Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 18:39, курсовая работа
Цель работы: выделение социально-педагогических средств развития навыков общения у подростков. Цель работы конкретизирована в следующих задачах:
изучение особенностей подросткового периода;
исследование особенностей общения в подростковом возрасте и рассмотрение основных коммуникативных навыков;
рассмотрение основных направлений развития коммуникативных навыков у подростков.
Объектом исследования: процесс общения.
Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Психолого-педагогические закономерности становления процесса общения в подростковом возрасте
Подростки и их особенности ………………………………………………4
Общение как ведущая деятельность подростков ………………………...11
Основные коммуникативные навыки …………………………………….17
Глава 2. Направление и методы развития навыков общения у подростков
2.1. Основные направления развития коммуникативных навыков
у подростков ………………………………………………………………………22
2.2. Тренинг как средство развития коммуникативных навыков ……………..25
Заключение ………………………………………………………………………..35
Список литературы ……………………………………………………………….36
Основной характеристикой подросткового возраста является неумение общаться, которое приводит к неразрешимым подчас проблемам, касающимся успеваемости, дисциплины, возможностей личностного становления подростка. В этот период отмечается большое количество так называемых «трудных детей». Основную массу подростков характеризует неустойчивость настроения, постоянные колебания самооценки, неадекватность реакций. И именно поэтому так важно развитие коммуникативных навыков у подростков.
Их развитие должно быть направлено на:
Среди основных направлений развития коммуникативных навыков подростков (развитие разнообразных форм подросткового взаимодействия, психологическое обучение, тренинги) мы особо выделяем социально-психологический тренинг, считая его наиболее эффективным в подростковом возрасте.
Список литературы
1 Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студентов вузов. – 4-е изд. – М.: Акад., 1999. – С. 441
2 Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте//Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов/Сост. Л. М. Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна. - Издание 2-е, доп. - М.: Институт практической психологии, 1996. – С. 169
3 Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студентов вузов. – 4-е изд. – М.: Акад., 1999. – С. 443
4 Мухина В.С. Психология детства и отрочества: Учебник для студентов. – М.: Институт практической психологии, 1998. – С. 389
5 Кон И.С., Фельдштейн Д.И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста// Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов/Сост. Л. М. Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна. - Издание 2-е, доп. - М.: Институт практической психологии, 1996. – С. 242
6 Фельдштейн Д.И. Особенности стадий развития личности на примере подросткового возраста//Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов/Сост. Л. М. Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна. - Издание 2-е, доп. - М.: Институт практической психологии, 1996. – С. 252
7 Фельдштейн Д.И. Закономерности поуровневого развития личности в онтогенезе//Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов/Сост. Л. М. Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна. - Издание 2-е, доп. - М.: Институт практической психологии, 1996. – С. 183
8 Шаповаленко И.В. Возрастная психология: (психология развития и возрастная психология): Учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. – М.: Гардарики, 2004. – с. 261
9 Краткий психологический словарь/Сост. Л. А. Карпенко, под общей редакцией А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985. – С. 287
10 Фельдштейн Д.И. Особенности ведущей деятельности детей подросткового возраста//Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов/Сост. Л. М. Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна. - Издание 2-е, доп. - М.: Институт практической психологии, 1996. – С. 163
11 Мудрик А.В. Современный старшеклассник//Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов/Сост. Л. М. Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна. - Издание 2-е, доп. - М.: Институт практической психологии, 1996. – С. 268
12 Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе// Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов/Сост. Л. М. Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна. - Издание 2-е, доп. - М.: Институт практической психологии, 1996. – С. 93
13 Кон И.С. Психология старшеклассника//Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов/Сост. Л. М. Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна. - Издание 2-е, доп. - М.: Институт практической психологии, 1996. – С. 263
14 Фельдштейн Д.И. Особенности стадий развития личности на примере подросткового возраста//Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов/Сост. Л. М. Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна. - Издание 2-е, доп. - М.: Институт практической психологии, 1996. – С. 254
15 Там же, С. 255
16 Казаринова Н.В. Межличностное общение. – СПб.: Изд-во Михайлова, 2000. – С. 32
17 Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. Практикум. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; М.: Совершенство, 1997. – С. 62
18 Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. Практикум. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; М.: Совершенство, 1997. – С. 71
19 Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – С. 358