Пути и условия развития познавательной сферы обучающихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Позна́ние - активное отношение или воспроизведение действительности в сознании человека, то есть обусловленный прежде всего практикой процесс приобретения и развития знаний, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………
1.Характеристика познавательных сфер обучающихся…………………………
2. Познавательная деятельность человека как продукт социального опыта………………………………………...............................................................
3.Условия развития познавательного потенциала учащихся…………………..

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 60.88 Кб (Скачать файл)

Тема :Пути и условия развития познавательной сферы обучающихся.

 

Введение……………………………………………………………………………

1.Характеристика познавательных сфер обучающихся………………………… 
2. Познавательная деятельность человека как продукт социального опыта………………………………………............................................................... 
3.Условия развития познавательного потенциала  учащихся…………………..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

           

           Позна́ние - активное отношение или воспроизведение действительности в сознании человека, то есть обусловленный прежде всего практикой процесс приобретения и развития знаний, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.

         Тема: «Пути и условия развития познавательной сферы обучающихся» является наиболее значимой для теории  и практики, так как любой человек находится в перманентном процессе познания мира: он думает, рефлексирует, говорит и понимает речь других людей, чувствует, делится ощущениями. Все эти способности развиваются и совершенствуются не сами по себе, а в активной познавательной деятельности.

          Проблема познавательной деятельности детей  чрезвычайно важна для системы дошкольного образования. Необходимость компетентно ориентироваться в возрастающем объёме знаний предъявляет новые требования к воспитанию подрастающего поколения. На первый план, как правило,  выдвигаются задачи развития способности к активной познавательной деятельности.

           Результатом познавательной деятельности, независимо от того, в какой форме познания она осуществлялась, с помощью мышления или  восприятия, всегда являются знания. Исходя из этого, А.В. Запорожец выделял отдельную задачу умственного воспитания – формирование системы элементарных знаний и явлений окружающей жизни, как условие умственного роста.

        Мыслительная деятельность совсем не возможна без речи. В своих исследованиях М.М. Алексеева, В.И. Яшина отмечают: овладевая речью, ребёнок овладевает и знаниями о предметах, признаках, действиях и отношениях, запечатленными в соответствующих словах. При этом он не только приобретает знания, но и учится мыслить, поскольку думать – это значит говорить про себя или

________________________________________________________________________Эльконин Д. Б., Запорожец А. В., Гальперин П. Я. (1963). Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе // Вопр. психол.- 1963. — № 5

вслух, а говорить – значит думать.

            Дети – это пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. И.М. Сеченов когда то говорил о «прирождённом и крайне драгоценном свойстве нервно-психической организации ребёнка – безотчётном стремлении понимать окружающую жизнь».

            В данный период времени эта  тема, к сожалению, остается на более низком уровне в нашем обществе. Часто учитель, обращаясь к детям, предлагает им послушать, посмотреть, запомнить, быть внимательными. Если ученики овладели всеми этими умениями, то от учителя ничего больше и не требуется, кроме, как активно использовать эти возможности детей. А если учащиеся не умеют этого делать? Ведь человек не рождается с этими умениями. Чтобы увидеть, писал И.М. Сеченов, надо уметь смотреть; чтобы услышать – надо уметь слушать. К сожалению, учителя, как правило, не заботятся о формировании этих необходимых умений.

          Целями  данной работы являются установление  и более подробное изучение  путей и типов развития познавательной  сферы учащихся, осмысление и  анализ проблем наиболее важных  на данный период времени в  нашем обществе.

           Задачами  являются детальная разработка  данной темы, выявление основных  аспектов и пути разрешения  проблем.

      При исследовании можно использовать следующие методы:

-  анализ научной литературы;

-  обобщение и подробное изучение отечественной и зарубежной практики;

          Практическая  значимость заключается в возможности  использования результатов исследования  в практической деятельности психолога, важно понимать многие аспекты познавательной деятельности, что бы принести плодотворные труды в будущей работе.

_______________________________________________________________________ Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений. -- М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 400 с.

Характеристика познавательных сфер обучающихся

 

 

          Не секрет что предметная исследовательская деятельность, свойственная ребёнку уже с раннего возраста, развивает и закрепляет познавательное отношение к окружающему миру. После овладения речью познавательная деятельность детей поднимается на новую качественную ступень. С помощью речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитико-синтетической деятельности не только на основе непосредственного восприятия предметов, но и на базе представлений.

          Для полноценного умственного развития наиболее важно не только своевременное формирование познавательных процессов, но и их непосредственная произвольность – умение сосредотачивать внимание на объекте познания, не отвлекаться, припоминать, не пасовать перед трудностями, не падать духом, если сразу не удаётся правильно решить практическую или умственную задачу.

          На основании того, что развитие мышления оказывает решающее влияние на совершенствование других психических познавательных процессов, в условиях реформируемой школы исследования акцентируются на актуализации возможностей развития логичности и критичности мышления учащихся, определяющих проявления активности познавательной деятельности. Установление взаимосвязи успешности усвоения школьниками наук как учебных дисциплин и активизации их умственного развития как основы формирования и развития познавательной активности обусловливает актуальность исследований по данной проблеме.

          Сегодня в современной школе  идёт интенсивный поиск путей усиления развивающей направленности традиционной классно – урочной системы, главное место в которой должна занимать рациональная познавательная деятельность учащихся. Известно что эффективность такой методики может быть достигнута за счет создания комплексной системы методических средств обучения. Они должны ивыполнять функцию управления познавательной деятельностью и быть рассчитаны на активную работу по формированию у учащихся навыков учебной работы, наиболее подходящих конкретным условиям современного учебно-воспитательного процесса. При разработке именно такой методики необходимо учитывать результаты исследований, проведенных в 50-80-ые годы, согласно которым, начиная со среднего звена общеобразовательной школы, зафиксированы несформированность и слабое развитие познавательного интереса как потребности в приобретении новых знаний, в том числе и к таким учебным предметам, как история и иностранный язык. Потенциальные возможности повышения познавательного интереса обучающихся к гуманитарным дисциплинам, в частности истории и иностранному языку, сохраняются в связи с общественной значимостью этих наук и исходя из фактического и идеологического содержания курсов.

          Само понятие познавательной активности многоаспектно и многогранно, чему свидетельствует анализ работ В.А. Аверина; В.И. Дружинина; Е.В. Коротаевой; Н.В. Кухарева; А.М. Матюшкина; М.П. Осиповой; И.Ф. Харламова; Т.И. Шамовой ; Г.И. Щукиной. Активность в широком смысле является биологически обусловленным свойством человека, и особое внимание придается ее направленности на определенный вид деятельности и способах удовлетворения.

          В педагогической энциклопедии активность личности трактуется как деятельностное отношение к миру, способность человека производить социально значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения общественно – исторического опыта. Некоторыми способами проявления активности служат творческая деятельность, волевые действия, общение. В отношении познания, активность выражается в наличии познавательных интересов, освоения навыков получения информации и оперирования ею, сформированности саморегуляции поведения; Г.И. Щукиной познавательная деятельность характеризуется как интеграция поисковой направленности в учении, познавательного интереса и его удовлетворения, при помощи различных источников знаний, благоприятных условий осуществления деятельности. И.Ф. Харламов ________________________________________________________________________

Зацепина М.Б. Досуговая деятельность детей 3-7 лет в детском саду. М., 2003.

 

описывает познавательную активность как «деятельное состояние ученика, которое

характеризуется стремлением  к учению, умственным напряжением  и проявление волевых усилий в  процессе овладения знаниями. Т.И. Шамова рассматривает познавательную активность как своеобразное качество личности, проявляющееся в отношении к содержанию и процессу деятельности, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами их получения, в мобилизации волевых усилий в достижении цели обучения. Можно выделить два направления развития познавательной активности – деятельное, предполагающее освоение навыков учебной деятельности, и личностное, в основе которого лежит формирование мотивационно – потребностной и эмоционально-волевой сфер личности школьника. Познавательная активность с одной стороны, является особой формой самоорганизации и самореализации учащихся, с другой – результатом усилий педагога в организации учебной деятельности и становлении их в качестве субъектов последней . Вычленение типов познавательной деятельности зависит от ракурса их исследования. Исходя из основных функций и характеристик деятельности, А.М. Матюшкин условно выделяет два ее типа: адаптивный, обеспечивающий приспособление личности к условиям изменяющейся среды, и продуктивный – «сверхадаптивный», выходящий за пределы необходимого уровня адаптации. Познавательная деятельность рассматривается им в рамках продуктивной, чем подчеркивается ее направленность на познание, осмысление и усвоение нового (объективного или субъективного). В продуктивной познавательной деятельности на основании особенностей саморегуляции субъекта вычленяются три уровня: активность внимания, возникающая вследствие новизны стимула, провоцирующего поисковую деятельность; исследовательская познавательная деятельность как ответ (реакция) на естественную или искусственно созданную в условиях обучения ситуацию; личностная активность как устойчивое проявление «интеллектуальной инициативы».

_____________________________________________________________________

Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения // Избр. психол. произв. М., 1983. Т. 1.

Развитие личности в процессе обучения рассматривалось еще в трудах

выдающихся педагогов  прошлого, таких как : Я.А. Коменского; И.Г. Песталоцци; И.Ф. Гербарта; А. Дистервега; К.Д. Ушинского; П.Ф. Каптерева и др. На современном этапе проблема умственного развития учащихся нашла отражение в работах В.А. Аверина [1]; К.М.Гуревича, Е.И. Горбачевой ; А.З. Зака ; Е.Н. Кабановой – Меллер; З.И. Калмыковой [; А.А. Люблинской ; Н.А. Менчинской ; Я.А. Пономарёва ; Н.И. Чуприковой ; И.С. Якиманской [2].

          П.В. Гора и его последователи сделали вывод о том, что существует переходный уровень от репродуктивного к творческому. Т.И. Шамова подчеркивает, что в живой человеческой деятельности почти невозможно разделить репродуктивную и творческую деятельность, однако для школьной практики необходимо выделять промежуточный уровень. Она дала ему название интерпретирующий. П.В. Гора называет этот уровень познавательной деятельности преобразующим [5]. При организации познания на таком уровне учитель не только сообщает содержание задания для ученика и выделяет предмет исследования, но и называет план исследования, определяет гипотезу, предполагает источники информации. Ученик самостоятельно определяет методы исследования и составляет план изучения объекта, анализирует объект и представляет полученные результаты.       И.Я. Лернер десятилетиями изучал эту проблему, и современные дидакты пришли к выводу о существовании трех уровней познания . И.Я. Лернер отметил, что организация усвоения содержания проходит на следующих уровнях: осознанное восприятие и запоминание материала; воспроизведение способа деятельности по примеру; творческое применение знаний и умений в незнакомой ситуации . В.П. Беспалько уточнил методы, которые целесообразно использовать на преобразующем уровне познания – переформулирование учебного материала и критическое осмысление его учениками, поиск рациональных способов принятия решения, сравнение и сопоставление, конспектирование, подготовка докладов, рефератов и т.п.Существует и другая формулировка трех уровней познавательной деятельности как стереотипной, вариативно - репродуктивной и продуктивной (необязательно творческой), соответственно которым определяется необходимость формирования специальных исторических, коммуникативных, рациональных и интеллектуальных умений .

          В трудах П.П. Блонского; Л.С. Выготского; В.В. Давыдова,  С.Л. Рубинштейна ; Д.Б. Эльконина представлены результаты исследования механизмов усвоения знаний, формирования навыков и умений, взаимосвязи и взаимозависимости развития психических процессов от организации обучения.

Информация о работе Пути и условия развития познавательной сферы обучающихся