а актуальна ли на сегодняшний день проблема суицида?
Да. Особенно среди молодежи.
Стоит ли
психологам работать над этой
проблемой в подростковой
Я считаю, что психологам стоит работать над этой проблемой, так как
подростковый возраст – это переходный возраст, и когда личность еще не совсем
сформировалась и каждый подросток еще не знает, что он хочет от этой жизни и
он думает, что он не нужен в этой жизни, и по-этому он кончает жизнь
самоубийством.
Как ты думаешь, ты бы смогла совершить акт суицида?
Мне часто приходят такие мысли, но думаю, мне не хватит на это смелости.
Почему?
В первую очередь, наверное, мне жалко своих родителей.
Томилов Дмитрий, 10 класс.
Сталкивался ли ты с проблемой суицида?
Нет, никогда.
Возможно по
TV, читал в газетах, может быть
в какой-то специальной
В специальной литературе – нет, а так – попадалось.
Как ты думаешь, актуальна ли проблема суицида сегодня?
Да.
Нужно ли
психологам заниматься этой
Мне кажется нужно.
А как ты
думаешь, почему суицид
подростковой среде, а не среди взрослых?
Мне кажется, что в среде подростков потому, что сейчас сильно распространена
проблема наркотиков, ну и по разным другим причинам.
А сам бы
ты смог совершить
Нет.
Почему?
Нет причины, и мне кажется я бы не смог.
А если бы была причина?
.Нет.
Мнения подростков по вопросу суицида вообще и в подростковой среде в
частности, разделились. Может быть, в силу их психологической неосведомленности
по данной проблеме, но безусловно одно – это их собственные позиции и не
считаться с ними нельзя. В интервью многие признавались, что мысли о
самоубийстве возникают,
но сам факт, что большинство
жизнь, останавливал и уводил от таких мыслей. Мудрость гласит: «Устами младенца
глаголет истина». Может это и есть великая истина. Люби жизнь! Люби даже в
самые мрачные ее моменты, и эта любовь не только скрасит их, но и, может быть,
спасет тебе жизнь.
§ 2 Мнение будущих педагогов
Интересно,
каковы взгляды на жизнь людей,
совершить самоубийство. Я встретился с таким человеком. Его историю, во многом
поучительную, я предлагаю в начале этого параграфа.
Как мне тебя называть?
Ник.
Хорошо. Ник, скажи, как давно это было?
Семь лет назад.
А что тебя привело к суициду?
Ну, события, которые произошли, неприятные.
Это было что-то в личной жизни, или просто какие-то неприятности?
Ну, скажем, отчасти в личной жизни. Я видел смерть близкого человека и был
немного виновен в этом.
То есть чувство
вины заставило тебя
Ну да.
Если не секрет, какой ты избрал для себя путь, как ты решил покончить с жизнью?
Таблетки.
Сейчас ты
живой здоровый нормальный
раньше вот такое могло быть и было?
Ну, в общем-то жалею, хотя, конечно, то, что я это прошел. Я просто по-
другому начал относиться к смерти и к жизни.
То есть можно
сделать вывод, что раньше
сейчас ты жизнь стал больше любить?
Ну, в общем-то да, больше радоваться стал, ценить хорошие моменты, плохие не
замечать.
Как ты думаешь, вот даже на твоем примере: сейчас ведь много суицида
среди подростков, насколько актуальна эта проблема сейчас – в России,
переходящей рубеж двадцать первого века?
Ну, конкретные цифры я сказать не могу, но она очень актуальна. За две недели
работы на телефоне доверия, я три звонка принимал, связанных с суицидом.
Скажи, то что ты сейчас пытаешься стать профессиональным психологом,
это не последствие того, что с тобой случилось раньше?
Как бы да, хотя бы чтобы просто не дать людям повторить то, что сделал я.
Расскажи подробнее о своей работе на телефоне доверия.
В общем-то, там, в основном, принимаешь нормальные звонки. Звонят люди,
которые хотят просто пообщаться. Но вот эти три случая. В двух случаях мне
удалось помочь людям, они потом пришли на встречу с психологом уже, я это
проверял потом; один звонок у меня, правда, сорвался, то есть человек бросил
трубку, не стал со мной дальше разговаривать и я не знаю о его дальнейшей
судьбе.
А у тебя уже вот сейчас, по истечении семи лет после того случая, не
возникает мысли совершить подобное?
Нет, не возникает.
Почему?
(смех) А зачем?
Можно сказать, что этот случай в твоей жизни – молодой, подростковой –
закалил тебя?
Ну, в общем-то, да. Просто, когда суждено умереть, тогда и умрешь, а торопить
это не стоит.
Какие вообще ты можешь дать советы, как начинающий психолог,
подросткам, чтобы не прийти
к таким плачевным
совершить самоубийства?
Во-первых, не расстраиваться, особенно по пустякам. Конечно, если происходят
какие-то события, то лучше как раз обратиться к психологу, то есть пойти и
рассказать обо всем. И еще нужно думать о своих родителях, о своих близких:
как им будет плохо, если ты уйдешь из жизни.
Мнения студентов, будущих педагогов, отличались большей осведомленностью по
вопросам суицида. Я предлагаю наиболее полное по содержанию ответов интервью
студента третьего курса ПГПУ имени В.Г. Белинского.
Жигалев Сергей, ПГПУ.
Сергей, скажи,
приходилось ли тебе
Лично мне – нет.
А может быть где-то читал, может быть в прессе?
Да, я слышал как, не помню, в каком городе, выкинулись несколько девочек из
окна.
Ну а о чем этот случай может сказать человечеству в целом? На что нужно
обратить внимание, при воспитании детей, например?
Я считаю, что следует внимательнее следует относиться к проблемам подростков,
они наполовину всего лишь взрослые люди и взрослые как к взрослым людям, к
подросткам не относятся.
А что может подвести к этой черте? Какие причины?
Внешние и внутренние. Внешние – неустройство нашего социума, а внутренние –
это внутреннее неустройство подростков, например потеря близкого человека,
или разногласия с родителями.
Как ты думаешь, может ли быть одной из причин суицида в подростковой
среде недостаток внимания со стороны родителей, учителей, окружающих?
Да, я считаю. Особенно если взрослые: родители или учителя сильно осложняют
жизнь молодому поколению.
Представь такую педагогическую ситуацию: в твоем классе появляется
ребенок с выраженным суицидальным поведением. Как бы ты разрешил данную
ситуацию?
Ну, во-первых, организационные моменты: я посадил бы его на первую парту и
часто обращал бы на него внимание, а так же давал бы ему такие индивидуальные
работы, которые бы способствовали бы его моральному восстановлению.
Как ты считаешь, присутствие в классе ребенка с выраженным суицидальным
поведением скажется на поведении других детей?
Дурной пример заразителен, это раз. А во-вторых, такие дети приковывают к
себе внимание сверстников.
Данная проблема, безусловно, актуальна. Стоит ли психологам в будущем
работать над ее разрешением?
Я считаю, что статус психолога в школе должен быть повышен. В школе должен
быть не один психолог, а несколько – по возрастным группам. Думаю, что работа
психолога с классом, особенно с людьми, которые имеют склонности к суициду,
будет плодотворной.
Должен ли
учитель обладать
стороны помочь проблемному ребенку?
Конечно, поэтому студенты в ВУЗах и изучают такой предмет, как специальная
психология.
Я рад, что
студенты получают необходимый
для работы с детьми-
уровень знаний. Столкнувшись с такой проблемой в работе, многие, я думаю,
успешно ее разрешат.
ГЛАВА 5. Способы самоубийства
С глубокой древности человечеству известны такие способы самоубийства, как
самоутопление, самоповешение, самосожжение. Древние воины, потерпевшие
поражение на поле битвы, чтобы не сдаваться в плен врагам и не терпеть
унижение и позор плена, убивали себя собственным оружием, ибо подобная смерть
приравнивалась к героической смерти от оружия врага.
У историков Древней Греции и Рима мы находим описания индийского обычая
«сати» - самосожжения индийских вдов после смерти мужа. У разных народов в
тот или иной период их истории были свои излюбленные и предпочитаемые способы
самоубийства. Некоторые государства, как мы помним, настолько радели об
исполнении желаний своих граждан, что создавали государственные запасы
ядовитых веществ или с раннего детства, как это было в Японии, обучали
мальчиков и девочек искусству самоубийства.
Вообще, способов самоубийства существует не так уж и много. Разные авторы
различают от 8 до 16 возможных способов самоубийства. В современной
суицидологии принято выделять:
1. Самоповешение.
2. Самоудавление.
3. Самоутопление.
4. Самоотравление.
5. Самосожжение.
6. Самоубийство с помощью колющих и режущих предметов.
7. Самоубийство
с помощью огнестрельного
8. Самоубийство с помощью электрического тока.
9. Самоубийство
с помощью использования
движущихся частей механизмов.
10. Самоубийство при падении с высоты.
11. Самоубийство с помощью прекращения приема пищи.
12. Самоубийство переохлаждением.
Далее следует отметить, что каждый из вышеперечисленных способов самоубийства
может быть совершен с помощью различных средств – то, что в судебной медицине
называют средством
галстуке, и все это будут различные средства одного и того же самоубийства.
ГЛАВА 6. Индивидуальное и ритуальное самоубийства