Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 19:57, курсовая работа
Цель работы: разработать и методически обосновать программу, направленную на развитие воображения у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Проанализировать проблему воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Разработать программу, направленную на развитие воображения у дошкольников.
Определить методическое обеспечение по практической реализации занятий.
Введение 3
1. Теоретическая часть
1.1. Особенности развития воображения в старшем дошкольном возрасте
1.2. Принципы обучения детей дошкольного возраста основам психологии
2. Практическая часть
2.1. Программа занятий по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста «К облакам».
2.2. Методика реализации программы
Заключение 21
Список литературы 22
Приложение 1
Содержание
Введение |
3 |
1. Теоретическая часть 1.1. Особенности развития
воображения в старшем 1.2. Принципы обучения
детей дошкольного возраста |
5
11 |
2. Практическая часть 2.1. Программа занятий по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста «К облакам». 2.2. Методика реализации программы |
14 17 |
Заключение |
21 |
Список литературы |
22 |
Приложение 1 Приложение 2 |
Введение
Основная цель дошкольного образования – разностороннее развитие ребенка, задаваемое государственным стандартом в полном объеме в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями, спецификой детства как самого ценного периода жизни человека.
Традиционно в качестве одного из важнейших познавательных процессов, входящих в любой творческий акт, рассматривается воображение. Необходимость включения воображения в творческую деятельность субъекта связана с его значительной ролью в познании. Воображение способно не просто создавать новые сочетания и комбинации образов, но и раскрывать существенные связи и закономерности объективного мира.
Проникая во все виды
деятельности, включаясь в систему
наиболее существенных когнитивных
образований субъекта, воображение
наиболее тесно связано с развитием
эмоционально-волевой и
Особенно значимым становится
выявление специфики
Выявление универсальных закономерностей всех творческих процессов, в том числе и воображения, может лечь в основу построения новых программ обучения дошкольников. По мнению Л.А. Венгера, "своеобразие дошкольного обучения в том, что "стержнем" должно быть формирование способностей, а знания, умения и навыки следует подбирать исходя из того, что они могут дать для развития ребенка" [1, с.90]. То есть необходимо создание специальных развивающих программ, в которых воображение с тем или иным уровнем успешности складывалось бы не при обучении ребенка разным видам деятельности, но которые были бы прямо направлены на развитие наиболее существенных механизмов воображения дошкольника. Такие программы должны содержать специальные задания, которые способствовали бы активизации творческих способностей, общих для самых разных видов деятельности.
Это и обусловило выбор темы для курсовой работы: Развитие воображения у дошкольников.
Объект исследования: методика преподавания психологии.
Предмет исследования: процесс развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Цель работы: разработать и методически обосновать программу, направленную на развитие воображения у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Теоретическая часть
1.1. Особенности развития воображения в старшем дошкольном возрасте.
Особенности развития детей старшего дошкольного возраста, прежде всего, проявляются в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых. Многие психологи считают, что именно в этом возрасте проблема развития воображения должна вставать на первые планы в воспитании ребёнка.
Носителем социального опыта для ребёнка является взрослый. Взаимодействие ребёнка и взрослого порождают определённые формы психической деятельности. Авторы психолого-педагогической теории амплификации, обогащения развития А.В. Запорожец и А.П. Усова подчёркивают огромное значение специфически "детских" видов деятельности и форм общения. Становится актуальным поиск новых источников обогащения содержания детской деятельности и в этой связи - исследование влияние игр на развитие воображения именно в старшем дошкольном возрасте [4, с.38].
Предпосылками к развитию воображения служат активность ребенка, его потребности в новых впечатлениях, в общении и самоутверждении. Источниками формирования воображения являются совместные действия взрослого и ребенка по перекомбинированию предметной среды, придание предмету несвойственных значений, создание взрослым мнимых ситуаций с участием ребенка, речевое общение, словесно-образная интерпретация взрослым чувственного опыта ребенка.
В исследованиях конкретных видов творческой деятельности дошкольников рассматривается развитие воображения как переход его от воссоздающих форм к более творческим (Т.С. Комарова, М.М. Рыбакова, Т.Г. Казакова, Н.Н. Стрелянова, Г.Д. Кириллова и др). Нижней границей воображения авторы считают 2,5 - 4 года. Традиционным и общепринятым является утверждение о том, что воображение складывается к 3-4 годам на уровне развитой речи в процессе ролевой игры, когда ребенок создает развернутую мнимую ситуацию (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.). Воображение есть элемент символической функции и складывается вместе с речью в совместных действиях ребенка и взрослого по механизму социального наследования. Важнейший момент воображения - создание (видение) целостного образа раньше его частей [6, с.39].
Старший дошкольный возраст (5-6 лет) рассматривается некоторыми психологами и педагогами как время становления продуктивной деятельности, когда развитие воображения зависит от специфического содержания действий. Позволительно предположить, что общие механизмы воображения складываются в этих временных границах.
Как только ребенок начинает ходить и получает свободный доступ к предметам, наблюдается его стремление изменить предметную среду и варьировать свои действия. Предметы переносятся, переставляются ребёнком, соединяются, используются им в разных условиях и в разных значениях. Перекомбинирование предметной среды сопровождается яркими положительными эмоциями. Ребенок любуется результатом, хлопает в ладоши, зовет всех посмотреть. Все это позволяет характеризовать вариативные действия как предысторию игры, а способы их выполнения как материализованные формы воображения: разъединение-соединение, перенос в другие условия, одушевление, приписывание функций одного предмета другому. Мотивом выступает получение новых впечатлений и радость оттого, что создает их сам. В них выражен личностный элемент - игровое отношение ребенка к предмету [5, с.84].
По мере овладения фразовой речью ребенок начинает с помощью слова достраивать образ события по отдельным его элементам. Появляются рассказы - интерпретации по поводу рисунков, мультфильмов, нечетко воспринимаемых объектов отдельных звуков.
Первые проявления воображения можно наблюдать у детей на третьем году жизни. К этому времени у ребенка накопился уже некоторый опыт, и это дает материал для работы воображения. Ребенок, уже научившийся несколько владеть ложкой, берет вместо нее спичку и "кормит" ею бабушку или мать, а заодно с ними и фарфоровую собачку. Так происходит воображаемое "кормление".
Дети трехлетнего возраста уже умеют слушать несложную сказку, живо ее переживают, иногда дополняют ее от себя. Эти первые проявления воображения отличаются еще значительной бедностью вследствие малого опыта ребенка и как бы привязаны еще к восприятиям. Ребенок лишь дополняет воображением то, что им воспринимается.
Под воздействием взрослых, окружающей жизни он постепенно накапливает все более богатый опыт – основу развития воображения. Однако в течение продолжительного времени оно все еще отличается у него от воображения взрослых.
На 3-м году жизни совершенствуются
механизмы и способы перекомбин
Условное действие начинает
достигать высокой
Речь - рассказ еще сопровождается условными действиями, но все чаще описываются действия словами. При этом образы становятся вариативными, наделяются необычными свойствами (добрая лиса, добрый волк и т.д.). Появляются специфические феномены воображения: личностные включения в сюжет, собственные концовки и варианты сказок, фантазийная ложь, страхи, идеальный образ хорошего ребенка, отдаленные намерения ("Когда вырасту…") [5, с.87].
В возрасте от 3-х до 5 лет материальные действия перекомбинирования все больше заменяются словесными. Ребенок начинает "прикидывать", "примеривать" варианты, например: "Если кровь, надо йодом заливать? А если маленькая ранка?.. А если крохотулечная? А если сильно кровь идет?". Варьирование становится воображаемым.
Мнимые ситуации динамичны и вариативны, что достигается словесным дополнением сюжета; игра продолжается несколько дней и включает рассказы о действиях персонажей в прошлом. Сюжет создается легко; достаточно короткой реплики- подсказки, и ребенок входит в роль. Яркие образы побуждают обставлять игру многочисленными атрибутами, предпочитать детализированные, реалистические игрушки условным заместителям.
Существенно изменяются представления, ребенок свободно оперирует ими. Услышанную фразу или сценку дополняет до целостного образа множеством привлеченных элементов (увидев в мультфильме, что царь утонул, добавляет: "А царица ждала-ждала его, так и не дождалась"). Наблюдается своеобразная игра в трансформацию образов, типа: "Если бы эта канава была широкая- широкая, то какая бы стала улица?"
Умение представить обстоятельства и соотнести детали снижает фантазийную ложь. Страхи остаются, но ребенок понимает их необоснованность. Личностные включения в литературные сюжеты связываются с заданными обстоятельствами: ребенок уже не меняет событий, но оплакивает героя в безысходной ситуации или говорит,- я бы так не делал. Образы - идеалы также приобретают детализированный характер. В рассказах о хорошей кукле слышится набор идеальных качеств и поступков, они отражают намерения ребенка, но далеко не всегда реальное поведение.
К 5 годам усиливается
планирующая функция
Приведенные факты позволяют сказать, что к 4-м годам обособляется мир фантазии, и ребенок занимает отстраненную позицию. Образы становятся динамичными, меняются в меняющихся обстоятельствах, их используют для мысленного "проигрывания" реальных ситуаций. На 5 - 6 году усиливается планирующая функция воображения как предварительная подготовка средств и "проигрывание" будущих действий.
Воображение старшего дошкольника более целенаправленно. В игровой, конструктивной, изобразительной деятельности появляются начатки планирования. Ребенок уже ставит цель и начинает искать способы ее осуществления. Он "строит" дом или пароход из кубиков, рисует целые "картины" в соответствии со своим замыслом.