Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 20:22, курсовая работа
Гипотеза: развитие памяти у младших школьников будет успешным, если будут созданы следующие условия:
использование наглядности;
обучение рациональным приемам осмысленного заучивания, упражнениям, ориентированным на повышение продуктивности запоминания;
формирование у младших школьников опосредованного запоминания, т. е. использования для запоминания вспомогательных средств, в том числе знаков-символов.
Введение………………………………………………………………………..…...3
Глава 1. Воспитание как целенаправленная деятельность ……………....5
1.1. Понятие и методы воспитания. Направления воспитательного процесса.…………………………………………………………………………………5
1.2. Урок как основная единица учебно-воспитательного процесса
…………………….........19
Глава 2. Воспитательный потенциал уроков права……………………25
2.1. Различные подходы к воспитательной задаче на уроках права………….25
2.2. Внеурочная работа и воспитательный аспект обучения……………….30
Заключение……………………………………………………………….……....36
Список использованной литературы………………...……………………….38
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего профессионального
образования «Чувашский государственный
педагогический университет им.И. Я
Яковлева»
Кафедра психологии и социальной педагогики
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему:
«ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Выполнила:
Студент 4 курса
Группы СПиЮ
Иванова Е.В.
Научный руководитель:
к.п.н., доцент
Кайсарова А.В.
Чебоксары 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Воспитание как целенаправленная деятельность ……………....5
1.1. Понятие и методы воспитания. Направления
воспитательного процесса.………………………………………………………
1.2. Урок как основная единица учебно-воспитательного процесса
…………………….........19
Глава 2. Воспитательный потенциал уроков права……………………25
2.1. Различные подходы к воспитательной задаче на уроках права………….25
2.2. Внеурочная работа и воспитательный аспект обучения……………….30
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………...……………………….
Память – сложный психический процесс, состоящий
из нескольких частных процессов, связанных
друг с другом. Память необходима человеку.
Она позволяет ему накапливать, сохранять
и впоследствии использовать личный жизненный
опыт. Исследования памяти в настоящее
время заняты представители разных наук:
психологии, биологии, медицины, генетики
и других. В каждой из этих наук существуют
свои теории памяти: психологические (Г.
Эббингауз, К. Левин, П. Жане), биогенетические
(И. П. Павлов, И. М. Сеченов), физиологически(Л.
С. Выготский ).
В настоящее время существует много подходов к изучению процессов памяти, в целом их можно считать разноуровневыми, ибо существуют теории памяти, изучающие эту сложнейшую систему психической деятельности на психологическом, физиологическом и нейронном, а также на биохимическом уровне. Многие теории и в настоящее время остаются на уровне гипотез.
Изучением памяти занимались многие зарубежные и отечественные ученые, такие как Г. Эббингауз, З. Фрейд, А. Бине, К. Бюлер, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейн, Б. В. Зейгарник, Л. С. Выготский и другие.
Исследованиями памяти и в настоящее время заняты представители различных наук: медицины, генетики, психологии, кибернетики и других.
Остаются спорными многие вопросы относительно проблемы памяти.
При изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между необходимостью развития памяти младших школьников и малым количеством разработок по развития памяти детей младшего школьного возраста.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: выявить уровень развития памяти младших школьников. Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: память как психический процесс.
Предмет исследования: процесс развития памяти младших школьников.
Гипотеза: развитие памяти у младших школьников будет успешным, если будут созданы следующие условия:
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: диагностика кратковременной памяти(«Оперативная память»), диагностика опосредствованной памяти, методика заучивания десяти слов (А. Р. Лурия ).
База исследования: СОШ № 3 г. Новочебоксарска.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения развития памяти
1.1. Сущность, содержание и физиологические основы памяти. Основные виды памяти
Наш психический мир многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем. В свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта. Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Следует отметить, что память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многими исследователями память характеризуется как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое.
Мы можем вызвать в нашем сознании образ предмета, который в данный момент мы не воспринимаем, но воспринимали его раньше. Этот процесс – процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент, называется воспроизведением. Воспроизводятся не только воспринимаемые в прошлом предметы, но и наши мысли, переживания, желания, фантазии и т. д.
Необходимой предпосылкой узнавания и воспроизведения является запечатление, или запоминание, того, что было воспринято, а также его последующее сохранение.
Таким образом, память – это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку, она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки. Перед психологической наукой стоит ряд сложных задач, связанных с изучением процессов памяти: изучение того, как запечатлеваются следы, каковы физиологические механизмы этого процесса, какие условия содействуют этому запечатлению, каковы его границы, какие приемы могут позволить расширить объем запечатленного материала.
В истории психологии уже с давних времен предпринимались попытки объяснить связь психических процессов при запоминании и воспроизведении. Еще Аристотель пытался вывести принципы, по которым наши представления могут связываться друг с другом. Эти принципы, названные впоследствии принципами ассоциации (слово «ассоциация» означает «связь», «соединение»), получили в психологии широкое распространение. Принципы эти таковы:
1. Ассоциация по смежности. Образы восприятия или какие-либо представления вызывают те представления, которые в прошлом переживались одновременно с ними или непосредственно вслед за ними
2. Ассоциация по сходству. Образы восприятия или определенные представления вызывают в нашем сознании представления, сходные с ними по каким-либо признакам. Например, при виде портрета человека возникает представление о нем самом. Или другой пример: когда мы видим какой-то предмет, он может напомнить нам о каком-либо человеке или явлении.
3. Ассоциация по контрасту. Образы восприятия или определенные представления вызывают в нашем сознании представления в каком-нибудь отношении противоположные им, контрастирующие с ними. Например, представив что-нибудь черное, мы можем тем самым вызвать в представлении какой-либо образ белого цвета, а представив великана, мы можем тем самым вызвать в представлении образ карлика.
Существование ассоциаций связано с тем, что предметы и явления действительно запечатлеваются и воспроизводятся не изолированно друг от друга, а в связи друг с другом (по выражению Сеченова, «группами или рядами»). Воспроизведение одних влечет за собой воспроизведение других, что обусловливается реальными объективными связями предметов и явлений. Под их воздействием возникают временные связи в коре мозга, служащие физиологической основой запоминания и воспроизведения.
Учение об ассоциации получило широкое
распространение в психологии, особенно
в так называемой ассоциативной психологии,
распространившей принцип ассоциации
на все психические явления (Д. Юм, У. Джеме,
Г. Спенсер). Представители данного научного
направления переоценивали значение ассоциаций,
что приводило к несколько искаженному
представлению о многих психических явлениях,
в том числе памяти. Так, запоминание рассматривалось
как образование ассоциаций, а воспроизведение
как использование уже имеющихся ассоциаций.
Особое условие для образования ассоциаций
– многократное повторение одних и тех
же процессов во времени.
Подлинно научное обоснование принципа ассоциаций и раскрытие их закономерностей было дано И. М. Сеченовым и И. П. Павловым. По Павлову, ассоциации – не что иное, как временная связь, возникающая в результате одновременного или последовательного действия двух или нескольких раздражителей. Следует отметить, что в настоящее время большинство исследователей рассматривает ассоциации лишь как один из феноменов памяти, а не как основной, а тем более единственный ее механизм.
Изучение памяти явилось одним из первых разделов психологической науки, где был применен экспериментальный метод. Еще в 80-х гг. XIX в. немецкий психолог Г. Эббингауз предложил прием, с помощью которого, как он считал, было возможно изучить законы «чистой» памяти, независимые от деятельности мышления. Этот прием – заучивание бессмысленных слогов. В результате он вывел основные кривые заучивания (запоминания) материала и выявил ряд особенностей проявления механизмов ассоциаций. Так, например, он установил, что сравнительно простые, но произведшие на человека сильное впечатление события могут запоминаться сразу, прочно и надолго. В то же время более сложные, но менее интересные события человек может переживать десятки раз, но в памяти они надолго не остаются [21, 355].
Помимо теории ассоциаций существовали и другие теории, рассматривающие проблему памяти. Так, на смену ассоциативной теории пришла гештальттеория. Исходным понятием в данной теории была не ассоциация предметов или явлений, а их изначальная, целостная организация – гештальт. По мнению сторонников этой теории, процессы памяти определяются формированием гештальта.
Видимо, следует пояснить, что «гештальт» в переводе на русский язык означает «целое», «структура», «система». Этот термин был предложен представителями направления, возникшего в Германии в первой трети XX в. В рамках этого направления была выдвинута программа изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов), поэтому данное направление в психологической науке стало называться гештальтпсихологией. Основной постулат данного направления психологии гласит, что системная организация целого определяет свойства и функции образующих его частей. Поэтому, исследуя память, сторонники данной теории исходили из того, что и при запоминании и при воспроизведении материал, с которым мы имеем дело, выступает в виде целостной структуры, а не сложившегося на ассоциативной основе случайного набора элементов, как это трактует структурная психология (В. Вундт, Э. Б. Титченер). Некоторое, актуальное в данный момент времени, состояние создает у человека определенную установку на запоминание или воспроизведение. Соответствующая установка оживляет в сознании некоторые целостные структуры, на базе которых, в свою очередь, запоминается или воспроизводится материал. Эта установка контролирует ход запоминания и воспроизведения, определяет отбор нужных сведений.
Представители бихевиоризма по своим взглядам оказались очень близки к ассоционистам. Единственное различие заключалось в том, что бихевиористы подчеркивали роль подкрепления в запоминании материала. Они исходили из утверждения, что для успешного запоминания необходимо подкрепить процесс запоминания каким-либо стимулом.
Впервые систематическое изучение высших
форм памяти у детей провел выдающийся
отечественный психолог Л. С. Выготский,
который в конце 1920-х гг. приступил к исследованию
врпроса о развитии высших форм памяти
и вместе со своими учениками показал,
что высшие формы памяти являются сложной
формой психической деятельности, социальной
по своему происхождению. В рамках предложенной
Выготским теории происхождения высших
психических функций были выделены этапы
фило- и онтогенетического развития памяти,
включая произвольную и непроизвольную,
а также непосредственную и опосредованную
память
[10, 233].
Несмотря на реальные успехи психологических исследований памяти, физиологический механизм запечатления следов и природа самой памяти полностью не изучены. И только к 40-м гг. XX в. в отечественной психологии уже сложилось мнение о том, что память – это функция мозга, а физиологической основой памяти является пластичность нервной системы. Пластичность нервной системы выражается в том, что каждый нервно-мозговой процесс оставляет после себя след, изменяющий характер дальнейших процессов и обусловливающий возможность их повторного возникновения, когда раздражитель, действовавший на органы чувств, отсутствует. Пластичность нервной системы проявляется и в отношении психических процессов, что выражается в возникновении связей между процессами. В результате один психический процесс может вызвать другой.
В последние 30 лет были проведены исследования, которые показали, что запечатление, сохранение и воспроизведение следов связаны с глубокими биохимическими процессами, в частности с модификацией РНК, и что следы памяти можно переносить гуморальным, биохимическим путем. Начались интенсивные исследования так называемых процессов «реверберации возбуждениям, которые стали рассматриваться как физиологический субстрат памяти. Появилась целая система исследований, в которой внимательно изучался процесс постепенного закрепления (консолидации) следов [11, 90].
Сегодня существует много подходов к изучению процессов памяти. В целом их можно считать разноуровневыми, ибо существуют теории памяти, изучающие эту сложнейшую систему психической деятельности на психологическом, физиологическом, нейронном и биохимическом уровнях. И чем сложнее изучаемая система памяти, тем, естественно, сложнее теория, пытающаяся найти механизм, лежащий в ее основе.