Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 10:30, курсовая работа
Цель данной работы: теоретически изучить процесс развития мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Объект: процесс развития мышления детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Предмет: особенности развития мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Задачи: 1. Изучить понятие «мышления» в общей и специальной литературе. 2. Подобрать, изучить и адаптировать методики для диагностики мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Полная или частичная утрата зрения, сужая сенсорную сферу, затрудняя и обедняя чувственное познание, тем самым отрицательно влияет на развитие мышления слабовидящих. Сфера сопоставления и сравнения предметов у них более сужена в сравнении со зрячими сверстниками. Дифференцировка предметов, имеющих сходные признаки и свойства, затруднена; обобщения производятся в более суженой сфере опыта. При узнавании малознакомых предметов внутренние и существенные связи обнаруживаются не сразу, нередко выступают побочные следовые, иногда очень отдельные связи. Пробелы в чувствительном опыте слепого ребёнка значительно затрудняют процессы обобщения и систематизации предметов. Малознакомые предметы иногда обобщаются по единичным признакам.
Таким образом, мыслительная деятельность слепых подчиняется в своем развитии тем же закономерностям, что и мышление нормально видящих. И хотя сокращение чувственного опыта вносит определенную специфику в этот психический процесс, замедляя интеллектуальное развитие и изменяя содержание мышления, оно не может принципиально изменить его сущность. Отклонения в развитии мышления от нормы могут быть в значительной степени преодолены в результате обучения, направленного на формирование полноценных знаний, в которых чувственное и понятийное представлены в единстве.
Зрение – самый мощный источник информации о внешнем мире.
85-90% информации поступает в мозг через зрительный анализатор, и частичное или глубокое нарушение его функций вызывает ряд отклонений в физическом и психическом развитии ребенка.
Как известно, зрение играет важную роль
при ориентации человека в окружающей
действительности и осуществлении
многих сторон его жизнедеятельности.
Именно с помощью зрительного
анализатора ребенок получает информацию
об окружающем мире. С самого рождения
все движения и предметно-практические
действия ребенка осуществляются при
участии и под контролем
Нарушения
зрения выражаются как в тотальной (слепота),
так и неполной (слабовидение) потере зрения,
причем число слабовидящих значительно
больше, чем тотально слепых. Слепые (незрячие) –
подкатегория лиц с нарушениями зрения,
у которых либо полностью отсутствуют
зрительные ощущения, либо есть светоощущение
или остаточное зрение (до 0,04 с коррекцией
и очками), а также с прогредиентными заболеваниями
и сужением поля зрения.
Слабовидящие – подкатегория лиц с нарушениями зрения с остротой зрения на лучшевидящем глазу от 0,05 до 0,2.
По степени сохранности
Остаточное зрение характеризуется:
неравнозначностью
неустойчивостью зрительных возможностей и снижением скорости и качества переработки информации; наступлением быстрого утомления из-за снижения функциональных возможностей зрения.
Среди основных клинических форм дефектов зрения у детей отмечается преобладание поражений проводящих нервных путей и корковой зоны зрительного анализатора, а также поражения хрусталика глаза (катаракта). Среди различных форм преобладают врожденные катаракты, обусловленные наследственными факторами, внутриутробными инфекциями плода. Катаракта бывает у детей, страдающих хромосомными заболеваниями, например болезнью Дауна. Слепота и слабовидение часто развиваются при различных аномалиях и заболеваниях зрительного нерва.
В зависимости от времени поражения
зрительного анализатора
Зрительное восприятие при слабовидении характеризуется неточностью, фрагментарностью, замедленностью. Слабовидение, в отличие от остаточного зрения, дает больше возможностей для использования зрительного анализатора как ведущего в познании мира.
Чаще всего у слабовидящих детей выявляются косоглазие и амблиопия. Косоглазие проявляется в нарушении бинокулярного зрения. Бывает односторонним и двусторонним. Причинами косоглазия выступают нарушения рефракции (преломляющей способности хрусталика), расстройства аккомодации (приспособления глаза к рассматриванию предметов на разных расстояниях), конвергенции (сведение осей глаз для видения предметов на близком расстоянии).
Амблиопия – формы поражения зрения, не имеющие видимой анатомической или рефракционной основы, наиболее частая причина – косоглазие. Наиболее распространенной формой аномалии рефракции, приводящей к снижению остроты зрения, является миопия (близорукость), достаточно часты гипер-метропия (дальнозоркость) и астигматизм.
Астигматизм – аномалия преломляющей способности глаза, при которой в одном глазу наблюдается сочетание различных видов рефракции. Часто причинами слабовидения являются атрофия сетчатки, зрительного нерва, нистагм и другие глазные заболевания.
Степень выраженности отставания в
психическом развитии у слепых и
слабовидящих детей зависит от причин,
тяжести и времени
Наблюдается своеобразие речи и
вербального мышления. Речь формируется
с некоторой задержкой и
Вялое, порой неадекватное внешнее
проявление эмоций у лиц с нарушением
зрения зачастую сочетается с навязчивыми
движениями. Это и частое потряхивание
руками, и подскоки на пружинящих ногах,
и надавливание пальцем на веки,
и ритмичные покачивания
Слепые дети с остаточным зрением и слабовидящие при разговоре часто кажутся зрячим странными, потому что "наступают" на собеседника. Это вызвано желанием разглядеть собеседника и, если он отступает, то дети двигаются за ним.
Кроме того, для детей с нарушением зрения, особенно при общении на расстоянии, характерно неточное восприятие жестов вследствие снижения остроты центрального зрения и нарушения бинокулярности. Они реже пользуются жестами и только, как правило, для уточнения словесной информации, что связано с несформированностью средств невербальной коммуникации. Обращает на себя внимание и такой факт, что таким детям очень сложно услышать другого ребенка, речь их обычно монологична, и они очень мало интересуются тем, что говорят партнеры по игре.
Неудачи и трудности, с которыми
ребенок сталкивается в обучении,
в игре, в овладении двигательными
навыками, пространственной ориентировке,
вызывают сложные переживания и
негативные реакции, проявляющиеся
в неуверенности, пассивности, самоизоляции,
неадекватном поведении и даже агрессивности.
Многим детям с нарушением зрения
присуще астеническое состояние, характеризующееся
значительным снижением желания
играть, нервным напряжением, повышенной
утомляемостью. Нужно иметь в
виду, что дети с депривацией зрения
оказываются в стрессовых ситуациях
чаще, чем их нормально видящие
сверстники. Постоянно высокое
Резюмируя сказанное, можно отметить,
что полная или частичная утрата
зрения, сужая сенсорную сферу, затрудняя
и обедняя чувственное
Мышление – наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами. Навыки и способы мышления развиваются у человека в онтогенезе при взаимодействии среды - человеческого общества.
Развитие мышление начинается в младенческом возрасте и в течение первого года жизни (Л. С. Выготский говорил, что в течение двух лет жизни), формирование мышления идет независимо от функции речи по своим собственным законам[2].
Основным условием развития мышления детей является целенаправленное воспитание и обучение их. В процессе воспитания ребёнок овладевает предметными действиями и речью, научается самостоятельно решать сначала простые, затем и сложные задачи, а также понимать требования, предъявляемые взрослыми, и действовать в соответствии с ними.
Развитие мышления выражается в постепенном расширении содержания мысли, в последовательном возникновении форм и способов мыслительной деятельности и изменении их по мере общего формирования личности. Одновременно у ребёнка усиливаются и побуждения к мыслительной деятельности - познавательные интересы.
Мышление развивается на протяжении всей жизни человека в процессе его деятельности. На каждом возрастном этапе мышление имеет свои особенности.
Многочисленные исследования отечественных
и зарубежных психологов, педагогов,
физиологов (Векнер Л. М., Выготский
Л. С., Леонтьев А. Н., Павлов И. П.) позволили
выявить особенности и
Новорожденные младенцы не включены в практическую деятельность, они только общаются с взрослыми, а в период бодрствования, находясь в одиночестве, изучают при помощи органов чувств ближайшее окружение. С помощью рук, отчасти ног, они манипулируют находящимися в пределах их досягаемости предметами, то есть вырабатывают умения и навыки, которые впоследствии оказываются включенными в процесс решения практических сенсомоторных задач.
Ребенок младенческого возраста познает окружающий мир главным образом благодаря привычным действиям, с помощью которых он на этот мир практически воздействует. Со временем, как правило, уже за пределами младенческого возраста, мир оказывается представленным ребенку еще и в образах, сравнительно свободных от действий, а далее и в понятиях.[9]
Информация о работе Развитие мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения