Разработка программы, направленная на развитие воображения у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: разработать и методически обосновать программу, направленную на развитие воображения у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Проанализировать проблему воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Разработать программу, направленную на развитие воображения у дошкольников.
Определить методическое обеспечение по практической реализации занятий.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретическая часть
1.1. Особенности развития воображения в старшем дошкольном возрасте
1.2. Принципы обучения детей дошкольного возраста основам психологии
2. Практическая часть
2.1. Программа занятий по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста «К облакам».
2.2. Методика реализации программы
Заключение 21
Список литературы 22
Приложение 1

Файлы: 1 файл

Методика преподавания психологии (курсовая).doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

В старшем дошкольном возрасте дети заметно больше заботятся о соответствии своих замыслов действительности. Это ясно обнаруживается в игре, где старший дошкольник не довольствуется уже любой вещью для любой игры, а выбирает только то, что действительно подходит для данной игры. Действия, выполняемые в игре, должны удовлетворять определенным требованиям и в определенных отношениях согласоваться с действительностью. Нельзя, например, "прививать оспу" другому ребенку в игре (хотя бы и простой палочкой), если не протереть сначала руку ватой со спиртом, хотя бы и воображаемым [2, с.79].

Исключительно важную роль в развитии воображения у детей  дошкольного возраста выполняет  игра, в особенности же игры детей, в которых они принимают на себя определенную роль, осуществляют действия, требуемые ролью, что побуждает их стремиться к сходству изображаемого с действительностью.

Видное место в развитии воображения занимает также строительно-конструктивная и изобразительная деятельность (рисование, лепка). Дошкольники охотно и много рисуют, давая в рисунке простор воображению, хотя и не могут полностью реализовать все, что создается в их воображении. Ребенок поэтому редко рисует молча, а чаще всего дополняет рисунок рассказом, в котором выражает то, что не может выразить в рисунке.

С первого взгляда  может казаться, что воображение в дошкольном возрасте развито лучше, чем в более поздние периоды жизни. Легкость и своеобразие комбинаций, которые возникают у детей этого возраста, привели некоторых исследователей к мысли о богатстве воображения. Однако в действительности эта легкость комбинирования образов указывает лишь на слабость воображения. Еще Ушинский говорил о том, что для ребенка не существует невозможного потому, что он еще не знает, что возможно и чего не может быть. Именно поэтому дети младшего дошкольного возраста часто смешивают воображаемое с действительным.

Развитие воображения  у ребёнка дошкольного возраста имеет важное значение для подготовки его к школе. Никакое школьное обучение не может происходить успешно, если оно не опирается на достаточно развитое воображение.

 

 

1.2. Принципы обучения основам психологии детей дошкольного возраста

Принципы преподавания психологии опираются на общедидактические  принципы обучения. Однако их использование  в обучении психологии дошкольников имеет свою специфику [3, с.81-83].

  1. Принцип научности требует, чтобы изучаемый учебный материал соответствовал современным достижениям научной и практической психологии, не противоречил объективным научным фактам, теориям, закономерностям.
  2. Принцип системности предполагает, что учебный материал изучается в определенной последовательности и логике, которые дают системное представление об учебной дисциплине. При этом показывается взаимосвязь разных психологических теорий, понятий и закономерностей друг с другом. Для этого темы учебной программы должны быть структурированы и систематизированы.
  3. Принцип единства рационального и эмоционального. В соответствии с этим принципом обучение может быть эффективным только в том случае, когда дети осознают цели обучения, необходимость изучения данного предмета, его личностную или профессиональную значимость, проявляют осознанный интерес к знаниям.
  4. Принцип доступности заключается в необходимости соотнесения содержания и методов обучения с возрастом дошкольников, их образовательными намерениями, возрастными особенностями, уровнем их развития. В соответствии с этим принципом необходимо переходить от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному.
  5. Принцип наглядности заключается в использовании органов чувств и образов при обучении. Важнейшее значение имеют зрительные образы. Во-первых, зрительный анализатор у значительной части детей является ведущим. А во-вторых, зрительное представление информации является более емким и поэтому способствует лучшему пониманию материала.
  6. Принцип активности в обучении заключается в том, что эффективное усвоение знаний студентами и учащимися происходит только в том случае, когда они проявляют самостоятельную активность в обучении. Активность в данном случае противопоставляется пассивности. Реализация этого принципа может достигаться за счет:
    • формирования потребности учащихся в психологических знаниях;
    • диалогической формы обучения;
    • проблемного подхода в обучении;
    • широкого использования практических методов обучения (в виде учебных экспериментов, тестов, психологических тренингов).
  1. Принцип связи изучения психологии с жизнью, с практикой. Этот принцип особенно важен в дошкольном преподавании психологии. Он заключается в том, что психологические понятия и закономерности должны поясняться и иллюстрироваться не только научными исследованиями, но и примерами из реальной жизни, с которой сталкиваются учащиеся. Воспитывая детское воображение, необходимо добиваться, чтобы оно было связано с жизнью, чтобы оно было творческим отображением нашей действительности.

Знакомясь на прогулках, в беседах с воспитателями  с окружающей жизнью, ребёнок затем  отражает воспринятое в своих  рисунках, играх, и в процессе этой творческой переработки накопленного опыта формируется воображение.

Обучение психологии должно носить развивающий характер. Необходимо помнить, что воображение дошкольника развивается в деятельности: в игре, в рисовании, в занятиях по родному языку. Поэтому организация этих видов деятельности, педагогическое руководство ими имеют решающее значение для развития воображения.

Важную роль в pазвитии воображения  имеет художественное воспитание детей.

Слушая сказки и художественные рассказы, присутствуя на спектаклях, рассматривая доступные его пониманию  произведения живописи и скульптуры, ребёнок научается представлять себе изображённые события, у него развивается воображение.

 

 

2. Практическая  часть

2.1. Программа занятий  по развитию воображения у  детей старшего дошкольного возраста «К облакам»

 

Пояснительная записка.

Воображение развивается не само собой, а требует определённых условий и прежде всего организации правильной воспитательной работы. При отсутствии правильного педагогического руководства развитие воображения сильно задерживается или же начинает идти в нежелательном направлении. Процесс психологической помощи - это не разовое мероприятие, а длительное, многоплановое воздействие на личность ребёнка, реализуется с учетом влияния биологических, социально- средовых, психологических факторов.

Данная программа рассчитана на детей среднего дошкольного возраста и предполагает проведение 18 занятий продолжительностью 35-40 минут.

Занятия проходят в группе до 12 человек.

Началу занятий предшествует проведение психодиагностического  исследования уровня развития воображения  сферы. В конце учебного года проводится итоговое диагностическое занятие.

Настоящая программа  обращена к актуальной проблеме психологического стимулирования и актуализации проблемы развития творческого мышления и воображения детей дошкольного возраста.

Цель программы: развитие творческого воображения детей среднего дошкольного возраста.

Основные задачи реализации программы:

    • организовать коррекционно-диагностические мероприятия направленные на повышение уровня развития воображения обучающихся.
    • развитие интеллектуальных способностей (мышление);
    • развитие памяти, внимания, воображения, устной речи;
    • сформировать внутреннюю позицию школьника.
    • снимать утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления;
    • развивать творческие способности, способствовать их разнообразному самовыражению.

Основные методы: игровые, развивающие и коррекционные  упражнения, игры-беседы, мини-этюды.

Игры подбираются таким  образом, чтобы в них содержались различные дидактические задачи, направленные на формирование у детей различных компонентов воображения. Во избежание однообразия, на каждый компонент целесообразно подбирать несколько игр, которые бы чередовались во время занятий.

В соответствии с предлагаемой программой развитие воображения дошкольников осуществляется в три этапа:

На первом этапе (6 часов) главной целью занятий является формирование операционных навыков, необходимых  для создания образов воображения. Дети учатся построению знакомых им предметов по элементам (точкам, схемам, частям предмета), тренируются выделять образ предмета среди других и воссоздавать его в рисунке.

На втором этапе (6 часов) основной целью становится обучение сюжетному видению на основе наглядных  опорных знаков. Дети учатся анализировать объекты и ситуации: выделять главные и второстепенные признаки, видеть связь предметов по содержанию, располагать их в том или ином порядке; планировать свою деятельность, формировать предварительный замысел, вносить новые элементы в изображение.

На третьем этапе (6 часов) основное внимание должно уделяться приемам и способам комбинирования и перекомбинирования образов. Способность включать абстрактные элементы и знакомые фигуры в различных изображениях – это  один из важных компонентов развития воображения.

 

Тематический  план

Тематика и  форма проведения занятия

Кол-во часов

Основное содержание занятия

Игровое занятие «Я –  кленовый листочек»

2

Индивидуальное занятие  «Дорисуй картинку.

Игровое занятие «Бабочка»

2

Индивидуальное задание "Узнай предметы и нарисуй их".

Игровое занятие «Тополиные пушинки»

2

Индивидуальное занятие  «Кто больше придумает и нарисует».

Игра-беседа «Лягушкой  была даже царевна»

2

Индивидуальное задание "Составление рассказов" (на тему "Летний отдых").

Игровое занятие «Снежинки»

2

Индивидуальное  задание "Небывальщина".

Групповое задание "Украсим елку";

Игра-беседа «Все когда-то мечтают стать птицей»

2

Индивидуальное  задание "Дорисуй картинку" (сюжет),

"Дорисовываем  рассказ" ("Спасение собак").

Групповое задание "Игры во дворе";

Игра-беседа «Бездомному  всегда плохо»

2

Индивидуальное  задание "Геометрические фигуры в  предметах".

Групповое задание "Отгадай, что я задумал, и дорисуй";

Игровое занятие «Представь себя облаком, плывущим по небу»

2

Индивидуальное задание "Волшебные превращения".

Групповое задание "Рисуем вместе".

Игровое занятие «Волшебный сад»

2

Индивидуальное  задание "Дорисовывание на основе данного элемента".

Групповое задание "Волшебное  дерево"


 

 

2.2. Методика реализации  программы

При комплектации группы для занятий необходимо учитывать  индивидуальные особенности детей, особенности воспитания и развития.

Занятия проводятся в  комнате, актовом зале в кругу, не за столом.

Обобщённую структуру  занятий можно представить следующим  образом:

    • Постоянный ритуал начала занятий.
    • Игры перевоплощения или игры-беседы с обсуждением и анализом предлагаемой ситуации.
    • Практические задания (индивидуальные и групповые) (Приложение 1, 2).
    • Обсуждение занятий с детьми.
    • Ритуал прощания.

Основные формы проведения занятий: игра, игра-беседа. Это обусловлено возрастными особенностями участников.

Игра – основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх, причем за годы дошкольного детства, от трех до шести-семи лет, детские игры проходят довольно значительный путь развития: от предметно - манипулятивных и символических до сюжетно-ролевых игр с правилами.

Игры развивают воображение  ребёнка, логическое мышление, память. Особое место в них отводится  развитию образности речи, связной  речи.

Игры можно использовать как основу занятий, их можно проводить  индивидуально и со всей группой.

При проведении игр-бесед  на занятиях кружка важно соблюдать условие - проведение игр должно осуществляться после наблюдений, рассматривания, сравнений, бесед. Ребёнок должен достаточно точно представлять предмет, о котором идёт речь. Материал игр-бесед можно использовать для познавательного и личностного общения с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.

На занятиях кружка педагогу надо быть актером, ведь эмоции и чувства надо показать. Дети очень верят в образ, обязательно ответят чувством на чувство.

Начало занятий  всегда одинаково, это своеобразный ритуал. Это может быть маленькое четверостишие о дружбе, любви. Дети могут взять друг друга за руки и улыбнуться, пожелать друг другу что-то приятное и т.п. Ритуал можно менять, но не слишком часто.

Заканчивать занятия целесообразно прощальным ритуалом. Для этого подойдет куплет песни, хоровод, речевка (например, "Вместе весело шагать по просторам", "Улыбка" и другие песни В. Шаинского), добрые слова прощания.

Информация о работе Разработка программы, направленная на развитие воображения у детей дошкольного возраста