Психолого-педагогическое сопровождение детей: сущность и особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 19:58, статья

Описание работы

Вследствие неблагоприятных социальных условий в нашей стране в настоящее время появляется много детей с проблемами развития, с отклонениями в психофизическом здоровье, нарушениями поведения.
Пагубное влияние сложившаяся социальная ситуация оказала и на школу, которая, выполняя новый социальный заказ - реализацию принципов гуманизации, построения вариативных форм образования, пошла по пути не всегда обоснованных инноваций.

Файлы: 1 файл

статья.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

- развивающая  работа (индивидуальная и групповая);

- коррекционная  работа (индивидуальная и групповая);

- психологическое  просвещение и образование: формирование  психологической культуры, развитие  психолого-педагогической компетентности  учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей;

- экспертиза (образовательных  и учебных программ, проектов, пособий,  образовательной среды, профессиональной  деятельности специалистов образовательных  учреждений).

Основными принципами сопровождения ребенка в условиях жизнедеятельности в образовательном учреждении являются:

1) рекомендательный  характер советов сопровождающего;

2) приоритет  интересов сопровождаемого («на  стороне ребенка»);

3) непрерывность  сопровождения;

4) мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения;

5) стремление  к автономизации. Рассмотрим эти  принципы подробнее.

Рекомендательный (не обязательный для исполнения) характер. Ведущей идеей сопровождения  выступает положение о необходимой  самостоятельности ребенка в  решении актуальных для его развития проблем, именно поэтому логика сопровождения диктует необходимость отказа от «законодательных» решений, все решения центра сопровождения могут носить только рекомендательный характер. Ответственность за решение проблемы остается за ребенком, его родителями или лицами, их заменяющими, педагогами, близким окружением. Очевидно, если одна из сторон «субъектного четырехугольника» не может принимать участие в принятии решения (например, из-за отсутствия у ребенка родителей или некомпетентности окружения), то функции этой стороны принимают на себя другие носители проблемы. Чем более компетентен в решении своих проблем ребенок, тем больше прав на окончательное решение должно быть именно у него. Приоритет полномочий решения здесь может быть определен в следующей последовательности: ребенок и его родители; педагоги; окружение. На разных стадиях развития проблемы специалисты системы сопровождения могут стремиться дополнить своими советами «неработающие элементы» системы.

«На стороне  ребенка». Принцип повторяет название известной монографии Франсуазы Дальто (1985), в нем отражено базовое противоречие метода сопровождения. Очевидно, что «виновником» любой проблемной ситуации развития ребенка выступает не только социальное окружение или природный генотип ребенка, но и особенности его личности. Проще говоря, в проблемных ситуациях ребенок часто бывает не прав. Казалось бы, справедливость требует объективного анализа проблемы, однако не стоит забывать, что «на стороне взрослых» их жизненный опыт, многочисленные возможности независимой самореализации, множество социальных структур и организаций. Очень часто на стороне ребенка только он сам... и еще специалист системы сопровождения, который призван стремиться решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка.

Непрерывность сопровождения. Ребенку гарантировано  непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист сопровождения прекратит  поддержку ребенка только тогда, когда проблема будет решена или  подход к решению будет очевиден. Этот принцип означает также и то, что дети, находящиеся под постоянным воздействием факторов риска (например: хронически больной ребенок, ребенок в системе специального образования, ребенок-сирота и т.д.), будут обеспечены непрерывным сопровождением в течение всего периода их становления.

Мультидисииплинарность  сопровождения. Принцип требует  согласованной работы «команды»  специалистов, проповедующих единые ценности, включенных в единую организационную  модель и владеющих единой системой методов.

Стремление  к автономизации. Один из самых сложно реализуемых принципов. С одной  стороны, автономность центра выступает  гарантом зашиты от административного  давления со стороны руководства  или педагогов школы на те или  иные рекомендации центра. Ни для кого не секрет, что педагоги часто именно в стремлении «избавиться от неугодного ребенка» обращаются за консультацией в центр и бывают серьезно раздосадованы, если их требования не подтверждаются специалистами.

 

С другой стороны, сотрудники независимого, автономного центра оказываются малоинформированными о реальной жизни школы, им труднее установить контакт с педагогами по сравнению с сотрудниками службы, которые являются членами педагогического коллектива.

Поэтому в практике наиболее часто развивается модель, для которой характерно, наряду с крупными независимыми Центрами сопровождения, создавать в учреждениях службы или группы сопровождения. В состав последних могут входить самые разные педагогические работники школы или детского дома: воспитатели, классные руководители, социальные педагоги, педагоги-организаторы, учителя, объединенные в группу по принципу осуществления деятельности общего или тематического сопровождения учащихся или психолого-медико-педагогического консилиума.

Деятельность  современных центров и служб сопровождения направлена на обеспечение двух согласованных процессов:

1) индивидуальное  сопровождение детей в образовательных  учреждениях;

2) системное  сопровождение, направленное на  профилактику или коррекцию проблемы, характерной не для одного ребенка, а для системы в целом.

Индивидуальное  сопровождение детей в образовательном  учреждении предполагает создание условий  для выявления потенциальной  и реальной «групп риска» (то есть детей, находящихся под воздействием одного или нескольких факторов риска) и гарантированную помощь тем детям, которые в ней нуждаются. Такой метод работы является противоположностью так называемому «заявительному» сопровождению, согласно которому центры (или соответственные службы) работают только с теми детьми, по поводу которых в центр обратились родители (или педагоги). При этом зачастую именно те, кто более всего нуждается в поддержке, выпадают из круга заботы и внимания взрослых.

Системное сопровождение  и социально-педагогическое сопровождающее проектирование осуществляется центрами и службами в нескольких направлениях:

- участие в  разработке и реализации программ  развития образовательных систем  с учетом создания более благоприятных  условий для развития детей;

проектирование  новых типов образовательных  учреждений (приют, социальная гостиница, школа индивидуального обучения и т.д.), в которых нуждаются  дети;

 

- создание профилактико-коррекционных  программ, направленных на преодоление  проблем, характерных для многих детей. Такими программами могут быть следующие: «Дети и наркотики», «Дети улицы», «Дети-мигранты» и т. д. Эти программы проектируются с учетом специфики современного теоретического понимания сути проблемы и возможности ее разрешения, с учетом территориальной специфики, знания потенциала образовательной системы, других ресурсов.

1 уровень - образовательное  учреждение (ОУ).

Как правило, в  ОУ службой сопровождения является психолого-медико-педагогический консилиум. Эту службу представляют психологи, логопеды, социальные педагоги и медицинские специалисты, работающие в ОУ.

Главная задача данных служб в ОУ:

защита прав и интересов ребенка;

массовая диагностика  по проблемам развития;

выявление групп  детей, требующих внимания специалистов;

консультирование  по возможным путям решения всех участников образовательного процесса (ОП) - учащихся, учителей, родителей;

групповые занятия, семинары и тренинги с учителями  и учениками по изменению стереотипов  поведения, коммуникативным навыкам.

2 уровень - районные  службы сопровождения.

Это ППМС-центры, призванные оказывать психолого-педагогическую медико-социальную помощь всем участникам ОП в решении проблем развития ребенка. При этих центрах работают психолого-медико-педагогические комиссии.

 

Специалисты этих центров в первую очередь оказывают помощь педагогам, родителям и специалистам ОУ, которые работают с детьми. Они берут на себя многие вопросы психологического просвещения участников ОП, разработку и внедрение программ (психологических, социальных, логопедических и др.), оказание помощи по наиболее сложным проблемам, т.е. тем, которые не могут или не способны решить на своем уровне специалисты ОУ.

Именно в  этих центрах ведутся групповые  занятия и тренинги по наиболее сложным  проблемам, групповая и индивидуальная коррекция. Специалисты центров способны обеспечить независимую защиту прав и интересов детей.

Руководители  ППМС-центров обеспечивают взаимодействие всех районных и городских служб, способных оказать помощь ребенку.

3 уровень - это  все городские службы в системе  образования и союз науки, практики и управления, направленный на развитие данной службы:

научные профессиональные учреждения и вузы;

комитет по образованию  и совет директоров ППМС-центров;

городская межведомственная психолого-медико-педагогическая консультация (ГМПМПК).

Этот уровень  обеспечивает:

разработку  стратегии развития службы сопровождения;

разработку  нормативно-правовой базы;

обучение кадров;

информированность.

Особую роль центры и службы сопровождения играют:

- при переходе  с одного этапа обучения на другой;

- при переходе  в систему специального образования;

- при необходимости  выбора коррекционно-развивающих  программ;

- при необходимости  системных изменений в образовательном  учреждении.

Каждая служба выбирает самостоятельный способ организации  своей деятельности, однако можно выделить ее общие элементы.

Скрининговая  диагностика всех детей на переходных этапах развития или в проблемных ситуациях для выделения потенциальной  «группы риска».

Выделение из потенциальной  «группы риска» реальной «группы  риска».

Индивидуальная  диагностика проблем детей.

Разработка  адресных программ сопровождения проблемных детей.

Разработка  и реализация программ предупреждения развития проблемных ситуаций в образовательном  учреждении.

На практике служба сопровождения начинает специальную работу с ребенком в следующих случаях:

- выявление  проблем в ходе массовой диагностики;

- обращение  родителей за консультациями;

- обращение  педагогов, администрации детского  дома, школы;

- обращение  самого ребенка по поводу проблем;

- обращения других детей за консультациями и помощью в отношении какого-либо ребенка;

- обращения  специалистов других социальных  служб.

В современной  практике сложились общие представления  о критериях эффективности работы по сопровождению детей. Такими критериями для служб сопровождения могут выступать:

- востребованность  услуг службы со стороны учителей, детей (показатели: количество и  содержание обращений);

- выраженность  роста удачно решенных проблем  по сравнению с проблемами, решить  которые не удалось.

Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение индивидуального развития ребенка в образовательном процессе - это система профессиональной деятельности различных специалистов по созданию условий принятия субъектом оптимальных решений для развития личности и успешного обучения в ситуациях школьного взаимодействия.

Сопровождение в образовательном процессе могут  обеспечить классный руководитель, учитель, методист и т.д. Но более эффективное  использование метода психолого-педагогического  медико-социального сопровождения развития ребенка может быть осуществлено на базе специально созданной в школе службы ППМС-сопровождения. Анализ опыта служб сопровождения в школе позволяет вычленить основные направления деятельности службы на современном этапе. Это - оказание помощи в решении проблем:

- выбора образовательного  маршрута;

- преодоления  затруднений в учебе;

- личностных  проблем развития ребенка;

- формирования  здорового образа жизни.

Каждое из этих направлений требует разработки как с точки зрения анализа  проблемы, так и программно-методического обеспечения и комплексного подхода специалистов службы. И в первую очередь специалисты рассматривают состояние здоровья ребенка как исходную позицию в решении всех остальных проблем развития:

создание условий  для адекватного выбора ребенком и родителями образовательного маршрута на всех этапах образовательного процесса (выбор дошкольного образовательного учреждения, поступление в 1-й класс, переход из 3-го в 5-й класс и из 9-го в 10-й класс);

оказание помощи родителям и ребенку в выборе образовательного маршрута, опираясь на индивидуальные особенности и состояние здоровья ребенка;

изменение образовательного маршрута в процессе сопровождения  развития ребенка в связи с  возникшими проблемами, трудностями, состоянием здоровья;

помощь ребенку, изменившему образовательный маршрут, при адаптации в новых условиях.

В деятельности ГТПМС-центра по оказанию помощи в преодолении  затруднений в учебе сотрудники имеют три основные направления. Это:

- классы особой  педагогической заботы и поддержки (или компенсирующего обучения);

- учащиеся, имеющие  затруднения в учебе, дети «группы  риска»;

Информация о работе Психолого-педагогическое сопровождение детей: сущность и особенности