Ранний возраст

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 12:05, курсовая работа

Описание работы

Человек как субъект практической и теоретической деятельности, который познает и изменяет мир, не является бесстрастным созерцателем того, что происходит вокруг него, или же бесстрастным автоматом, производящим те или иные действия как хорошо слаженная машина. Своими действиями он не только производит те или иные изменения в природе и в предметном мире, но и воздействует на других людей, сам испытывает воздействия, идущие от них и от своих действий и поступков, изменяющих его взаимоотношения с окружающим; он сам переживает то, что с ним происходит и им совершается; он относится определенным образом к окружающему миру.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Особенности периода раннего детства и его значение………………5
Глава 2. Эмоциональное развитие ребенка в раннем возрасте………………12
Глава 3. Кризис трех лет…………………………………………………………19
Заключение………………………………………………………………………...26
Глоссарий………………………………………………………………………….28
Список использованных источников………………………

Файлы: 1 файл

ШАБЛОН НА КУРСОВУЮ РАБОТУ.doc

— 167.50 Кб (Скачать файл)

Сознание "я", "я хороший", "я сам" и появление личных действий продвигают ребенка на новый уровень развития. Начинается переходный период - кризис 3-х лет.

3 глава. Кризис трех лет

По мере развития ребенка  происходит постепенное изменение  той социальной ситуации развития, которая была в начале возраста. И раз ребенок становится иным, старая социальная ситуация уничтожается и должен начаться новый возрастной период, к которому ребенок переходит через кризис 3 лет.

Его проявления впервые  были описаны Э. Келер в работе «О личности трехлетнего ребенка».

1. Негативизм  - это тенденция ребенка идти вразрез со всем тем, что требует и предлагает взрослый; и хотя внешне он напоминает обычное непослушание, внутренняя психологическая природа его другая: ребенок отказывается делать нечто не потому, что он не хочет, а только потому, что этого требует взрослый. Происходит своеобразный сдвиг мотивировки, и ребенок демонстративно негативистичен: иногда он не выполняет даже то, что ему хочется, только потому, что предложение исходит от взрослого. Это реакция не на содержание действия, а на само предложение, исходящее от взрослого. То есть негативизм заставляет ребенка поступать иногда вопреки своему аффективному желанию, лишь бы противопоставить свою самостоятельность, независимость – требованиям взрослых. При крайней форме негативизма дело доходит до того, что можно получить противоположный ответ на любое конструктивное предложение, высказанное авторитарным тоном. Негативизм – такая реакция, такая тенденция, где мотив находится вне данной ситуации.

Негативизм отличается от непослушания в двух аспектах:

1) на первом месте  здесь оказывается социальное  отношение к другому человеку;

2) ребенок, вступивший  в кризис 3 лет, по-новому относится  к себе и собственным переживаниям: он не действует непосредственно под влиянием эмоции, а поступает наперекор своей тенденции.

2. Упрямство. Его надо отличать от настойчивости: при настойчивости ребенок обычно добивается того, чего ему действительно хочется; упрямство же – такая реакция, когда ребенок настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал, и он настаивает на своем требовании. Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным решением делать или не делать что-либо, требовать или не требовать чего-то.

3.Строптивость. Этот симптом настолько характерен для возраста 3 лет, что весь возраст иногда называют «возрастом строптивости». От упрямства строптивость отличается направленностью вовне, стремлением во что бы то ни стало настоять на своем во всем: по отношению к игрушкам, одежде, еде, действиям и т.д. От негативизма строптивость отличается тем, что она безлична. Если негативизм направлен против взрослого, то строптивость, скорее, – против норм воспитания, установленных для ребенка вообще, против навязываемого образа жизни. Она выражается в своеобразном детском недовольстве, пренебрежении к тому, что предлагают и делают.

4.Своеволие, своенравие. Оно связано с нарастающим  стремлением ребенка к самостоятельности,  эмансипации от опеки взрослого; теперь ребенок все хочет делать сам.

Оставшиеся три симптома кризиса имеют второстепенное значение.

Это протест-бунт, выражающийся в постоянной готовности ребенка  к ссоре, в повышенной раздражительности, в высоком уровне конфликтности и к сильному накалу страстей в конфликте. С этим тесно связан симптом обесценивания требований взрослых, которые раньше беспрекословно выполнялись. Ребенок ругается, употребляет известные ему бранные слова, плюется, топает ногами и т.п. В его лексиконе появляется много слов и терминов, обозначающих плохое, отрицательное, которые он относит к вещам, нейтральным по смыслу (одежде и обуви, книжкам, игрушкам, еде). Характерен отказ от ранее привлекательных игрушек, еды. И наконец, последний симптом кризиса имеет двойственную природу: деспотизм и ревность.

Кризис 3 лет – это  перестройка социальных отношений  ребенка, смена его позиции по отношению к окружающим взрослым и прежде всего к авторитету родителей  – он пытается установить новые, более  высокие формы отношения с окружающими.

Это также и кризис его личности. По Д.Б. Эльконину, кризис 3 лет – это кризис социальных отношений, а всякий кризис отношений  есть кризис выделения своего «Я».

 Кризис 3-х лет - граница между ранним и дошкольным детством - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. По Д.Б. .Эльконину, это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего "я". Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.

Изменение позиции ребенка, возрастание его самостоятельности и активности требуют от близких взрослых своевременной перестройки. Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, у ребенка возникают собственно кризисные явления, проявляющиеся в отношениях с взрослыми (и никогда - со сверстниками).

Общаться с детьми, которые проходят кризис, трудно. Их поведение – непрерывная череда желаний, которые выражаются в виде бесконечных «хочу». Важно понять, что это не капризы. Чем строже вы будете вести себя с детьми, тем упрямее и насноснее они будут становиться. Не случайно говорили в Древней Индии: «До 5 лет ребёнок – ваш царь. С 5 до 10 – ваш слуга. С 10 до15 – ваш брат, а после ваш друг или враг в зависимости от того, как вы его воспитали»

Л.С.Выготский описывает 7 характеристик кризиса 3-х лет. Первая из них - негативизм. Остановимся на ней подробнее, чтобы понять, как изменяется в это время структура поведения ребенка.

Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек. Вообще негативизм избирателен: ребенок игнорирует требования одного члена семьи или одной воспитательницы, а с другими достаточно послушен. Главный мотив действия сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому, что ему сказали.

На первый взгляд, кажется, что так ведет себя непослушный  ребенок любого возраста. Но при  обычном непослушании он чего-то не делает потому, что именно этого ему делать и не хочется - возвращаться домой с улицы, чистить зубы или ложиться вовремя спать. Если же ему предложить другое занятие, интересное и приятное для него, он тут же согласится. При негативизме события развиваются иначе. Л.С.Выготский приводит такой пример из своей клинической практики. Девочка, переживающая кризис 3-х лет, очень хотела, чтобы ее взяли на конференцию, где взрослые "обсуждают детей", но, получив разрешение, на заседание не пошла. Это была негативная реакция на предложение взрослого. На самом деле ей так же хотелось пойти, как и раньше, до своего отказа, и, оставшись одна, девочка горько плакала.

Мальчик с затянувшимся кризисом решил рисовать, но вместо ожидавшегося отказа получил одобрение родителей. С одной стороны, рисовать ему хочется, с другой - еще больше хочется сделать наоборот. Мальчик нашел выход из этого сложного положения: расплакавшись, он потребовал, чтобы, рисовать ему запретили. После исполнения этого желания он с удовольствием принялся за рисунок. Другой ребенок читал "наоборот" известные строки Пушкина: "И не по синим, и не по волнам, и не океана, и не звезды, и не блещут, и не в небесах"10.

Из этих примеров видно, как меняется мотивация поведения  ребенка. Раньше в наглядной ситуации у него возникал аффект - непосредственное эмоционально напряженное желание что-то сделать; импульсивные действия ребенка соответствовали этому желанию. В 3 года он впервые становится способен поступать вопреки своему непосредственному желанию. Поведение ребенка определяется не этим желанием, а отношениями с другим, взрослым человеком. Мотив поведения находится вне ситуации, данной ребенку. Конечно, негативизм - кризисное явление, которое должно исчезнуть со временем. Однако то, что ребенок в три года получает возможность действовать не под влиянием любого случайно возникшего желания, а поступать, исходя из других, более сложных и стабильных мотивов, является важным завоеванием в его развитии.

Вторая характеристика кризиса 3-х лет - упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Его первоначальное решение определяет все его поведение, и отказаться от этого решения даже при изменившихся обстоятельствах ребенок не может. Упрямство - не настойчивость, с которой ребенок добивается желаемого. Упрямый ребенок настаивает на том, чего ему не так уж сильно хочется или совсем не хочется, или давно расхотелось. Допустим, ребенка зовут домой и он отказывается уходить с улицы. Заявив, что он будет кататься на велосипеде, он действительно будет продолжать кружить по двору, чем бы его не соблазняли (игрушкой, десертом, гостями), хотя и с совершенно унылым видом.

В переходный период может  появиться строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а  против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания. Ребенок стремится настоять на своих  желаниях и недоволен всем, что ему предлагают и делают другие. "Да ну!" - самая распространенная реакция в таких случаях.

Разумеется, ярко проявляется  тенденция к самостоятельности: ребенок хочет все делать и  решать сам. В принципе, это положительное  явление, но во время кризиса гипертрофированная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, она часто неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты с взрослыми.

У некоторых детей  конфликты с взрослыми становятся регулярными, они как будто постоянно находятся в состоянии войны с взрослыми. В этих случаях говорят о протесте-бунте. В семье с единственным ребенком может появиться деспотизм. Ребенок жестко проявляет свою власть над окружающими его взрослыми, диктуя, что он будет есть, а что не будет, может мама уйти из дома или нет и т. д. Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность: та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения юного деспота. Некоторые этим выводят из себя родителей, но причина кроется не в упрямстве малышей, а в неверном поведении родителей. Требование родителей должно выполняться независимо от мнения ребёнка. Надо не вступать с ним в конфронтацию – просто перехитрить его. С детьми следует обращаться мягко, без физического принуждения. Некоторые родители буквально вбивают в детей послушание и покорность, но это проигрышная позиция. Наиболее опасен вариант, когда взрослые начинают бить детей, считая, что дают им хороший урок послушания. Дети не извлекают урока из оскорблений. В присутствии наказывающих взрослых они внутренне съёживаются, а позже вымещают агрессию на товарищах по играм. Как поладить с детьми?

  1. Не принимать их слишком всерьёз.
  2. Проводить свою линию, независимо от их мнения и желания

Дети этого возраста требуют уважение к себе, своим  намерением и воле. Их упрямство, как  правило. Имеет целью продемонстрировать окружающим, что эта воля у них  есть. Различные качества – умный, умелый, добрый, храбрый – они теперь относят к себе, и для них очень важна положительная оценка взрослых.

Индивидуализм детей  зачастую становится причиной обострения их взаимоотношений, поскольку каждый стремится настоять на своём. Взрослым нужно показывать детям способы разрешения конфликтов, позволяющие учитывать интересы обеих сторон и учить договариваться.

Трёхлетний ребёнок  – неутомимый деятель. Он постоянно что-то строит, с удовольствием клеит, лепит, рисует. Ребёнок с удовольствием будет упражняться во вновь освоенном способе действия, если вы попросите его показать вам, как это надо делать, научить вас. Этот приём надо использовать для совершенствования тех навыков, которых вы обучаете малыша.

 

Интересная характеристика кризиса 3-х лет, которая будет  присуща всем последующим переходным периодам - обесценивание. Что обесценивается в глазах ребенка? То, что было привычно, интересно, дорого раньше. 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п.

Все эти явления свидетельствуют  о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и  к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых.

Это важный этап в эмансипации ребенка; не менее бурный этап ждет его в дальнейшем - в подростковом возрасте.

Разрешение  кризиса – ребенок переходит  к самостоятельному моделированию  взаимоотношений между людьми, соответственно перестраивается и ведущая деятельность. Возникает ориентировка на отношения между людьми и сюжетно-ролевая игра. Достигнутый к концу младенческого возраста уровень физического, психического и эмоционального развития делает возможным переход ребенка на новую возрастную ступень – раннего детства, которая имеет первостепенную важность для человека.  Ранний возраст – это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.

Заключение

Для физического и  нервно-психического развития детей  раннего возраста характерен быстрый  темп. В этот период интенсивно увеличивается  рост и вес ребенка, усиленно развиваются  все функции организма. К году ребенок овладевает самостоятельной ходьбой. На втором и третьем году жизни его основные движения совершенствуются, он начинает координировать свою двигательную активность с окружающим. Большие успехи делает ребенок в овладении родным языком.

Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма – низкая сопротивляемость его заболеваниям. Каждое перенесенное заболевание отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому забота об охране и укреплении здоровья ребенка составляет одну из важнейших задач воспитания в раннем возрасте.

Информация о работе Ранний возраст