Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 18:39, курсовая работа
Цель работы: выделение социально-педагогических средств развития навыков общения у подростков. Цель работы конкретизирована в следующих задачах:
изучение особенностей подросткового периода;
исследование особенностей общения в подростковом возрасте и рассмотрение основных коммуникативных навыков;
рассмотрение основных направлений развития коммуникативных навыков у подростков.
Объектом исследования: процесс общения.
Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Психолого-педагогические закономерности становления процесса общения в подростковом возрасте
Подростки и их особенности ………………………………………………4
Общение как ведущая деятельность подростков ………………………...11
Основные коммуникативные навыки …………………………………….17
Глава 2. Направление и методы развития навыков общения у подростков
2.1. Основные направления развития коммуникативных навыков
у подростков ………………………………………………………………………22
2.2. Тренинг как средство развития коммуникативных навыков ……………..25
Заключение ………………………………………………………………………..35
Список литературы ……………………………………………………………….36
Конечно же, характер участия личности
в каждом конкретном акте общения зависит
от содержания самой совместной деятельности,
в которую входит личность, от условий,
в которых эта деятельности совершается,
от особенностей других ее участников.
Но за своеобразием такого участия всегда
можно увидеть нечто характерное именно
для данной личности, нечто индивидуальное
и неповторимое, нечто устойчивое, что
называется коммуникативным потенциалом
личности. Коммуникативный потенциал
личности - это система социально-психологических
свойств личности, определяющих или обеспечивающих
её участие в общении с другими людьми
или её вхождение в сотрудничество, совместную
деятельность, а тем самым и в человеческую общность.
Уровень
развития коммуникативных навыков во
многом определяет коммуникативный потенциал
личности. Коммуникативные навыки, или
способности, обладают очень широким диапазоном
действия и определяют как коммуникативный
аспект социального поведения, так и специальную
коммуникативную деятельность17.
В самом общем
смысле коммуникативные способности можно
определить как способности, обеспечивающие
эффективность общения личности с другими
личностями и психологическую совместимость
в совместной деятельности. Коммуникативные
способности формируются и выявляются
в процессах коммуникации, то есть обмене
информацией между людьми посредством
знаков и символов, при котором информация
передается целенаправленно, принимается
избирательно, а взаимодействие осуществляется
в соответствии с определенными правилами и нормами.
Хотя
некоторые психологи говорят о том, что
коммуникативные способности проявляются
в уровне реализации у индивида всех трех
сторон общения: коммуникативной - в средствах
передачи информации; интерактивной -
в способах и приемах психологического
воздействия в совместной деятельности;
перцептивной - в межличностном восприятии,
оценивании и взаимопонимании людей. Способность
к общению предполагает и развитую степень
социально-психологической адаптации,
то есть активное приспособление индивида
к условиям новой социальной среды, умение
оказывать психологическое воздействие
на окружающих, убеждать их и располагать
к себе.
Определение
типологии и структуры коммуникативных
способностей представляет сложность,
поскольку существуют различные точки
зрения на процесс общения и на свойства
человека, обеспечивающие успешность
в общении. Например, Л. Тайер выделяет
два типа коммуникативных способностей:
стратегические, выражающие возможности
личности понять коммуникативную ситуацию,
правильно в ней сориентироваться и в
соответствии с этим сформировать определенную
стратегию поведения; тактические способности,
обеспечивающие непосредственное участие
личности в коммуникации.
«Ядром» коммуникативных
способностей, по мнению Бодалева А.А.
является восприятие и понимание человека
человеком18. Исходя из функционально-генетического
подхода к проблеме способностей, предложенного
Шадриковым, психологи выделяют два компонента
коммуникативных способностей: ориентировочно-коммуникативный
и исполнительно-коммуникативный. Ориентировочно-коммуникативный
компонент проявляется в том, насколько
человек способен объективно точно и адекватно
произвести анализ коммуникативной ситуации
партнера, а также произвести оценку эффективности
своих действий. Исполнительно-коммуникативный
компонент проявляется в умении правильно
использовать в разных ситуациях запас
коммуникативных приемов, эффективно
планировать свои действия.
Как мы видим,
сложность процесса общения и разнообразие
свойств личности, влияющих на успешность
общения объясняют сложность структуры
коммуникативных способностей.
По мнению
И.В. Лабутовой, структура каждой группы
коммуникативных умений включает в себя
три главных компонента: психотехнический
(психофизическая саморегуляция индивида
в общении), экспрессивный (вербальные
и невербальные средства общения) и межличностный
(связан с процессом взаимодействия, взаимопонимания
и взаимовлияния)19. В структуру коммуникативных способностей
включают также социально-перцептивные
способности, умения, навыки, к которым
относится эмпатия, социально-психологическая
наблюдательность, социально-психологическая
рефлексия, социально-психологическая
перцепция рефлексивно-самооценочные
свойства, контактность (способность вступать
в психологический контакт, формировать
в ходе взаимодействия доверительные
отношения). Адекватность отражения свойств
и качеств личности, точность прогнозирования
воздействия на партнера расцениваются
исследователями как показатели уровня
развития социальных способностей личности.
Анализ социально-перцептивных свойств
и возможностей личности, проделанный
в многочисленных исследованиях, позволяет
считать их своеобразными коммуникативными
способностями, которые формируются в
ходе участия личности в общении и, в свою
очередь, влияют на успешность этого участия.
При этом, к системе коммуникативных свойств
личности, выражающих ее способности воспринимать
и понимать личностные особенности соучастников
общения и совместной деятельности, следовало
бы добавить способности отражать и понимать
социально-психологические характеристики
группы, членом которой является личность,
а также способности к пониманию места
и роли в группе каждого из участников,
в том числе и самого себя. При таком дополнении
мы получаем систему перцептивно-рефлексивных
способностей, которые составляют внутреннюю
психологическую основу коммуникативных возможностей.
Таким образом,
мы видим, что одним из определяющих факторов
успешности общения является уровень
развития коммуникативных способностей.
Коммуникативные
способности являются сложным, многокомпонентным
образованием и включают в себя следующие
уровни реализации: перцептивный, коммуникативный,
рефлексивно-самооценочный, а также уровни
эмоционально-психологической саморегуляции,
социальной компетенции, социального
интеллекта.
Несомненно, коммуникативные способности развиваются всю жизнь, в процессе социализации личности, пик развития этих способностей приходится на подростковый возраст, когда общение является ведущим видом деятельности.
Глава 2. Направление и методы развития навыков общения у подростков
2.1. Основные
направления развития коммуника
Основные проблемы подросткового возраста в основном связаны с общением - проблемы лидерства, возможность быть авторитетом, потребность в признании. Неумение решать эти проблемы - причина, недисциплинированности, конформности, одиночества, ассоциального поведения. Неспособность к общению определяется в этом возрасте тем, что подросток еще не адекватен в оценке другого человека, хочет поставить себя выше собеседника, самоутвердиться любым способом.
Помощь подросткам в развитии коммуникативных навыков должна быть направлена на развитие социального интеллекта учащихся, признания чужого и собственного «Я» ценностями наивысшей значимости, на практическое решение проблем межличностного общения. А также позволить подросткам реализовать прогрессирующую в данном возрасте потребность в самопознании.
В программе развития навыков общения можно выделить основные вопросы, интересующие подростка: что такое человек; насколько многообразен и уникален его внутренний мир; что такое я сам; как, почему и из чего складываются мои отношения с обществом, другими людьми; как я могу оценивать свои собственные возможности, понять другого человека; как я могу управлять своим поведением?
Развитие навыков общения должно быть направлено на то, чтобы помочь ребенку стать более социально адаптированным, более творческим, более защищенным. Для того, чтобы правильно строить свои отношения с окружающим миром, надо знать законы, по которым существуют и развиваются общие и индивидуальные человеческие феномены.
Цели программы развития навыков общения:
Задачи:
Нельзя строить изучение материала, не учитывая интересы подростковой аудитории. Из всех традиционных принципов обучения для программы развития навыков общения наибольшее значение имеют два: принцип отражения возрастных особенностей и принцип индивидуального подхода. Первый реализуется таким образом, должна вводится информация, в которой отражаются потребности данного возраста и которая в силу этого становится наиболее значимой для него. Так как общая мотивация у подростков смещается на общение, то необходимо научить их общаться. Если спецификой отношений подростков со взрослыми является конфликтность, то необходимо дать им способы разрешения конфликтов. Если ученику важно понять себя, то ему надо дать такую возможность. Следовательно, суть этого принципа заключается в максимальном использовании естественных ресурсов развития личности ребенка и сензитивности возраста.
Второй принцип понимается как учет потребностей и интересов конкретной аудитории.
Центральным пунктом программы развития навыков общения можно считать принцип мотивационной готовности учащихся, так как более продуктивно усваивается то, что максимально мотивированно.
Методы дифференциальной и экспериментальной психологии используются в качестве инструмента самопознания. Для этой цели возможно использование тестовых и проективных методик. Тестовые методики несут и дидактическую нагрузку, то есть используются как прием преподавания (в ситуации постановки проблемы, для введения в тему, для решения задач). Диагностическая работа с проективными методиками дает возможность ребенку освобождаться от сильных переживаний, а педагогу понять проблемы ребенка, лежащие в области подсознания. Для вышеназванных целей могут быть использованы также анкеты, опросники, методика незаконченных предложений.
Методы по развитию
творческого самочувствия
Особая роль среди
собственно психологических
методов принадлежит
Упражнения для домашних заданий и самостоятельной работы разрабатываются либо как тематические самоотчеты, либо как творческие задания. Учащимся, например, предлагается написать сочинение «Мои достижения», составить рассказ от лица какого - то предмета, придумать ситуацию на определенную тему, сделать анализ проблемы и т.д.
При использовании программы развития навыков общения предполагаются следующие результаты:
Таким образом, основные
2.2. Тренинг как средство развития коммуникативных навыков
Как мы уже говорили, одним из определяющих факторов успешности общения является уровень развития коммуникативных способностей, и пик развития этих способностей приходится на подростковый возраст, когда общение является ведущим видом деятельности.
Одним из способов стимулирования
и развития этих способностей является
социально-психологический
В отечественной психологии
социально-психологический
- качественные
изменения процессов общения в группе;
- активная позиция
участника тренинга;
- намеренная обратная
межличностная связь;
- высокая степень
включенности эмоциональной сферы его
участников;
- существование
определенных этапов развития: вхождение
(предтренинг) - перестройка - тренинг.
Программа тренинга общения
Методические рекомендации. Программа тренинга общения включает в себя следующие темы: знакомство с психологическими характеристиками личности (с обсуждением примеров из художественной литературы); теория ролевого поведения, виды и уровни общения, обучение позитивному мышлению, навыки публичного выступления, диалогическое и монологическое общение, доверительность в общении, проблема манипулятивного поведения, выбор имиджа и стиля поведения, контроль над эмоциями.
Занятия включают в себя как теоретический, так и практический материал и рассчитаны на группы из 8-9 человек одного возраста. Продолжительность одного занятия около 3 часов. Занятиям предшествует индивидуальное собеседование, на котором психологом определяется состояние психики будущего участника, круг его интересов, проблемы, его ожидания от участия в группе. Оценка, хотя бы грубая, психического состояния обязательна, так как психолог не должен брать на себя ответственность за участие в групповой работе психически неустойчивого человека.
Первое занятие. Знакомство участников группы друг с другом, с проблемами, которые испытывают окружающие. Некоторое время необходимо на то, чтобы участники почувствовали себя в кругу друзей, имеющих сходные интересы и трудности.
Возникновению доверия способствует упражнение «Падаем в кругу друзей». Вся группа становится в круг, один из участников находится внутри круга и начинает спиной падать на подставленные руки участников. Это происходит до тех пор, пока он не почувствует поддержку всех членов группы. После этого в центр круга встает другой участник.