Психолого-педагогическое сопровождение детей: сущность и особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 19:58, статья

Описание работы

Вследствие неблагоприятных социальных условий в нашей стране в настоящее время появляется много детей с проблемами развития, с отклонениями в психофизическом здоровье, нарушениями поведения.
Пагубное влияние сложившаяся социальная ситуация оказала и на школу, которая, выполняя новый социальный заказ - реализацию принципов гуманизации, построения вариативных форм образования, пошла по пути не всегда обоснованных инноваций.

Файлы: 1 файл

статья.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

Антропологическая парадигма в психологии и педагогике (Б.С. Братусь, Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков), предполагающая целостный подход к человеку, смещение анализа с отдельных функций и свойств (внимание, память, мышление, произвольность и др.) на рассмотрение целостной ситуации развития ребенка в контексте его связей и отношений с другими.

Концепция психического и психологического здоровья детей (И.В.Дубровина), рассматривающая в качестве предмета работы практического психолога в образовании - проблемы развития личности в условиях конкретного образовательного пространства, влияющие на состояние ее психологического здоровья, и отдающая приоритет психопрофилактике возникновения проблем, в том числе через мониторинг и коррекцию параметров образовательного пространства.

Парадигма развивающего образования (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов), утверждающая необходимость проектирования такой системы образования, которая не только учит ребенка знаниям и умениям, но обеспечивает развитие у него фундаментальных человеческих способностей и личностных качеств, что предполагает серьезную «психологизацию» педагогической практики.

Теория педагогической поддержки (О.С. Газман, Н.Н. Михайлова), утверждающая необходимость сопровождения  процесса индивидуализации личности, развитие ее «самости», создания условий  для самоопределения, самоактуализации и самореализации через субъект-субъектные отношения, сотрудничество, сотворчество взрослого и ребенка, в которых доминирует равный, взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом.

 

Проектный подход в организации психолого-медико-социального  сопровождения (Е.В. Бурмистрова, М.Р. Битянова, А.И. Красило), ориентирующий на создание (проектирование) в образовательной среде условий для кооперации всех субъектов образовательного процесса в проблемной ситуации.

Парадигма гуманистического, развивающего, личностно ориентированного образования определяет новые требования к принципам и методам психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.

Система сопровождения  не должна работать исключительно с  последствиями несовершенной организации  обучения и воспитания, с «педагогическим браком». Не достаточным оказывается и принцип работы системы «по запросу» субъектов образовательного процесса.

Сегодня осуществляется переход системы на принципы опережающего (превентивного) сопровождения. Осуществляется поиск форм и способов работы не столько для образования, сколько - с самим образованием: его процессами и участниками.

Парадигма развивающего, личностно ориентированного образования  предполагает также новые подходы  к организации диагностической, коррекционной и развивающей  работы в системе сопровождения.

Анализ показывает, что обоснованные в отечественной  психологии методологические принципы «прогностичности диагностики» и «единства  диагностики и коррекции развития» (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, К.М.Гуревич), к сожалению, не всегда реализуются в работе педагогов-психологов. Заключение по результатам психодиагностики, полученное педагогом от психолога, часто не открывает для последнего возможности для соответствующих выводов и практических действий.

Наряду с  традиционной селективной психодиагностикой (диагностикой отбора), необходимо шире применять на практике методы и методики диагностики развития, что позволит от констатации наличных психологических особенностей ребенка перейти к исследованию условий оптимального развития ребенка в образовательных процессах, обоснованию оптимальной тактики и стратегии работы с ним, выступить в качестве «ориентатора детского развития» (А.Г.Асмолов). Актуальными становятся разработка и применение в системе сопровождения психодиагностических методов, имеющих «высокую педагогическую валидность» (Ю. Гутке, У.Вольраб).

В системе сопровождения  появляется особый предмет диагностики: ситуация развития ребенка, отношения  возникающие между участниками  учебно-воспитательного процесса, процесс  сотрудничества ребенка с взрослыми и сверстниками. Масштаб объекта диагностики может варьироваться: от традиционной диагностики детско-родительских отношений до комплексного анализа образовательной среды конкретного учреждения.

В системе развивающего образования возможным становится различение коррекционной и развивающей работы.

Если в коррекционной  работе специалист системы сопровождения  имеет определенный эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребенка, то в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий развития, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше, так и ниже среднестатистического. За коррекционной работой закрепляется смысл «исправления» отклонений, а за развивающей - смысл раскрытия потенциальных возможностей ребенка. При этом развивающая работа выступает не просто тренингом определенной способности, но ориентирована на работу с другими факторами, определяющими продвижение в учебной работе (Н.И. Гуткина). Норма развития рассматривается как указание на высшие возможности достижения для данного возраста: норма - это не то среднее, что есть, а то лучшее, что возможно при соответствующих условиях (В.И. Слободчиков).

Теоретическая идея необходимости помощи в ситуациях развития нашла свое практическое воплощение в работе центров и служб психолого-педагогического медико-социального сопровождения детей или просто центров и служб сопровождения. Чаще всего центрами сопровождения называют те учреждения в системе образования, которые автономны по отношению к другим образовательным учреждениям и связаны с последними только договорами о сотрудничестве. Службы сопровождения - это структурные подения воспитательно-образовательного учреждения, возникающие в его рамках, подчиняющиеся руководству образовательного учреждения и предназначенные для сопровождения учащихся этого учреждения.

Как показал  анализ литературы, термин «сопровождение»  еще не получил устойчивого определения. Также нет четкого определения  форм и видов сопровождения.

Концепция сопровождения  как новая образовательная технология в нашей стране разработана Е.И. Казаковой (1995-2001).

Ею выделено несколько источников создания отечественной  системы сопровождения:

- опыт комплексной  помощи и поддержки детей в системе специального образования;

- опыт функционирования  специализированных служб, обеспечивающих  разнонаправленную психолого-педагогическую  медико-социальную поддержку детей  и их родителей (консультативные  службы, коррекционные центры, диагностические центры, службы «Доверие», кризисные службы и т.д.);

- многолетняя  работа психолого-медико-педагогических  консультаций и комиссий для  детей с проблемами в развитии;

- разработки  координационных, научно-методических  и экспертных советов, обеспечивающие развитие образовательных учреждений;

- исследования  различных крупных вузовских  научных центров;

- реализация  в стране международных программ  по созданию системы сопровождения  развития учащихся (более 40 лет  в Европе развивается система  сопровождения учащихся, хорошо согласованная с системой «консультирования» и «тъюторства», в США и др. странах);

- опытно-экспериментальная  и инновационная работа различных  групп педагогов, психологов, социальных  педагогов, специальных педагогов  и психологов.

Исходным положением для формирования теории и практики комплексного сопровождения стал системно-ориентационный подход, согласно которому развитие понимается как выбор и освоение субъектом развития тех или иных инноваций (Казакова Е.И. и Тряпицына А.П., 1998). Каждая ситуация выбора порождает множественность вариантов решения, опосредованных некоторым ориентационным полем развития. Сопровождение может трактоваться как помощь субъекту развития в формировании ориентационного поля, ответственность за действия в котором несет сам субъект.

Важнейшим положением системно-ориентационного  подхода выступает приоритет  опоры на внутренний потенциал развития субъекта (ключевое положение «педагогики  успеха»), следовательно, на право субъекта самостоятельно совершать выбор  и нести за него ответственность. Однако для осуществления права свободного выбора различных альтернатив развития необходимо научить человека выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации, выработать план решения и сделать первые шаги. Исходя из этого Е.И. Казакова (2000) под сопровождением понимает метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. (Упрощенная трактовка: сопровождение - это помощь субъекту в принятии решения в сложных ситуациях жизненного выбора.)

При этом под субъектом  развития понимается как развивающийся  человек, так и развивающаяся  система. Ситуации жизненного выбора - множественные проблемные ситуации, при разрешении которых субъект  определяет для себя путь прогрессивного или регрессивного развития.

Введение термина сопровождение  не является результатом научно-лингвистического эксперимента; замена его классическими - помощь, поддержка или обеспечение - не в полной мере отражает суть явления. Имеется в виду не любая форма (а тем более обеспечения), а поддержка, в основе которой - сохранение максимума свободы и ответственности субъекта развития за выбор варианта решения актуальной проблемы. Имеется в виду сложный процесс взаимодействия сопровождающегося сопровождаемого, результатом которого является действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого. При анализе термина не менее важно и то, что субъектом или носителем проблемы развития ребенка является не только он сам, но и его родители и педагоги.

Следовательно, в теории сопровождения важным положением выступает утверждение, что носителем проблемы развития ребенка в каждом конкретном случае выступает и сам ребенок, и его родители, и педагоги, и ближайшее окружение ребенка.

Следует различать понятия:

1) процесс сопровождения;

2) метод сопровождения;

3) служба сопровождения.

Близкими понятиями к  понятию сопровождение считаются  обеспечение, помощь.

 

Если исходить из того, что  сопровождение - это обеспечение, тогда  под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.

Если предположить, что  сопровождение - это помощь, то под  сопровождением понимается процесс - совокупность последовательных действий, позволяющих субъекту определиться с принятием решения и нести ответственность за реализацию решения. Однако сопровождение нельзя отождествлять с помощью, поскольку не любая форма помощи (а тем более обеспечения) - поддержка, в основе которой лежит сохранение максимума свободы и ответственности субъекта развития за выбор варианта решения актуальной проблемы. Имеется в виду сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого.

Исходя да того, что между  методом сопровождения и процессом  сопровождения существует определенная связь, под методом сопровождения  понимается способ практического осуществления  процесса сопровождения, в основе которого лежит единство четырех функций:

1) диагностика сущности  возникшей проблемы;

2) информация о сути  проблемы и путях ее решения;

3) консультация на этапе  принятия решения и выработка  плана решения проблемы;

4) первичная помощь на  этапе реализации плана решения.

Если сопровождение идентифицировать с понятием организация, то служба сопровождения - это объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения.

Объектом сопровождения  выступает образовательный процесс (учебно-воспитательный процесс).

Предметом деятельности является ситуация развития ребенка как система отношений ребенка: с миром, с окружающими (взрослыми и сверстниками), с самим собой.

 

Психолого-педагогическое сопровождение  развития ребенка может рассматриваться  как сопровождение отношений: их развитие, коррекция, восстановление.

Проанализировав литературу по проблеме, мы использовали в своей работе следующее понятие  психолого-педагогического сопровождения. Психолого-педагогическое сопровождение  в нашем исследовании - это метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора, это помощь субъекту в принятии решения в сложных ситуациях жизненного выбора, совокупность последовательных действий, позволяющих субъекту определиться с принятием решения и нести ответственность за реализацию этого решения.

Цель сопровождения - создание в рамках объективно данной ребенку среды условия для  его максимального в данной ситуации личностного развития.

Задачи сопровождения:

- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных  задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с  выбором образовательного и профессионального  маршрута, нарушения эмоционально-волевой  сферы, проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями, в освоении значимых и наиболее ценных методов познания, общения и понимания себя и других.

- психологическое  обеспечение образовательных программ;

- развитие психолого-педагогической  компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.

Виды (направления) работ по психолого-педагогическому  сопровождению:

- профилактика;

- диагностика  (индивидуальная и групповая (скрининг));

- консультирование (индивидуальное и групповое);

Информация о работе Психолого-педагогическое сопровождение детей: сущность и особенности