Развитие мышления у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 16:20, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности мышления младших школьников и провести работу по его развитию.
Задачи исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития мышления у младших школьников.
2. Провести сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………… . . . 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ……………. . . .5
1.1. Особенности мышления в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………. ... ..5
1.2. Особенности мышления младшего школьника……………… .11
1.3. Влияние обучения на развитие мышления у учащихся младших классов……………………………………………………………………. . 14
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ.......................................................17
2.1. Первичная диагностика по изучению мышления младших школьников…………………………………………………………………17
2.2. Коррекционная работа по развитию мышления младших школьников…………………………………………………………………19
2.3. Сравнительный анализ констатирующего и контрольного экспериментов………………………………………………………………20
Заключение………………………………………………………………….26
Список используемых источников……………………………………… ..28

Файлы: 1 файл

Копия Развитие мышления у детей младшего школьного возраста.docx

— 142.19 Кб (Скачать файл)

Следовательно, полученные во время практического исследования результаты позволяют говорить о  том, что у учащихся начальных  классов доминирует наглядно-образное мышление; большинство детей имеют  средний уровень его развития, но при целенаправленной, систематической  работе по его развитию большинство  учащихся будет иметь средний  и высокий уровень развития мышления.

В ходе практического исследования был разработан ряд общих рекомендаций и советов для родителей по развитию мышления младших школьников дома.

Обобщая вышеизложенное, следует  подчеркнуть, – сопоставление результатов  констатирующего и контрольного экспериментов показало, что за время  проведенной работы по развитию мышления младших школьников в экспериментальной  группе нам удалось значительно  повысить уровень развития наглядно-образного  мышления детей. Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами в данной дипломной  работе: у учащихся начальных классов  доминирует наглядно-образное мышление; большинство детей имеет средний  уровень его развития, но при целенаправленной, систематической работе по его развитию большинство учащихся будет иметь  средний и высокий уровень  развития мышления – подтверждена.

Суммируя результаты практического  исследования, следует отметить, –  процедура проведения исследования состояла из трех этапов, на каждом из которых был использован свой психолого-педагогический метод: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. Результаты проведенного констатирующего  эксперимента показали – у учащихся начальных классов доминирует наглядно-образное мышление; большинство детей имеет  средний уровень его развития. Таким образом, исходя из итогов констатирующего  эксперимента, стало видно, что у  младших школьников необходимо целенаправленно  и систематически развивать наглядно-образное мышление, не забывая, однако и о других видах мышления. Для проведения формирующего эксперимента был разработан и применен на практике методический комплекс. Основной акцент при проведении занятий в процессе формирующего эксперимента был сделан на развитие наглядно-образного мышления младших школьников экспериментальной группы. Результаты проведенного контрольного эксперимента показали – при целенаправленной, систематической работе по развитию мышления младших школьников, большинство учащихся имеют высокий уровень его развития. Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами в данной курсовой работе: у учащихся начальных классов доминирует наглядно-образное мышление; большинство детей имеет средний уровень его развития, но при целенаправленной, систематической работе по его развитию большинство учащихся будет иметь средний и высокий уровень развития мышления – подтверждена. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Проанализировав теоретические  аспекты данной проблематики, и проверив их экспериментальным путем, можно  сформулировать следующие основные теоретические и практические выводы.

Изучением развития мышления занимались такие ученые как Л. М. Веккер, Л. С. Выготский,С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин,Р. С. Немов, П. П. Блонский, П. Я. Гальперин, Б. С. Волков, В. С. Мухина и мн. другие [1,3,5,9,10,13,стр.28-29].Мышление является деятельностью, опирающейся на систему понятий, направленной на решение задач, подчиненной цели, учитывающей условия, в которых задача осуществляется. Для успешного выполнения задачи необходимо постоянно удерживать эту цель, осуществлять программу операций, сличать ход выполнения с ожидаемым результатом. На основе этого сличения происходит коррекция неправильных ходов. В современной психологии принята и распространена следующая несколько условная классификация видов мышления по таким различным основаниям, как: генезис развития; характер решаемых задач; степень развернутости; степени новизны и оригинальности; средства мышления; функции мышления и т.д. К разрешению задач мышление идет с помощью многообразных операций, таких как сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение. К индивидуальным особенностям мышления специалисты относят такие качества ума как: широта мышления, самостоятельность мышления, быстрота, торопливость и критичность ума. Мышление совершается по законам, общим для всех людей, вместе с тем в мышлении проявляются возрастные и индивидуальные особенности человека. Начальное обучение “подхватывает” и использует ту форму мышления, которая возникла еще у детей-дошкольников. Большинство детских психологов называют основным видом мышления в младшем школьном возрасте наглядно-образное. К концу обучения в начальной школе происходит переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому. Этот переход осуществляется за счет процесса обучения, то есть в процессе приобретения детьми определенных знаний. При влиянии обучения у детей младшего школьного возраста формируется осознанное критическое мышление; активно формируется умение планировать свои действия; формируется такие приемы логического мышления как сравнение, обобщение и объединение. Таким образом, под влиянием обучения мышление детей становится более произвольным, более программируемым, более сознательным, более планируемым, т.е. оно становится словесно-логическим.

Результаты проведенного констатирующего эксперимента показали – у учащихся начальных классов  доминирует наглядно-образное мышление; большинство детей имеет средний  уровень его развития. Результаты проведенного контрольного эксперимента показали – при целенаправленной,

Список используемых источников

1. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий.//В сб.: “Исследование мышления в советской психологии”. – М.: Просвещение, 1996. –446 с.

2. Детская практическая психология .Изд-во ВГУЭС, 2003. – 116 с.      

3. Веккер Л. М. Психические процессы. В 3-х т. Возрастная и педагогическая психология: тексты./Под ред. Шуаре Марта О. – М.: Изд-во Московского университета, 1992. – 272 с.

4. Брушлинский А. В. Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2т. Т.2./ Под ред. Петровского А. В. – М.: Педагогика, 1999. – 400 с.

5. Немов Р. С. Психология. В 3-х кН. Выготский Л. С. Психология. – М.: ЭКСМО – Пресс, 2000. – 1008 с

6. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. – 261 с.

 Смирнов А. А., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике.2003. – 528 с.

7. Волков Б. С., Волкова Н. В. Методы изучения психики ребенка. – М.: Академия, 1994. – 296 с.

8. Возрастная и педагогическая психология: тексты./Под ред. Шуаре Марта О. – М.: Изд-во Московского университета, 1992. – 272 с.

 Волков Б. С. Психология  младшего школьника                                                 9. Блонский  П. П.  Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2т. Т.2. Вулдридж Д. Механизмы мозга. – М.: Мир, 1995. – 344 с.

10 Выготский Л. С. Психология. – М.: ЭКСМО – Пресс, 2000. – 1008 с.

11. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. – М.: Просвещение, 1997. – 224 с. Гуревич К. М. Индивидуально-психологические особенности школьников. – М.: Просвещение, 1998. – 176 с.

Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий.//В сб.: “Исследование  мышления в советской психологии”. – М.: Просвещение, 1996. –446 с

12 . Зак А. З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. – М.: Наука, 1994. – 220 с.

13. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Академия, 2000. – 456 с.

 

14. Грановская Р. М. Элементы практической психологии . –1998. – 653 с.

15. Гудвин Дж. Исследование в психологии. –2004. – 558 с.

16. Детская практическая психология .Изд-во ВГУЭС, 2003. – 116 с.

17. Дружинин В. Н. Диагностика общих познавательных способностей.//Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. – 261 с.


 



Информация о работе Развитие мышления у детей младшего школьного возраста