Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 13:34, курсовая работа
У младших дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение - единственная форма работы памяти. Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию. Ключевым положением принятой автором концепции развития памяти является утверждение о том, что четыре вида памяти (моторная, эмоциональная, образная и словесная) возникают именно в данной последовательности
Введение. 4
Анализ проблемы развития произвольной памяти. 5
1. Память и её определения. 5
1.1. Основные характеристики памяти. 5
1.2. Классификация памяти. 7
1.3. Основные процессы памяти. 9
2. Развитие памяти дошкольника. 10
2.1. Концепции развития памяти. 10
2.2. Доминирование непроизвольной памяти в детском возрасте. 11
2.3. Развитие непроизвольной памяти. 12
3. Этапы овладение произвольными формами памяти. 14
3.1. Соотношение непроизвольного и произвольного запоминания. 14
3.2. Формирование произвольной памяти. 16
4. Становление произвольной памяти. 18
4.1. Развитие опосредованного и произвольного запоминания. 18
4.2. Обучение запоминанию в дошкольном детстве. 19
4.3. Обучение запоминанию с использованием мнемических средств. 20
5. Краткие выводы по теоретической части. 22
Исследование развития памяти дошкольников. 23
Постановка проблемы и гипотеза исследования. 23
Цели и задачи исследования. 23
Методика проведения исследования развития памяти. 24
Описание методического материала. 24
Описание процедуры исследования. 24
Особенности организации исследования. 25
Результаты исследования. 25
Обработка первичных экспериментальных данных. 25
Обработка результатов исследования развития образной памяти. 26
Выводы и заключения. 28
Анализ результатов. 28
Заключение. 28
6. Приложение. 29
Литература. 30
Список дополнительной литературы.. 30
Интернет-ресурсы.. 34
Предметный указатель. 32
Курсовая работа: Развитие памяти дошкольников Название: Развитие памяти дошкольников
Раздел: Рефераты по психологии
Тип: курсовая работа Добавлен 20:33:28 13 мая 2004 Похожие работы
Просмотров: 968 Комментариев: 0 Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно
ОМСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ
Курсовая работа
РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Выполнила: Кунгурцева С.П.
3-й курс
Проверила: Новосельцева Т.Ф.
Омск
2004
Оглавление
Словарь. 3
Введение. 4
Анализ проблемы развития произвольной памяти. 5
1. Память и её определения. 5
1.1. Основные характеристики памяти. 5
1.2. Классификация памяти. 7
1.3. Основные процессы памяти. 9
2. Развитие памяти дошкольника. 10
2.1. Концепции развития памяти. 10
2.2. Доминирование непроизвольной памяти в детском возрасте. 11
2.3. Развитие непроизвольной памяти. 12
3. Этапы овладение произвольными формами памяти. 14
3.1. Соотношение непроизвольного и произвольного запоминания. 14
3.2. Формирование произвольной памяти. 16
4.
Становление произвольной
4.1. Развитие опосредованного и произвольного запоминания. 18
4.2. Обучение запоминанию в дошкольном детстве. 19
4.3. Обучение запоминанию с использованием мнемических средств. 20
5.
Краткие выводы по
Исследование развития памяти дошкольников. 23
Постановка проблемы и гипотеза исследования. 23
Цели и задачи исследования. 23
Методика проведения исследования развития памяти. 24
Описание методического материала. 24
Описание процедуры
Особенности организации исследования. 25
Результаты исследования. 25
Обработка первичных экспериментальных данных. 25
Обработка результатов исследования развития образной памяти. 26
Выводы и заключения. 28
Анализ результатов. 28
Заключение. 28
6. Приложение. 29
Литература. 30
Список дополнительной литературы.. 30
Интернет-ресурсы.. 34
Предметный указатель. 32
Словарь
Двигательная или кинетическая память есть запоминание и сохранение, а при необходимости, воспроизведение многообразных, сложных движений.
Долговременная – это
память, способная хранить информацию
в течение неограниченного
Мнемические – это действия, направленные на запоминание, сохранение и воспроизведение информации
Мнемоника – это искусство запоминания.
Непроизвольная память означает запоминание и воспроизведение автоматически, без всяких усилий.
Образная память связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств, отношений между ними.
Память – это психологический
процесс, выполняющий функции
Продуктивность запоминания характеризуется длительностью, быстротой, точностью, объёмом запоминания и воспроизведения
Произвольная память подразумевает случаи, когда присутствует конкретная задача, и для запоминания используются волевые усилия.
Словесно-логическая память
– это разновидность
Эмоциональная память – память на переживания.
Введение
У младших дошкольников непроизвольное
запоминание и непроизвольное воспроизведение
- единственная форма работы памяти.
Развитие памяти в дошкольном возрасте
характеризуется постепенным
Теория развития памяти породила большие споры в психологии. В связи с этим, исследование развития памяти дошкольников достаточно актуально и может помочь доказать или опровергнуть некоторые основные заключения. Отметим дополнительный аспект исследования. С его помощью можно определить индивидуальные особенности развития памяти детей.
Память была определена как
объект исследования, а память детей
дошкольного возраста – предмет
исследования. В ходе данной работы
были сформулированы задачи исследования
по определению уровня развития образной
памяти; изучения зависимости объема
произвольной памяти от содержания запоминаемого
материала и раскрытию
Анализ проблемы развития произвольной памяти
1. Память и её определения
1. Определение памяти и её основные черты
2. Непроизвольная и произвольная память
3. Двигательная, эмоциональная, образная и логическая память
Память трудно свести к одному понятию. Память это
4. психическое свойство человека, способность к накоплению, хранению, и воспроизведению опыта и информации.[1]
5. способность вспоминать
отдельные переживания из
6. совокупность процессов
и функций, которые расширяют
познавательные возможности
7. сложная структура
нескольких функций или
8. психологический
процесс, выполняющий функции
запоминания, сохранения и
1.1. Основные характеристики памяти
Запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание являются основными функциями памяти. Наиболее важные черты, неотъемлемые характеристики памя-ти, от которых зависит, насколько продуктивна память человека - это: длитель-ность, быстрота, точность, готовность, объём запоминания и воспроизведения.[4]
9. Объём памяти - способность
одновременно сохранять
10. Быстрота запоминания - отличается у разных людей, её можно увеличить с помощью специальной тренировки памяти.
11. Точность запоминания
- точность проявляется в
12. Длительность запоминания - способность в течение долгого времени сохранять пережитый опыт.
13. Готовность к воспроизведению
- способность быстро
Память также нельзя рассматривать в отрыве от особенностей и свойств личности. Важно понимать, что у разных людей разные функции памяти развиты неодинаково.
Разница может быть количественной, например:
14. в скорости запоминания;
15. в прочности сохранения;
16. в легкости воспроизведения,
в точности и объеме
Например, некоторые люди
отлично запоминают материал, но потом
не могут его воспроизвести. Другие
же, наоборот, с трудом запоминают, т.к.
у них слабо развита
Разница может быть также качественной, или отличаться по своей модальности, в зависимости от того, какой вид памяти доминирует. Может больше проявляться зрительная, слуховая, двигательная или эмоциональная память. Одному, чтобы запомнить, нужно прочесть материал, у другого больше развито слуховое восприятие, третьему нужны зрительные образы. Известно, что «чистые» виды памяти встречаются редко. В жизни чаще всего различные типы памяти смешиваются: зрительно-двигательная, зрительно-слуховая и двигательно-слуховая память являются наиболее типичными. У разных людей более активны разные анализаторы, у большинства людей ведущей является зрительная память. Встречается даже такое феноменальное индивидуальное свойство как эйдетическое зрение, т.е. то, что называют фотографическая память.[6]
Память зависит и от таких индивидуальных особенностей, как:
17. интересы и склонности личности: то, чем человек больше интересуется, запоминается без труда;
18. от отношения личности
к той или иной деятельности:
жизненно важно или можно
19. от эмоционального настроя в конкретном случае;
20. от физического состояния;
21. от волевого усилия и многих других факторов.[7]
1.2. Классификация памяти
Деление памяти на виды зависит
от особенностей деятельности. Существуют
разные классификации видов
22. по характеру целей
деятельности – на
23. по характеру психической
активности, преобладающей в деятельности
– на двигательную, эмоциональную,
образную и словесно-
24. по продолжению закрепления
и сохранения материала, в
25. по сути предмета и способа запоминания.[8]
По характеру участия воли (целевой деятельности):
26. непроизвольная память
означает запоминание и
27. произвольная память подразумевает случаи, когда присутствует конкретная задача, и для запоминания используются волевые усилия.
По характеру психической деятельности. В различных видах деятельности могут преобладать различные виды психической активности: Моторная, эмоциональная, сенсорная. Каждый из этих видов активности выражается в соответствующих действиях и их продуктах: в движениях, чувствах, образах, мыслях. Обслуживающие их специфические виды памяти получили в психологии соответствующие названия: двигательной, эмоциональной, образной и словесно-логической памяти.
Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т.д.
Эмоциональная память – это память на чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Приятные переживания удерживаются гораздо лучше, чем неприятные.[9] Данный вид памяти играет важную роль в мотивации человека, а проявляет себя эта память очень рано в младенчестве: около 6 месяцев.[10]
Образная память – это память на представления, на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она может быть зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. [11]
- Зрительная память
– связана с сохранением и
воспроизведением зрительных
- Слуховая память - это хорошее запоминание и воспроизведение разнообразных звуков: речи, музыки.
- Осязательная, обонятельная
и вкусовая память
Содержанием словесно-логической памяти являются наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них называется не просто логической, а словесно-логической. В словесно-логической памяти главная роль принадлежит второй сигнальной системе. Словесно-логическая память специфически человеческая в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в своих простейших формах свойственны и животным. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним, и от ее развития зависит развитие других видов памяти. Людям с развитой словесно-логической памятью легче запоминать словесный, абстрактный материал, понятия, формулы.[12]
Логическая память при ее тренировке дает очень хорошие результаты, и более эффективна, чем простое механическое запоминание.[13]
По продолжительности сохранения информации память подразделяют:
1. Мгновенная или иконическая память. Данная память удерживает материал, который был только что получен органами чувств, без какой-либо переработки информации. Длительность данной памяти - от 0,1 до 0,5 секунд.
Кратковременная память. Сохранение информации в течение короткого промежутка времени: в среднем около 20 секунд. Этот вид запоминания может происходить после однократного или очень краткого восприятия.
Оперативная память – это память, рассчитанная на сохранение информации в течение определённого, заранее заданного срока. Срок хранения информации колеблется от нескольких секунд до нескольких дней.
Долговременная память –
память, способная хранить информацию
в течение неограниченного
1.3. Основные процессы памяти
Основные процессы памяти – это запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.
Запоминание – происходит при восприятии человеком предметов и явлений, что приводит к переменам в нервных сплетениях коры головного мозга. Образуются временные условно-рефлекторные связи (следы памяти). Запоминание может быть как произвольным, так и непроизвольным, т.е. протекать независимо от воли человека Произвольное запоминание может проходить двумя способами: через механическое фиксирование; и быть смысловым, т.е. логическим.