Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 18:39, курсовая работа
Цель работы: выделение социально-педагогических средств развития навыков общения у подростков. Цель работы конкретизирована в следующих задачах:
изучение особенностей подросткового периода;
исследование особенностей общения в подростковом возрасте и рассмотрение основных коммуникативных навыков;
рассмотрение основных направлений развития коммуникативных навыков у подростков.
Объектом исследования: процесс общения.
Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Психолого-педагогические закономерности становления процесса общения в подростковом возрасте
Подростки и их особенности ………………………………………………4
Общение как ведущая деятельность подростков ………………………...11
Основные коммуникативные навыки …………………………………….17
Глава 2. Направление и методы развития навыков общения у подростков
2.1. Основные направления развития коммуникативных навыков
у подростков ………………………………………………………………………22
2.2. Тренинг как средство развития коммуникативных навыков ……………..25
Заключение ………………………………………………………………………..35
Список литературы ……………………………………………………………….36
Курсовая работа
Тема: Развитие навыков общения у подростков
План работы
Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Психолого-педагогические закономерности становления процесса общения в подростковом возрасте
Глава 2. Направление и методы развития навыков общения у подростков
2.1. Основные направления развития коммуникативных навыков
у подростков ………………………………………………………………………22
2.2. Тренинг как средство
развития коммуникативных
Заключение ………………………………………………………………………..
Список литературы ……………………………………………………………….36
Введение
Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения, приводят ко множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе, при совместной деятельности.
Проблема общения относится к числу важнейших для подростка сфер жизнедеятельности. Все психологи едины в признании значения общения в формировании личности подростковом возрасте. Этот период весьма существенен для формирования основных структурных компонентов личности. От того, как будет складываться общение, зависит формирование будущей личности. Поэтому изучение проблем общения становится весьма актуальным. Очень важно помочь подросткам в развитии навыков общения в той ситуации, когда они испытывают трудности.
Актуальность данной проблемы резко возрастает на современном этапе развития общества, когда идет резкая смена социальных отношений, характера личностных взаимодействий, моральных норм, ценностей и т.д.
Цель работы: выделение социально-педагогиче
Объектом исследования: процесс общения.
Предмет: развитие общения.
Гипотеза: для эффективного общения в подростковом возрасте необходимо развитие навыков общения определенными методами.
Глава 1. Психолого-педагогические закономерности становления процесса общения в подростковом возрасте
На современном этапе границы подросткового возраста примерно совпадают с обучением детей в средних классах от 11-12 лет до 15-16 лет. Но надо отметить, что основным критерием для периодов жизни является не календарный возраст, а анатомо-физиологические изменения в организме.
Отечественными психологами подробно изучались и описывались закономерности полового созревания, умственные интересы, формы социальной активности и содержание внутреннего мира подростков. Этой занимались такие психологи как Выготский Л.С. (1889-1960), Божович Л.И. (1908-1981), Леонтьев А.Н. (1093-1979), Эльконин Д.Б. (1904-1984) и другие.
Важную фазу в общем процессе становления человека как личности занимает подростковый возраст, когда на основе качественно нового характера, структуры и состава деятельности ребенка закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок1.
Занимая переходную стадию между детством и юностью, подростковый представляет исключительно сложный этап психического развития.
Переход от детства к взрослости протекает, как правило, остро и порой драматично, в нем переплетены противоречивые тенденции социального развития. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность личности, свертывание и изменение установившихся интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и массой положительных факторов - возрастает самостоятельность ребенка, более многообразными и содержательными становятся все отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и существенно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе и к другим людям и т. д. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой реально формируется его сознательное отношение к себе как члену общества.
Представляя собой социально-
Эльконин называет период от 11 до 17 лет «подростковым», подразделяя его на две фазы2. Ведущей деятельностью 11-15-ти летних (средний школьный возраст) Эльконин считает общение в системе общественно полезной деятельности, включающей такие ее коллективно выполняемые формы, как общественно-организационная, спортивная, художественная и трудовая. Внутри этой деятельности подростки овладевают способностью строить общение в зависимости от различных задач и требований жизни, способностью ориентироваться в личных особенностях в качествах других людей, способностью сознательно подчиняться нормам, принятым в коллективе. У 15-17-ти летних (старший школьный возраст) ведущей становится учебно-профессиональная деятельность (хотя общение по-прежнему остается ведущим), благодаря которой у старшеклассников формируются определенные познавательные и профессиональные интересы, элементы исследовательских умений, способность строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы, самосознание.
Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Дубровина И.В. связывает трудности этого возраста с половым созреванием как причиной различных психофизиологических и психических отклонений3.
В подростковом возрасте происходит бурный рост, развитие и перестройка организма ребенка. Неравномерность физического развития, когда преимущественно происходит рост костей туловища и конечностей в длину, приводит к угловатости, неуклюжести, потере гармонии в движениях. В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, сниженная самооценка. В качестве общих особенностей этого возраста отмечаются изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от веселья к унынию и пессимизму.
Заметное развитие в этот период приобретают волевые черты характера -настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности. В отличие от младшего школьника, подросток способен не только к отдельным волевым действиям, но и к волевой деятельности. Он часто уже сам ставит перед собой цели, сам планирует их осуществление. Но недостаточность воли сказывается, в частности, в том, что, проявляя настойчивость в одном виде деятельности, подросток может не обнаруживать ее в других видах. Наряду с этим подростковый возраст характеризуется известной импульсивностью.
Внимание подростка
характеризуется не только большим
объемом и устойчивостью, но и
специфической
Существенные сдвиги происходят в интеллектуальной деятельности подростков. Основной особенностью ее в 10-15 лет является нарастающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению. Важная особенность
этого возраста - формирование активного, самостоятельного, творческого мышления.
Бурно развиваются чувства
подростков. Их эмоциональные переживания
приобретают большую
Детям подросткового возраста присущи повышенный интерес к своей личности, потребность в осознании и оценке своих личных качеств. Анализируя и оценивая свое поведение, подросток постепенно сравнивает его с поведением окружающих людей, прежде всего своих товарищей. При этом он дорожит мнением не только товарищей, но и взрослых, стремясь выработать в себе такие черты, которые позволяли бы ему добиваться успехов в деятельности и улучшить взаимоотношения с другими людьми.
Но часто проявляется
и неприятие оценок взрослых, независимо
от их правоты. Причина кроется прежде
всего в отсутствии возможности
удовлетворить обостренную
Выступая как важный этап становления личности, подростковый возраст представляет вместе с тем не единовременный акт, а сложный этап в процессе личностного развития, отличающийся разноуровневыми характеристиками социального созревания. Уровень социальных возможностей подростка, условия и скорость его социального развития соотнесены с осмыслением подростком себя и своей принадлежности к обществу, степенью выраженности прав и обязанностей, уровнем овладения миром современных вещей и отношений, насыщенностью дальних и ближних связей, их дифференцированностью. По мере взросления у подростка изменяются характер и особенности видения себя в обществе, восприятие общества, иерархии общественных связей, изменяются его мотивы и степень их адекватности общественным потребностям.
Фельдштейн Д.И. выделяет три стадии процесса развития подростка6:
Первый уровень условно назван «Локально-капризный». Он отличается тем что стремление 10-11-летнего ребенка к самостоятельности проявляется в потребности признания со стороны взрослых его возможностей и значения, через решение, как правило, частных задач. Причем эмоционально окрашенное стремление к самостоятельности проявляется у разных детей по-разному, что отражается, в частности, в мотивационных структурах.
Характерно, что десяти-одиннадцатилетние дети всячески стараются получить признание самого факта их взросления. Причем у части младших подростков оно выражается в желании отстоять свое право быть как взрослые, добиться признания своей взрослости. У других детей стремление к признанию взрослости заключается в жажде получить признание их новых возможностей; у третьих - участвовать в разнообразных делах наравне со взрослыми.
Вместе с тем,
анализ поведения и отношений
детей в специально
Второй уровень-стадия условно назван «право-значимым». 12-13-летний ребенок уже не удовлетворяется своим участием в определенной совокупности дел, решений, у него развертывается потребность в общественном признании, происходит освоение не только своих обязанностей, но главное, прав в семье, обществе, формируется стремление к взрослости не на уровне «я хочу», а на уровне «я могу» и «я должен».
На третьем уровне-стадии
«утверждающе-действенной», у 14-15-летнего
подростка развивается
Таким образом, изучение развития детей на подростковом этапе, на основе изменения одного из главных показателей их психического состояния - потребности в самостоятельности, самоутверждении, дает возможность рассматривать не просто младших и старших подростков, но раскрыть сложную динамику их поуровневого развития. Причем, самоутверждение - это лишь один из компонентов того особого психического состояния, которое является определяющим для всего периода подросткового возраста и заключает главные тенденции в развитии социальной зрелости растущих людей.