Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 19:58, статья
Вследствие неблагоприятных социальных условий в нашей стране в настоящее время появляется много детей с проблемами развития, с отклонениями в психофизическом здоровье, нарушениями поведения.
Пагубное влияние сложившаяся социальная ситуация оказала и на школу, которая, выполняя новый социальный заказ - реализацию принципов гуманизации, построения вариативных форм образования, пошла по пути не всегда обоснованных инноваций.
- развивающая работа (индивидуальная и групповая);
- коррекционная работа (индивидуальная и групповая);
- психологическое
просвещение и образование:
- экспертиза (образовательных
и учебных программ, проектов, пособий,
образовательной среды,
Основными принципами сопровождения ребенка в условиях жизнедеятельности в образовательном учреждении являются:
1) рекомендательный
характер советов
2) приоритет
интересов сопровождаемого («
3) непрерывность сопровождения;
4) мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения;
5) стремление
к автономизации. Рассмотрим
Рекомендательный
(не обязательный для исполнения) характер.
Ведущей идеей сопровождения
выступает положение о
«На стороне ребенка». Принцип повторяет название известной монографии Франсуазы Дальто (1985), в нем отражено базовое противоречие метода сопровождения. Очевидно, что «виновником» любой проблемной ситуации развития ребенка выступает не только социальное окружение или природный генотип ребенка, но и особенности его личности. Проще говоря, в проблемных ситуациях ребенок часто бывает не прав. Казалось бы, справедливость требует объективного анализа проблемы, однако не стоит забывать, что «на стороне взрослых» их жизненный опыт, многочисленные возможности независимой самореализации, множество социальных структур и организаций. Очень часто на стороне ребенка только он сам... и еще специалист системы сопровождения, который призван стремиться решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка.
Непрерывность сопровождения. Ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист сопровождения прекратит поддержку ребенка только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден. Этот принцип означает также и то, что дети, находящиеся под постоянным воздействием факторов риска (например: хронически больной ребенок, ребенок в системе специального образования, ребенок-сирота и т.д.), будут обеспечены непрерывным сопровождением в течение всего периода их становления.
Мультидисииплинарность сопровождения. Принцип требует согласованной работы «команды» специалистов, проповедующих единые ценности, включенных в единую организационную модель и владеющих единой системой методов.
Стремление к автономизации. Один из самых сложно реализуемых принципов. С одной стороны, автономность центра выступает гарантом зашиты от административного давления со стороны руководства или педагогов школы на те или иные рекомендации центра. Ни для кого не секрет, что педагоги часто именно в стремлении «избавиться от неугодного ребенка» обращаются за консультацией в центр и бывают серьезно раздосадованы, если их требования не подтверждаются специалистами.
С другой стороны, сотрудники независимого, автономного центра оказываются малоинформированными о реальной жизни школы, им труднее установить контакт с педагогами по сравнению с сотрудниками службы, которые являются членами педагогического коллектива.
Поэтому в практике
наиболее часто развивается модель, для которой характерно,
наряду с крупными независимыми Центрами
сопровождения, создавать в учреждениях
службы или группы сопровождения. В состав
последних могут входить самые разные
педагогические работники школы или детского
дома: воспитатели, классные руководители,
социальные педагоги, педагоги-организаторы,
учителя, объединенные в группу по принципу
осуществления деятельности общего или
тематического сопровождения учащихся
или психолого-медико-
Деятельность современных центров и служб сопровождения направлена на обеспечение двух согласованных процессов:
1) индивидуальное
сопровождение детей в
2) системное
сопровождение, направленное
Индивидуальное
сопровождение детей в
Системное сопровождение и социально-педагогическое сопровождающее проектирование осуществляется центрами и службами в нескольких направлениях:
- участие в
разработке и реализации
проектирование новых типов образовательных учреждений (приют, социальная гостиница, школа индивидуального обучения и т.д.), в которых нуждаются дети;
- создание профилактико-
1 уровень - образовательное учреждение (ОУ).
Как правило, в
ОУ службой сопровождения является
психолого-медико-
Главная задача данных служб в ОУ:
защита прав и интересов ребенка;
массовая диагностика по проблемам развития;
выявление групп детей, требующих внимания специалистов;
консультирование по возможным путям решения всех участников образовательного процесса (ОП) - учащихся, учителей, родителей;
групповые занятия, семинары и тренинги с учителями и учениками по изменению стереотипов поведения, коммуникативным навыкам.
2 уровень - районные службы сопровождения.
Это ППМС-центры,
призванные оказывать психолого-
Специалисты этих центров в первую очередь оказывают помощь педагогам, родителям и специалистам ОУ, которые работают с детьми. Они берут на себя многие вопросы психологического просвещения участников ОП, разработку и внедрение программ (психологических, социальных, логопедических и др.), оказание помощи по наиболее сложным проблемам, т.е. тем, которые не могут или не способны решить на своем уровне специалисты ОУ.
Именно в этих центрах ведутся групповые занятия и тренинги по наиболее сложным проблемам, групповая и индивидуальная коррекция. Специалисты центров способны обеспечить независимую защиту прав и интересов детей.
Руководители ППМС-центров обеспечивают взаимодействие всех районных и городских служб, способных оказать помощь ребенку.
3 уровень - это
все городские службы в
научные профессиональные учреждения и вузы;
комитет по образованию и совет директоров ППМС-центров;
городская межведомственная
психолого-медико-
Этот уровень обеспечивает:
разработку стратегии развития службы сопровождения;
разработку нормативно-правовой базы;
обучение кадров;
информированность.
Особую роль центры и службы сопровождения играют:
- при переходе
с одного этапа обучения на дру
- при переходе
в систему специального
- при необходимости
выбора коррекционно-
- при необходимости
системных изменений в
Каждая служба выбирает самостоятельный способ организации своей деятельности, однако можно выделить ее общие элементы.
Скрининговая
диагностика всех детей на переходных
этапах развития или в проблемных
ситуациях для выделения
Выделение из потенциальной «группы риска» реальной «группы риска».
Индивидуальная диагностика проблем детей.
Разработка адресных программ сопровождения проблемных детей.
Разработка и реализация программ предупреждения развития проблемных ситуаций в образовательном учреждении.
На практике служба сопровождения начинает специальную работу с ребенком в следующих случаях:
- выявление
проблем в ходе массовой
- обращение родителей за консультациями;
- обращение
педагогов, администрации
- обращение
самого ребенка по поводу
- обращения других детей за консультациями и помощью в отношении какого-либо ребенка;
- обращения
специалистов других
В современной
практике сложились общие представления
о критериях эффективности
- востребованность
услуг службы со стороны
- выраженность роста удачно решенных проблем по сравнению с проблемами, решить которые не удалось.
Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение индивидуального развития ребенка в образовательном процессе - это система профессиональной деятельности различных специалистов по созданию условий принятия субъектом оптимальных решений для развития личности и успешного обучения в ситуациях школьного взаимодействия.
Сопровождение
в образовательном процессе могут
обеспечить классный руководитель, учитель,
методист и т.д. Но более эффективное
использование метода психолого-педагогического
медико-социального сопровожден
- выбора образовательного маршрута;
- преодоления затруднений в учебе;
- личностных проблем развития ребенка;
- формирования здорового образа жизни.
Каждое из этих направлений требует разработки как с точки зрения анализа проблемы, так и программно-методического обеспечения и комплексного подхода специалистов службы. И в первую очередь специалисты рассматривают состояние здоровья ребенка как исходную позицию в решении всех остальных проблем развития:
создание условий для адекватного выбора ребенком и родителями образовательного маршрута на всех этапах образовательного процесса (выбор дошкольного образовательного учреждения, поступление в 1-й класс, переход из 3-го в 5-й класс и из 9-го в 10-й класс);
оказание помощи родителям и ребенку в выборе образовательного маршрута, опираясь на индивидуальные особенности и состояние здоровья ребенка;
изменение образовательного маршрута в процессе сопровождения развития ребенка в связи с возникшими проблемами, трудностями, состоянием здоровья;
помощь ребенку, изменившему образовательный маршрут, при адаптации в новых условиях.
В деятельности ГТПМС-центра по оказанию помощи в преодолении затруднений в учебе сотрудники имеют три основные направления. Это:
- классы особой
педагогической заботы и
- учащиеся, имеющие
затруднения в учебе, дети «
Информация о работе Психолого-педагогическое сопровождение детей: сущность и особенности