Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 10:30, курсовая работа
Цель данной работы: теоретически изучить процесс развития мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Объект: процесс развития мышления детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Предмет: особенности развития мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Задачи: 1. Изучить понятие «мышления» в общей и специальной литературе. 2. Подобрать, изучить и адаптировать методики для диагностики мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми. Ребёнку показывают беспорядочно перемешанные картинки и говорят: «Вот здесь на всех рисунках изображено одно и то же событие. Нужно разобрать, с чего всё началось, что было дальше и чем дело закончилось. Вот сюда (указывают место) положи первую картинку, на которой нарисовано начало, сюда - вторую, сюда - третью, сюда - последнюю».
После того, как ребёнок разложит все картинки, в протоколе фиксируют очерёдность картинок, а затем просят его рассказать по порядку о том, что получилось. Если ребёнок разложил неправильно, ему задают вопросы, цель которых - установить противоречия в рассуждениях, выявить допустимые ошибки. Вопросы экспериментатора и ответы испытуемого записывают подробно в протокол. Если вопросы не помогают понять изображённые события, то экспериментатор просто показывает ребёнку первую картинку и предлагает разложить остальные снова. Таким образом, делается вторая попытка выполнить задание. Если и она оказывается безуспешной, то рассказывают и показывают ребёнку последовательность событий. Затем, вновь перемешав все картинки, предлагают разложить их ребёнку.
Если дошкольник устанавливает правильную последовательность лишь в третий раз, ему предлагают другую серию картинок такой же сложности, чтобы выяснить, возможен ли «перенос» установленного способа рассуждения на новую ситуацию.
Если ребёнок выполнил задание с первого раза или после вопросов экспериментатора, то ему предлагают новую, более сложную серию.
Обработка данных. Анализируют, способен
ли ребёнок устанавливать
Выводы по главе 2
На основе теоретического анализа литературы по данной проблеме мы подобрали следующие методики для исследования мышления детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения:
Методика «4-й лишний»
Методика «Зрительные аналогии»
Методика «Изучение процесса классификации»
Методика «Последовательные
Автором данных методик является Рогов Е.И.
Данные методики направлены на выявление у детей способности к обобщению, выделению существенных признаков предметов, их классификацию, сравнение, умение понимать связь событий и строить последовательные умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи.
Заключение
Мыслительная деятельность детей с нарушением зрения подчиняется в своём развитии тем же закономерностям, как и мышление нормально видящих. И хотя сокращение чувствительного опыта вносит определённую специфику в этот психический процесс, замедляя интеллектуальное развитие и изменяя содержание мышления, оно не может принципиально изменить его сущность.
Цель данной работы: теоретически изучить процесс развития мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
В первой главе мы теоретически рассмотрели
понятие «мышление», его виды
в общей и специальной
Методика «4-й лишний»
Методика «Зрительные аналогии»
Методика «Изучение процесса классификации»
Методика «Последовательные
Эти методики направлены на выявление у детей способности к обобщению, выделению существенных признаков предметов, их классификацию, сравнение, умение понимать связь событий и строить последовательные умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи.
Таким образом, задачи, поставленные в начале исследования, были решены, цель исследования достигнута.
Список литературы
Информация о работе Развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения