Развитие навыков общения у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 18:39, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выделение социально-педагогических средств развития навыков общения у подростков. Цель работы конкретизирована в следующих задачах:
изучение особенностей подросткового периода;
исследование особенностей общения в подростковом возрасте и рассмотрение основных коммуникативных навыков;
рассмотрение основных направлений развития коммуникативных навыков у подростков.
Объектом исследования: процесс общения.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Психолого-педагогические закономерности становления процесса общения в подростковом возрасте
Подростки и их особенности ………………………………………………4
Общение как ведущая деятельность подростков ………………………...11
Основные коммуникативные навыки …………………………………….17
Глава 2. Направление и методы развития навыков общения у подростков
2.1. Основные направления развития коммуникативных навыков
у подростков ………………………………………………………………………22
2.2. Тренинг как средство развития коммуникативных навыков ……………..25
Заключение ………………………………………………………………………..35
Список литературы ……………………………………………………………….36

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Тема- Развитие навыков общения у подростков.doc

— 187.00 Кб (Скачать файл)

          Типичную картину поуровневых изменений социального развития личности подростка на разных стадиях этого возрастного периода дает анализ такого компонента самосознания, как самооценка. На первой стадии подросткового возраста (в 10-11 лет) ребенку свойственно весьма своеобразное отношение к себе (принятие себя). На второй стадии подросткового периода, в 12-13 лет, наряду с общим принятием себя сохраняется и ситуативно отрицательное отношение ребенка к себе, зависящее от оценок окружающих, прежде всего сверстников. В то же время критическое отношение подростка к себе, переживание недовольства собой сопровождается актуализацией потребности в самоуважении, общем положительном отношении к себе как личности. На третьей стадии этого возраста, в 14-15 лет, возникает «оперативная самооценка», определяющая отношение подростка к себе в настоящее время. Эта самооценка основывается на сопоставлении подростком своих личностных особенностей, форм поведения с определенными нормами, которые выступают для него как идеальные формы его личности.

            В связи с подростковым возрастом  всегда можно услышать понятие «кризис». Л. С. Выготский полагал, что «кризис» переходного возраста связан с двумя факторами: возникновением новообразования в сознании подростка и перестройкой отношений между ребенком и средой: эта перестройка составляет главное содержание «кризиса»7.

Немецкий психолог К. Левин сделал следующий важный шаг  в анализе причин конфликтного типа развития подростков. Он констатировал, что в современном обществе существуют как самостоятельные группа взрослых и группа детей8. Каждая обладает привилегиями, которых не имеет другая. Специфика положения подростка состоит в том, что он находится между этими двумя группами, так как он уже не хочет принадлежать к группе детей и стремится перейти в группу взрослых, но они его еще не принимают. В этом положении Левин видел источник специфических особенностей подростка. Он считал, что чем больше разрыв между двумя группами и длиннее период неприкаянности подростка, тем с большими трудностями протекает подростковый период.

В науке постепенно накапливались теоретические обобщения и разные факты, говорящие о том, что особенности проявлений и протекания подросткового периода определяются конкретными социальными обстоятельствами жизни и развития подростка, его общественным положением в мире взрослых.

 

 

    1. Общение как ведущая деятельность подростков

 

Одним из важнейших факторов формирования личности является общение. Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга9. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами.

Общение выполняет целый  ряд функций в жизни человека:

1. Социальные функции  общения:

- организация совместной деятельности;

 - управление поведением и деятельностью;

- контроль;

2. Психологические функции  общения:

 - функция обеспечения психологического комфорта личности;

- удовлетворение потребности в общении;

           - функция самоутверждения.

         В зависимости от содержания, целей и средств общение можно поделить на несколько видов.

1. По содержанию оно  может быть:

  • материальное (обмен предметами и продуктами деятельности);
  • когнитивное (обмен знаниями);
  • кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями);
  • мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями);
  • деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками);

2. По целям общение  делится на:

  • биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма);
  • социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида);

3. По средствам общение  может быть:

  • непосредственное (осуществляемое с помощью естественных органов - руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.);
  • опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий);
  • прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения);
  • косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).

Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество. Общение как взаимодействие должно состоять из следующих этапов:

1. Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание  другого человека, представление  себя другому человеку.

2. Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы.

3. Обсуждение интересующей  проблемы.

4. Решение проблемы.

5. Завершение контакта (выход из него).

В отношении  подростков общение часто называют как основной вид ведущей деятельности. Вообще по вопросу определения конкретного типа ведущей деятельности для подросткового периода существуют две точки зрения:

1. Общение принимает  статус ведущего типа деятельности  и имеет интимно-личностный характер, предметом общения выступает  другой человек - сверстник, а содержание и является построением и поддержанием личных отношений с ним. Этой точки зрения придерживаются Эльконин Д.Б., Драгунова Т.В., Каган М.С.

2. В качестве ведущего  типа деятельности подростка  выступает общественно полезная  деятельность, в процессе которой происходит дальнейшее освоение различных форм взаимоотношений со сверстниками, со взрослыми и развертываются, как считает Фельдштейн Д.И., новые формы общения «как приобщение подростков к обществу»10.

Все исследователи психологии подросткового возраста тем не менее сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков общения со сверстниками, поэтому одной из главных тенденций подросткового возраста является переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или менее равных по положению.

Мудрик А.В. отмечает, что потребность в общении  со сверстниками, которых не могут  заменить родители, возникает у детей  очень рано и с возрастом усиливается11.  Поведение подростков, считает Мудрик А.В., по своей специфике является коллективно-групповым. Такую специфику поведения подростков он объясняет так: во-первых, общение со сверстниками - очень важный канал информации, по нему подростки узнают многие вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые. Во-вторых, это специфический вид механических отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права. В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи даёт подростку чувство благополучия и устойчивости.

Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности. Божович Л.И. отмечает, что если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками12. К началу подросткового возраста дети приходят с разным опытом общения с товарищами: у одних ребят оно уже занимает немалое место в жизни, у других - ограничивается только школой. Со временем общение со сверстниками всё больше выходит за пределы учения и школы, включает новые интересы, занятия, увлечения и превращается в самостоятельную и очень важную для подростков сферу жизни. Общение со сверстниками становится настолько притягательным и важным, что учение отодвигается на второй план, возможность общения с родителями выглядит уже не такой привлекательной. Следует отметить, что коммуникативные черты и стиль общения мальчиков и девочек не совсем одинаковы.

На первый взгляд, мальчики во всех возрастах общительнее девочек. С самого раннего возраста они активнее девочек вступают в контакты с другими детьми, затевают совместные игры и так далее. Однако различие между полами в уровне общительности не столько количественные, сколько качественные. Хотя силовые игры приносят мальчикам громадное эмоциональное удовлетворение, в них обычно присутствует дух соревнования, нередко игра переходит в драку. Содержание совместной деятельности и собственный успех в ней значат для мальчиков больше, чем наличие индивидуальной симпатии к другим участникам игры.

Общение девочек выглядит более пассивным, зато более дружественным  и избирательным. Судя по данным психологических исследований, мальчики сначала вступают в контакты друг с другом и лишь потом, в ходе игрового или делового взаимодействия, у них складывается положительная установка, появляется тяга друг к другу. Девочки, наоборот, вступают в контакт главным образом с теми, кто им нравится, содержание совместной деятельности для них сравнительно второстепенно.

С раннего возраста мальчики тяготеют к более экстенсивному, а девочки к интенсивному общению, мальчики чаще играют большими группами, а девочки - по двое или по трое.

Кон И.О. считает, что психология общения в подростковом возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления (приватизации) и афорилиации, то есть потребности в принадлежности, включённости в какую-то группу или общность13.

Чувство одиночества  и неприкаянности, связанное с  возрастными трудностями становления личности, порождает у подростков неутомимую жажду общения и группирования со сверстниками, в обществе которых они находятся или надеются найти то, в чем им отказывают взрослые: спонтанность, спасение от скуки и признание собственной значимости14. Для подростка важно не только быть вместе со сверстниками, но, и, главное, занимать среди них удовлетворяющее его положение. Для некоторых это стремление может выражаться в желании занять в группе позицию лидера, для других - быть признанным, любимым товарищем, для третьих - непререкаемым авторитетом в каком-то деле, но в любом случае оно является ведущим мотивом поведения подростков, особенно младших подростков.

Внешние проявления коммуникативного поведения младших подростков весьма противоречивы. С одной стороны, стремление во что бы то ни стало быть такими же, как все, с другой - желание выделиться, отличиться любой ценой; с одной стороны, стремление заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой - бравирование собственными недостатками.

Д.И. Фельдштейн выделяет три формы общения подростков: интимно-личную, стихийно-групповую, социально-ориентированную15.

Интимно- личностное общение - взаимодействие, основанное на личных симпатиях, - «я» и «ты». Содержанием такого общения выступает соучастие собеседников в проблемах друг друга. Интимно-личностное общение возникает при условии общности ценностей партнеров, а соучастие обеспечивается пониманием мыслей, чувств и намерений друг друга, эмпатией. Высшими формами интимно-личностного общения являются дружба и любовь.

Стихийно-групповое общение - взаимодействие, основанное на случайных контактах – «я» и «они». Стихийно-групповой характер общения подростков доминирует в том случае, если не организована общественно-полезная деятельность, подростков. Такой вид общения приводит к появлению разного рода подростковых компаний, неформальных групп. В процессе стихийно-группового общения устойчивый характер приобретают агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, замкнутость и т.д.

Социально-ориентированное  общение - взаимодействие, основанное на совместном выполнении общественно-важных дел – «я» и «общество». Социально-ориентированное общение обслуживает общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни групп, коллективов, организаций и т.д.

Содержание общения  подростков включает в себя следующие компоненты:

  • идейно-нравственная проблематика (смысл жизни, мировые проблемы, жизненные планы, взаимоотношения людей);
  • событийную сторону жизни (жизнь класса, в котором они учатся, жизнь семьи, знакомых, поступки свои и сверстников, воспоминания, ближайшие планы);
  • эмоциональные аспекты жизни (впечатления, отношение к чему-либо или кому-либо, свои чувства, реакции, переживания, настроения);
  • предметную сферу бытия (содержание их жизнедеятельности и способы ее реализации, предметно - эстетическое окружение).

Таким образом, в подростковом возрасте наиболее значимыми  являются отношения со сверстниками. В этом возрасте прослеживаются некоторые сложности во взаимоотношениях с взрослыми (родителями и учителями), связанные с возрастными особенностями детей. Однако, при всей тяге к самостоятельности, подростки все же остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших.

 

 

    1. Основные коммуникативные навыки

 

Чем же определяется оптимальное  участие личности в общении с  другими людьми, оптимальное вхождение ее в систему совместной деятельности, сотрудничества, а следовательно и в структуру самой группы?  
Нередко этот вопрос ставится и решается слишком упрощенно – в виде анализа общительности или необщительности личности, ее высокой или недостаточной коммуникабельности, или в виде анализа психологической совместимости-несовместимости людей в группе и совместной деятельности. На самом деле, факторы, определяющие динамику и успешность участия личности в общении, представляют собой личностные свойства, способности и умения, составляющие в системе коммуникативную структуру личности, ее коммуникативный потенциал, индивидуальный стиль ее участия в коллективной деятельности с другими людьми, в сотрудничестве с ними16.

Информация о работе Развитие навыков общения у подростков