Работоспособность субъекта труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 16:10, реферат

Описание работы

Основной задачей психологии труда – сохранение высокой работоспособности, отодвигание утомления, исключение переутомления человека в ходе его деятельности.
В настоящем реферате нам предстоит разобраться, почему происходит утомление и как повысить работоспособность человека. Где работоспособность — состояние человека, определяемое возможностью физиологических и психических функций организма, которое характеризует его способность выполнять конкретное количество работы заданного качества за требуемый интервал времени.
Исходя из определения работоспособности, нам предстоит разобраться, почему происходит утомление и как повысить работоспособность человека.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...
3
ГЛАВА 1
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СУБЪЕКТА ТРУДА: ПОНЯТИЕ, ДИНАМИКА, ПОКАЗАТЕЛИ………………….............................
5
ГЛАВА 2
ДИНАМИКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ………………..………
9
ГЛАВА 3
ОСНОВНЫЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ ПОНИЖЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ПЕРСОНАЛА……………………………………………..……….
11
3.1
Утомление…………………………………………….……………
11
3.1.1
Причины и виды утомления…………………………….………...
12
3.2
Стресс - главная причина снижения работоспособности человека……………………………………………………………..
13
3.3
Приёмы управления работоспособностью…………………….…
14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………….………………….
18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………….….
19

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПО ПСИХОЛОГИИ ТРУДА.docx

— 44.72 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

 высшего профессионального  образования

«Забайкальский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «ЗабГУ»)

Факультет дополнительного  профессионального образования

 

Кафедра психологии

 

 

 

Реферат

 

по дисциплине: Психология труда

на тему: Работоспособность субъекта труда

 

 

 

 

                             Выполнил ст. гр. ПСЛ 10-01

                                     Веренич Е.И.

Проверил:

              Братчикова Т.А.

 

 

Чита  2012 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………...

3

ГЛАВА 1

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СУБЪЕКТА ТРУДА: ПОНЯТИЕ, ДИНАМИКА, ПОКАЗАТЕЛИ………………….............................

5

ГЛАВА 2

ДИНАМИКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ………………..………

9

ГЛАВА 3

ОСНОВНЫЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ ПОНИЖЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ  ПЕРСОНАЛА……………………………………………..……….

11

3.1

Утомление…………………………………………….……………

11

3.1.1

Причины и виды утомления…………………………….………...

12

3.2

Стресс - главная причина  снижения работоспособности человека……………………………………………………………..

13

3.3

Приёмы управления работоспособностью…………………….…

14

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………….………………….

18

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………….….

19


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Психология труда –  отрасль психологической науки, которая занимается изучением закономерностей  проявления психической деятельности человека в различных видах труда, разработка рекомендаций по обеспечению  эффективности и безопасности трудовой деятельности.

Предметом труда является субъект труда. Понятие субъекта труда является фундаментальной категорией психологии. Оно отражает способность человека действовать осознанно, активно, целенаправленно, т.е. на основе психического отражения предметного мира и в интересах познания и преобразования окружающей действительности.

Однако успешность выполнения задач и удовлетворённость этим процессом во многом зависит от уровня работоспособности отдельного человека, которая формируется в результате выполнения человеком конкретной деятельности, проявляется и оценивается в ходе её реализации.

При выполнении конкретной работы, работоспособность имеет определенные и вполне закономерные колебания. Вначале, когда только человек приступил к работе, работоспособность относительно невысока и постепенно повышается.

Основной задачей психологии труда – сохранение высокой работоспособности, отодвигание утомления, исключение переутомления человека в ходе его деятельности.

В настоящем реферате нам предстоит разобраться, почему происходит утомление и как повысить работоспособность человека. Где работоспособность — состояние человека, определяемое возможностью физиологических и психических функций организма, которое характеризует его способность выполнять конкретное количество работы заданного качества за требуемый интервал времени.

Исходя из определения  работоспособности, нам предстоит разобраться, почему происходит утомление и как повысить работоспособность человека.

 

Актуальность реферата: Проблема изменчивости, динамичности внутренних ресурсов работающего человека в течение рабочей смены, недели, месяца, года издавна волновала ученых. В начале XX века данная проблема исследовалась в большей мере в рамках физиологии и психофизиологии труда.

Результативность и качество работы субъекта труда, проявляющиеся  в профессиональном поведении, обозначают терминами «продуктивность» или  «эффективность», «производительность» труда. Продуктивность работы определяется многими внешними факторами, связанными с качеством обрабатываемого  материала, налаженностью, исправностью оборудования, организацией производственного  процесса (могут быть, например, остановки  в работе, вызванные отсутствием  полуфабрикатов, которые не успели доставить из соседнего цеха).

В настоящей работе мы рассмотрим внутрисубъектные составляющие изменчивости, динамики работоспособности (влияющие на эффективность труда) в их обусловленности трудом. Продуктивность (эффективность) труда как поведенческая характеристика и работоспособность как теоретическая модель внутренних функциональных возможностей субъекта труда не являются, таким образом, тождественными понятиями.

 Цель работы – изучение  психологии профессиональной работоспособности субъекта труда

 

 

 

 

 

 

 

 

.

ГЛАВА 1. РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СУБЪЕКТА ТРУДА: ПОНЯТИЕ, ДИНАМИКА, ПОКАЗАТЕЛИ

Работоспособность – способность  человека  к выполнению конкретной деятельности в рамках заданных лимитов  времени  и параметров количества и качества результатов работы. Способность  субъекта выполнять конкретную работу на заданном уровне эффективности зависит  от внешних условий деятельности и психофизиологических ресурсов человека. Под высокой работоспособностью чаще всего понимают способность  развить максимум энергии, экономно расходуя ее, достичь поставленной цели при качественном выполнении умственной или физической работы. Высокая работоспособность  индивидуума обеспечивается оптимальным  состоянием функций различных физиологических  систем его организма в их совокупности.

Для оценки работоспособности  применяется комплексный подход, при котором используются показатели, относящиеся к разным системам: показатели эффективности или продуктивности деятельности, показатели самочувствия человека и психофизиологические показатели состояния систем и функций организма, которые входят в качестве обеспечивающих и оперативных компонентов в  функциональную систему деятельности.

Степень работоспособности  определяется также типом нервной  системы. Сильный тип имеет наибольшую работоспособность, слабый — незначительную. Работоспособность зависит от таких факторов, как возраст, здоровье человека, пол, навыки в работе, санитарно-гигиенические условия и тому подобное. В известной мере на нее влияют и мотивация, и моральные и материальные стимулы.

Продлить стойкую работоспособность  можно за счет оптимального уровня напряжения психофизиологических функций, комфортными условиями труда, правильным сочетанием режимов труда и отдыха, проведением физкультурных пауз и эмоциональной разгрузки, использованием специальных психофармакологических средств или тонизирующих напитков, специальным информированием человека о результатах ее деятельности, присмотром и контролем за его работой.

Комфортные условия обеспечивают, кроме высокой работоспособности, доброе самочувствие; при этом не возникают  опасные напряжения компенсаторных систем организма; здоровье человека не ухудшается длительное время.

Известно также, что на работоспособность, производительность труда, жизнедеятельность в целом влияет отдых. Отдых может быть два типов — активный и пассивный.

Активный отдых — это, например, занятие спортом, туристические  поездки, походы в лес, путешествия, плавания в бассейне и тому подобное. Именно активный отдых способствует повышению работоспособности, улучшению  психического состояния личности, настроения.

Пассивный отдых — пересмотр  кинофильмов, слушания музыки, сидя, лежа, чтение книг и тому подобное. Особым, но обязательным, видом такого отдыха является сон.

Известно, что беспокойные  ночи, неприятные сновидения с переживанием ужасов, опасностей, страха, когда жизнь  будто висит на волоске, а силы нет, чтобы дать отпор — все  это негативно отражается на состоянии  человека, а соответственно на активности его жизнедеятельности.

На работоспособность  человека влияют и времена года. Например, снижение работоспособности  наблюдается весной, особенно у работников с нервно эмоциональным перенапряжением.

Степень устойчивости, динамика работоспособности зависит от инженерно-психологических, гигиенических и других характеристик, орудий, содержания, условий и организации  конкретной деятельности, а также  от системы психолого-физиологического прогнозирования и формирования профессиональной пригодности, то есть системы отбора и подготовки специалистов.

Работоспособность формируется  в результате выполнения человеком  конкретной деятельности, проявляется  и оценивается в ходе ее реализации.

Максимальная активность деятельности головного мозга определяется часами суток, днями, неделями, месяцами года. Активность и пассивность мозга  определяется биоритмами. Самый важный биоритм – суточный. В нем замечено, что на 5–6 часов утра приходится самый значительный физиологический подъём и самая высокая умственная работоспособность.

Дневные ритмы организма  образуют определенную последовательность подъемов и спадов работоспособности  в течение суток. Колебание уровня работоспособности в течение  суток представлена следующим образом:

а) с 8 до 12 часов – первый подъем работоспособности (человек сильный), в 11 часов первый пик повышенной работоспособности (наиболее сильный человек);

б) в 13 часов резко снижается работоспособность, чувствуется усталость, первый период прошел;

в) с 13 до 15 часов – минимальная физиологическая и интеллектуальная активность (наиболее слабый человек) ;

г) с 15 до 20 часов – второй подъем работоспособности, в 16 часов – второй пик повышенной работоспособности;

д) с 22 до 23 часа – физиологический спад.

Работоспособность не является стабильной величиной и в течение  недели. Она подвержена определенным изменениям. Первые дни недели работоспособность  увеличивается постепенно, с постепенным  вхождением в работу, достигая наивысшего уровня в среду. Постепенно работоспособность  снижается и резко падает к  субботе.

Устойчивая работоспособность  – это результат знаний ритмики  и динамики, результат упражнений и тренировок в деятельности, результат  знания и соблюдения гигиены труда.

Уровень работоспособности субъекта труда отражает, во-первых, потенциальные возможности выполнять конкретную работу, во-вторых, мобилизационные возможности личности активизировать эти ресурсы и резервы в необходимый рабочий период. Степень устойчивости работоспособности обусловливается сопротивляемостью организма к воздействию неблагоприятных факторов деятельности, а также развитием профессионально значимых качеств субъекта труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ДИНАМИКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ

В предыдущем разделе было отмечено, что в течение рабочей смены, суток, недели и за более продолжительные периоды времени отмечаются изменения уровня работоспособности, рассмотрим их подробнее.

1) Стадия врабатывания (нарастающей работоспособности) — в данной стадии отмечается некоторое увеличение продуктивности труда, усиление обменных процессов, деятельности нервной и сердечнососудистой системы, возрастание активности психических процессов; возможна гиперреакция организма, неустойчивость рабочих действий, ухудшение скорости и точности восприятия и т. п.

2) Стадия устойчивой работоспособности — проявляется в наиболее высокой и стабильной продуктивности и надежности труда, адекватности функциональных реакций организма на величину рабочей нагрузки, устойчивости психических процессов, оптимальности волевых усилий, появляется чувство удовлетворения процессом и результатами труда.

3) Стадия снижения работоспособности (развивающегося утомления) — вначале возникает чувство усталости, снижение интереса к текущей работе, вследствие чего нарастает напряженность психических и физиологических функций, увеличиваются волевые усилия для сохранения необходимой продуктивности и качества деятельности. При продолжении работы нарушаются профессиональные параметры деятельности — снижается производительность труда, появляются ошибочные действия, падает мотивация к труду, ухудшается общее самочувствие, настроение.

4) Стадия восстановления работоспособности: она характеризуется развитием восстановительных процессов в организме, снижением психического напряжения и накоплением функциональных резервов.

Различают текущее восстановление — в процессе работы после завершения ее наиболее напряженных этапов.

Срочное восстановление — непосредственно после окончания всей работы.

Информация о работе Работоспособность субъекта труда