Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 10:30, курсовая работа
Цель данной работы: теоретически изучить процесс развития мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Объект: процесс развития мышления детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Предмет: особенности развития мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Задачи: 1. Изучить понятие «мышления» в общей и специальной литературе. 2. Подобрать, изучить и адаптировать методики для диагностики мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Введение
Проблема развития детского
мышления является предметом научного
исследования психологов и педагогов
в течение многих лет. В настоящее
время в отечественной
Законодательство РФ в
области образования в
Мышление является высшей
формой отражения действительности
и одновременно разрешения проблемных
ситуаций, поэтому от уровня его
развития существенно зависит
Как установлено исследованиями
дефектологов (Л.С. Выготский, М.И. Земцова,
Ю.А. Кулагин, Л.И. Солнцева и др.), нарушение
зрения, возникшее у детей в
раннем детстве или имеющееся
с рождения, является причиной целого
ряда особенностей в психическом
развитии ребенка. Слепота или слабовидение
обусловливает своеобразие в
формировании детских восприятий и
представлений, в развитии двигательной
активности, что влияет также и
на другие стороны их познавательной
деятельности, в том числе и
мышление. Изучение мышления у детей
с нарушениями зрения приобретает
особое значение, что обусловлено
рядом специфических
Цель данной работы: теоретически изучить процесс развития мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Объект: процесс развития мышления детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Предмет: особенности развития мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Задачи:
Практическое исследование предполагается в следующей курсовой работе на базе д/с №157 г. Челябинска.
Глава 1. Анализ психолого – педагогической литературы по теме исследования
В процессе ощущения и восприятия
человек познает окружающий мир
в результате чувственного опыта, отражает
общие свойства вещей. Для познания
окружающего мира недостаточно лишь
чувственного познания, необходимо установить
связи между предметами и явлениями
окружающего мира. Мышление дает ответ
на такие вопросы, которые нельзя
разрешить путем
Мышление – это психический процесс отражения окружающей действительности, направленный на выявление главных, существенных свойств предметов или явлений, а также на установление связей и отношений между ними[ 7 ].
Мышление человека протекает на различных уровнях, в различных формах, что в совокупности позволяет говорить о существовании разных видов мышления. Одной из наиболее распространённых является классификация в зависимости от содержания решаемой задачи. Здесь выделяют наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое[7].
Наглядно-действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления. Его можно заметить у детей раннего возраста, начиная с шестого — восьмого месяца жизни. Оно представляет собой генетически самый ранний вид мышления человека и, вместе с тем, простейший его вид.
Наглядно-образным называют мышление, при котором задачи человеком решаются не путем манипуляций с реальными, материальными предметами, а путем внутренних, психологических действий и преобразований образов этих предметов. Данный вид мышления появляется у детей в возрасте 3—4 лет.
Словесно-логическим называют
высший по уровню развития вид мышления
человека, возникающий лишь в конце
дошкольного возраста и совершенствующийся
на протяжении всей жизни человека.
Оно осуществляется при помощи логических
операций с понятиями. Словесно-логическое
мышление функционирует на базе языковых
средств и представляет собой
наиболее поздний этап исторического
и онтогенетического развития мышления.
Для этого вида мышления характерно
использование понятий, логических
конструкций, которые иногда не имеют
прямого образного выражения. Благодаря
словесно-логическому мышлению человек
может устанавливать наиболее общие
закономерности, предвидеть развитие
процессов в природе и
Следует отметить, что все
виды мышления тесно взаимосвязаны
между собой. Отдельные виды мышления
постоянно взаимно переходят
друг в друга. В процессе мыслительной
деятельности человек познаёт окружающий
мир с помощью особых умственных
операций. Эти операции составляют
различные взаимосвязанные, переходящие
друг в друга стороны мышления.
Основными мыслительными
Анализ – это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений. В элементарной форме анализ выражается в практическом разложении предметов на составные части.
Синтез – это мысленное соединение отдельных элементов, частей, признаков в единое целое.
Анализ и синтез всегда протекают в единстве и дают полное и всестороннее знание действительности. Анализ даёт знание отдельных элементов, а синтез, опираясь на результаты анализа, объединяя эти элементы, обеспечивает знания объекта в целом. В мыслительной деятельности анализ и синтез как бы поочерёдно выходят на передний план. Преобладание анализа и синтеза в мышлении может быть обусловлено как характером материала и условиями задачи, так и умственным складом человека.
Сравнение – это установление сходства и различия между предметами и явлениями или их отдельными признаками. Сравнение бывает одностороннем, поверхностным и глубоким, непосредственным и опосредованным. Основное требование к операции сравнения, чтобы оно проводилось в одном отношении. Для более глубокого и точного познания действительности, особенно большое значение такое качество мышления как способность находить различие в наиболее сходных предметах и сходство в различных.
Абстракция – это мысленное
выделение существенных свойств
и признаков предметов и
Обобщение – это мысленное
объединение предметов и
Абстракция и обобщение в своих первоначальных формах укоренные в практике и совершающиеся в практике действиях связаны с потребностями, в своих высших формах являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса раскрытия связей, отношений, при помощи которых идёт по всё более глубокому познанию объективной реальности в её существенных свойствах и закономерности.
Сериация – это упорядочивание предметов по степени интенсивности выделенного признака. Каждый элемент, заключённый в сериационный ряд, характеризуется по отношению к двум соседним элементам: выраженность в нём варьируемого признака одновременно больше, чем из них, и меньше, чем в другом.
Классификация – это распределение предметов какого-либо рода на взаимосвязанные классы по наиболее существенным признакам, присущим предметам данного рода и отличающим их от предметов других родов.
Все указанные операции не могут проявляться изолировано вне связи друг с другом.
Наиболее характерной
особенностью мышления детей дошкольного
возраста с нарушением зрения является
дивергенция, т.е. расхождение двух
взаимопереплетённых и
Принцип наглядности, играет большую роль для слепых, так как только на его основе возможно нормальное усвоение понятий, которые по своей природе не могут не опираться на наглядные образы действительности. У слабовидящих отмечается словесно-логическое и наглядно-действенное мышление.
Глубокие нарушения функций зрения затрудняют выполнение операций анализа и синтеза отражаемых и являющихся объектом познания различных сторон действительности. Это объясняется, с одной стороны, недостаточно полным отражением свойств и признаков объектов, а с другой стороны - относительной сукцессивностью осязательного и нарушенного зрительного восприятия. Эти же самые причины лежат в основе трудностей, испытываемых слепыми при вычленении наиболее существенных, характерных свойств и связей объектов познания. [5]
О трудностях и недостаточном развитии аналитико-синтетической деятельности мышления свидетельствуют также низкий уровень дифференцированости представлений, недостаточное наполнение понятий конкретным содержанием, формальность суждений и умозаключений слепых и, наконец, трудности, испытываемые ими в процессе выполнения остальных мыслительных операций, основных в анализе и синтезе.
При наличии серьёзных дефектов зрения также наблюдается определённые затруднения в процессе выполнения операции сравнения. Невозможность или сложность получения ряда чувствительных данных при полной или частичной утрате зрения препятствует тонкому различию и дифференцировке объектов, а, следовательно, и их сравнению. Разумеется, недостаточная глубина сравнения на чувствительном уровне не может не отразиться на научно-теоретическом мышлении, так как и при сравнении понятий необходима опора на их конкретное содержание. Недостаточно тонкий анализ, страдающий из-за сужения сферы чувствительного познания, часто приводит к установлению тождества или различия либо по несущественным, либо по слишком общим, генерализованным признаками.
Информация о работе Развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения