Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2013 в 00:09, контрольная работа
Актуальность памяти, её развития и совершенствования не проходит со временем, а лишь возрастает. Всё большее количество информации наваливается на современного человека, из-за больших объёмов всё труднее становится процесс её усваивания.
Поэтому в психологии память рассматривается как компонент общих и специальных способностей. При факторном анализе многочисленных познавательных функций она выделена, как первичная умственная способность.
Память входит в структуру интеллекта. Память включена также в общую способность к учению и обучаемости, является необходимым условием накопления фонда знаний и “интеллектуальных умений”. Слуховые представления и оперирования ими является важным напоминанием специальных музыкальных способностей, а математическая память включена в структуру математических способностей.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Память, её особенности и классификация видов…………………..7
1.1 Определение памяти и её физиологический механизм………………….7
1.2 Процессы памяти…………………………………………………………..12
1.3 Влияние различных видов деятельности на запоминание……………....21
Глава 2. Методы и приёмы улучшения памяти человека…………………...26
2.1 Упражнения для развития памяти по Ф. Лёзеру…………………………26
2.2 Основные принципы запоминания новой информации…………………31
2.3 Приемы и упражнения для развития памяти, облегчения процессов запоминания……………………………………………………………………34
Заключение……………………………………………………………………..41
Список используемой литературы ……………………………………………43
Ниже приведены 20 названий (каждое
под соответствующим порядковым номером),
которые следует запомнить. Для запоминания
дается 40 секунд. Исследуемый должен написать
все 20 слов с их номерами так, как он их
запомнил. Ответ считается правильным,
если одновременно с названием указывается
и его порядковый номер.
1. Украинец 11. Масло
2. Экономка 12. Бумага
3. Каша 1
4. Татуировка 14. Логика
5. Нейрон 15
6. Любовь 16. Глагол
7. Ножницы 17. Прорыв
8. Совесть 18
9. Словарь 19. Свеча
10. Глина 20. Вишня
Эффективность
запоминания вычисляется по формуле:
Число правильно воспроизведенных слов
делим на 20 и умножаем на 100 , получаем %
эффективного запоминания.
За 40 секунд нужно запомнить 20 чисел
с их порядковыми номерами. После этого
написать все, что вы запомнили.
1. 43 11. 37
2. 57 12. 38
3. 12 13. 86
4. 33 14. 56
5. 81 15. 47
6. 72 16. 6
7. 15 17. 78
8. 44 18. 61
9. 96 19. 83
10. 7 20. 73
Эффективность
запоминания в % вычисляется по формуле:
Количество правильно названных чисел
делится на 20 и умножается на 100.
Запомнить предлагается 0 фотографий
с именами и фамилиями. На это дается 30
секунд. После этого те же фотографии,
но в другом порядке, вновь предлагаются
исследуемому, и он должен "опознать"
их. Эффективность запоминания определяется
по аналогичной формуле.
Предлагается запомнить 10 основных
положений подчеркнутых в нижеследующем
тексте (они приведены в определенном
порядке). Испытуемый должен прочесть
текст и через 1 минуту воспроизвести содержание
основных положений и порядок предложений.
"Роботы, которым доступны определенные
поведенческие реакции. РОБОТЫ МОГУТ АНАЛИЗИРОВАТЬ
СОЗНАНИЕ (1), создавая программы для его
развития. ОНИ ВЫРАБАТЫВАЮТ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ
(2). ЭТО МИРАЖ (3) ИЛИ РЕАЛЬНАЯ НАУЧНАЯ ПЕРСПЕКТИВА
(4)? ДЕОНТОЛОГИЯ или логика норм поведения
ПОЗВОЛЯЕТ ОТВЕТИТЬ НА ЭТОТ ВОПРОС (5).
СОВРЕМЕННАЯ ЖИЗНЬ ЛЮДЕЙ ВСЕГДА РЕГУЛИРУЕТСЯ
ОПРЕДЕЛЕННЫМИ НОРМАМИ ПОВЕДЕНИЯ (6). ОБЩЕСТВО
НЕ МОГЛО БЫ (7) существовать без подобных
норм. ВОЗРАСТАЮЩАЯ СЛОЖНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННЫХ
ОТНОШЕНИЙ (8) ДИКТУЕТ НЕОБХОДИМОСТЬ ВЫРАБОТКИ
НАУЧНЫХ ОСНОВ, ПРАВОВЫХ И МОРАЛЬНЫХ НОРМ
(9). Это является АКТУАЛЬНОЙ СОВРЕМЕННОЙ
ЗАДАЧЕЙ (10).
Эффективность
запоминания в % выражается формулой:
Число правильно воспроизведенных основных
положений разделить на 10 и умножить на
100.
Средняя
продуктивность запоминания
Средняя продуктивность запоминания
вычисляется по результатам проведенных
упражнений. Сумма результатов проведенных
упражнений делится на их число (в данном
случае 4).
Например: упр. № 1……..%
упр. № 2……..%
упр. № 3……..%
упр. № 4……..%
Сумма этих % делится на 4
В результате ряда исследований
установлено, что при 90-100% эффективности
запоминания память человека можно квалифицировать
как отличную, при 70-90% - как очень хорошую,
при 50-70% - как хорошую, при 30-50% - как удовлетворительную,
при 10-30% - как плохую и при 0-10% - как очень
плохую.
При систематической тренировке,
если даже программа составлена самим
тренирующимся, память постепенно улучшается.
Для тренировки концентрации
внимания необходимо, чтобы человек сосредоточил
его на избранном предмете и его основных
свойствах, не отвлекался от мыслей об
этом предмете. Запоминать следует существенную
информацию о каком - либо событии, игнорируя
несущественную.
Лёзер рекомендует с целью тренировки
делать описание какой-либо картины, постоянно
его детализируя. Упражнение можно повторить
в условиях действия отвлекающих факторов
(шум и пр.) (9, 59)
2.2 Основные принципы
запоминания новой информации
Информация, поступающая в мозг
человека, лучше запомнится, если установлена
связь между событиями. Так, в упражнении
на запоминание установите смысловые
связи между двумя явлениями. Предварительное
определение, какой может быть смысловая
связь между этими явлениями, событиями
или действиями, способствует более прочному
запоминанию. Вот некоторые примеры:
Альберт Эйнштейн - один из величайших
физиков. Смысловое значение здесь состоит в том, что он
создал теорию относительности.
Ассоциативные связи, даже когда
они совершенно невероятны по смыслу,
то они запоминаются надолго. Например,
Луна-масло. Можно представить себе самое
невероятное - кусок масла на Луне.
Структурные связи также помогают
запоминанию. Лёзер приводит пример: если
число 683429731 разместить следующим образом
683-429-731, его будет легче запомнить. Для
более легкого запоминания информацию
можно разделить на группы А, Б, В, Г и т.д.
Можно рифмовать некоторые слова.
Методом ассоциации умело пользовался
римский политический деятель Марк Туллий
Цицерон при подготовке своих блестящих
речей, которые произносил, не пользуясь
никакими записями. Он был великолепным
оратором. С помощью особых приемов он
запоминал предварительно отрепетированные
речи. Каждый раздел речи он связывал с
определенной ситуацией в комнате и, расхаживая
по этой комнате, проводил ассоциации
с различными предметами, находящимися
в ней, которые напоминали предметы в зале
Римского сената. Выступая в сенате, он
связывал разделы своей речи с соответствующими
предметами и мог часами говорить без
запинки.
Существует простейший способ
создания собственных упражнений, помогающих
памяти с привлечением ассоциаций. С этой
целью следует написать 20 чисел и произвольно
связать их с определенными лицами или
предметами (подобно описанной здесь тренировке
запоминания логически не связанного
текста) по системе словесно - числового
запоминания. За этим упражнением должно
следовать другое такое же, тем самым будут
возрастать мнемонические способности
мозга. Этим методом можно выработать
феноменальную память. (25, 59)
Часто мы жалуемся, что плохо запоминаем
лица. Нам бывает неудобно перед старыми
знакомыми, что мы не можем вспомнить,
где и когда с ними общались, и вообще,
кто они такие.
Чтобы запомнить лицо, необходимо
внимательно его рассмотреть, обращая
внимание на форму, отличительные признаки
(предметы), которые редко встречаются
у других людей и пр.
Первое условие для запоминания
имени - оно должно быть произнесено громко
и отчетливо. Его следует повторить раз
- другой, чтобы зафиксировать в памяти.
Некоторые пользуются способом связывания
имени со зрительным образом лица, которому
оно принадлежит, с эго характерными приметами
и т.д.
Информация о работе Пути, приёмы и средства улучшения памяти