Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 12:05, курсовая работа
Человек как субъект практической и теоретической деятельности, который познает и изменяет мир, не является бесстрастным созерцателем того, что происходит вокруг него, или же бесстрастным автоматом, производящим те или иные действия как хорошо слаженная машина. Своими действиями он не только производит те или иные изменения в природе и в предметном мире, но и воздействует на других людей, сам испытывает воздействия, идущие от них и от своих действий и поступков, изменяющих его взаимоотношения с окружающим; он сам переживает то, что с ним происходит и им совершается; он относится определенным образом к окружающему миру.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Особенности периода раннего детства и его значение………………5
Глава 2. Эмоциональное развитие ребенка в раннем возрасте………………12
Глава 3. Кризис трех лет…………………………………………………………19
Заключение………………………………………………………………………...26
Глоссарий………………………………………………………………………….28
Список использованных источников………………………
В первые годы жизни особенно велика взаимосвязь физического и психического развития. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвержен заболеваниям, но и лучше развивается психически. Вместе с тем веселые, подвижные, активные дети физически более выносливы. Незначительные нарушения в состоянии здоровья вызывают нарушения в их общем самочувствии – они становятся раздражительными и вялыми, плохо играют, быстро утомляются.
В раннем возрасте дети отличаются
большей неустойчивостью
Значение проблемы эмоций едва ли нуждаются в обосновании. Какие условия и детерминанты ни определяли бы жизнь и деятельность человека – внутренне, психологически действенными они становятся лишь в том случае, если им удаётся проникнуть в сферу его эмоциональных отношений, переломиться и закрепиться в ней. Конституируя в человеке пристрастность, без которой немыслим ни один активный его шаг, эмоции со всей очевидностью обнаруживают своё влияние в различных ситуациях жизнедеятельности.
Такая универсальная значимость эмоций должна являться, казалось бы, надёжным залогом как повышенного интереса к ним, так и сравнительно высокой степени их изученности.
Эмоции можно предварительно в чисто описательном феноменологическом плане охарактеризовать несколькими особенно показательными признаками. Во-первых, в отличие, например, от восприятий, которые отражают содержание объекта, эмоции, выражают состояние субъекта и его отношение к объекту. Эмоции, во-вторых, обычно отличаются полярностью, т. е. обладают положительным или отрицательным знаком: удовольствие — неудовольствие, веселье — грусть, радость — печаль и т. п. Оба полюса не являются обязательно внеположными.
Эмоциональные процессы приобретают положительный или отрицательный характер в зависимости от того, находится ли действие, которое индивид производит, и воздействие, которому он подвергается, в положительном или отрицательном отношении к его потребностям, интересам, установкам; отношение индивида к ним и к ходу деятельности, протекающей в силу совокупности объективных обстоятельств в соответствии или вразрез с ними, определяет судьбу его эмоций.
Никогда в дальнейшем человеку не удастся столько достичь, приобрести в своем разностороннем развитии, как в годы раннего детства. Ребенок не только овладевает прямохождением, но и уверенно, ловко движется. Он не только усвоил речь, но и оказывается способным применять в процессе общения сложную игру личных местоимений. Он не только умеет любить и бояться, но с силой, свойственной слабым, с гневом и капризами упорно проявляет свою личность, демонстрирует, на что он способен.11
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1 |
Ранний возраст |
Стадия психического развития ребенка от одного года до трех лет, для которой характерны качественные изменения в развитии функций коры больших полушарий. |
2 |
Эмоция |
(с латинского - потрясаю, волную) - процесс средней продолжительности, который отражает субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям. |
3 |
Кризис трех лет |
Поведенческий переход от раннего детства к дошкольному детству. |
4 |
Самооценка |
Представление человека о важности своей деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств, чувств, достоинств, недостатков. |
5 |
Аффективность |
Бурное элементарное реагирование на ситуацию, эмоциональная импульсивность, быстрый переход от одного эмоционального состояния к другому. |
6 |
Самосознание |
Психический феномен, осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ-Я» |
7 |
Мышление |
Процесс отражения существенных свойств объектов, связей между ними, что приводит к появлению у индивидуума представлений об объективной реальности. |
8 |
Восприятие |
Познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира |
9 |
Память |
Одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная накапливать, сохранять и воспроизводить полученную ранее информацию |
10 |
Субъект |
Активное самосознающее начало духовной жизни, противопоставляющее себя внешнему миру и своим собственным состояниям, рассматривая их как объект. |
1 |
Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. Москва, 2006 |
2 |
Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Воронеж, 2005 |
3 |
Выготский Л.С. Детская психология. Москва, 2003 |
4 |
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Москва, 2002 |
5 |
Ковалев А.Г. Психология личности. Москва, 2007 |
6 |
Лисина М.И. Общение и речь. Москва, 2003 |
7 |
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. Москва, 2005 |
8 |
Мухина В.С. Детская психология. Москва, 2003 |
9 |
Новоселова С.Л. Развитие мышления в раннем возрасте. Москва, 2008 |
10 |
Эльконин Д.Б. Детская психология. Москва, 2006 |
Приложение А |
|
Приложение Б |
1 Выготский Л.С. Детская психология. М., 2003, с.219
2 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 2007, с.458
3 Штерн У. Язык детей. СПб, 2000, с.118
4 Выготский Л.С. Детская психология. М., 2003, с.109
5 Бюлер К. Теория языка. М., 1997, с 285
6 Швачкин Н.Х. Возрастная психолингвистика. М., 2000, с.122
7 Эльконин Д.Б. Психическое развитие ребенка от рождения до поступления в школу. М., 2003, с.128
8 Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М., 2005., с. 126.
9 Леонтьев А.А. Умственное развитие ребенка. М., 1997, с.187
10 Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Воронеж, 2005, с.76
11 Заззо Р. Психическое развитие ребенка и влияние среды. СПб, 2008, с.118