Разработка и формирование понятий на уроках права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 21:32, курсовая работа

Описание работы

Формирование понятийного мышления является одной из актуальных задач, выдвинутых в требованиях новых образовательных стандартов второго поколения. Воспроизведение учеником большого количества определений понятий из разных предметных областей отнюдь не выступает показателем понятийного мышления как психического новообразования. Оно лишь свидетельствует о том, что школьник благодаря своим способностям или проявлению определенного усилия над собой просто запомнил определения понятий и может их проговорить вслух с разной степенью точности по сравнению с оригиналом. Однако применение их на практике вызывает у него большие трудности.

Содержание работы

Введение…………………………………….3
1. Особенности развития мышления в подростковом возрасте………………5
2. Особенности усвоения правовых понятий учащимися……………………..8
3. Методические приемы по развитию понятийного мышления подростков на уроках права……………………………………………
4. Разработка и формирование понятий на уроках права………………….
Заключение……………………………………..
Список литературы…………………………….

Файлы: 1 файл

формирование понятийного мышления.doc

— 237.50 Кб (Скачать файл)

Как известно, установление связи между новым и усвоенным происходит у учащихся по-разному. Эффективность обусловлена многими индивидуальными особенностями школьника: темпом работы, свойствами протекания нервных процессов, общим умственным развитием и т.п. Поэтому постановка учебной задачи осуществляется учителем в дифференцированной форме. Это реализовывалось в дифференциации учебных заданий:

1. Задания, рассчитанные на всех учащихся и предполагающие наличие у них актуального уровня развития. Основными видами таких заданий были следующие: а) задание на повторение усвоенного способа действия; б) на закрепление умений устанавливать связи и отношения, определять принцип выполнения аналогичных заданий; на составление содержания заданий по образцу.

2. Задания с разнотипными инструкциями. В одной инструкции учащихся предупреждают о возможных ошибках, в другой – указывают способы выполнения, в третьей определяются трудности, которые могут возникнуть в процессе выполнения задания.

3. Задания с различными по форме подсказками. Формами подсказок являются указания на то, какие необходимы знания для выполнения задания; рисунки, схемы для конкретизации задания; образец выполнения задания; перечень особенностей задания; информация для выполнения задания.

Дифференцированные учебные задания активизируют аналитико-синтетическую деятельность учащихся. В процессе анализа учащиеся определяют существенные признаки изучаемого явления. Целенаправленное вычленение признаков способствует развитию у школьников умения обобщать.

Условия дифференцированной постановки задания способствуют тому, что учащиеся стремятся установить многосторонние связи между усвоенным и новым знаниям, в том числе и правовым понятием.

Развитие у учащихся умений включать усвоенные знания в новые связи активизирует проявления таких качеств учебно-познавательной деятельности как наблюдательность, самостоятельность, пытливость. О наличии этих качеств, свидетельствуют стремления учащихся тщательно проверять результаты, строго оценивать свою работу, преодолевать учебные трудности.

 

 

 

 

4. Разработка  и формирование понятий на  уроках права.

 

Современные условия развития общества, стандарты второго поколения требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений, навыков - на развитие личности ребенка, его способностей, самостоятельности мышления. В такой педагогической теории обучения, ученик становится центральной фигурой, его деятельность приобретает активный, познающий характер.

«Самостоятельность головы учащегося – единственно прочное основание всякого плодотворного учения» (К.Д. Ушинский).

Важнейшей частью преподавания любого предмета является работа над понятиями, поскольку без их осмысления невозможно говорить о результативности учебного процесса. Знание понятий является и целью, и средством обучения, поскольку каждое новое знание базируется на предшествующем – нельзя работать над содержанием определяемого понятия без знания определяющих его терминов (понятие – логически оформленная общая мысль о предмете, идея чего-нибудь; термин – слово или словосочетание, являющееся определенного понятия).

Любая наука имеет вполне определенную структуру, которая выстраивается по понятийному принципу. Чтобы получить научные знания, понять их внутреннюю логику и взаимосвязь, школьнику необходимо обладать понятийным мышлением. Если это условие соблюдается, то ученик легко понимает то, что ему объясняют на уроке, и то, что он сам читает в учебниках, в научных пособиях и книгах.

Если же понятийное мышление у учащегося не сформировано, то он может образно представлять сообщаемые ему отдельные факты и научные положения, но в основном ему приходится заучивать предлагаемую информацию наизусть. Заучить же наизусть весь материал учебников права не понимая сути излагаемых событий, практически невозможно.

Необходимо отметить, что ребенок не рождается с развитым понятийным мышлением, оно не созревает само по себе по мере его взросления, оно формируется в процессе обучения только в том случае, когда ученику приходится систематически овладевать научными понятиями в ходе специально организованной учебной деятельности.

Усвоение понятий не есть простой перенос знаний от взрослых к ребенку. Овладение понятиями – сложный процесс, зависящий от прошлого опыта, уже имеющихся знаний, от деятельности, осуществляемой в процессе усвоения, от системы умственных операций, которыми оно осуществляется. Ребенок активен, овладевая понятием, он осмысливает то, что сообщается взрослыми, продумывает свой личный опыт, вносит многое из него в содержание понятия, передаваемого учителем, перестраивает это понятие по своему, в соответствии с данными своего опыта, своего отношения к предметам и явлениям, обобщаемым данным понятием. Усвоение понятий всегда есть вместе с тем и процесс их формирования и развития.

Основными логическими приемами, формирующими навыки мыслительной деятельности, являются: анализ (мысленное расчленение содержания понятия на составляющие его признаки и свойства); синтез (мысленное соединение в целое частей объекта или его признаков, полученных в процессе анализа); сравнение (мысленное установление сходства и различия объектов по существенным и несущественным признакам); обобщение (мысленное объединение отдельных предметов в понятии).

 

Приемы педагогической технологии работы с понятиями.

 

 

Первый прием:

1. Предложить учащимся назвать по одному-два слова, которые бы определяли понятие.

2. Попросить выделить из списка наиболее существенные и необходимые признаки, т.е. такие, без которых не может существовать понятие.

3. Существенные и необходимые признаки синтезировать в определение понятия.

 

Организация работы над понятием «государство»

      

1. Народ, население, флаг, герб, территория, власть, закон, управление

2. Территория, население, управление, власть, суверенитет.

3. Государство - общественная система, создаваемая для организации и управления жизнью населения на определенной территории с помощью государственной власти и законов и обладающая независимостью.

 

Второй прием: Определение содержания понятий  через их сравнение.

 

Например: Парламентская республика – форма правления, в которой верховная власть принадлежит Парламенту. Президентская республика – форма правления, в которой верховная власть принадлежит Президенту.

Выделяется и сравнивается один существенный признак – принадлежность верховной власти.

 

Третий прием: Определение содержания понятий и их отличительных признаков через обобщение выделенных признаков.

 

Например: Учащимся предлагается заполнить таблицу. Ответив на вопросы, они смогут дать определения понятия (абсолютная монархия – форма правления, при которой власть находится в руках одного человека – монарха, передается по наследству и не ограничивается представительными органами).

 

Формы правления

 

Вопросы

Абсолютная монархия

Парламентарная монархия

Республика

Кто олицетворяет верховную власть?

Монарх

Монарх

Выборные лица и органы власти

Как приобретается власть?

Передается по наследству

Через выборы

Кто (что) ограничивает власть?

Никто

Парламент

Система сдержек и противовесов

 


 

 

Четвертый прием: Использование этимологического метода, т.е. поиск происхождения слова, его первоначального смысла.

 

Например: анархизм (греч. An – без, archia – власть) – идея безвластия, безгосударственного устройства общества.

 

Пятый прием: Словарная работа.

Виды словарных заданий

1. Подобрать к правовому термину родственные слова.

2. Самостоятельно объяснить значение и историческое происхождение слов и выражений.

3. Классифицировать правовые термины.

4. Различить сходные термины и объяснить это различие.

Шестой прием:

В старших классах  начинать формирование наиболее сложных понятий можно с привыкания к ним учеников. Можно вводить понятия в объяснение, не требуя от учеников их обязательного запоминания. Оперируя понятием в изложении материала, учитель передает его содержание, конкретизирует, давая учащимся возможность часто слышать понятие и вникать в его суть. Ко времени обязательного введения понятия в новое содержание ученики уже знакомы с ним, что обеспечивает успех его усвоения. Но и после этого необходимо повторение, неоднократное упоминание понятий в обучении. Если вначале ученики лишь воспроизводят образцы деятельности учителя по оперированию новыми для них понятиями, то в дальнейшем на основе обобщения исторических фактов и событий выделяют существенные признаки понятий, дают свои определения.

С помощью наглядности в процессе обучения у учащихся формируются образные представления и понятия. Функцию наглядности выполняют: карты, иллюстрации, таблицы, логические схемы, макеты предметов.

Раскрытие же сущности понятий целиком требует слова учителя.

 

Формы проверки знаний:  

- опрос

- фронтальный  опрос

- диктант 

- тестирование

- задания на  соотношение (соотнести определение  и понятие)

- решение задач

 

Систематическая отработка и пополнение понятийного аппарата, работа над развитием понятийного мышления школьников дает возможность развивать у них  способность к категоризации, умение находить логическую связь между явлениями, видеть закономерности. Такое мышление лежит в основе интеллектуальных навыков, необходимых при обучении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Матюшкина Е.Я. Особенности  развития мышления подростков  в условиях профильного обучения. М., 2004. – 209c.

2. Выготский Л.С. Мышление и речь //Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. Гл. 5. – М., 1984.

3. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребёнка. М.:Изд-во МГУ, 1985. – 82с.

4.

 

 

 

1 Матюшкина Е.Я. Особенности развития мышления подростков в условиях профильного обучения. М., 2004. – 209c.

2 Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребёнка. М.:Изд-во МГУ, 1985. – 82с.


Информация о работе Разработка и формирование понятий на уроках права