Ранний возраст

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 12:05, курсовая работа

Описание работы

Человек как субъект практической и теоретической деятельности, который познает и изменяет мир, не является бесстрастным созерцателем того, что происходит вокруг него, или же бесстрастным автоматом, производящим те или иные действия как хорошо слаженная машина. Своими действиями он не только производит те или иные изменения в природе и в предметном мире, но и воздействует на других людей, сам испытывает воздействия, идущие от них и от своих действий и поступков, изменяющих его взаимоотношения с окружающим; он сам переживает то, что с ним происходит и им совершается; он относится определенным образом к окружающему миру.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Особенности периода раннего детства и его значение………………5
Глава 2. Эмоциональное развитие ребенка в раннем возрасте………………12
Глава 3. Кризис трех лет…………………………………………………………19
Заключение………………………………………………………………………...26
Глоссарий………………………………………………………………………….28
Список использованных источников………………………

Файлы: 1 файл

ШАБЛОН НА КУРСОВУЮ РАБОТУ.doc

— 167.50 Кб (Скачать файл)

Следующую ступень в развитии сюжета представляют игры, состоящие из ряда различных элементарных действий, ещё не связанных между собой, но которые когда –то раньше производились. Лишь к концу раннего детства можно наблюдать отдельные игры, отражающие такую цепочку действий.

Таким образом, развитие строения игрового действия в раннем возрасте является переходом от действия, однозначно определяемого предметом, через многообразное  использование предмета к действиям, отражающим логику реальных жизненных отношений.

Эффективным оказывается такой приём - взрослый предлагает новую игрушку, связанную с действием ребёнка, но наталкивающую на новое действие, ничего при этом не говоря. На первых порах детям предлагается давать готовый сюжет – простой по строению и доступный по тематике; создавая игровую обстановку сначала полностью, затем частично. Эффективным способом разворачивания сюжета является образец игры, предлагаемый взрослым. Часто взрослый привлекает ребёнка к игре как бы случайно, мимоходом. Большие возможности для создания сюжета игр несут в себе детские рассказы, сказки, стихи, песни, прибаутки.

 Исследования ведущих психологов показали, что целенаправленная работа взрослых по обучению умению играть ведёт к формированию самостоятельной игры детей на третьем году жизни.

 

Развитие самосознания в раннем возрасте связано с отделением себя от своих действий, с осознанием своих желаний. Отношение малыша к самому себе зависит от того, насколько успешно протекает его деятельность. Достиг результата - значит хороший, не достиг - значит плохой. Именно поэтому дети в раннем возрасте  бурно переживают свои неудачи. Под влиянием оценки взрослого ребенок начинает осознавать критерии успешности или неуспешности своей деятельности. В начале третьего года жизни возникает лишь намерение, когда ребенок ставит перед собой задачу, а исполнение ее в решающей степени зависит от взрослого. Он помогает ребенку удержать цель, выполнить действие, контролирует и оценивает его деятельность.

2 глава. Эмоциональное развитие ребенка в раннем возрасте

Развитие  психических функций неотделимо от развития эмоционально-потребностной сферы ребенка. Доминирующее в раннем возрасте восприятие аффективно окрашено.8 Ребенок эмоционально реагирует лишь на то, что непосредственно воспринимает. Он остро переживает неприятную процедуру в кабинете врача, но через несколько минут уже спокоен и живо интересуется новой обстановкой. Он не умеет огорчаться из-за того, что в будущем его ожидают неприятности, и его сложно обрадовать тем, что только через пять дней ему что-то подарят.

Эмоциональные переживания ребенка раннего  возраста сохраняют ряд особенностей, характерных для младенца. Они кратковременны, неустойчивы, бурно выражаются. Дети очень впечатлительны. Эмоциональное возбуждение оказывает сильное влияние на все поведение малыша. В ожидании приятного события (дня рождения, праздника и пр.) или после него дети раннего возраста становятся плаксивыми, раздражительными, капризными, отказываются от еды и любимых игрушек, долго не могут заснуть. В группе таких детей по-прежнему можно наблюдать «эмоциональное заражение»: если начинает плакать один из них, то его сразу же поддерживают остальные.

Отрицательные эмоции в раннем возрасте чаще всего  вызываются следующими причинами:

- нарушением режима дня;

- неправильными воспитательными приемами кормления, укладывания и умывания;

- недостаточно продолжительным и эмоционально насыщенным общением с взрослым;

- отсутствием необходимых условий для самостоятельной игры;

- возникновением экзальтированной привязанности к какому-либо члену семьи;

- отсутствием единства требований к ребенку и рассогласованием в приемах его воспитания.

Развитие самосознания в раннем возрасте связано с появлением эмоций самосознания: смущение, сочувствие, зависть, гордость, стыд и вина. М. Льюис  в качестве предшественника стыда рассматривает смущение, возникающее в процессе развития относящегося к себе поведения. Согласно его теории эмоционального развития, чувства гордости, стыда и вины начинают проявляться примерно в 3 года, и этому предшествует формирование способности оценивать соответствие чьего-либо поведения стандарту.

 Эмоции во многом определяют поведение ребенка. Он действует не задумываясь, под влиянием сиюминутно возникших переживаний. Чувства выполняют побуждающую роль, являясь мотивом поведения, которое поэтому импульсивно9. Чувства побуждают к поступкам, и в них закрепляются. 
В возрасте 1-3 лет происходят заметные изменения в эмоциональной сфере. В начале раннего детства в связи с выделением предметов как постоянно существующих, имеющих устойчивые характеристики, и формированием представлений о них возникают чувства, связанные с объектами, которые малыш не видит перед собой в данный момент. Так, в отсутствие мамы малыш вспоминает ее и тоскует о ней. Содержание переживаний значительно обогащается, поскольку для малыша расширяются границы окружающего мира, появляются новые виды деятельности, увеличивается круг людей, в том числе и сверстников, с которыми он взаимодействует.

В раннем возрасте развиваются  высшие чувства, предпосылки которых  сложились в младенчестве. К трем годам отчетливо проявляются эстетические чувства. Малыш переживает характер музыки: веселой и грустной, плавной и бодрой. Он радуется цветущим растениям, красивой одежде. Восторг, как и у младенца, вызывает все яркое и блестящее, но ребенок уже учится отличать красивое от некрасивого, гармоничное от дисгармоничного. Например, мальчик с 2 лет с удовольствием слушает классическую музыку, но ему не нравится, как поет мама. Стоит ей запеть, он сразу говорит: «Мама, не пой!»  и настаивает на том, чтобы она замолчала.

Вторая сигнальная система  играет существенную роль в эмоциональных  переживаниях человека. Переживания могут возникнуть не только при непосредственных воздействиях внешней среды, но могут быть вызваны словами, мыслями. Так, прочитанный рассказ продуцирует соответствующее эмоциональное состояние. Связи второй сигнальной системы являются физиологической основой высших человеческих чувств - интеллектуальных, моральных, эстетических. Неразрывная связь второй сигнальной системы с первой обеспечивает сознательную регуляцию чувств и общественный характер их внешних проявлений.

Дети довольно хорошо понимают настроение близких, любовь и симпатия к которым приобретает новые формы. Малыш стремится к похвале, одобрению, огорчается, если их не получает. Некоторые исследователи предполагают, что моральное чувство возникает уже на втором году жизни ребенка. Ряд исследований, проведенных в последнее время, позволяет нам предположить, что дети второго года жизни  демонстрируют эмпатические отношения и осознание стандартов, т.е. появляются факторы, определяющие дальнейшее развитие морального сознания. Так, например, дети показывают естественный интерес к нормам или событиям, которые нарушают нормативы, заданные взрослыми. Например, малыши демонстрируют значительный интерес к расстройству взрослого, когда видят сломанную игрушку или порванную одежду.

В середине второго года жизни дети пытаются утешить другого человека, который проявляет страдание. Это  поведение впервые появляется в годовалом возрасте по отношению к близкому, к любимой игрушке; к двум годам это поведение становится более дифференцированным и развивается в зависимости от материнской заботы. Исследователи указывают также на сердечные отношения, возникающие с близкими. Другими словами, малыши не так эгоистичны, импульсивны, эгоцентричны, агрессивны и не подвластны контролю как привыкли об этом думать.

Эмоциональное развитие в раннем возрасте характеризуется  следующими особенностями: 
           - происходит дальнейшая социализация эмоций, поскольку переживания связаны с результатами человеческой деятельности, и ребенок осваивает способы их выражения; 
           - эмоциональные переживания кратковременны, неустойчивы, выражаются бурно, дети очень впечатлительны, их поведение импульсивно, эмоции выступают мотивами поведения;

- включение слова в эмоциональные  процессы перестраивает их протекание  и в совокупности с установлением  связи между чувством и представлением  создает предпосылки для их  регуляции.

- развиваются высшие  чувства, среди которых особое  место занимают симпатия, сочувствие, чувство гордости и стыда;

Желания ребенка неустойчивы и  быстро преходящи, он не может  контролировать и сдерживать их; ограничивают их только наказания и поощрения взрослых. Все желания обладают одинаковой силой: в раннем детстве не действует соподчинение мотивов. Это очень легко наблюдать в ситуации выбора. Если ребенка 2-3-х лет попросить выбрать для себя одну из нескольких новых игрушек, он будет долго рассматривать и перебирать их. Затем все-таки выберет одну, но после просьбы уйти с ней в другую комнату снова начнет колебаться. Положив игрушку на место, он будет перебирать остальные, пока его не уведут от этих одинаково притягивающих вещей. Выбрать или остановиться на чем-то одном ребенок еще не может – он просто не в состоянии принять решение.

Развитии эмоционально-потребностной  сферы зависит и от характера общения ребёнка с взрослыми и сверстниками. В общении с близкими взрослыми, которые помогают ребенку познавать мир "взрослых" предметов, преобладают мотивы сотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах. Помимо безусловной любви и эмоционального тепла ребенок ждет от взрослого живого участия во всех своих делах, совместного решения любой задачи, будь то освоение столовых приборов или строительство башни из кубиков. Вокруг таких совместных действий и разворачиваются новые для ребенка формы общения с взрослыми.

Общение с другими  детьми в раннем детстве обычно только появляется и не становится полноценным. На втором году жизни при приближении  сверстника ребенок ощущает беспокойство, может прервать свои занятия и  броситься под защиту матери. На третьем году он довольно спокойно играет рядом с другим ребенком, но моменты общей игры кратковременны, ни о каких правилах игры речи быть не может. Лучше всего детям удаются такого типа "игры", как совместные прыжки на кровати. Если маленький ребенок посещает ясли, он вынужден более тесно общаться с ровесниками, и получает в этом плане больший опыт, чем те, кто воспитывается дома. Но и "ясельные" дети не избавлены от возрастных трудностей в общении с взрослыми и сверстниками. Они могут проявлять агрессивность - толкнуть, ударить другого ребенка, особенно если тот как-то ущемил их интересы, скажем, попытался завладеть привлекательной игрушкой. Ребенок раннего возраста, общаясь с детьми, всегда исходит только из своих собственных желаний, и совершенно не учитывает желания другого. Он эгоцентричен и не только не понимает другого ребенка, но и не умеет ему сопереживать. Эмоциональный механизм сопереживания (сочувствия в трудной ситуации и совместной радости при удаче или в игре) появится позже, в дошкольном детстве. Тем не менее, общение со сверстниками полезно и также способствует эмоциональному развитию ребенка, хотя и не в той мере, что общение со взрослыми.

Для раннего возраста характерны яркие эмоциональные  реакции, связанные с непосредственными  желаниями ребенка. В конце этого периода при приближении к кризису 3-х лет, наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Он пытается что-то сделать самостоятельно, но у него ничего не получается или рядом в нужный момент не оказывается взрослого - некому прийти на помощь и сделать это вместе с ним. В такой ситуации вполне вероятна эмоциональная вспышка. Например, ребенок не может открыть дверь в комнату и начинает бить по ней руками и ногами, что-то выкрикивая. Причиной гнева или плача могут быть, помимо "неподдающихся" вещей, и отсутствие внимания со стороны близких, занятых своими делами именно в то время, когда ребенок изо всех сил старается их вниманием завладеть; ревность к брату или сестре и т.п. Как известно, аффективные вспышки лучше всего гасятся тогда, когда взрослые достаточно спокойно на них реагируют, по возможности - вообще игнорируют. В противном случае, особое внимание взрослых действует как положительное подкрепление: ребенок быстро замечает, что уговоры и прочие приятные моменты в общении с родственниками следуют за его слезами или злостью, и начинает капризничать чаще, чтобы этого добиться. Кроме этого, ребенка раннего возраста довольно легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем-то интересным и ребенок, у которого одно желание быстро сменяется другим, мгновенно переключается и с удовольствием занимается новым делом.

Развитие эмоционально-потребностной сферы ребенка тесно связано с зарождающимся в это время самосознанием. Примерно в 2 года ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Американские психологи провели такой эксперимент: детей подводили к зеркалу, затем незаметно касались носа каждого ребенка, оставляя на нем пятнышко красной краски. Снова посмотрев в зеркало, дети до 2-х лет никак не реагировали на свои испачканные носы, не относя к себе красные пятна, увиденные в зеркале. А большинство двухлетних детей, увидев свое отражение, дотрагивались пальцами до носа, следовательно, узнавали себя.

Узнавание себя - простейшая, первичная форма самосознания. Новый  этап в развитии самосознания начинается, когда ребенок называет себя - сначала  по имени, в третьем лице: "Тата", "Саша". Потом, к трем годам, появляется местоимение "я". Более того, у  ребенка появляется и первичная самооценка - осознание не только своего "я", но того, что "я хороший", "я очень хороший", "я хороший и больше никакой". Это чисто эмоциональное образование, не содержащее рациональных компонентов (поэтому трудно назвать его самооценкой в собственном смысле этого слова). Оно основывается на потребности ребенка в эмоциональной безопасности, принятии, поэтому самооценка всегда эмоционально завышена. Н.А. Менжинская, наблюдавшая за развитием своего сына, описывает ситуации, когда мальчик высоко оценивает себя независимо от того, как он реально поступает - хорошо или плохо. Так, например, Саша, обходя комнату, делал то, что ему запрещалось, - брал мамины лекарства и другие вещи. Положив их на место, он с удовлетворением констатировал: "Теперь хороший". Оказавшись с родителями в поезде, он плюнул с верхней полки. Мама сообщила ему, что она об этом думает, и спросила, что нужно сказать. Мальчик тихо, для себя, проговорил: "Молодец я", - а затем громко, для взрослых: "Больше не буду".

Информация о работе Ранний возраст