Развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 10:30, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: теоретически изучить процесс развития мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Объект: процесс развития мышления детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Предмет: особенности развития мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Задачи: 1. Изучить понятие «мышления» в общей и специальной литературе. 2. Подобрать, изучить и адаптировать методики для диагностики мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Файлы: 1 файл

курсовая работа 2013.docx

— 60.08 Кб (Скачать файл)

Полная или частичная утрата зрения, сужая сенсорную сферу, затрудняя и обедняя чувственное познание, тем самым отрицательно влияет на развитие мышления слабовидящих. Сфера сопоставления и сравнения предметов у них более сужена в сравнении со зрячими сверстниками. Дифференцировка предметов, имеющих сходные признаки и свойства, затруднена; обобщения производятся в более суженой сфере опыта. При узнавании малознакомых предметов внутренние и существенные связи обнаруживаются не сразу, нередко выступают побочные следовые, иногда очень отдельные связи. Пробелы в чувствительном опыте слепого ребёнка значительно затрудняют процессы обобщения и систематизации предметов. Малознакомые предметы иногда обобщаются по единичным признакам.

Таким образом, мыслительная деятельность слепых подчиняется в  своем развитии тем же закономерностям, что и мышление нормально видящих. И хотя сокращение чувственного опыта  вносит определенную специфику в  этот психический процесс, замедляя интеллектуальное развитие и изменяя  содержание мышления, оно не может  принципиально изменить его сущность. Отклонения в развитии мышления от нормы могут быть в значительной степени преодолены в результате обучения, направленного на формирование полноценных знаний, в которых  чувственное и понятийное представлены в единстве.

 

  1. 2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения

 

Зрение – самый мощный источник информации о внешнем мире.

85-90% информации поступает в мозг через зрительный анализатор, и частичное или глубокое нарушение его функций вызывает ряд отклонений в физическом и психическом развитии ребенка.

Как известно, зрение играет важную роль при ориентации человека в окружающей действительности и осуществлении  многих сторон его жизнедеятельности. Именно с помощью зрительного  анализатора ребенок получает информацию об окружающем мире. С самого рождения все движения и предметно-практические действия ребенка осуществляются при  участии и под контролем зрения. Глубокое поражение зрения или полная слепота значительно ограничивают чувственное познание. Но каким бы низким не было зрение, сохранять его, а в некоторых случаях и улучшить его – важнейшая задача, в решении которой большая роль принадлежит родителям. 
           Нарушения зрения выражаются как в тотальной (слепота), так и неполной (слабовидение) потере зрения, причем число слабовидящих значительно больше, чем тотально слепых. Слепые (незрячие) – подкатегория лиц с нарушениями зрения, у которых либо полностью отсутствуют зрительные ощущения, либо есть светоощущение или остаточное зрение (до 0,04 с коррекцией и очками), а также с прогредиентными заболеваниями и сужением поля зрения.

Слабовидящие – подкатегория лиц  с нарушениями зрения с остротой зрения на лучшевидящем глазу от 0,05 до 0,2.

По степени сохранности остаточного  зрения различают: абсолютную (тотальную) слепоту – полностью на оба глаза выключены зрительные ощущения; практическую слепоту – наблюдается остаточное зрение, при котором сохраняется светоощущение или форменное видение (возможность воспринимать контуры, силуэты, пальцы рук вблизи лица).

Остаточное зрение характеризуется: неравнозначностью взаимодействия различных зрительных функций и  несоответствием их параметров;

неустойчивостью зрительных возможностей и снижением скорости и качества переработки информации; наступлением быстрого утомления из-за снижения функциональных возможностей зрения.

Среди основных клинических форм дефектов зрения у детей отмечается преобладание поражений проводящих нервных путей  и корковой зоны зрительного анализатора, а также поражения хрусталика глаза (катаракта). Среди различных  форм преобладают врожденные катаракты, обусловленные наследственными  факторами, внутриутробными инфекциями плода. Катаракта бывает у детей, страдающих хромосомными заболеваниями, например болезнью Дауна. Слепота и  слабовидение часто развиваются  при различных аномалиях и  заболеваниях зрительного нерва.

В зависимости от времени поражения  зрительного анализатора выделяют несколько категорий слепых детей: слепорожденные, рано ослепшие, лишившиеся зрения после 3 лет жизни.[8]

Зрительное восприятие при слабовидении характеризуется неточностью, фрагментарностью, замедленностью. Слабовидение, в отличие от остаточного зрения, дает больше возможностей для использования зрительного анализатора как ведущего в познании мира.

Чаще всего у слабовидящих детей  выявляются косоглазие и амблиопия. Косоглазие проявляется в нарушении  бинокулярного зрения. Бывает односторонним  и двусторонним. Причинами косоглазия выступают нарушения рефракции (преломляющей способности хрусталика), расстройства аккомодации (приспособления глаза к рассматриванию предметов на разных расстояниях), конвергенции (сведение осей глаз для видения предметов на близком расстоянии).

Амблиопия – формы поражения зрения, не имеющие видимой анатомической или рефракционной основы, наиболее частая причина – косоглазие. Наиболее распространенной формой аномалии рефракции, приводящей к снижению остроты зрения, является миопия (близорукость), достаточно часты гипер-метропия (дальнозоркость) и астигматизм.

Астигматизм – аномалия преломляющей способности глаза, при которой в одном глазу наблюдается сочетание различных видов рефракции. Часто причинами слабовидения являются атрофия сетчатки, зрительного нерва, нистагм и другие глазные заболевания.

Степень выраженности отставания в  психическом развитии у слепых и  слабовидящих детей зависит от причин, тяжести и времени возникновения  нарушений зрения, а также от своевременного начала коррекционной работы. Вследствие слепоты дети отстают в формировании общей моторики: ребенок малоподвижен, вял. Нередко имеют место двигательные стереотипии (потряхивание рук перед глазами, похлопывание). С трудом формируются навыки самообслуживания. Ограничение двигательной активности приводит к замедленному и несовершенному формированию пространственных представлений: положения, направления движения, величины и формы окружающих предметов. Наблюдается общая медлительность, повышенная утомляемость истощаемость, малая психическая активность. В целом развитие высших познавательных процессов (внимание, логическая память, мышление, речь) протекает нормально. Замедленно развивается конструктивное мышление. Из-за сужения чувственного опыта нарушается соотношение между абстрактным и конкретным мышлением: абстрактное мышление не имеет достаточной опоры в конкретных представлениях. Ограничены возможности сравнения воспринимаемых предметов, затруднено выделение различий в объектах, имеющих сходные признаки. Словесно-логическое мышление опережает развитие наглядно-образного; главным образом эта особенность проявляется в дошкольном и младшем школьном возрасте. [13]

Наблюдается своеобразие речи и  вербального мышления. Речь формируется  с некоторой задержкой и отличается подражанием в структуре и  интонации речи взрослых. У детей  с тяжелыми нарушениями зрения отмечаются системные нарушения речи - несформированность фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон. Отмечаются ограниченность знаний и представлений об окружающем, недостаточность  абстрактного мышления, неточная предметная соотнесенность слов. Наблюдается высокий  уровень развития словесной памяти, что позволяет компенсировать зрительный дефект в процессе обучения. Значительно  сужены возможности общения, взаимодействия с окружающим миром – ребенок нуждается в помощи взрослых при организации предметной и игровой деятельности, он не может нормально общаться с окружающими[8]. У слепых и слабовидящих отмечают закономерные изменения в сфере внешних эмоциональных проявлений. Все выразительные движения (кроме вокальной мимики) при глубоких нарушениях зрения ослаблены. Даже безусловно-рефлекторные выразительные движения, сопровождающие состояние горя, радости, гнева и др. проявляются при глубоких нарушениях зрения в весьма ослабленном виде. Исключение составляют только оборонительные движения, сопровождающие переживание страха.[13]

Вялое, порой неадекватное внешнее  проявление эмоций у лиц с нарушением зрения зачастую сочетается с навязчивыми  движениями. Это и частое потряхивание руками, и подскоки на пружинящих ногах, и надавливание пальцем на веки, и ритмичные покачивания туловищем  или головой и др. Это мешает зрячим по достоинству оценивать  нравственные, интеллектуальные и другие качества слепых и слабовидящих. Так, чрезмерно улыбчивых слепых зрячие в школе воспринимают как подхалимов, а на улице как интеллектуально  неполноценных.

Слепые дети с остаточным зрением  и слабовидящие при разговоре  часто кажутся зрячим странными, потому что "наступают" на собеседника. Это вызвано желанием разглядеть собеседника и, если он отступает, то дети двигаются за ним.

Кроме того, для детей с нарушением зрения, особенно при общении на расстоянии, характерно неточное восприятие жестов вследствие снижения остроты центрального зрения и нарушения бинокулярности. Они реже пользуются жестами и только, как правило, для уточнения словесной информации, что связано с несформированностью средств невербальной коммуникации. Обращает на себя внимание и такой факт, что таким детям очень сложно услышать другого ребенка, речь их обычно монологична, и они очень мало интересуются тем, что говорят партнеры по игре.

Неудачи и трудности, с которыми ребенок сталкивается в обучении, в игре, в овладении двигательными  навыками, пространственной ориентировке, вызывают сложные переживания и  негативные реакции, проявляющиеся  в неуверенности, пассивности, самоизоляции, неадекватном поведении и даже агрессивности. Многим детям с нарушением зрения присуще астеническое состояние, характеризующееся  значительным снижением желания  играть, нервным напряжением, повышенной утомляемостью. Нужно иметь в  виду, что дети с депривацией зрения оказываются в стрессовых ситуациях  чаще, чем их нормально видящие  сверстники. Постоянно высокое эмоциональное  напряжение, чувство дискомфорта  могут в отдельных случаях  вызвать эмоциональные расстройства, нарушения баланса процессов  возбуждения и торможения в коре головного мозга. А.Г. Литвак отмечает, что среди детей с нарушением зрения можно встретить обладающих замечательными волевыми качествами, и наряду с этим наблюдаются такие дефекты воли, как импульсивность поведения, внушаемость, упрямство, негативизм. [7]

Резюмируя сказанное, можно отметить, что полная или частичная утрата зрения, сужая сенсорную сферу, затрудняя  и обедняя чувственное познание, тем самым отрицательно влияет на развитие мышления слабовидящих. Сфера  сопоставления и сравнения предметов  у них более сужена в сравнении со зрячими сверстниками. Дифференцировка предметов, имеющих сходные признаки и свойства, затруднена; обобщения производятся в более суженой сфере опыта. При узнавании малознакомых предметов внутренние и существенные связи обнаруживаются не сразу, нередко выступают побочные следовые, иногда очень отдельные связи. Пробелы в чувствительном опыте слепого ребёнка значительно затрудняют процессы обобщения и систематизации предметов. Малознакомые предметы иногда обобщаются по единичным признакам. Однако эти недостатки не делают мышление слепых необратимо неполноценными, так как в процессе обучения и воспитания в значительной мере устраняется основная причина замедленного развития мышления - пробелы в сфере чувствительных, конкретных знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. 3. Развитие мышления у детей с нормальным зрением

 

Мышление – наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами. Навыки и способы мышления развиваются у человека в онтогенезе при взаимодействии среды - человеческого общества.

Развитие мышление начинается в  младенческом возрасте и в течение первого года жизни (Л. С. Выготский говорил, что в течение двух лет жизни), формирование мышления идет независимо от функции речи по своим собственным законам[2].

Основным условием развития мышления детей является целенаправленное воспитание и обучение их. В процессе воспитания ребёнок овладевает предметными  действиями и речью, научается самостоятельно решать сначала простые, затем и  сложные задачи, а также понимать требования, предъявляемые взрослыми, и действовать в соответствии с ними.

Развитие мышления выражается в  постепенном расширении содержания мысли, в последовательном возникновении  форм и способов мыслительной деятельности и изменении их по мере общего формирования личности. Одновременно у ребёнка  усиливаются и побуждения к мыслительной деятельности - познавательные интересы.

Мышление развивается на протяжении всей жизни человека в процессе его  деятельности. На каждом возрастном этапе  мышление имеет свои особенности.

Многочисленные исследования отечественных  и зарубежных психологов, педагогов, физиологов (Векнер Л. М., Выготский  Л. С., Леонтьев А. Н., Павлов И. П.) позволили  выявить особенности и последовательность развития познавательной сферы младенца, подготавливающее формирование интеллекта ребенка. Ребёнок рождается, не обладая  мышлением. Чтобы мыслить, необходимо обладать некоторым чувственным и практическим опытом, закреплённым памятью.

Новорожденные младенцы не включены в практическую деятельность, они  только общаются с взрослыми, а в  период бодрствования, находясь в одиночестве, изучают при помощи органов чувств ближайшее окружение. С помощью  рук, отчасти ног, они манипулируют находящимися в пределах их досягаемости предметами, то есть вырабатывают умения и навыки, которые впоследствии оказываются  включенными в процесс решения  практических сенсомоторных задач.

Ребенок младенческого возраста познает окружающий мир главным образом благодаря привычным действиям, с помощью которых он на этот мир практически воздействует. Со временем, как правило, уже за пределами младенческого возраста, мир оказывается представленным ребенку еще и в образах, сравнительно свободных от действий, а далее и в понятиях.[9]

Информация о работе Развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения