Развитие навыков общения у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 18:39, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выделение социально-педагогических средств развития навыков общения у подростков. Цель работы конкретизирована в следующих задачах:
изучение особенностей подросткового периода;
исследование особенностей общения в подростковом возрасте и рассмотрение основных коммуникативных навыков;
рассмотрение основных направлений развития коммуникативных навыков у подростков.
Объектом исследования: процесс общения.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Психолого-педагогические закономерности становления процесса общения в подростковом возрасте
Подростки и их особенности ………………………………………………4
Общение как ведущая деятельность подростков ………………………...11
Основные коммуникативные навыки …………………………………….17
Глава 2. Направление и методы развития навыков общения у подростков
2.1. Основные направления развития коммуникативных навыков
у подростков ………………………………………………………………………22
2.2. Тренинг как средство развития коммуникативных навыков ……………..25
Заключение ………………………………………………………………………..35
Список литературы ……………………………………………………………….36

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Тема- Развитие навыков общения у подростков.doc

— 187.00 Кб (Скачать файл)

Основной характеристикой подросткового возраста является неумение общаться, которое приводит к неразрешимым подчас проблемам, касающимся успеваемости, дисциплины, возможностей личностного становления подростка. В этот период отмечается большое количество так называемых «трудных детей». Основную массу подростков характеризует неустойчивость настроения, постоянные колебания самооценки, неадекватность реакций. И именно поэтому так важно развитие коммуникативных навыков у подростков.

Их развитие должно быть направлено на:

    • овладение  учащимися  элементарными  социально-психологическими знаниями в области теории личности и общения;
    • познание учащимися самих себя и человеческих взаимоотношений;
    • развитие навыков и умений общения с разными группами людей.

Среди основных направлений развития коммуникативных навыков подростков (развитие разнообразных форм подросткового взаимодействия, психологическое обучение, тренинги) мы особо выделяем социально-психологический тренинг, считая его наиболее эффективным в подростковом возрасте.

 

Список литературы

 

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие  для студентов вузов. – 4-е изд. – М.: Акад., 1999. – 663 с.
  2. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе// Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов/Сост. Л. М. Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна. -  Издание 2-е, доп. - М.: Институт практической психологии, 1996. – С. 87-97
  3. Возрастная и педагогическая психология. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов. Под ред. Проф. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1973. – 288 с.
  4. Выготский Л.С. Динамика и структура личности подростка// Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов/Сост. Л. М. Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна. -  Издание 2-е, доп. - М.: Институт практической психологии, 1996. – С. 232-236
  5. Григорович Л.А. Педагогика и психология: Учеб. пособие для студентов вузов. -М.: Гардарики, 2004. - 475 с.
  6. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. Практикум. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; М.: Совершенство, 1997. – 116 с.
  7. Драгунова Т.В. «Кризис» объясняли по-разному//Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов/Сост. Л. М. Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна. -  Издание 2-е, доп. - М.: Институт практической психологии, 1996. – С. 237-238
  8. Злобина Е.Г. Общение как фактор развития личности. – Киев: «Наукова думка», 1982. – 114 с.
  9. Казаринова Н.В. Межличностное общение. – СПб.: Изд-во Михайлова, 2000. – 62 с.
  10. Кон И.С. Психология старшеклассника//Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов/Сост. Л. М. Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна. -  Издание 2-е, доп. - М.: Институт практической психологии, 1996. – С. 259-265
  11. Кон И.С., Фельдштейн Д.И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста// Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов/Сост. Л. М. Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна. -  Издание 2-е, доп. - М.: Институт практической психологии, 1996. – С. 239-247
  12. Краткий психологический словарь/Сост. Л. А. Карпенко, под общей редакцией А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985. – 431 с.
  13. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. – М.: Изд. центр «Академия», 2001. – 256 с.
  14. Мудрик А.В. Современный старшеклассник//Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов/Сост. Л. М. Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна. -  Издание 2-е, доп. - М.: Институт практической психологии, 1996. – С. 266-274
  15. Мухина В.С. Психология детства и отрочества: Учебник для студентов. – М.: Институт практической психологии, 1998. – 488 с.
  16. Психологическое исследование общения: (Сб.ст.)/Отв. ред. Б.Ф. Ломов и др. – М.: Наука, 1985. – 344 с.
  17. Психология развивающей личности. Под ред. Петровского А.В. -  М.: Педагогика, 1987. - 240 с.
  18. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности: Пер с нем. – М.: Мир, 1994. – 320 с.
  19. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В.Давыдов. - М.: Большая Российская энциклопедия. 1993. – Т.1 -  608 с.
  20. Рыбалко Е.Ф. Динамика основных характеристик человека в различные периоды его зрелости //Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов/Сост. Л. М. Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна. -  Издание 2-е, доп. - М.: Институт практической психологии, 1996. – С.
  21. Снегирева Т.В., Платон К.Н. Особенности межличностного восприятия в подростковом и юношеском возрасте. – Кишинев: Штиинца, 1988. – 64 с.
  22. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 672 с.
  23. Фельдштейн Д.И. Закономерности поуровневого развития личности в онтогенезе//Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов/Сост. Л. М. Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна. -  Издание 2-е, доп. - М.: Институт практической психологии, 1996. – С. 176-189
  24. Фельдштейн Д.И. Особенности ведущей деятельности детей подросткового возраста//Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов/Сост. Л. М. Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна. -  Издание 2-е, доп. - М.: Институт практической психологии, 1996. – С. 163-168
  25. Фельдштейн Д.И. Особенности стадий развития личности на примере подросткового возраста//Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов/Сост. Л. М. Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна. -  Издание 2-е, доп. - М.: Институт практической психологии, 1996. – С. 248-258
  26. Шаповаленко И.В. Возрастная психология: (психология развития и возрастная психология): Учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. – М.: Гардарики, 2004. – 349 с.
  27. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте//Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов/Сост. Л. М. Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна. -  Издание 2-е, доп. - М.: Институт практической психологии, 1996. – С. 169-175

1 Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие  для студентов вузов. – 4-е изд. – М.: Акад., 1999. – С. 441

2 Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте//Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов/Сост. Л. М. Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна. -  Издание 2-е, доп. - М.: Институт практической психологии, 1996. – С. 169

3 Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие  для студентов вузов. – 4-е изд. – М.: Акад., 1999. – С. 443

4 Мухина В.С. Психология детства и отрочества: Учебник для студентов. – М.: Институт практической психологии, 1998. – С. 389

5 Кон И.С., Фельдштейн Д.И. Отрочество как этап жизни и некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста// Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов/Сост. Л. М. Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна. -  Издание 2-е, доп. - М.: Институт практической психологии, 1996. – С. 242

6 Фельдштейн Д.И. Особенности стадий развития личности на примере подросткового возраста//Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов/Сост. Л. М. Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна. -  Издание 2-е, доп. - М.: Институт практической психологии, 1996. – С. 252

7 Фельдштейн Д.И. Закономерности поуровневого развития личности в онтогенезе//Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов/Сост. Л. М. Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна. -  Издание 2-е, доп. - М.: Институт практической психологии, 1996. – С. 183

8 Шаповаленко И.В. Возрастная психология: (психология развития и возрастная психология): Учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. – М.: Гардарики, 2004. – с. 261

9 Краткий психологический словарь/Сост. Л. А. Карпенко, под общей редакцией А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985. – С. 287

10 Фельдштейн Д.И. Особенности ведущей деятельности детей подросткового возраста//Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов/Сост. Л. М. Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна. -  Издание 2-е, доп. - М.: Институт практической психологии, 1996. – С. 163

11 Мудрик А.В. Современный старшеклассник//Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов/Сост. Л. М. Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна. -  Издание 2-е, доп. - М.: Институт практической психологии, 1996. – С. 268

12 Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе// Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов/Сост. Л. М. Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна. -  Издание 2-е, доп. - М.: Институт практической психологии, 1996. – С. 93

13 Кон И.С. Психология старшеклассника//Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов/Сост. Л. М. Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна. -  Издание 2-е, доп. - М.: Институт практической психологии, 1996. – С. 263

14 Фельдштейн Д.И. Особенности стадий развития личности на примере подросткового возраста//Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов/Сост. Л. М. Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна. -  Издание 2-е, доп. - М.: Институт практической психологии, 1996. – С. 254

15 Там же, С. 255

16 Казаринова Н.В. Межличностное общение. – СПб.: Изд-во Михайлова, 2000. – С. 32

17 Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. Практикум. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; М.: Совершенство, 1997. – С. 62

18 Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. Практикум. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; М.: Совершенство, 1997. – С. 71

19 Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – С. 358




Информация о работе Развитие навыков общения у подростков