Развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 10:30, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: теоретически изучить процесс развития мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Объект: процесс развития мышления детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Предмет: особенности развития мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Задачи: 1. Изучить понятие «мышления» в общей и специальной литературе. 2. Подобрать, изучить и адаптировать методики для диагностики мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Файлы: 1 файл

курсовая работа 2013.docx

— 60.08 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Проблема развития детского мышления является предметом научного исследования психологов и педагогов  в течение многих лет. В настоящее  время в отечественной психологии достаточно отчетливо охарактеризованы три основные стадии развития детского мышления: наглядно-действенная, наглядно-образная и словесно-логическая.  Актуальность данной проблемы велика, так как затруднение решения арифметических задач, логическое построение всей работы ведёт к большим трудностям в учебном процессе, а далее во всей жизни ребенка с нарушениями зрения.

Законодательство РФ в  области образования в соответствии с международными нормами предусматривает  гарантии равных прав на образование  для лиц с ограниченными возможностями  здоровья и инвалидов. В настоящее  время в качестве приоритетного  направления развития системы образования  детей с ограниченными возможностями  здоровья рассматривается организация  их обучения и воспитания в обычных  дошкольных, общеобразовательных и  других образовательных учреждениях, совместно с другими детьми, чтобы  дети с раннего возраста не чувствовали  себя изолированными от общества. Данная проблема рассматривается нами не только для работы с детьми, находящимися в специальных учреждениях, но и для общеобразовательных учреждений, имеющих детей с нарушениями зрения, которым необходимо оказать своевременную помощь для их полноценной социализации, интеграции в общество и развития у них конкурентоспособности. В связи с современными представлениями о структуре готовности к обучению, с учётом негативного влияния зрительной недостаточности у детей с нарушенным зрением на чувственную основу познавательной деятельности особую актуальность приобретает интеллектуальная подготовка таких детей к учебной деятельности.  

Мышление является высшей формой отражения действительности и одновременно разрешения проблемных ситуаций, поэтому от уровня его  развития существенно зависит приспособление к жизни, социальная адаптация человека. Многочисленные случаи, когда слепые достигали высокого уровня интеллектуального  развития, говорят о том, что это  возможно. В свою очередь, приоритетное место в интеллектуальной подготовке детей с нарушением зрения занимает изучение особенностей владения мыслительными  операциями: анализом, синтезом, сравнением, абстрагированием и классификацией. Анализ экспериментальных и теоретических  работ показывает, что мышление является важнейшим психологическим процессом, при помощи которого человек отражает действительность, со всеми её связями  и отношениями. Нарушение зрения не приводит неизбежно к глобальным нарушениям. При соответствующей  организации и управлении процессом  познания у слабовидящих детей формируются  адекватные образы. Следовательно, слабовидение не может быть непреодолимым препятствием для полноценного развития мышления.

Как установлено исследованиями дефектологов (Л.С. Выготский, М.И. Земцова, Ю.А. Кулагин, Л.И. Солнцева и др.), нарушение  зрения, возникшее у детей в  раннем детстве или имеющееся  с рождения, является причиной целого ряда особенностей в психическом  развитии ребенка. Слепота или слабовидение обусловливает своеобразие в  формировании детских восприятий и  представлений, в развитии двигательной активности, что влияет также и  на другие стороны их познавательной деятельности, в том числе и  мышление. Изучение мышления у детей  с нарушениями зрения приобретает  особое значение, что обусловлено  рядом специфических особенностей, вызванных наличием зрительного  дефекта и вторичных отклонений в психическом развитии.

Цель данной работы: теоретически изучить процесс развития мышления у детей старшего дошкольного  возраста с нарушением зрения.

Объект: процесс развития мышления детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

Предмет: особенности развития мышления у детей старшего дошкольного  возраста с нарушением зрения.

Задачи:

  1. Изучить  понятие «мышления» в общей и специальной литературе.
  2. Подобрать, изучить и адаптировать методики для диагностики мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Практическое исследование предполагается в следующей курсовой работе на базе д/с №157 г. Челябинска.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Анализ психолого – педагогической литературы по теме исследования

  1. 1. Характеристика мышления в общей и специальной психологии

 

В процессе ощущения и восприятия человек познает окружающий мир  в результате чувственного опыта, отражает общие свойства вещей. Для познания окружающего мира недостаточно лишь  чувственного познания, необходимо установить связи между предметами и явлениями  окружающего мира. Мышление дает ответ  на такие вопросы, которые нельзя разрешить путем непосредственного, чувственного отражения. Благодаря  мышлению человек правильно ориентируется  в окружающем мире, используя ранее  полученные обобщения в новой, конкретной обстановке. Деятельность человека разумна  благодаря знанию законов, взаимосвязей объективной действительности.

Мышление – это психический процесс отражения окружающей действительности, направленный на выявление главных, существенных свойств предметов или явлений, а также на установление связей и отношений между ними[ 7 ].

Мышление человека протекает  на различных уровнях, в различных  формах, что в совокупности позволяет  говорить о существовании разных видов мышления. Одной из наиболее распространённых является классификация в зависимости от содержания решаемой задачи. Здесь выделяют наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое[7].

Наглядно-действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления. Его можно заметить у детей  раннего возраста, начиная с шестого — восьмого месяца жизни. Оно представляет собой генетически самый ранний вид мышления человека и, вместе с тем, простейший его вид.

Наглядно-образным называют мышление, при котором задачи человеком  решаются не путем манипуляций с  реальными, материальными предметами, а путем внутренних, психологических  действий и преобразований образов  этих предметов. Данный вид мышления появляется у детей в возрасте 3—4 лет.

Словесно-логическим называют высший по уровню развития вид мышления человека, возникающий лишь в конце  дошкольного возраста и совершенствующийся на протяжении всей жизни человека. Оно  осуществляется при помощи логических операций с понятиями. Словесно-логическое мышление функционирует на базе языковых средств и представляет собой  наиболее поздний этап исторического  и онтогенетического развития мышления. Для этого вида мышления характерно использование понятий, логических конструкций, которые иногда не имеют  прямого образного выражения. Благодаря  словесно-логическому мышлению человек  может устанавливать наиболее общие  закономерности, предвидеть развитие процессов в природе и обществе, обобщать различный наглядный материал. В то же самое время даже самое  отвлеченное мышление никогда полностью  не отрывается от наглядно-чувственного опыта. Любое абстрактное понятие  имеет у каждого человека свою конкретную чувственную опору, которая  не может отразить всей глубины понятия, но позволяет не отрываться от реального  мира. В основе словесно-логического  мышления лежат законы построения языка, связывающие слова в сложные  системы, дающие возможность осуществлять суждения, в сложные логические системы, овладение которыми позволяет человеку выполнять операции логического  вывода[7]. Только с появлением речи становится возможным «отделить» от познавательного объекта то или иное свойство и закрепить, зафиксировать представление или понятие о нём в специальном слове. Человеческое мышление, в каких бы формах оно не осуществлялось, невозможно без языка. Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью. Формируя свои размышления вслух для других, человек тем самым формирует их для себя. В слове, формировании мысли заключены важнейшие предпосылки рассуждающего, логически расчленённого и осознанного мышления.

Следует отметить, что все  виды мышления тесно взаимосвязаны  между собой. Отдельные виды мышления постоянно взаимно переходят  друг в друга. В процессе мыслительной деятельности человек познаёт окружающий мир с помощью особых умственных операций. Эти операции составляют различные взаимосвязанные, переходящие  друг в друга стороны мышления. Основными мыслительными операциями является анализ, синтез, сравнение, сериация, обобщение, классификация, абстракция.

Анализ – это мысленное  разложение целого на части или мысленное  выделение из целого его сторон, действий, отношений. В элементарной форме анализ выражается в практическом разложении предметов на составные  части.

Синтез – это мысленное  соединение отдельных элементов, частей, признаков в единое целое.

Анализ и синтез всегда протекают в единстве и дают полное и всестороннее знание действительности. Анализ даёт знание отдельных элементов, а синтез, опираясь на результаты анализа, объединяя эти элементы, обеспечивает знания объекта в целом. В мыслительной деятельности анализ и синтез как  бы поочерёдно выходят на передний план. Преобладание анализа и синтеза  в мышлении может быть обусловлено  как характером материала и условиями  задачи, так и умственным складом  человека.

Сравнение – это установление сходства и различия между предметами и явлениями или их отдельными признаками. Сравнение бывает одностороннем, поверхностным и глубоким, непосредственным и опосредованным. Основное требование к операции сравнения, чтобы оно проводилось в одном отношении. Для более глубокого и точного познания действительности, особенно большое значение такое качество мышления как способность находить различие в наиболее сходных предметах и сходство в различных.

Абстракция – это мысленное  выделение существенных свойств  и признаков предметов и явлений  при одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств. Выделение в процессе абстрагирования  существенных признаков предметов  и явлений обычно бывают общими для  группы сходных предметов и явлений.

Обобщение – это мысленное  объединение предметов и явлений  в группы по общим и существенным признакам, которые выделяются в  процессе абстрагирования. Процессам  абстрагирования и обобщения  противоположен процесс конкретизации. Конкретизация предполагает возвращение  мысли от общего и абстрактного к  конкретному с целью раскрыть содержание.

Абстракция и обобщение  в своих первоначальных формах укоренные  в практике и совершающиеся в  практике действиях связаны с  потребностями, в своих высших формах являются двумя взаимосвязанными сторонами  единого мыслительного процесса раскрытия связей, отношений, при  помощи которых идёт по всё более  глубокому познанию объективной  реальности в её существенных свойствах  и закономерности.

Сериация – это упорядочивание предметов по степени интенсивности  выделенного признака. Каждый элемент, заключённый в сериационный ряд, характеризуется по отношению к  двум соседним элементам: выраженность в нём варьируемого признака одновременно больше, чем из них, и меньше, чем  в другом.

Классификация – это распределение  предметов какого-либо рода на взаимосвязанные  классы по наиболее существенным признакам, присущим предметам данного рода и отличающим их от предметов других родов.

Все указанные операции не могут проявляться изолировано вне связи друг с другом.

Наиболее характерной  особенностью мышления детей дошкольного  возраста с нарушением зрения является дивергенция, т.е. расхождение двух взаимопереплетённых и взаимообуславливающих  сторон отражения действительности - чувственного и логического. Это  приводит к тому, что у них часто  можно наблюдать неверные либо формальные суждения и умозаключения.[5]

Принцип наглядности, играет большую роль для слепых, так как только на его основе возможно нормальное усвоение понятий, которые по своей природе не могут не опираться на наглядные образы действительности. У слабовидящих отмечается словесно-логическое и наглядно-действенное мышление.

Глубокие нарушения функций зрения затрудняют выполнение операций анализа и синтеза отражаемых и являющихся объектом познания различных сторон действительности. Это объясняется, с одной стороны, недостаточно полным отражением свойств и признаков объектов, а с другой стороны - относительной сукцессивностью осязательного и нарушенного зрительного восприятия. Эти же самые причины лежат в основе трудностей, испытываемых слепыми при вычленении наиболее существенных, характерных свойств и связей объектов познания. [5]

О трудностях и недостаточном  развитии аналитико-синтетической  деятельности мышления свидетельствуют  также низкий уровень дифференцированости  представлений, недостаточное наполнение понятий конкретным содержанием, формальность суждений и умозаключений слепых и, наконец, трудности, испытываемые ими  в процессе выполнения остальных  мыслительных операций, основных в  анализе и синтезе.

При наличии серьёзных  дефектов зрения также наблюдается  определённые затруднения в процессе выполнения операции сравнения. Невозможность  или сложность получения ряда чувствительных данных при полной или частичной утрате зрения препятствует тонкому различию и дифференцировке объектов, а, следовательно, и их сравнению. Разумеется, недостаточная глубина сравнения на чувствительном уровне не может не отразиться на научно-теоретическом мышлении, так как и при сравнении понятий необходима опора на их конкретное содержание. Недостаточно тонкий анализ, страдающий из-за сужения сферы чувствительного познания, часто приводит к установлению тождества или различия либо по несущественным, либо по слишком общим, генерализованным признаками.

Информация о работе Развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения