Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 20:22, курсовая работа
Гипотеза: развитие памяти у младших школьников будет успешным, если будут созданы следующие условия:
использование наглядности;
обучение рациональным приемам осмысленного заучивания, упражнениям, ориентированным на повышение продуктивности запоминания;
формирование у младших школьников опосредованного запоминания, т. е. использования для запоминания вспомогательных средств, в том числе знаков-символов.
Введение………………………………………………………………………..…...3
Глава 1. Воспитание как целенаправленная деятельность ……………....5
1.1. Понятие и методы воспитания. Направления воспитательного процесса.…………………………………………………………………………………5
1.2. Урок как основная единица учебно-воспитательного процесса
…………………….........19
Глава 2. Воспитательный потенциал уроков права……………………25
2.1. Различные подходы к воспитательной задаче на уроках права………….25
2.2. Внеурочная работа и воспитательный аспект обучения……………….30
Заключение……………………………………………………………….……....36
Список использованной литературы………………...……………………….38
Как только эксперимент закончен, психолог просит учеников, пользуясь сделанными им рисунками или записями, вспомнить те слова и выражения, которые были зачитаны.
Оценка результатов. За каждое правильно воспроизведенное по собственному рисунку или записи слово или словосочетание испытуемый получает 1 балл. Правильно воспроизведенными считаются не только те слова и словосочетания, которые восстановлены по памяти буквально, но и те, которые переданы другими словами, но точно по смыслу Приблизительно правильное воспроизведение оценивается в 0,5 балла, а неверное – в 0 баллов.
Максимальная общая оценка, которую испытуемый может получить в этой методике, равна 10 баллам. Такую оценку он получит тогда, когда правильно вспомнит все без исключения слова и выражения. Минимально возможная оценка – 0 баллов, Она соответствует тому случаю, если ученик не мог вспомнить по своим рисункам и записям ни единого слова или не сделал ни, к одному слову рисунка или записи.
10 баллов – очень
высоко развитая
8-9 баллов – высоко
развитая опосредованная
4-7 баллов – средне
развитая опосредованная
2-3 балла – низко
развитая опосредованная
0-1 балл – слабо
развитая опосредованная
2.Методика "Оперативная
память".
Испытуемому вручается бланк, после чего
экспериментатор дает следующую инструкцию.
Содержание методики:
Ключ:
10) 4679
Оценка результатов:
Оценка результатов работы с этой методикой производится следующим способом.
Подсчитывается число правильно найденных сумм (максимальное их количество - 40). С учетом возрастных особенностей используются следующие нормы:
6-7 лет - 10 сумм и выше
8-9 лет - 15 сумм и выше
10-12 лет - 20 сумм и выше.
Лонгитюдный анализ.
Лонгитюдным (англ. longitude - долгота) называется вид анализа, в котором рассматриваются данные исследования каких- либо свойств и характеристик одной и той же группы объектов в течение времени, за которое эти объекты успевают существенным или несущественным образом поменять какие-либо свои значимые признаки.
Лонгитюдное исследование проводилось с учениками СОШ № 3 г. Новочебоксарска 3 класса, в конце 1 и 2 четвертях.
Выборку составили 18 школьников, в возрасте от 7 до 9 лет.
Методика заучивания десяти слов была предложена А. Р. Лурией. Она позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Методика может использоваться для оценки состояния памяти; произвольного внимания, истощаемости больных нервно-психическими заболеваниями; для изучения динамики течения болезни и учета эффективности лекарственной терапии, а также для изучения объёма и особенностей функционирования процессов памяти вне патологии.
Стимульный материал: Набор из десяти односложных или двусложных слов, не связанных по смыслу, составление набора не представляет большой трудности. Желательно иметь несколько таких наборов.
Примеры набора слов.
1. Стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мёд, дом.
2. Дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лёд, ночь, пень.
Порядок работы: Испытуемому дается инструкция:
«Я сейчас прочту 10 слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать, повторите слова, которые запомнили, в любом порядке». Экспериментатор читает слова медленно и четко. В протоколе (форма 53) он отмечает крестиком или цифрой порядок и точность воспроизведения слов после каждого предъявления. (Порядок воспроизведения слов может быть информативным при анализе способа запоминаемого материала.) Иногда больные называют лишние слова, что также отмечается экспериментатором в протоколе.
ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯ
Форма 53
Фамилия, имя, отчество ..............................
Дата ..............................
Набор слов |
Порядок предъявления | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 | |
1 … 10 |
| |||||||||
Общее количество воспроизведенных слов |
|
Обработка данных:
Как правило, здоровые обычно запоминают все слова уже со второго или третьего предъявления. Для больных требуется не менее 8-10 предъявлении для полного (или почти полного) воспроизведения. По суммарному количеству предъявлений набора слов до его полного воспроизведения испытуемым делается вывод об уровне развития кратковременной памяти. Уровни подбираются экспериментатором самостоятельно в зависимости от контингента испытуемых. В рамках данного исследования:
Высокий уровень – воспроизведение с 1-2 раза
Средний уровень – воспроизведение со 2 – 4 раза
Низкий уровень – воспроизведение с 5 – 6 раза
Конкретные результаты исследования объёма кратковременной памяти и средней оценки успеваемости за конец 1 и 2 четвертей приведены в таблицах 1 и 2 соответственно: ( Для облегчения интерпретации данных таблиц, уровни кратковременной памяти закодированы следующим образом:
Высокий уровень – цифрой « 3»
Средний уровень – цифрой «2»
Низкий уровень – цифрой «1» )
Таблица 1
Результаты исследования объёма кратковременной памяти и средней оценки успеваемости за конец 1 четверти
№ п/п |
Оценка успеваемости(уровень успешности) |
Уровень кратковременной памяти |
1 |
3,51 |
1 |
2 |
3,54 |
2 |
3 |
3,59 |
2 |
4 |
3,60 |
2 |
5 |
3,68 |
2 |
6 |
3,70 |
2 |
7 |
3,75 |
1 |
8 |
3,82 |
2 |
9 |
3,83 |
3 |
10 |
3,91 |
2 |
11 |
3,98 |
2 |
12 |
4,04 |
2 |
13 |
4,12 |
2 |
14 |
4,22 |
2 |
15 |
4,48 |
2 |
16 |
4,58 |
3 |
17 |
4,61 |
3 |
18 |
4,89 |
3 |
3,99 |
2,11 |
Таблица 2
Результаты исследования объёма кратковременной памяти и средней оценки успеваемости за конец 2 учебной четверти
№ п/п |
Оценка академической успеваемо |
Уровень кратковременной памяти |
1 |
3,63 |
1 |
2 |
3,70 |
2 |
3 |
3,77 |
1 |
4 |
3,80 |
2 |
5 |
3,87 |
2 |
6 |
3,89 |
1 |
7 |
3,89 |
3 |
8 |
3,90 |
3 |
9 |
3,97 |
2 |
10 |
4,01 |
2 |
11 |
4,12 |
2 |
12 |
4,12 |
3 |
13 |
4,24 |
2 |
14 |
4,33 |
3 |
15 |
4,39 |
3 |
16 |
4,48 |
2 |
17 |
4,72 |
3 |
18 |
4,80 |
3 |
4,09 |
2,22 |
Анализ данных, приведённых в таблицах, позволяет сделать ряд определённых выводов:
Более конкретно и наглядно данные исследования уровня кратковременной памяти представлены в таблице 3. и на рисунке 1.
Таблица 3
Количественное распределение уровня кратковременной памяти у
учеников 3 класса за конец 1 и 2 учебных четвертей.
1(низкий) |
2(средний) |
3(высокий) | |
Конец 1 четверти |
2 |
12 |
4 |
Конец 2 четверти |
3 |
8 |
7 |
Рис.1. Количественное распределение уровня кратковременной памяти у учеников 3 класса за конец 1 и 2 учебных четвертей
Анализируя данные, приведённые в таблице 3. и на объёмном графике рисунка 1. ясно видим:
Можно сделать вывод о том, что существует прямая зависимость определённого уровня кратковременной памяти ученика и успешности его основного вида деятельности (оценки успеваемости).
Практические рекомендации по результатам исследования.
Для улучшения памяти существует множество разнообразных заданий. Для детей младшего школьного возраста эти задания представлены в форме игр и развлечений. Для детей младшего школьного возраста подходит игра «Нарисуй фигуру». Ребенку показывают 4-6 геометрических фигур, а потом просят его нарисовать на бумаге те, что он запомнил. Более сложный вариант - попросить юного художника воспроизвести фигуры, учитывая их размер и цвет. Слуховую память младших школьников развивает игра «Чудесные слова». Необходимо подобрать 20 слов, связанных между собой по смыслу: должно получиться 10 пар, например: еда-ложка, окно-дверь, лицо-нос, яблоко-банан, кошка-собака. Эти слова читаются ученику 3 раза, причем, пары интонационно выделяются. Через некоторое время ему повторяют только первые слова пар, а вторые он должен вспомнить. Это тренировка кратковременной слуховой памяти. Для развития долговременного запоминания нужно попросить школьника вспомнить вторые слова пар не сразу, а спустя полчаса.