Пути, приёмы и средства улучшения памяти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2013 в 00:09, контрольная работа

Описание работы

Актуальность памяти, её развития и совершенствования не проходит со временем, а лишь возрастает. Всё большее количество информации наваливается на современного человека, из-за больших объёмов всё труднее становится процесс её усваивания.

Поэтому в психологии память рассматривается как компонент общих и специальных способностей. При факторном анализе многочисленных познавательных функций она выделена, как первичная умственная способность.
Память входит в структуру интеллекта. Память включена также в общую способность к учению и обучаемости, является необходимым условием накопления фонда знаний и “интеллектуальных умений”. Слуховые представления и оперирования ими является важным напоминанием специальных музыкальных способностей, а математическая память включена в структуру математических способностей.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1. Память, её особенности и классификация видов…………………..7

1.1 Определение памяти и её физиологический механизм………………….7

1.2 Процессы памяти…………………………………………………………..12

1.3 Влияние различных видов деятельности на запоминание……………....21

Глава 2. Методы и приёмы улучшения памяти человека…………………...26

2.1 Упражнения для развития памяти по Ф. Лёзеру…………………………26

2.2 Основные принципы запоминания новой информации…………………31

2.3 Приемы и упражнения для развития памяти, облегчения процессов запоминания……………………………………………………………………34

Заключение……………………………………………………………………..41

Список используемой литературы ……………………………………………43

Файлы: 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ.docx

— 73.33 Кб (Скачать файл)

 
10. Оживление (метод запоминания).

 
    Попробуйте представить  какого-либо зверя, животное. теперь представьте, что он ожил и начал двигаться. Отпустите его, пусть живет своей жизнью в Вашем воображении. Поупражнявшись с живыми существами, переходите к оживленным предметам по той же схеме. Упражнение выполняется сначала с закрытыми глазами, а затем и с открытыми. Можно представлять, что Вы касаетесь предмета, и он оживает, дуете на него и т.д. Теперь попробуйте выполнять какие-либо операции с предметами или живыми существами по Вашей воле. Необходимо достигнуть состояния, когда Вы свободно манипулируете предметами.

 
11. Взаимодействие с образами (метод запоминания).

 
     Возьмите художественную  книгу, прочитайте один абзац  (5-6 предложений), представляя себя  на месте главного героя или  участвующим в виде какого-либо  предмета. Найдите какое-либо ключевое  слово в абзаце, представьте его.  Подойдите мысленно к нему, войдите  в него, начните двигаться в  нем, жить. Представьте, что этот  предмет - Вы, и начинайте составлять  рассказ, оживляя слова и сокращая  их. Вы должны заранее подготовить  20-30 слов, из которых и составляйте  рассказ. Представьте, что Вы  на основании "похожести": цвета,  каких-либо общих черт, формы,  тяжести материала и т.д. перетекли  и превратились в другой образ.  Доведите количество слов до 50-70 и переходите к следующему  упражнению.

 
12. "Перетекание"

 
     Представьте два предмета (лучше, если потренироваться  на слайдах). На основании "похожести"  какой-либо черты из одного  предмета образуется другой. Что  же это за похожесть? Одинаковый  цвет, форма, место расположения, запах, тактильные ощущения, тяжесть.  Запомните на основе перетекания пять слов. Доведите до 30-50. На это должно уйти максимум 3-4 дня, если тренироваться по 1, 5-2 часа. Возвращаться, повторять слова во время их запоминания нельзя. Нужно держать в воображении предыдущее слово, а затем на основе "похожести" из одного предмета образовывать другой. Например, арбуз - книга. Представим огрызок арбуза, внутреннюю белую часть, как из нее начинают выпадать страницы, которые складываются и сшиваются в книгу. Причем страницы того же цвета, что и внутренняя часть кожуры (похожесть).                                       

                                           

                                          

                                        Заключение

 
       Память во многом  облегчает обучение, поэтому нужно  заметить, что хорошая память  сама по себе является интеллектуальной  способностью человека, то память  и интеллект идут параллельно  т.к. например словарный запас  человека является хорошим показателем  высокого интеллекта, поэтому память  всё же неотрывна от психических  процессов и в том числе  от мышления. Поэтому можно чётко  выявить индивидуальные особенности  памяти каждого испытуемого, у  одного она лучше другого, но  это преимущество во многом  определяется тем, по каким  видам деятельности занимается  данный человек. Один хорошо  играет на фортепьяно, т.е. учится музыке другой любит рисовать. Поэтому всё же в значительной степени память можно развивать путём систематических тренировок. Для этого и предлагают следующие рекомендации,  которые помогут улучшить тот вид памяти, который является менее развитым. Для того чтобы улучшить память необходимо выполнять и помнить следующее, что в подростковом возрасте проходят важные процессы, связанные с перестройкой памяти. Активно начинает развиваться логическая память и скоро достигает такого уровня, что человек переходит к преимущественному использования этого вида памяти, а так же к произвольной и опосредованной памяти. Как реакция на более частое практическое употребление в жизни логической памяти замедляется развитие механической памяти. Жалобы на память в этом возрасте встречаются чаще чем у младших школьников. Наряду с этим появляется интерес, как улучшить запоминание.

 
   А.Н.Леонтьев показал, что с увеличением возраста идет постепенное улучшение непосредственного запоминания, причём быстрее, чем опосредственного и ближе к подростковому и юношескому возрасту. Прирост продуктивности непосредственного запоминания замедляется и за одно с этим увеличивается продуктивность опосредованного запоминания. 
    С возрастом отношения между памятью и мышлением меняются. Мышление в этом возрасте тесно связано с  памятью, мыслить, значит вспоминать, т.е. запоминание сводится к мышлению, к установлению логических отношений внутри запоминаемого материала, а припоминание заключается в восстановлении материала по этим отношениям.

 
   Воспитанию положительных свойств памяти в значительной степени содействует рационализация умственной и практической работы человека: порядок на рабочем месте, планирование, самоконтроль, использование разумных способов запоминания, соединение умственной работы с практической, критическое отношение к своей деятельности, умение отказаться от неэффективных приемов работы и заимствовать у других людей приемы эффективные и т.п. Некоторые индивидуальные различия в памяти тесно связаны со специальными механизмами, защищающими мозг от лишней информации. Степень активности указанных механизмов y разных людей различна. Защитой мозга от ненужной информации объясняется, в частности, явление гипнопедии, т.e. обучение во сне. В состоянии сна некоторые механизмы, защищающие мозг от избыточной информации, выключаются, поэтому запоминание происходит быстрее.

 
   Поэтому будет правильно,  если сказать, что не бывает  плохой памяти, если это не  связано с патологией. Память  можно улучшить с помощью специальных  упражнений, улучшить память можно  благодаря постоянному  заучиванию стихотворений. 

   Активное развитие памяти происходит в результате чтения, письменной речи, выступления, чтения монолога вслух и тогда не будет необходимости носить с собой записные книжки.

                Список используемой литературы

 
1. «Лабораторный практикум по общей и социальной психологии» под ред. В.П.Роминых. Чебоксары 1998г. 
 
2. Блюм Д. Психоаналитические теории личности, М.,1999. 
 
3. Былкина Н.Д., Люсин Д.В. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе // Вопросы психологии 2000 
 
4. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В.Петровского. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 496с. 
 
5.  Веккер Л.М. Психические процессы. ВЗТ. – Т.1. – Л., 1974. 
 
6.  Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций  // Психология эмоций: Тесты. М., 1993 . 
 
7. Голубева “Индивидуальные особенности памяти человека” М. “Педагогика” 1980 г. 
 
8.  Громова Е.А. Эмоциональная память и ее механизмы. — М., 1980. 
 
9.  Даниел Лапп “Улучшение памяти в любом возрасте” Мир 1993 г. 
 
10. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности: Учебник. М.: Учебная литература, 1997. 
 
11. Джемс У. Психология под ред.Л.А.Петровской  Москва 1991 
 
12. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. Питер. 2001. 
 
13. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. – М., 1986. 
 
14.  Изард Кэрол Е. Эмоции человека. — Санкт-Петербург,  2000. 
 
15. Крылов А.А., Маничева С.А., Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии,  "Питер", Санкт-Петербург, 2000, 
 
16. Лурия А.Р. “Маленькая книжка о большой памяти” М 1989 г. 
 
17.  Лядиус А.Р. “Память в процессе развития” М 1990 г. 
 
18. Мнемоника. Методическое пособие 
 
19. Немов Р.С. “Психология” 1 и 2 том. М. Изд. центр “Владос” 1999г. 
 
20. Общая психология. Под редакцией Петровского А.В. – М.: Просвещение, 1986 
 
21. Основы социально-психологической теории. Под редакцией Бодалева А.А., Сухова А.Н.-М.: Международная педагогическая академия, 1995. 
 
22. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. Под ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. Питер. 2000. 
 
23. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — Т. I. — М., 1989. 
 
24. Столяренко Л.Д. Общая психология. Учебник для ВУЗов. Ростов-на-Дону, "Феникс", 1996 
 
25.  Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология: – Вып. 6 – М., 1978 
 
26.  Хванливин М.М. “Функциональная и структурная организация памяти в норме и патологии” М 1999 г. 
 
27.  Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1980. 
 
28. Шаталов В.В. Память и возможности ее развития, Киев 1997, Флорес Ц. Хрестоматия по общей психологии // Психология памяти—МГУ, 1979 
Размещено на http://www.allbest.ru/

 


Информация о работе Пути, приёмы и средства улучшения памяти