Развитие мышления у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 16:20, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности мышления младших школьников и провести работу по его развитию.
Задачи исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития мышления у младших школьников.
2. Провести сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………… . . . 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ……………. . . .5
1.1. Особенности мышления в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………. ... ..5
1.2. Особенности мышления младшего школьника……………… .11
1.3. Влияние обучения на развитие мышления у учащихся младших классов……………………………………………………………………. . 14
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ.......................................................17
2.1. Первичная диагностика по изучению мышления младших школьников…………………………………………………………………17
2.2. Коррекционная работа по развитию мышления младших школьников…………………………………………………………………19
2.3. Сравнительный анализ констатирующего и контрольного экспериментов………………………………………………………………20
Заключение………………………………………………………………….26
Список используемых источников……………………………………… ..28

Файлы: 1 файл

Копия Развитие мышления у детей младшего школьного возраста.docx

— 142.19 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………… . . . 3 
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ……………. . . .5 
         1.1. Особенности мышления в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………. ... ..5 
         1.2. Особенности мышления младшего школьника……………… .11 
         1.3. Влияние обучения на развитие мышления у учащихся младших классов……………………………………………………………………. . 14

 
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ  ИЗУЧЕНИЕ МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ  КЛАССОВ.......................................................17 
         2.1. Первичная диагностика по изучению мышления младших школьников…………………………………………………………………17 
         2.2. Коррекционная работа  по развитию мышления младших школьников…………………………………………………………………19 
         2.3. Сравнительный анализ   констатирующего и контрольного экспериментов………………………………………………………………20 
Заключение………………………………………………………………….26 
Список используемых источников……………………………………… ..28 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Изучение развития мышления ребенка представляет собой большой  теоретический и практический интерес. Оно является одним из основных путей  к углубленному познанию природы  мышления и закономерностей его  развития. Изучение путей развития мышления ребенка представляет и  вполне понятный практический педагогический интерес.

Многочисленные наблюдения педагогов показали, что если ребенок  не овладевает примерами мыслительной деятельности в младших классах  школы, то в средних он обычно переходит  в разряд неуспевающих. Одним из важных направлений в решении  этой задачи, выступает создание в  начальных классах условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и  навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы.

         Однако такие условия обеспечиваются в начальном обучении пока не в полной мере.

           Актуальность исследования заключается в том, что мышление в младшем школьном возрасте развивается на основе усвоенных знаний, и если нет последних, то и нет основы для развития мышления, и оно не может созреть в полной мере. Распространенным примером в практике преподавания является организация учителями действий учащихся по образцу: излишне часто учителя предлагают детям упражнения тренировочного типа, основанные на подражании, не требующие мышления. В этих условиях недостаточно развиваются такие качества мышления, как глубина, критичность, гибкость, которые являются сторонами его самостоятельности.

           Цель исследования: изучить особенности мышления младших школьников и провести работу по его развитию.

           Задачи исследования:

1. Анализ психолого-педагогической  литературы по проблеме развития  мышления у младших школьников.

2. Провести сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов.

3. Дать рекомендации учителям и родителям по развитию мышления у младших школьников.    

Методы исследования: теоретические - анализ психолого- педагогической литературы; экспериментальные - констатирующий и преобразующий эксперименты.

Методологической  основа исследования: деятельностный подход в психологии П. Я. Гальперина, Л. В. Занкова, В. В. Давыдова [1,стр.28].

          Объект исследования: особенности мышления младших школьников.           

 База исследования: СОШ №7 г.Уральск, учащиеся 1А класса.

          Предмет исследования: развитие мышления учащихся начальных классов под влиянием обучения.

         Гипотеза исследования: у учащихся начальных классов доминирует наглядно-образное мышление; большинство детей имеет средний уровень его развития, но при целенаправленной, систематической работе по его развитию у большинства учащихся можно сформировать высокий уровень развития мышления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У  УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ

1.1. Особенности мышления в психолого-педагогической литературе

Изучение мышления относится  к числу самых трудных и  мало разработанных проблем психологии.

        Что такое мышление и какова его роль в познании, труде, жизни интересовало человечество с давних пор. Уже в период античности в философии возникло разграничение органов чувства (ощущения) и деятельности мышления. С тех пор проблема мышления находится в поле зрения ученых .

          Активные психологические исследования мышления ведутся начиная с XVII века. В это время и в течение следующего довольно длительного периода истории психологии мышление фактически отождествлялось с логикой, а в качестве единственного его вида, подлежащего изучению, рассматривалось понятийное теоретическое мышление.

         Сама способность к мышлению считалась врожденной, а мышление, как правило, рассматривалось вне развития.

        Мышление в ассоциативной эмпирической психологии во всех его проявлениях сводилось к ассоциациям, связям следов прошлого и впечатлений, полученных от настоящего опыта. Один из основоположников ассоциативной психологии А. Бен отводил ассоциациям по сходству основную роль в мышлении [2,стр 28].

          Г. Эббингауз, Г. Мюллер, Т. Циген – крупнейшие представители экспериментальной психологии того времени – считали, что универсальными законами являются законы ассоциации [2,стр.28]. Так, понятия, суждения, умозаключения характеризуются как ассоциации представлений.         Репродукция идей стала краеугольным камнем ассоциативной теории мышления. Само мышление стало называться репродуктивным. Мышление рассматривалось нередко как производная функция от других психических функций: памяти, внимания.

 В бихевиоризме мышление рассматривалось как процесс формирования сложных связей между стимулами и реакциями, становления практических умений и навыков, связанных с решением задач. Благодаря бихевиоризму в сферу психологических исследований вошло практическое мышление.

  Большое влияние на исследования мышления оказали работы школы гештальтпсихологии. В работах В. Келера, М. Вертгеймера, К. Дункера мышление рассматривается как внезапное, неподготовленное прежним опытом и знаниями “понимание” ситуации [3,стр.28]. Деятельность мышления заключалась, по их мнению, в том, что отдельные части проблемной ситуации переконструируются; образуется новое “целое”, новый “гештальт”. Само же переконструирование происходит благодаря внезапному охватыванию – “инсайту”.

          Определенные заслуги в решении проблем психологии мышления есть и у психоанализа. Они связаны с привлечением внимания к бессознательным формам мышления, а также к изучению зависимости мышления от мотивов и потребностей человека.

          В отечественной психологической науке, основанной на учении о

восприятий и непосредственного  отражения воздействий предметов  и явлений объективного мира. Интуитивное  мышление характеризуется быстротой  протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

4. По степени новизны  и оригинальности различают мышление:

* репродуктивное;

* продуктивное (творческое).

          Репродуктивное мышление – мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников. Продуктивное мышление – мышление на основе творческого воображения.

5. По средствам мышления  различают мышление:

* вербальное;

* наглядное. 

           Наглядное мышление – мышление на основе образов и представлений предметов. Вербальное мышление – мышление, оперирующее отвлеченными знаковыми структурами.

          Установлено, что для полноценной мыслительной работы одним людям необходимо видеть или представлять предметы, другие предпочитают оперировать отвлеченными знаковыми структурами.

6. По функциям различают  мышление:

* критическое; 

* творческое.

          Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей. Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей.

           К разрешению задач мышление идет с помощью многообразных операций, таких как сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение.

          Сравнение – мышление сопоставляет вещи, явления и их свойства, выявляя сходства и различия, что приводит к классификации;

           Анализ – мысленное расчленение предмета, явления или ситуации для выделения составляющих элементов. Таким образом, мы отделяем несущественные связи, которые даны в восприятии.

          Синтез – обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения.

          Анализ и синтез в мышлении взаимосвязаны. Анализ без синтеза приводит к механическому сведению целого к сумме частей, также невозможен синтез без анализа, так как он должен восстановить целое из выделенных анализом частей. В складе мышления некоторых людей наблюдается склонность– у одних к анализу, у других к синтезу. Бывают умы аналитические, главная сила которых – в широте синтеза.

         Абстракция – выделение одной какой-либо стороны, свойства и отвлечение от остальных. Так, рассматривая предмет можно выделить его цвет, не замечая формы, либо наоборот, выделить только форму. Начиная с выделения отдельных чувственных свойств, абстракция затем переходит к выделению нечувственных свойств, выраженных в абстрактных понятиях.

          Обобщение (или генерализация) – отбрасывание единичных признаков при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. Обобщение может совершиться путем сравнения, при котором выделяются общие качества. Так, совершается обобщение в элементарных формах мышления. В более высших формах обобщение совершается через раскрытие отношений, связей и закономерностей.

         Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к познанию. Познание совершается в понятиях, суждениях и умозаключениях.

         Суждение является основной формой результата мыслительного процесса. Надо сказать, что суждение реального субъекта редко представляет собой интеллектуальный акт в чистом виде. Чаще оно насыщено эмоциональностью. Суждение является также и волевым актом, так как в нем объект нечто утверждает или опровергает, рассуждение – это работа мысли над суждением.

         Рассуждение является обоснованием, если исходя из суждения – оно вскрывает посылки, которые обусловливают его истинность.

          Рассуждение является умозаключением, если исходя из посылок – оно раскрывает систему суждений, следующую из них.

         Таким образом, к операциям мышления относят сравнение, анализ, синтез, абстракцию и обобщение. Мышление осуществляется в понятиях и представлениях, и главной формой протекания мышления является рассуждение, как работа над суждением.

         Мышление – продукт общественного развития, но индивидуальное развитие мышления, его особенности вместе с тем зависят и от особенностей организма, состояния головного мозга и его функциональных возможностей. Так, к индивидуальным особенностям мышления специалисты относят качества ума: широту мышления, самостоятельность мышления, быстроту, торопливость и критичность ума.

          Широта мышления – это способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей. Глубина мышления выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов. Качеством, противоположным глубине мышления, является поверхностность, суждений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного.

         Самостоятельность мышления характеризуется умением, человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей. Гибкость мысли выражается в ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, в умении быстро менять действия при изменении обстановки.

         Быстрота ума – способность человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение.

         Торопливость ума проявляется в том, что человек, не продумав всесторонне вопроса, выхватывает какую-то одну сторону, спешит дать решение, высказывает недостаточно продуманные ответы и суждения.

           Определенная замедленность мыслительной деятельности может быть обусловлена типом нервной системы – малой ее подвижностью. По определению Айзенка: “Скорость умственных процессов есть фундаментальный базис интеллектуальных различий между людьми” [6,стр.28].

          Критичность ума – умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. К индивидуальным особенностям мышления относится предпочтительность использования человеком наглядно-действенного, наглядно-образного или абстрактно-логического вида мышления .Как уже отмечалось, мышление совершается по законам, общим для всех людей, вместе с тем в мышлении проявляются возрастные и индивидуальные особенности человека. Так, психолог А. А. Смирнов отмечал, что мышление младшего школьника – это “обобщенное, осуществляемое посредством слова и опосредованное имеющимися знаниями отражение действительности, тесно связанное с чувственным познанием мира” [6,стр.28].

Информация о работе Развитие мышления у детей младшего школьного возраста