Разработка программы, направленная на развитие воображения у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: разработать и методически обосновать программу, направленную на развитие воображения у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Проанализировать проблему воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Разработать программу, направленную на развитие воображения у дошкольников.
Определить методическое обеспечение по практической реализации занятий.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретическая часть
1.1. Особенности развития воображения в старшем дошкольном возрасте
1.2. Принципы обучения детей дошкольного возраста основам психологии
2. Практическая часть
2.1. Программа занятий по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста «К облакам».
2.2. Методика реализации программы
Заключение 21
Список литературы 22
Приложение 1

Файлы: 1 файл

Методика преподавания психологии (курсовая).doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

Во время  проведения кружкового занятия никто  не должен мешать, ходить мимо, играть рядом, отвлекать внимание детей, потому желательно проводить занятия в закрытом помещении или в кабинете у психолога. Большие пространства отвлекают детей, им хочется там подвигаться, а небольшие помещения создают атмосферу задушевного разговора.

Элементы  упражнений и игры, применяемые на занятиях, не должны дублировать музыкальных  занятий и занятий по изодеятельности. Главное для педагога – эмоциональное выражение ребенком своих чувств, развитие творческого начала.

Для повышения  интереса детей к занятиям кружка целесообразно использование наглядных средств. Пусть это будут старые сандалики с наклеенными глазками, ртом, ленточка, стульчик и т. п. – настоящие или игрушки, или картинка. Для игр можно нарисовать "очеловеченные" предметы, предметы-символы. На материале игр можно построить небольшие инсценировки.

Выполнение  блока заданий на развитие воображения  может завершаться творческой композицией  группы детей – созданием большого общего рисунка или коллажа. Для более полного вхождения в образ и создания благоприятного эмоционального фона во время занятий подбирается соответствующее музыкальное сопровождение. Музыка помогает создать настроение, успокаивает возбудимых детей. Под музыку можно расслабляться, можно двигаться, ее можно рисовать.

Обязательным условием является создание ситуации успеха, особенно для детей неуверенных, робких, застенчивых и тех, кто привык к тому, что у них ничего не получается. Надо помочь ребёнку преодолеть этот страх, заставить ребёнка поверить в свои возможности. При этом используются различные варианты помощи и постоянная эмоциональная поддержка: поощрение словом, взглядом, улыбкой одобрения.

 

 

2.3. Условия  эффективного преподавания психологии  детям дошкольного возраста

Условия эффективного преподавания психологии можно разделить на три группы: педагогические, психологические, организационные.

К педагогическим условиям относятся те, которые создаются в образовательном процессе и реализация которых обеспечивает наиболее эффективное протекание этих процессов. В основании этих процессов - деятельность.

Педагогические требования:

    • Четкое определение задач занятия, а также места конкретного занятия в планировании. Цель не только определяется учителем, но и сообщается учащимся.
    • Определение оптимального содержания занятия в соответствии с требованиями учебных программ и целями, с учетом уровня подготовленности учащихся.
    • Выбор наиболее рациональных методов и форм организации деятельности. Совершенствование методов обучения.
    • Реализация принципов и условий успешного обучения.
    • Нацеленность урока на конечный результат. Выделение на уроке главного и обеспечение его усвоения.
    • Разработка и внедрение определенных мероприятий, форм и методов работы, которые рассматриваются как условия успешного обучения и развития дошкольников.

Организационные условия определяются как приведенная в систему совокупность взаимосвязанных предпосылок, способствующих эффективности методического обеспечения преподавания психологии.

Организационные требования:

    • Наличие продуманного плана проведения занятия.

    • Организационная четкость проведения.

    • Создание гигиенических условий.

    • Использование различных средств обучения.

Психологические условия преподавания заключаются в создание среды для самостоятельного творческого освоения детьми системы отношений с миром и самим собой, а также для совершения каждым ребенком личностно значимых качеств.

Психологические требования к занятию:

    • Формирование и развитие у учащихся познавательных интересов.

    • Всестороннее изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся.

    • Соблюдение педагогов основ педагогического такта.

    • Повышение роли урока в развитии познавательных процессов учащихся. Определение психологических критериев эффективного обучения и развития дошкольников.

    • Создание социально-психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.

Соблюдение  вышеперечисленных условий в  процессе обучения дошкольников основам  психологии способствует эффективному решению целей и задач данной деятельности.

 

Заключение

Анализ проблемы развития воображения дошкольников позволил выявить наиболее острые и недостаточно изученные аспекты данной проблемы. К ним можно отнести такие вопросы, как развитие механизмов воображения на протяжении дошкольного детства; особенности структуры воображения ребенка как одного из творческих процессов; зависимость развития воображения от особенностей личности ребенка; возможности повышения уровня развития воображения на протяжении дошкольного детства.

Воображение развивается  не само собой, а требует определённых условий и прежде всего организации правильной воспитательной работы. При отсутствии правильного педагогического руководства развитие воображения сильно задерживается или же начинает идти в нежелательном направлении.

Каждый возраст ребёнка  имеет свои особенности в развитии воображения, которые были рассмотрены в курсовой работе. Предпосылками к развитию воображения служат активность ребенка, его потребности в новых впечатлениях, в общении и самоутверждении. Источниками формирования воображения являются совместные действия взрослого и ребенка по перекомбинированию предметной среды, придание предмету несвойственных значений, создание взрослым мнимых ситуаций с участием ребенка, речевое общение, словесно-образная интерпретация взрослым чувственного опыта ребенка.

В качестве основного  средства развития воображения у детей, в том числе у детей старшего дошкольного возраста, выступают игры. Игра - это непродуктивный вид деятельности. Игра - это естественное состояние ребёнка и поэтому, в процессе игры наблюдается наибольшая восприимчивость ребёнка к познанию и развитию.

 

Список использованной литературы

1. Березовин, Н.А. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие/ Н.А. Березовин, В.Т.Чепиков, М.И.Чеховских. - Мн.: Академия, 2004. - 278 с.

2. Венгер, Л.А. Домашняя школа мышления (для пятилетних детей) / Л.А.Венгер. – М.: Знание, 1984. – 80 с.

3. Дошкольная педагогика. / под ред.В.И.Ядешко, Ф.А.Сохина, 2-е изд.испр. и доп., - М.: Просвещение, 1986. - 321 с.

4. Комарова, Т.С. Дошкольная педагогика / Т.С.Комарова. - М.: Педагогика, 2004. - 379 с.

5. Скороходова, Н. Ю. Психология ведения урока / Н. Ю. Скороходова. - СПб. : Речь, 2002. - 149 с.

6. Чиркова, Т. И. Психологическая служба в детском саду : учеб. пособие / Т. И. Чиркова. - М.: Пед. о-во России, 2000. - 224 с.

7. Эльконин, Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ.высш. учеб. заведений / Д.Б.Эльконин. - М.: Просвещение, 2001.-473 с.

 

Приложение 1

Индивидуальные  задания по развитию воображения

1. Дорисуй картинку

Ребенку предлагается незаконченное  изображение предмета, и его просят назвать этот предмет. Если ребенку не удается сразу опознать предмет, ему оказывается помощь в виде загадок и наводящих вопросов. После того как дети узнали предмет и представили себе его образ, они дорисовывают и раскрашивают картинки.

Предъявляемые детям незаконченные картинки могут быть выполнены по-разному: точечное изображение, схема предмета, его частичное изображение. На картинках может быть любой знакомый детям объект. Предметные изображения можно объединять в смысловые группы (например, "овощи", "одежда", "цветы" и т.д.) и использовать это упражнение при изучении соответствующей группы на других занятиях.

2. Узнай предметы и нарисуй их

Детям предлагается картинка с изображением "зашумленных" предметов (изображения предметов  наложены друг на друга). Такую картинку легко получить, переведя на один и тот же кусочек кальки или через копирку несколько изображений отдельных предметов (не более 5-6). Для начала объекты берутся из одной смысловой группы, усложненный вариант задания – с геометрическими фигурами. Дети должны узнать и назвать предметы. В качестве подсказки можно начать обводить контур предмета. При индивидуальных занятиях в случае затруднения обводим с ребенком контуры цветным карандашом. После того как все предметы названы, детям предлагается нарисовать каждый из них отдельно.

3. Кто больше придумает и нарисует

Показываем детям изображения  двух одинаковых по форме, но разных по величине фигур (любых) и предлагаем назвать как можно больше предметов, которые по форме похожи на нарисованные. После называния просим нарисовать эти предметы (игра может проводиться как командная, при этом дети из разных команд по очереди называют предметы и рисуют их на доске). В случае необходимости задаются наводящие вопросы.

4. Составление рассказов (например, на тему "Летний отдых")

Вам понадобятся плоскостные  изображения предметов, относящихся  к теме. Их можно вырезать из старых учебников или журналов (желательно, наклеив на картон).

Занятие начинается с  расспроса детей о том, как  они провели лето, где кто из них побывал и чем занимался. После того как дети воссоздали образы своих летних впечатлений, им предлагается набор фигурок, относящихся к данной теме (деревья, цветы, ребенок, собака, пруд, дом и т.д.). На столе дети создают композицию из этих предметов и рассказывают, что происходит в изображенный момент. После этого их просят нарисовать картину на тему "Летний отдых". Если рисование вызывает затруднения, можно позволить детям обводить и дорисовывать фигурки.

5. Небывальщина

Если смешать два  или более комплекта таких сюжетных фигурок (из задания 1), то дети могут составлять из них смешные композиции-путаницы. Например, после "Летнего отдыха" можно составить картинку "Чего летом не бывает". В качестве примера показываются готовые картинки-шутки (дети плавают в реке в валенках и т.п.). Детям предлагается составить смешной рассказ, а потом нарисовать его. Предоставляем полную свободу фантазированию.

6. Дорисуй картинку (сюжет)

Ребенку предлагается недорисованная сюжетная картинка, которую он должен сначала внимательно изучить и описать, а потом дорисовать и раскрасить.

Дорисовываем рассказ (например "Спасение собак")

Необходимы 3-4 сюжетные картинки, составляющие рассказ. На доске последовательно  вывешиваются картинки, но без первой (начало истории) или без последней (развязка). Детям предлагается воссоздать рассказ целиком, представить и нарисовать недостающую картинку.

 

7. Геометрические фигуры в предметах

Мы показываем детям  картинку с изображением конкретной геометрической фигуры и просим отыскать в комнате предметы, в которых она присутствует, а потом нарисовать их.

 

8. Волшебные превращения

Ребенку предлагаются картинка с изображением фигуры или абстрактного элемента и два предметных изображения, в которых эта фигура присутствует, а затем его просят отыскать, "где спряталась фигурка" в этих картинках. После выполнения задания можно дать детям самим нарисовать такие картинки и предложить другим ребятам найти в них скрытый элемент.

 

9. Дорисовывание на основе данного элемента

Детям раздаются листочки с нарисованным элементом или фрагментом предмета: необходимо догадаться, что начал рисовать художник, и дорисовать картинку. Результаты могут быть самые неожиданные.

 

Групповые задания  по развитию воображения

Задание 1. Украсим елку

Двоим детям, дается общее  задание: нарисовать большую новогоднюю елку и украсить ее разноцветными игрушками. Рисовать надо по очереди. Для работы потребуются большой лист бумаги, цветные фломастеры или мелки.

 

Задание 2. Игры во дворе

Детям предлагается вместе нарисовать картину "Игры во дворе". Работать они должны по очереди, каждый своим мелком и фломастером. Повторять то, что уже нарисовано одним из участников, нельзя. Можно нарисовать только один предмет, но придуманный самостоятельно. Чтобы получилась интересная и красивая картина, надо стараться учитывать размеры изображаемых фигур и предметов, их расположение на листе и цветовые соотношения. После окончания работы проводятся коллективная оценка и анализ того, что сделано неверно.

 

Задание 3. Отгадай, что  я задумал, и дорисуй

Каждый из детей задумывает свое изображение (но не говорит о нем). Первый ребенок начинает и рисует только один элемент. Следующий должен представить, что бы это могло быть, что хотел нарисовать товарищ, и продолжить рисунок, дополнив его также одним элементом. По ходу работы приходится часто перестраивать первоначально задуманный образ. Это задание очень сложное, но оно способствует формированию важнейших компонентов воображения, а также учит детей работать вместе, договариваться и искать компромиссы. Когда дети в ходе обучения уже приобрели навыки "достраивания", реконструирования и создания новых образов, занятия можно усложнить, предварительно выполняя задания в группах не из 2, а из 4 человек.

Информация о работе Разработка программы, направленная на развитие воображения у детей дошкольного возраста