Психолого-педагогический аспект развития представлений о форме предметов у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 13:11, курсовая работа

Описание работы

Была выдвинута следующая гипотеза: мы предположили, что уровень развития представлений о форме предметов у старших дошкольников зависит от различных форм использования занимательного математического материала, а именно от применения задач-головоломок.
Для осуществления исследовательской работы нами были определены следующие методы:
- теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы,
- педагогическое наблюдение за деятельностью дошкольников,
- изучение продуктов деятельности дошкольников,
- проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.

Файлы: 1 файл

Влияние задач-головоломок на развитие представлений о форме предметов у детей старшего дошкольного возраста.doc

— 388.00 Кб (Скачать файл)

Анализируя  разные качества структурных элементов  геометрических фигур, дети усваивают  то общее, что объединяет фигуры. Ребята узнают, что:

- одни фигуры  оказываются в соподчиненном  отношении к другим;

-понятие четырехугольника  является обобщением таких понятий,  как «квадрат», «ромб», «прямоугольник»,  «трапеция» и др.;

-в понятие  «многоугольник» входят все треугольники, четырехугольники, пятиугольники, шестиугольники независимо от их размера и вида.

Подобные взаимосвязи  и обобщения, вполне доступные детям, поднимают их умственное развитие на новый уровень. У детей развивается  познавательная деятельность, формируются  новые интересы развиваются внимание, наблюдательность, речь и мышление и его компоненты (анализ, синтез, обобщение и конкретизация в их единстве). Все это готовит детей к усвоению научных понятий в школе.

Познание геометрических фигур, их свойств и отношений  расширяет кругозор детей, позволяет им более точно и разносторонне воспринимать форму окружающих предметов, что положительно отражается на их продуктивной деятельности (например, рисовании, лепке).

В данной исследовательской  работе был рассмотрен вопрос о роли задач-головоломок в развитии у детей старшего дошкольного возраста представлений о форме предметов.

Анализ вскрыл достаточно широкую освещенность проблемы в психологических исследованиях в деятельностном и личностном направлениях. Анализ педагогических исследований позволил определить не только важность и значимость задач-головоломок в развитии представлений о форме предметов, но и обнаружить недостаточную разработанность педагогических условий для их развития.

В процессе проведенного эксперимента была разработана и  адаптирована программа использования задач - головоломок в развитии у детей старшего дошкольного возраста представлений о форме предметов.

Исследование  позволило установить динамику развития уровня представлений о форме предметов у старших дошкольников. У детей экспериментальной группы, с которыми проводилась целенаправленная работа по использованию задач- головоломок, было выявлено улучшение результатов по сравнению с детьми контрольной группы, у которых развитие мыслительных операций происходило спонтанно, без специального обучения. Несмотря на то, что у детей экспериментальной группы произошло незначительные улучшения результатов, после опытно-экспериментальной работы действия детей стали целенаправленными и осознанными. Испытуемые экспериментальной группы научились устанавливать связи между свойствами и структурой фигур, связи между самими свойствами. Дети приучились различать внутреннюю область любой фигуры и ее границу, считать число сторон, вершин, углов. Обследуя треугольник, они приходили к выводу, что у него три вершины, три угла и три стороны. Очень часто дети сами говорили, почему эта фигура в отличие от прямоугольника и квадрата называется треугольником. У дошкольников стало развиваться умение видеть, какой геометрической фигуры или какому их сочетанию соответствует форма того или иного предмета.

В ходе исследовательской  работы нами были получены данные, позволяющие  говорить о динамике развития уровня представлений детей о форме  предметов, об эффективности проделанной  нами работы на формирующем этапе  опытно-экспериментального исследования.

 Итоги работы  послужили основанием для подтверждения  выдвинутой нами гипотезы о  том, уровень развития представлений  о форме предметов у старших  дошкольников зависит от различных  форм использования занимательного математического материала, а именно от применения задач-головоломок, подтвердилась.

Таким образом, выполненное нами исследование проблемы развития у детей старшего дошкольного  возраста представлений о форме  предметов вносит определенный вклад в разрешение обозначенной проблемы. Мы осознаем, что не все поставленные нами задачи решены в равной мере глубоко и основательно. Вместе с тем исследование выявило ряд проблем, изучение которых может и должно быть продолжено.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Асмолов А.Г. Психология личности. - М.: Просвещение, 1990.- 241с.
  2. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет, форма, количество. - М.: Просвещение, 1984.-60с.
  3. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. - М.: ВЛАДОС, 2003.- 400 с.
  4. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1989.-213с.
  5. Гербова В. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду.- Изд.: Мозаика-Синтез, 2005.-344с.
  6. Гоголева В.Г. Логическая азбука для детей 4-6 лет. - СПб.: Детство-Пресс, 1998. - 128 с.
  7. Давайте поиграем: Мат. игры для детей 5-6 лет: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Под. ред. А.А. Столяра. - М.: Просвещение, 1991. - 80 с.
  8. Данилова В.В., Рихтерман Т.Д., Михайлова З.А. и др. Обучение математике в детском саду. - М.: Академия, 1997. – 160 с.
  9. Ерофеева Т. Использование игровых проблемно-практических ситуаций в обучении дошкольников элементарной математике. //Дошкольное воспитание. - 1999. - № 2. - С.17-20.
  10. Ехевич Н. Развивающие игры для детей. – М. Физкультура и спорт, 1990.-125с.
  11. Запорожец А.В., Венгер Л.А. Восприятие и действие. – М.: Просвещение, 1967. - 323с.
  12. Кларина Л.М. Дети и знаки: буквы, цифры, геометрические формы. - М.: Новая школа, 1993. - 108 с.
  13. Колесникова Е.В. Математика д<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439_0020_0028_0432_0435_0431_0029__Char" style="

Информация о работе Психолого-педагогический аспект развития представлений о форме предметов у дошкольников