Развитие памяти младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 20:22, курсовая работа

Описание работы

Гипотеза: развитие памяти у младших школьников будет успешным, если будут созданы следующие условия:
использование наглядности;
обучение рациональным приемам осмысленного заучивания, упражнениям, ориентированным на повышение продуктивности запоминания;
формирование у младших школьников опосредованного запоминания, т. е. использования для запоминания вспомогательных средств, в том числе знаков-символов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..…...3
Глава 1. Воспитание как целенаправленная деятельность ……………....5
1.1. Понятие и методы воспитания. Направления воспитательного процесса.…………………………………………………………………………………5
1.2. Урок как основная единица учебно-воспитательного процесса
…………………….........19
Глава 2. Воспитательный потенциал уроков права……………………25
2.1. Различные подходы к воспитательной задаче на уроках права………….25
2.2. Внеурочная работа и воспитательный аспект обучения……………….30
Заключение……………………………………………………………….……....36
Список использованной литературы………………...……………………….38

Файлы: 1 файл

ИванЕк.РазвПамМлШк.doc

— 273.00 Кб (Скачать файл)

Игра "Кто знает  больше" также предназначена учеников младшего школьного возраста. Школьнику  предлагают за одну минуту назвать 5 предметов заданной формы или цвета. Например, - 5 круглых предметов, или 5 красных предметов. Выбывает из игры тот, кто не успел назвать предметы за отведенное время. Повторы не считаются!

Чтобы развивать память детей, целесообразно использовать задания, основанные на запоминание одного изображения и отыскивания такого же.

Использование викторин и головоломок оказывают большое  влияние на развитие памяти в целом.

Существует множества  журналов содержащих комплексы упражнений направленных на развитие всех психических  процессов. Путешествуя по страницам  этих журналов, дети выполняют задания, обучаются, узнают много нового.

Выводы  по второй главе:

  1. Таким образом, были обоснованы качественные и количественные показатели выборки исследования, последовательность и содержание основных этапов исследования;
  2. Для проверки качества полученных данных были выбраны конкретные          методы  обработки результатов,  например, лонгитюдный , позволяющий  нам наиболее качественно проанализировать  полученные результаты.
  3. Определены определённые тенденции к улучшению средних значений оценки успеваемости и уровня кратковременной памяти в целом по выборке.
  4. Показано количественное распределение уровней кратковременной памяти среди учеников по завершению 1 и 2 учебной четверти ( лонгитюдная экспозиция), показана их динамика.

 

Заключение

Память играет в жизни  человека большую роль. Она лежит  в основе любого психологического явления, связывает прошлое человека с его настоящим, обеспечивает единство личности. Память - это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения следов прошлого опыта. У младших школьников память считают ведущим психическим процессом. В этом возрасте запоминание происходит главным образом непроизвольно, что обусловлено недостаточно развитой способностью к осмыслению материала, меньшей возможностью использования ассоциаций и недостаточным опытом и незнакомством с приемами запоминания. Если события имели эмоциональную значимость для ребенка и произвели на него впечатление, непроизвольное запоминание отличается особой точностью и устойчивостью. Известно, что дети младшего школьного возраста легко запоминают бессмысленный материал (например, считалки) или объективно осмысленные, но недостаточно понятные или вовсе непонятные им слова, фразы, стихотворения. В качестве причин, лежащих в основе такого запоминания, называют интерес, который вызывается у детей звуковой стороной этого материала, особое эмоциональное к нему отношение, включение в игровую деятельность. Кроме того, сама непонятность информации может стимулировать любознательность ребенка и привлекать к ней особое внимание. Основным направлением развития памяти в младшем школьном возрасте является стимулирование запоминания.

Цели, поставленные в начале работы, были достигнуты. В результате нашего исследования мы рассмотрели понятие «память» в психолого-педагогической литературе, выделили особенности развития памяти в младшем школьном возрасте и выявили наиболее эффективные пути диагностики, которые и предложили в своей работе. Обработали количественное распределение уровней кратковременной памяти среди учеников по завершению 1 и 2 учебной четвертей ( лонгитюдная экспозиция), а также выявили прямую зависимость по конкретным признакам. Рассмотрев ряд заданий и методик, выбрали наиболее эффективные для улучшения памяти младших школьников.

 

Список использованной литературы

  1. Асмолова, А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров / А. Г. Асмолова, – М. : Несси-пресс, 1996. – 340 с.
  2. Возрастная и педагогическая психология : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / под ред. М. В. Гамезо и др. – М. : Просвещение, 1984. –  256 с.
  3. Выготский, Л. С. Память и ее развитие в детском возрасте / Выготский        Л. С. // Лекции по психологии. – М. : Психология, 1999.
  4. Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. – М. : Эксмо-пресс, серия «Мир психологии», 2002. – 108 с.
  5. Гальперин, П. Я. Формирование умственных действий / П. Я. Гальперин // Хрестоматия по общей психологии : психология мышления. – М. : Просвещение, 1981. – 234 с.
  6. Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций /            Ю. Б. Гиппенрейтер. – М. : ЧеРо, 1998. – 336 с.
  7. Леонтьев, А. Н. Развитие высших форм запоминания / А. Н. Леонтьев – М. : Просвещение, 1983.
  8. Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков – Спб. : Питер, 2005. – 376 с.
  9. Нечаев, А. П. Память человека и ее воспитание / А. П. Нечаев – М. :Эксмо-пресс, 1997. – 280 с.
  10. Общая психология : учебное пособие для студентов пед. институтов / под ред. В. В. Богословского и др. – 3-е изд. , перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1981. –  430 с.
  11. Память и воображение : закрепление и воспроизведение реакций / под ред. Л. С. Выготский. – М. : Психология, 2000.
  12. Петров, Т. И. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Т. И. Петров. – М. : Академия, 2000. – 280 с.
  13. Пидкасистый, П. И. Технология игры в обучении и развитии /                       П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров. – М. : РПА, 2006. – 359 с.
  14. Психическое развитие младших школьников: экспериментальное психологическое исследование / под ред. В. В. Давыдова. – М. : Педагогика, 1990.
  15. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / под ред. И. В. Дубровиной. – М. : Академия, 1998. – 160 с.
  16. Психология и педагогика, под ред. А. Г. Маклакова. : Питер, 2005. – 210 с.
  17. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПБ. : Питер, 2005. – 713 с.
  18. Рудик, Г. А. Развивающая педагогика: техника учения и обучения /               Г. А. Рудик – М. : РНО НУМ Центр ПО, 1997.
  19. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии /             Е. В. Сидоренко. – СПб. : Социально-психологический центр, 1996. – 349 с.
  20. Столяренко, Л. Д. Основы психологии. Издание 3-е, перераб. и доп. /           Л. Д. Столяренко, – Ростов-н/Д. : Феникс, 2000. –  414 с.
  21. Сыромятников, И. В. Становление профессиональной деятельности психолога / И. В. Сыромятников. – М. : ГА ВС, 1997. – 170 с.
  22. Техника тренировки памяти: Вторая степень обучения техники быстрого чтения / сост. Андреев О. А. , Хромов Л. Н. – Екатеринбург : Несси-пресс, 2001.
  23. Тренируйте память: Техника быстрого чтения : Книга для учащихся / под ред. Андреева О. А. , Хромова Л. Н. – М. : Просвещение, 1994.

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Развитие памяти младших школьников