Развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 10:30, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: теоретически изучить процесс развития мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Объект: процесс развития мышления детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Предмет: особенности развития мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Задачи: 1. Изучить понятие «мышления» в общей и специальной литературе. 2. Подобрать, изучить и адаптировать методики для диагностики мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Файлы: 1 файл

курсовая работа 2013.docx

— 60.08 Кб (Скачать файл)

Проведение исследования. Эксперимент  проводится индивидуально с детьми. Ребёнку показывают беспорядочно перемешанные картинки и говорят: «Вот здесь на всех рисунках изображено одно и то же событие. Нужно разобрать, с чего всё началось, что было дальше и  чем дело закончилось. Вот сюда (указывают  место) положи первую картинку, на которой  нарисовано начало, сюда - вторую, сюда - третью, сюда - последнюю».

После того, как ребёнок разложит все картинки, в протоколе фиксируют  очерёдность картинок, а затем  просят его рассказать по порядку  о том, что получилось. Если ребёнок  разложил неправильно, ему задают вопросы, цель которых - установить противоречия в рассуждениях, выявить допустимые ошибки. Вопросы экспериментатора и  ответы испытуемого записывают подробно в протокол. Если вопросы не помогают понять изображённые события, то экспериментатор  просто показывает ребёнку первую картинку и предлагает разложить остальные  снова. Таким образом, делается вторая попытка выполнить задание. Если и она оказывается безуспешной, то рассказывают и показывают ребёнку  последовательность событий. Затем, вновь  перемешав все картинки, предлагают разложить их ребёнку.

Если дошкольник устанавливает  правильную последовательность лишь в  третий раз, ему предлагают другую серию  картинок такой же сложности, чтобы выяснить, возможен ли «перенос» установленного способа рассуждения на новую ситуацию.

Если ребёнок выполнил задание  с первого раза или после вопросов экспериментатора, то ему предлагают новую, более сложную серию.

Обработка данных. Анализируют, способен ли ребёнок устанавливать причинно-следственные связи, понимать последовательность событий, данных наглядно в серии картинок. Такая способность должна быть развита  к концу дошкольного возраста, и её наличие свидетельствует  о готовности на уровне мышления к  школьному обучению. Особое внимание уделяют объяснениям ребёнка, его  рассуждениям; верно ли он выделяет главных героев на картинках, устанавливает  взаимоотношения между ними, верно  ли понимает окружающую героев обстановку; какой объём последовательности событий понимает, удерживает ли в  поле зрения 5-6 картинок или только 3, а также с какими по степени  трудности заданиями справляется; допускает ли ошибочную версию при  повторном раскладе или вносит коррекции; как реагирует на помощь, вопросы, критические замечания экспериментатора - считается с ними, изменяет ли свои действия, исправляет ли ошибки, «подхватывает» ли он помощь или не понимает её. Особо  анализируют устную речь ребёнка  во время объяснения последовательности событий: связанность речи, её грамматическая правильность, запас слов, развернутость  или бедность, односложность или  многосложность.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по главе 2

 

На основе теоретического анализа  литературы по данной проблеме мы подобрали  следующие методики для исследования мышления детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения:

Методика «4-й лишний»

Методика «Зрительные аналогии»

Методика «Изучение процесса классификации»

Методика «Последовательные картинки»

Автором данных методик является Рогов Е.И.

Данные методики направлены на выявление у детей способности к обобщению, выделению существенных признаков предметов, их классификацию, сравнение, умение понимать связь событий и строить последовательные умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

 

Мыслительная деятельность детей с нарушением зрения подчиняется в своём развитии тем же закономерностям, как и мышление нормально видящих. И хотя сокращение чувствительного опыта вносит определённую специфику в этот психический процесс, замедляя интеллектуальное развитие и изменяя содержание мышления, оно не может принципиально изменить его сущность.

Цель данной работы: теоретически изучить процесс развития мышления у детей старшего дошкольного  возраста с нарушением зрения.

В первой главе  мы теоретически рассмотрели  понятие «мышление», его виды  в общей и специальной психологии, дали клинико-психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного  возраста с нарушениями зрения,  рассмотрели развитие мышления у  детей с нормальным зрением, дали характеристику мышления детей с нарушениями зрения. Во второй главе мы подобрали  и адаптировали  следующие методики для исследования мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения:

Методика «4-й лишний»

Методика «Зрительные аналогии»

Методика «Изучение процесса классификации»

Методика «Последовательные картинки»

Эти методики направлены на выявление у детей способности к обобщению, выделению существенных признаков предметов, их классификацию, сравнение, умение понимать связь событий и строить последовательные умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи.

Таким образом, задачи, поставленные в начале исследования, были решены, цель исследования достигнута.

 

Список литературы

 

  1. Выготский, Л.С. Основы дефектологии. [Текст]/ Л. С. Выготский. – СПб.: Лань, 2003.
  2. Выготский, Л.С. Мышление и речь. [Текст]/ Л. С. Выготский. – М.: Соцэкгиз, 1934.
  3. Давыдов, В. В. Проблемы развития детского мышления в условиях зрительной патологии. [Текст]/ В.В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1990.
  4. Земцова, М.И. Учителю о детях с нарушением зрения.  [Текст]/ М.И.Земцова. – М., 1973.
  5. Земцова, М.И. Некоторые особенности детей дошкольного возраста при нарушении зрения. [Текст]/ М.И.Земцова. – М.: Просвещение, 1978.
  6. Коваленко, Б.И.Тифлопедагогика. . [Текст]/ Б. И. Коваленко,  Б. П. Коваленко. – М.: Педагогика, 1962.
  7. Литвак, А.Г. Психология слепых и слабовидящих. . [Текст]/ А.Г. Литвак  – СПб.: Изд-во РГПУ, 1998.
  8. Левченко И.С., Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития.  [Текст]/ И. С. Левченко, С. А.  Забрамная. 2005. №24.
  9. Лубовский, В. И.  Специальная психология. [Текст]/  В. И. Лубовский.
  10. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов [Текст] / В. С.Мухина. - М.: Просвещение, 2000. – 229 с.
  11. Назарова, Н. И. Специальная педагогика. [Текст]/  Н. И. Назарова – 2000 г.
  12. Немов, Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. [Текст] / Р. С. Немов. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - с. 229.
  13. Немов, Р.С. Психология: Словарь–справочник. [Текст]/ Р. С. Немов – М.: Эксмо-пресс, 2003.
  14. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Уч. пособие. [Текст]/ Л. Ф. Обухова. – М.: Центр, 1999
  15. Плаксина, Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. [Текст]/ Л. И. Плаксина. – Калуга, 1998.
  16. Плаксина, Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушениями зрения. [Текст]/ Л. И. Плаксина М. –   1998.
  17. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. [Текст]/  С. Л. Рубинштейн. – М., 1989
  18. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога. [Текст]/  Е. И. Рогов.  – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999, 480 с.
  19. Семаго, Н.Я.Теория и практика оценки психического развития ребенка. [Текст]/  Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. – СПб.: Речь, 2005.
  20. Семаго, Н.Я. Диагностический Комплект психолога. Методика Исключение предметов. [Текст]/  Н. Я. Семаго. – Москва, АПКиППРО, 2007. - 20 стр.
  21. Солнцева, Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего дошкольного и младшего школьного возраста. [Текст]/  Л. И. Солнцева.  – М., 1997.
  22. Солнцева, Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. [Текст]/  Л. И. Солнцева. – М.: Педагогика, 1980.
  23. Солнцева, Л.И. «Некоторые особенности психологии развития детей с нарушением зрения в современных условиях» [Текст]/  Л. И. Солнцева. Дефектология 2000 г. №4
  24. Солнцева, Л.И. Воспитание и обучение слепого дошкольника. [Текст]/Л.И.Солнцевой. –  М.: Просвещение, 1977.
  25. Стребелева, Е.А. Формирование мышления у детей с отклонением в развитии. [Текст]/  Е. А. Стребелева – Москва 2004 г.
  26. Теплов, Б.М. Практическое мышление // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. [Текст]/  – М.: Наука, 1981.

 

 


Информация о работе Развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения