Психолого-педагогический аспект развития представлений о форме предметов у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 13:11, курсовая работа

Описание работы

Была выдвинута следующая гипотеза: мы предположили, что уровень развития представлений о форме предметов у старших дошкольников зависит от различных форм использования занимательного математического материала, а именно от применения задач-головоломок.
Для осуществления исследовательской работы нами были определены следующие методы:
- теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы,
- педагогическое наблюдение за деятельностью дошкольников,
- изучение продуктов деятельности дошкольников,
- проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.

Файлы: 1 файл

Влияние задач-головоломок на развитие представлений о форме предметов у детей старшего дошкольного возраста.doc

— 388.00 Кб (Скачать файл)

Для развития представлений  детей о форме предметов мы также использовали магнитные конструкторы, которые отлично развивают не только наглядно-образное мышление, но и мелкую моторику.

С помощью мозаик и планшетов совершенствовали умение собирать схемы предметов из точечных элементов и целых геометрических фигур.

Так же в своей  работе мы использовали головоломки  промышленного производства (Приложение 3). Например, такие как Архимедова головоломка, волшебный круг, вьетнамская головоломка, головоломка Пифагор и др. Данные головоломки способствует развитию произвольности (умения выполнять действия по правилам и выполнять инструкции), наглядно-образного мышления, воображения, внимания, сформированности сенсорных эталонов цвета, величины и формы, восприятия, комбинаторных способностей.

Для закрепления  знаний, полученных в детском саду мы готовили для детей домашние задания в виде задач- головоломок. Например, раздавали карточки с изображениями круга, квадрата, треугольника, овала и просили детей дома вместе с родителями найти предметы по форме похожие на изображения на карточках. Данные домашние задания предполагали совместную деятельность родителей и детей.

Вывод. В результате регулярно организуемых педагогом  занятий, упражнений по решению задач-головоломок дети приобретали способность подходить к каждой нестандартной задаче творчески, с позиции поиска нового пути решения, а не использования уже известного им. Характер поисковых действий при этом постепенно меняется: от практических ("проб и ошибок") - к целенаправленным практическим действиям (с целью намеченного преобразования), и от них - к мысленным пробам через предугадывание пути решения.

От решения  задач-головоломок с помощью воспитателя (на основе частичных подсказок, использования  наводящих вопросов, подтверждения частичного решения) дети переходили к полностью самостоятельному быстрому решению задач.

 

2.3 Определение  уровня развития представлений  о форме предметов у детей  контрольной и экспериментальной  групп на контрольном этапе  эксперимента

 

Целью контрольного эксперимента явилось выявление динамики уровня развития представлений о форме предметов у детей. Для этого нами был проведен эксперимент, аналогичный тому, что проводился в начале исследования. Необходимо отметить, что эксперимент проводился с экспериментальной и контрольной группой исследования.

Результаты  контрольной диагностики в экспериментальной  и контрольной группах приведены  в таблице 3 и таблице 4.

 

Таблица 3 - Протокол обследования детей экспериментальной  группы

п/п

Фамилия, имя ребенка

№ задания

Сумма баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

1

Катя Р.

2

1

2

1

1

2

1

1

1

1

2

1

1

1

2

1

21

2

Андрей С.

1

1

1

2

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

18

3

Кирилл И.

2

2

2

1

2

2

2

1

1

2

1

1

2

2

1

2

26

4

Катя С.

1

1

0

1

1

1

2

1

0

1

1

1

1

1

1

0

14

5

Артем А.

2

1

1

2

2

1

1

1

2

2

1

1

1

1

1

1

21

6

Настя С.

2

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

2

1

1

2

20

7

Алиса А.

2

2

2

1

2

2

2

2

2

2

1

1

2

1

2

2

28

8

Дима Г.

1

2

1

1

1

2

1

1

1

1

2

1

2

2

1

1

21

9

Денис З.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

1

0

1

0

13

10

Александр К.

0

1

1

1

1

0

1

0

1

0

1

1

1

0

1

1

11


 

Таблица 4 - Протокол обследования детей контрольной группы

п/п

Фамилия, имя  ребенка

№ задания

Сумма баллов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

1

Данил Щ.

2

2

1

1

1

2

1

1

1

2

1

2

1

2

1

2

20

2

Степан Г.

1

1

1

1

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

0

2

17

3

Алексей Т.

2

2

2

1

2

2

2

1

1

2

1

2

1

2

1

2

26

4

Наташа К.

1

1

0

1

0

1

1

0

0

1

1

1

0

1

1

1

11

5

Ксения Е.

2

1

1

1

2

1

2

1

2

2

1

2

1

1

1

2

23

6

Женя П.

1

1

1

0

1

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

16

7

Надя Г.

2

2

1

2

2

2

2

2

2

2

2

1

2

1

2

2

29

8

Елена М.

2

1

1

1

2

1

1

1

1

1

2

1

1

2

1

2

21

9

Вася А.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

0

1

1

1

1

15

10

Мария С.

1

1

0

1

1

0

1

0

1

1

1

1

1

0

1

1

11


 

Индивидуальная  динамика результативности контрольной  диагностики в контрольной и  экспериментальной группах представлена на рисунке 2 и 3.

 

Рис. 2 - Индивидуальная динамика развития уровня представлений о форме предметов у детей экспериментальной группы

 

Рис. 3 - Индивидуальная динамика развития уровня представлений о форме предметов у детей контрольной группы

 

Как видно из гистограмм в экспериментальной  группе произошли изменения. Особенно улучшились результаты у шести детей (60%). По итогам диагностики их общий  результат увеличился в среднем  на 4,75 балла. У трех детей (30%) результат увеличился на два балла, у одного ребенка (10%) результат улучшился на один бал.

Анализируя  индивидуальные изменения в контрольной  группе можно заключить, что изменения  в результатах на контрольном  этапе эксперимента произошли у трех детей: у двух детей(20%) результат улучшился на два балла и у одного ребенка (10%) на один балл, у остальных испытуемых(70%) результат остался без изменений.

Общую картину  распределения детей контрольной  и экспериментальной групп по уровням можно увидеть в таблице 6 и таблице 7.

 

Таблица 6 - Результаты контрольной диагностики в экспериментальной группе

№ п/п

Фамилия, имя  ребенка

Кол-во баллов

Уровень

1

Катя Р.

21

С

2

Андрей С.

18

С

3

Кирилл И.

26

В

4

Катя С.

14

Н

5

Артем А.

21

С

6

Настя С.

20

С

7

Алиса А.

28

В

8

Дима Г.

21

С

9

Денис З.

13

Н

10

Александр К.

11

Н


 

Таблица 7 - Результаты контрольной диагностики в контрольной  группе.

п/п

Имя, фамилия  ребенка

Общий балл

Уровень

1

Данил Щ.

20

С

2

Степан Г.

17

С

3

Алексей Т.

26

В

4

Наташа К.

11

Н

5

Ксения Е.

23

С

6

Женя П.

16

С

7

Надя Г.

29

В

8

Елена М.

21

С

9

Вася А.

15

С

10

Мария С.

11

Н


 

В экспериментальной  группе один ребенок переместились  на высокий уровень. Несмотря на то, что остальные дети остались по-прежнему на тех же уровнях, что и на констатирующем этапе эксперимента у них произошли изменения в выполнении отдельных заданий.

В контрольной  группе изменений детей по уровням  не произошло.

Распределение детей по уровням представлений  о форме предметов итогам контрольной диагностики в экспериментальной группе можно увидеть на рисунке 4.

 

Рис. 4 - Распределение детей экспериментальной группы по уровням представлений о форме предметов.

 

Таким образом, можно сделать вывод о том, что целенаправленная и систематическая работа по использованию занимательного математического материала, а именно задач-головоломок педагогами дошкольного образовательного учреждения позволит достигнуть значительного продвижения знаний детей о форме предметов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Аналитическое восприятие геометрических фигур развивает  у детей способность более точно воспринимать форму окружающих предметов и воспроизводить предметы при занятиях рисованием, лепкой, аппликацией.

Информация о работе Психолого-педагогический аспект развития представлений о форме предметов у дошкольников