Пути, приёмы и средства улучшения памяти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2013 в 00:09, контрольная работа

Описание работы

Актуальность памяти, её развития и совершенствования не проходит со временем, а лишь возрастает. Всё большее количество информации наваливается на современного человека, из-за больших объёмов всё труднее становится процесс её усваивания.

Поэтому в психологии память рассматривается как компонент общих и специальных способностей. При факторном анализе многочисленных познавательных функций она выделена, как первичная умственная способность.
Память входит в структуру интеллекта. Память включена также в общую способность к учению и обучаемости, является необходимым условием накопления фонда знаний и “интеллектуальных умений”. Слуховые представления и оперирования ими является важным напоминанием специальных музыкальных способностей, а математическая память включена в структуру математических способностей.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1. Память, её особенности и классификация видов…………………..7

1.1 Определение памяти и её физиологический механизм………………….7

1.2 Процессы памяти…………………………………………………………..12

1.3 Влияние различных видов деятельности на запоминание……………....21

Глава 2. Методы и приёмы улучшения памяти человека…………………...26

2.1 Упражнения для развития памяти по Ф. Лёзеру…………………………26

2.2 Основные принципы запоминания новой информации…………………31

2.3 Приемы и упражнения для развития памяти, облегчения процессов запоминания……………………………………………………………………34

Заключение……………………………………………………………………..41

Список используемой литературы ……………………………………………43

Файлы: 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ.docx

— 73.33 Кб (Скачать файл)

Глава 2. Методы и приёмы улучшения памяти человека

2.1 Упражнения для развития  памяти по Ф.Лёзеру

Тренировка запоминания  логически не связанного текста

 
    Ниже приведены 20 названий (каждое под соответствующим порядковым номером), которые следует запомнить. Для запоминания дается 40 секунд. Исследуемый должен написать все 20 слов с их номерами так, как он их запомнил. Ответ считается правильным, если одновременно с названием указывается и его порядковый номер. 
 
1. Украинец                  11. Масло 
 
2. Экономка                  12. Бумага 
 
3. Каша                         13. Сладости 
 
4. Татуировка               14. Логика 
 
5. Нейрон                      15. Социализм 
 
6. Любовь                     16. Глагол 
 
7. Ножницы                  17. Прорыв 
 
8. Совесть                     18. Дезертир 
 
9. Словарь                    19. Свеча 
 
10. Глина                      20. Вишня 
 
Эффективность запоминания вычисляется по формуле: 
 
Число правильно воспроизведенных слов делим на 20 и умножаем на 100 , получаем % эффективного запоминания. 

Запоминание чисел

 
   За 40 секунд нужно запомнить 20 чисел с их порядковыми номерами. После этого написать все, что вы запомнили. 
 
1. 43                     11. 37 
 
2. 57                     12. 38 
 
3. 12                     13. 86 
 
4. 33                     14. 56 
 
5. 81                     15. 47 
 
6. 72                     16. 6 
 
7. 15                     17. 78 
 
8. 44                    18. 61 
 
9. 96                     19. 83 
 
10. 7                     20. 73 
 
Эффективность запоминания в % вычисляется по формуле: 
 
Количество правильно названных чисел делится на 20 и умножается на 100. 

Запоминание лиц  с именами и фамилиями

 
    Запомнить предлагается 0 фотографий с именами и фамилиями. На это дается 30 секунд. После этого те же фотографии, но в другом порядке, вновь предлагаются исследуемому, и он должен "опознать" их. Эффективность запоминания определяется по аналогичной формуле. 

Запоминание логически  связанного материала

 
    Предлагается запомнить 10 основных положений подчеркнутых в нижеследующем тексте (они приведены в определенном порядке). Испытуемый должен прочесть текст и через 1 минуту воспроизвести содержание основных положений и порядок предложений. 
 
"Роботы, которым доступны определенные поведенческие реакции. РОБОТЫ МОГУТ АНАЛИЗИРОВАТЬ СОЗНАНИЕ (1), создавая программы для его развития. ОНИ ВЫРАБАТЫВАЮТ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ (2). ЭТО МИРАЖ (3) ИЛИ РЕАЛЬНАЯ НАУЧНАЯ ПЕРСПЕКТИВА (4)? ДЕОНТОЛОГИЯ или логика норм поведения ПОЗВОЛЯЕТ ОТВЕТИТЬ НА ЭТОТ ВОПРОС (5). СОВРЕМЕННАЯ ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ ВСЕГДА РЕГУЛИРУЕТСЯ ОПРЕДЕЛЕННЫМИ НОРМАМИ ПОВЕДЕНИЯ (6). ОБЩЕСТВО НЕ МОГЛО БЫ (7) существовать без подобных норм. ВОЗРАСТАЮЩАЯ СЛОЖНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ (8) ДИКТУЕТ НЕОБХОДИМОСТЬ ВЫРАБОТКИ НАУЧНЫХ ОСНОВ, ПРАВОВЫХ И МОРАЛЬНЫХ НОРМ (9). Это является АКТУАЛЬНОЙ СОВРЕМЕННОЙ ЗАДАЧЕЙ (10). 
 
Эффективность запоминания в % выражается формулой: 
 
Число правильно воспроизведенных основных положений разделить на 10 и умножить на 100. 
 
Средняя продуктивность запоминания 
 
    Средняя продуктивность запоминания вычисляется по результатам проведенных упражнений. Сумма результатов проведенных упражнений делится на их число (в данном случае  4). 
 
Например:           упр. № 1……..% 
 
упр. № 2……..% 
 
упр. № 3……..% 
 
упр. № 4……..% 
 
Сумма этих % делится на 4 
 
    В результате ряда исследований установлено, что при 90-100% эффективности запоминания память человека можно квалифицировать как отличную, при 70-90% - как очень хорошую, при 50-70% - как хорошую, при 30-50% - как удовлетворительную, при 10-30% - как плохую и при 0-10% - как очень плохую. 
 
   При систематической тренировке, если даже программа составлена самим тренирующимся, память постепенно улучшается. 

Тренировка концентрации внимания

 
    Для тренировки концентрации внимания необходимо, чтобы человек сосредоточил его на избранном предмете и его основных свойствах, не отвлекался от мыслей об этом предмете. Запоминать следует существенную информацию о каком - либо событии, игнорируя несущественную. 
 
   Лёзер рекомендует с целью тренировки делать описание какой-либо картины, постоянно его детализируя. Упражнение можно повторить в условиях действия отвлекающих факторов (шум и пр.) (9, 59) 
 
 
2.2 Основные принципы запоминания новой информации 
 
    Информация, поступающая в мозг человека, лучше запомнится, если установлена связь между событиями. Так, в упражнении на запоминание установите смысловые связи между двумя явлениями. Предварительное определение, какой может быть смысловая связь между этими явлениями, событиями или действиями, способствует более прочному запоминанию. Вот некоторые примеры: 
 
   Альберт Эйнштейн - один из величайших физиков. Смысловое значение  здесь состоит в том, что он создал теорию относительности. 
 
   Ассоциативные связи, даже когда они совершенно невероятны по смыслу, то они запоминаются надолго. Например, Луна-масло. Можно представить себе самое невероятное - кусок масла на Луне. 
 
   Структурные связи также помогают запоминанию. Лёзер приводит пример: если число 683429731 разместить следующим образом 683-429-731, его будет легче запомнить. Для более легкого запоминания информацию можно разделить на группы А, Б, В, Г и т.д. Можно рифмовать некоторые слова.

Метод ассоциации

 
   Методом ассоциации умело пользовался римский политический деятель Марк Туллий Цицерон при подготовке своих блестящих речей, которые произносил, не пользуясь никакими записями. Он был великолепным оратором. С помощью особых приемов он запоминал предварительно отрепетированные речи. Каждый раздел речи он связывал с определенной ситуацией в комнате и, расхаживая по этой комнате, проводил ассоциации с различными предметами, находящимися в ней, которые напоминали предметы в зале Римского сената. Выступая в сенате, он связывал разделы своей речи с соответствующими предметами и мог часами говорить без запинки. 
 
    Существует простейший способ создания собственных упражнений, помогающих памяти с привлечением ассоциаций. С этой целью следует написать 20 чисел и произвольно связать их с определенными лицами или предметами (подобно описанной здесь тренировке запоминания логически не связанного текста) по системе словесно - числового запоминания. За этим упражнением должно следовать другое такое же, тем самым будут возрастать мнемонические способности мозга. Этим методом можно выработать феноменальную память. (25, 59) 

Запоминание лиц

 
   Часто мы жалуемся, что плохо запоминаем лица. Нам бывает неудобно перед старыми знакомыми, что мы не можем вспомнить, где и когда с ними общались, и вообще, кто они такие. 
 
  Чтобы запомнить лицо, необходимо внимательно его рассмотреть, обращая внимание на форму, отличительные признаки (предметы), которые редко встречаются у других людей и пр. 

Запоминание имен

 
   Первое условие для запоминания имени - оно должно быть произнесено громко и отчетливо. Его следует повторить раз - другой, чтобы зафиксировать в памяти. Некоторые пользуются способом связывания имени со зрительным образом лица, которому оно принадлежит, с эго характерными приметами и т.д.

Общие условия успешного  запоминания

 
1. Когда материал интересен для  запоминающего.

 
2. Когда у запоминающего есть уже большой объем знаний в той области, к которой относится заучиваемый материал.

 
3. Когда у запоминающего сформирована  установка на длительность, полноту  и прочность запоминания.

 
4. Когда материал осмыслен, предельно  ясен, подвергается классификации. 
 
5. Когда при заучивании материала до 1000 слов (т.е. 3-4 страницы книги обычных размеров), он внимательно прочитан один - два раза с разбивкой его на смысловые фрагменты и затем воспроизводится путем активных и с подглядыванием повторений.

 
6. Когда число таких повторений  на 50% превышает то количество  их, которое требуется для первого безошибочного воспроизведения. (Со средней памятью человек может безошибочно воспроизвести 7-9 слов сразу, 12 слов - после 17 повторений, 24 слова - после 40 повторений).

 
7. Когда между отдельными повторениями  вводится пауза продолжительностью 24 часа.

 
8. Когда процесс заучивания, разделенный  на отрезки по 45-60 минут, прерывается  паузами отдыха 10-15 минут.

 2.3 Приемы и упражнения для развития памяти, облегчения процессов запоминания

 
     Рассмотрим некоторые  приемы и упражнения для развития  памяти, облегчения запоминания.

 
1. Образование смысловых фраз из  начальных букв запоминаемой  информации («Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» — о последовательности цветов в спектре: красный, оранжевый и т. д.). 
 
2. Ритмизация — перевод информации в стихи, песенки, в строки, связанные определенным ритмом или рифмой.

 
3. Запоминание длинных терминов  с помощью созвучных слов (например, для иностранных терминов ищут похожие по звучанию русские слова — чтобы запомнить медицинские термины, «супинация» и «пронация», используют созвучную и шуточную фразу «суп несла и пролила»).

 
4. Нужно находить яркие, необычные  образы, картинки, которые по «методу  связки» соединяют с информацией,  которую надо запомнить. Например, нам надо запомнить набор слов: карандаш, очки, люстра, стул, звезда, жук — запомнить это будет легко, если вы вообразите их «персонажами» яркого, фантастического мультфильма, где стройный франт — «карандаш» в «очках» подходит к полной даме «люстре», на которую шаловливо влезает «стул», на обивке которого сверкают «звезды». Такой придуманный мультик забыть или перепутать трудно. Чтобы повысить эффективность запоминания по «методу связок», полезно сильно искажать пропорции (огромный «жук»); представлять предметы, в активном действии («карандаш» подходит); увеличивать количество предметов (сотни «звезд»); менять местами функции предметов («стул» на даме «люстре»).

 
5. Метод Цицерона. Представьте, что обходите свою комнату, где вам все хорошо знакомо. Информацию, которую вам надо запомнить, расставьте мысленно по ходу вашей прогулки по комнате. Вспомнить информацию вы сможете опять, представив себе свою комнату, — все будет на тех местах, где вы их расположили при предыдущем «обходе».

 
6. При запоминании цифр, чисел можно использовать приемы: а) выявить 'арифметическую зависимость между группами цифр в числе, например, в номере телефона 358954 зависимость 89 = 35 + 54; б) выделить знакомые числа — например, в числе 859314 выделить 85 — год рождения брата, 314 — первые цифры числа «пи» и т. д.; в) «метод зацепок» — замена цифр образами. Например, 0 — круг, 1 — карандаш, 2 — очки, 3 — люстра, 4— стул, 5 — звезда, 6 — жук, 7 — неделя, 8— паук и т. д. Можно заменять цифры, буквами и словами. Например, замена цифр 1, 2, 3, 8 последними согласными буквами в названии этих цифр: 1 — один — Н, 2 — два, В. 3 — три — Р. А цифры 4, 5, 6, 7, 9 заменить начальными согласными в их названии: 4 — 4,5  Π-6 — Щ, 7— С, 9-Д.

 
   Замена словами: 0 — Л (иЛ), 1 — Н (Ной), 2 — В (Вой). 3 —Ρ (аРия), 4 Ч (оЧи), 5 — Π (Πα), 6 — Ш (уШи), 7 — С (уСы). 8 —M (яМа), 9 — Д (яД). 10 — НиЛ, 11 — НеоН, 12 — НиВа, 13 — НоРа, 14 — НоЧь, 15 — аНаПа, 16 — НиШа, 17 — НоС, 18 — НеМой, 19— АНоД, 20 — ВоЛ, 21 — ВиНо, 22 ВиВа, 23 — ВаР, ....ЗА — РеПа, ..., 44 — ЧаЧа, ..„ 56 — ПаШа, .... 67 — иШиаС, .... 78 — СоМ, .„, 84 — МяЧ, .... 93 — ДаР. ..., 99 — ДуШа, 100 — НаЛиЛ и т. д.

 
Например, Вам надо запомнить телефон 9486138, то 94 — ДаЧа, 86 — МыШа, 13 — НоРа, 8 — яМа, — легко запоминается образ «на даче мышь сделала нору и яму» — этот номер Вы. уже не перепутаете.

 
7. Метод тренировки зрительной  памяти — метод Айвазовского. Посмотрите на предмет или пейзаж, или на человека в течение 3 секунд, стараясь запомнить детально, потом закройте глаза и представьте мысленно этот предмет в деталях, задавайте себе вопросы по подробностям этого образа, потом откройте глаза ни 1 секунду, дополните образ, закройте глаза и постарайтесь добиться максимально яркого изображения предмета и так повторите несколько раз.

 
8. Запоминание слов связыванием  их в рассказ.

 
Исходные  положения:

 
·      образы должны быть яркими, четкими, необычными. Вы должны видеть их в воображении;

 
·     они должны быть в движении;

 
·     связка между ними может быть в виде накладывания друг на друга, перекатывания, на основе "похожести".

 
    Пример запоминания логически не связанных слов (дерево, стол, река, корзина, расческа, мыло, ежик, резинка, книга, трактор, дождь, солнце, часы, лампа, скрепка, дом, самолет, тетрадь, носки, воздух).

 
    Мы видим зеленое красивое  ДЕРЕВО. Из него начинает расти  в сторону доска, из доски  вниз опускается ножка, получается  СТОЛ. Приближаем свой взгляд  к столу и видим на нем  лужу, которая стекает вниз, превращаясь  в целую РЕKУ. Посередине реки образуется воронка, которая превращается в КОРЗИНУ, которая вылетает из реки на берег. Вы подходите и отламываете у нее один край - получается РАСЧЕСKА. Вы берете ее и начинаете расчесывать волосы до тех пор, пока из головы не начинает выделяться МЫЛО. Оно стекает и остается волос, торчащий ЕЖИKОМ. Вам очень неудобно и Вы берете РЕЗИHKУ и стягиваете ею волосы. Hо она не выдерживает и лопается. Kогда она падает вниз - разворачивается по прямой линии, а затем превращается в KHИГУ. Вы пытаетесь ее поднять - не получается. Тогда открываете ее и из не прямо на Вас выезжает ТРАKТОР, который светит в глаза мощным лучом, словно СОЛHЦЕ. Становится очень жарко, и с Вас льется пот. Очень хочется, чтобы пошел ДОЖДЬ. И он начинает идти. Вы поднимаете голову и видите над собой ЧАСЫ, из которых льется вода. Вам становится холодно от дождя, хочется, чтобы он прекратился. Вы подпрыгиваете, хватаетесь за стрелку часов и вырываете ее. Опустившись на землю, Вы рассматриваете ее и замечаете у основания стрелки прикрепленную огромную ЛАМПУ. Вы забираете стрелку в виде СКРЕПКИ и прикрепляете на нагрудный карман. Только прикрепили стрелку, как от лампы начали откалываться и падать на ноги, превращаясь в кирпичи, кусочки стекла. Вы отпрыгиваете от него в сторону, сбросив с себя лампу со скрепкой. Постепенно из кирпичей, которые падают из лампы, появляется целый ДОМ. Вы подходите к нему, касаясь рукой стрелки, но он вдруг взлетает на воздух, словно САМОЛЕТ. И у Вас в руках остается кирпич, который превращается в ТЕТРАДЬ. Вы вырываете из нее листы и делаете из них себе HОСKИ (помня, что они дефицит) и идете в них по земле, как по ВОЗДУХУ.

 
9. Связка слов через сокращение  образов (метод запоминания).

      Представьте слона, муху. А теперь слоно-муху, т.е. слона, у которого выросли крылышки мухи, и который пытается взлететь, взмахивая большими крыльями. Порядок слов при запоминании определяется присутствием в образе большего объема первого слова.

Информация о работе Пути, приёмы и средства улучшения памяти