Психолого-педагогическое сопровождение детей: сущность и особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 19:58, статья

Описание работы

Вследствие неблагоприятных социальных условий в нашей стране в настоящее время появляется много детей с проблемами развития, с отклонениями в психофизическом здоровье, нарушениями поведения.
Пагубное влияние сложившаяся социальная ситуация оказала и на школу, которая, выполняя новый социальный заказ - реализацию принципов гуманизации, построения вариативных форм образования, пошла по пути не всегда обоснованных инноваций.

Файлы: 1 файл

статья.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

- дети, обучающиеся  на дому, опекаемые;

 

- педагоги и  родители (с целью повышения их  педагогической компетентности).

Работа в  данной области строится в двух направлениях. Первое направление - профилактическое: предупреждение трудностей в обучении и адаптации детей к школе. Второе направление - актуальное: конкретная помощь специалистов в преодолении трудностей в обучении.

В области проблем  личностного развития основная работа в данном направлении ведется методом индивидуального сопровождения.

Большая часть  работы осуществляется социальным педагогом  в содружестве с психологом и  классным руководителем и направлена, в первую очередь, на изучение причин, породивших проблему ребенка, и организацию комплексной психолого-педагогической медико-социальной помощи, с целью наиболее полной личностной самореализации субъекта и актуализации процесса социального самоопределения.

Новое направление  в работе службы - формирование здорового образа жизни - приобрело особую значимость в связи с такими проблемами общества, как наркомания, СПИД, суициды и т. д.

Индивидуальное  сопровождение развития ребенка  направлено на всестороннее развитие задатков и способностей детей. Эффективность  образовательного процесса во многом зависит от степени изученности педагогом своих учеников, умения осуществлять дифференцированный подход к ним.

Эту задачу помогает решить всесторонняя диагностика, которая  дает возможность получать данные о  характере и динамике психического развития, о психических особенностях ребенка, о состоянии его здоровья и социального благополучия.

Поэтому первым этапом деятельности по сопровождению  развития ребенка является сбор информации о ребенке.

Это первичная  диагностика соматического, психического, социального здоровья ребенка. При этом используется широкий спектр различных методов: тестирование, анкетирование родителей и педагогов, наблюдение, беседа, анализ продуктов учебного труда, школьной документации.

Второй этап - анализ полученной информации.

На основе анализа  определяется, сколько детей нуждается  в неотложной помощи, каким детям  необходима психолого-педагогическая поддержка, кому необходима социальная помощь и т. д.

Для создания технологий сопровождения развития ребенка  с той или иной степенью выраженности проблем в развитии условно выделяют следующие группы учащихся (Летунова В.Е., 1998):

- дети, не имеющие  предпосылок к возникновению  проблем и не имеющие проблемы  в развитии в данный момент;

- дети, имеющие  предпосылки (медико-биологические, социальные, психолого-педагогические, факторы риска) к возникновению тех или иных проблем в развитии;

- дети, имеющие  проблемы в развитии на данный  момент;

- дети, имеющие  отклонения в развитии.

Такое выделение  групп, конечно, условно, но оно помогает определить основные виды и направления комплексной помощи детям, родителям, педагогам.

Третий этап - совместная выработка рекомендаций для ребенка, педагога, родителей, специалистов; составление плана комплексной  помощи для каждого «проблемного» учащегося.

Четвертый этап - консультирование всех участников сопровождения  о путях и способах решения  проблем ребенка.

Пятый этап - решение  проблем, то есть выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения.

Шестой этап - анализ выполненных рекомендаций всеми участниками. (Что удалось? Что не получилось? Почему?)

Седьмой этап - дальнейший анализ развития ребенка. (Что  мы делаем дальше?)

Все этапы условны, так как у каждого ребенка  своя проблема и в ее решении требуется  индивидуальный подход. Однако для решения проблем ребенка необходимы заинтересованность и высокая мотивация всех участников процесса сопровождения: ребенка, родителей, педагогов, специалистов.

Основные  этапы системного сопровождения.

Диагностический этап. Целью данного этапа является осознание сути проблемы, ее носителей и потенциальных возможностей решения. Диагностический этап начинается с фиксации сигнала проблемной ситуации, затем разрабатывается план проведения диагностического исследования. На этом этапе важно установить доверительный контакт со всеми участниками проблемной ситуации, помочь им вербализовать проблему, совместно оценить возможности ее решения.

Поисковый этап. Цель - сбор необходимой информации о путях и способах решения  проблемы, доведение этой информации до всех участников проблемной ситуации, создание условий для осознания информации самим ребенком (включая возможность адаптации информации),

Консультативно-проективный (или договорной) этап. На этом этапе  специалисты по сопровождению обсуждают  со всеми заинтересованными лицами возможные варианты решения проблемы, обсуждают позитивные и негативные стороны разных решений, строят прогнозы эффективности, помогают выбрать различные методы. Важно проявить внимание к любым способам решения проблемы, которые называет сам ребенок, не высказывая оценочных и критических суждений. Стимулирование такого рода активности - одна из важнейших задач правильно организованного процесса сопровождения.

После того как  выбор способа решения проблемы состоялся, важно распределить обязанности по его реализации, определить последовательность действий, уточнить сроки исполнения и возможность корректировки планов. В результате возникает возможность для самостоятельных действий по решению проблемы как у ребенка, так и у педагога.

Деятельностный этап. Этот этап обеспечивает достижение желаемого результата. Задача специалиста по сопровождению состоит в оказании помощи по реализации плана как педагогу, так и ребенку. Необходимо помочь участникам решения проблемы почувствовать «вкус успеха» в выполнении договоренности. Разрешение проблемы часто требует активного вмешательства внешних специалистов - психологов, медицинских работников, юристов и т. д. Функции координатора на этом этапе принимает на себя специалист сопровождения.

Рефлексивный  этап - период осмысления результатов деятельности службы сопровождения по решению той или иной проблемы. Этот этап может стать заключительным в решении отдельной проблемы или стартовым в проектировании специальных методов предупреждения и коррекции массовых проблем, имеющихся в образовательном учреждении.

Диагностика выступает  неотъемлемой составляющей сопровождения, и от ее качества во многом зависит  успешность деятельности всей системы. Тем не менее, констатация значимости не гарантирует решения многочисленных проблем, остро проявивших себя в деятельности центров сопровождения.

Наиболее ясно проявила себя тенденция к обособлению  диагностики от других составляющих сопровождения, к ее отрыву от главного - помощи в решении проблемы. Конкретность и привлекательность задачи постановки правильного диагноза в глазах многих, особенно начинающих специалистов-психологов, затмевает назначение диагноза как стартовой площадки сопровождения, с которой начинается, а не завершается процесс помощи в преодолении проблем развития.

Большинство специалистов центров и служб сопровождения более ориентировано на проведение диагностических исследований, чем на проектирование по полученным данным программ коррекции проблемы. Мера информированности специалистов о методах диагностики также оказывается значительно выше, чем о методах коррекции, при этом в ряду методов коррекции превалирующими являются программы, опирающиеся на достаточно выраженные формы воздействия, а не взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого.

Сложным аспектом является методологическая рассогласованность диагностических исследований, проводимых специалистами различного профиля: педагогами, психологами, медицинскими работниками. Комплексность, «командный стиль» работы сталкиваются с неготовностью специалистов к конструктивному диалогу на базе имеющихся диагностических результатов.

Не менее  важным аспектом в развитии системы  сопровождения выступает методическая необеспеченность диагностики. Мы с  достаточной степенью полноты научились  исследовать проблему в развитии ребенка со стороны «недоразвития», «негативных факторов», «отсутствия» и т. д., но сама по себе констатация того или иного недостатка несет лишь узкую часть информации о возможных путях решения проблемы. Гораздо более важным вопросом является позитивная диагностика тех конструктивных факторов, которые позволят субъекту найти решение проблемы. К сожалению, диагностический инструментарий, используемый специалистами, показывает выраженность ориентации на констатацию негативного фона проблемы, а не на поиск путей выхода из нее.

Следующим аспектом является необходимость согласования методов сопровождения с содержанием  и методами построения образовательного процесса, являющегося базовой средой для сопровождения. 5 основных сфер деятельности службы сопровождения:

- решение проблем сохранения и восстановления здоровья;

- решение социальных  и социально-эмоциональных проблем;

- карьерный  (образование, профессиональная  ориентация и образование, трудоустройство)  выбор;

- помощь в  ситуациях с затруднениями в  учебе;

- выбор досуговой сферы самореализации.

Во всех этих сферах активной средой формирования и разрешения проблемы выступают  образовательная и воспитательная среда. Тем не менее, при выборе диагностических  методик специалисты тяготеют к  специально сконструированным методам, в меньшей степени используя включенное наблюдение или содержание и продукты учебной деятельности учащихся. Это кажется странным в ситуации, когда речь идет о массовой диагностике для предупреждения возникновения проблемы или о ситуациях, когда сама диагностика направлена на определение правильности педагогической стратегии.

Наблюдается стремление специалистов системы сопровождения  к определенному обособлению  в противовес декларируемой открытости системы. Можно согласиться с  необходимостью 100%-ной гарантии сохранения информации о ребенке, распространение которой может нанести вред или оказать негативное влияние на оценку или самооценку ребенка. Но нельзя согласиться со стремлением монополизировать информацию о возможных путях решения проблемы ребенка. Это противоречие проявляет себя в ограничении усилий специалистов сопровождения по обеспечению педагогов и родителей простыми и действенными средствами диагностики наиболее часто встречающихся проблем. Развитие системы сопровождения не может идти за счет бесконечного расширения круга специалистов, вовлеченных в нее; специалисты сопровождения лишь отрабатывают и передают в руки педагогов эффективные программы решения наиболее часто встречающихся проблем, сосредотачивая свое внимание на более сложных и комплексных из них.

Смысловое назначение системы сопровождения связано  с обучением ребенка методам  самостоятельного поиска и решения  собственных проблем развития. Отсюда возникает задача диагностической  оценки результативности сопровождения. В этой области наиболее перспективным является подход, ориентирующий диагноста не столько на исследование внутреннего мира ребенка сколько на анализ способа и внешних характеристик его взаимодействия со средой.

В практико-ориентированном  обучении такими критериями выступают  увлеченность ребенка деятельностью и позитивное отношение к действительности (ощущение комфорта).

Таким образом, мы приходим к пониманию психолого-педагогического  сопровождения как метода, обеспечивающего  создание условий для принятия субъектом  оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора и помощь субъекту в принятии решения в сложных ситуациях жизненного выбора, совокупность последовательных действий, позволяющих субъекту определиться с принятием решения и нести ответственность за реализацию этого решения.

 

Целью сопровождения  является создание в рамках объективно данной ребенку среды условий  для его максимального в данной ситуации личностного развития, разрешения сложных конфликтных ситуаций и  других педагогических проблем, связанных  с болезнью, лечением и длительным пребыванием в условиях санатория.


Информация о работе Психолого-педагогическое сопровождение детей: сущность и особенности