Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 13:34, курсовая работа
У младших дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение - единственная форма работы памяти. Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию. Ключевым положением принятой автором концепции развития памяти является утверждение о том, что четыре вида памяти (моторная, эмоциональная, образная и словесная) возникают именно в данной последовательности
Введение. 4
Анализ проблемы развития произвольной памяти. 5
1. Память и её определения. 5
1.1. Основные характеристики памяти. 5
1.2. Классификация памяти. 7
1.3. Основные процессы памяти. 9
2. Развитие памяти дошкольника. 10
2.1. Концепции развития памяти. 10
2.2. Доминирование непроизвольной памяти в детском возрасте. 11
2.3. Развитие непроизвольной памяти. 12
3. Этапы овладение произвольными формами памяти. 14
3.1. Соотношение непроизвольного и произвольного запоминания. 14
3.2. Формирование произвольной памяти. 16
4. Становление произвольной памяти. 18
4.1. Развитие опосредованного и произвольного запоминания. 18
4.2. Обучение запоминанию в дошкольном детстве. 19
4.3. Обучение запоминанию с использованием мнемических средств. 20
5. Краткие выводы по теоретической части. 22
Исследование развития памяти дошкольников. 23
Постановка проблемы и гипотеза исследования. 23
Цели и задачи исследования. 23
Методика проведения исследования развития памяти. 24
Описание методического материала. 24
Описание процедуры исследования. 24
Особенности организации исследования. 25
Результаты исследования. 25
Обработка первичных экспериментальных данных. 25
Обработка результатов исследования развития образной памяти. 26
Выводы и заключения. 28
Анализ результатов. 28
Заключение. 28
6. Приложение. 29
Литература. 30
Список дополнительной литературы.. 30
Интернет-ресурсы.. 34
Предметный указатель. 32
Сохранение – это процесс,
когда следы памяти не исчезают,
а фиксируются в нервных
Воспроизведение, наряду с запоминанием, составляет основу мнемиче-ской деятельности - этап вспоминания лежит в основе познавательных процессов. Воспроизведение проходит в три фазы: узнавание, припоминание и репродукция или реминисценция.[14]
Забывание – процесс противоположный сохранению.
Процессы нашей памяти взаимосвязаны со всеми психическими процессами, и особенно - что имеет исключительно важное значение – с процессами мышления. Человеческая память – сознательный, осмысленный процесс. Это ее характерная стержневая черта. Поскольку память включена во все многообразие жизни и деятельности человека, то и формы ее проявления чрезвычайно многообразны.
Это некоторые наиболее общие, но вовсе не исчерпывающие характеристики памяти у человека.
2. Развитие памяти дошкольника
1. Концепции развития памяти
2. Непроизвольное запоминание – единственная форма работы памяти младших дошкольников
3. Развитие механической
памяти у детей среднего
2.1. Концепции развития памяти
Вопрос о развитии памяти
породил большие споры в
Одни психологи утверждают,
что есть два различных, несводимых
друг к другу вида памяти, т. е. две
памяти. Одна память аналогична другим
процессам, происходящим в теле, и
может рассматриваться как
В этих условиях представляются
достаточно простыми и понятными
теоретические положения
Самый ранний вид – моторная или двигательная память начальное свое выражение находит в первых, условных двигательных рефлексах детей. Эта реакция наблюдается уже на первом месяце после рождения.
Начало эмоциональной или аффективной памяти, относится к первому полугодию жизни ребенка.
Первые зачатки свободных воспоминаний, с которыми, можно связывать начало образной памяти, относятся им ко второму году жизни.
Образная память появляется значительно позже моторной и эмоциональной, но несколько раньше вербальной.
В концепции развития памяти вопрос о взаимоотношениях образной и словесно-логической памяти в их развитии ключевой.
Образная память есть более ранний и низкий уровень развития памяти по сравнению со словесной (вербальной). Более раннее появление образной памяти не означает ее последующею исчезновения и замены словесной памятью. Образная память продолжает оставаться более низким уровнем памяти по сравнению с вербальной. Это относится и к наиболее развитым – зрительным образам памяти, возникающим легче всего тогда, когда сознание человека находится на более низком уровне, чем при полном, совершенном бодрствовании. На зрительную память можно смотреть только как на низкий вид памяти. Обычно зрительная память бедна, поэтому несравненно полезнее другой, более высокий вид памяти – память-рассказ. Она имеется у ребенка уже в 3-4 года, когда начинают развиваться самые основы логики. Память-рассказ и представляет собой, согласно П.П. Блонскому, подлинную словесную память, которую необходимо отличать от запоминания и воспроизведения речевых движений, например, при заучивании бессмысленного словесного материала. Представляя собой, высший уровень памяти, память-рассказ, в свою очередь, не сразу выступает в наиболее совершенных формах. Она проходит путь, характеризующийся основными стадиями развития рассказа. Первоначально рассказ – это только словесное сопровождение действия, далее это слова, сопровождаемые действием, и лишь затем словесный рассказ выступает сам по себе, как живое и образное сообщение.
Внятность и утилитарность концепции развития памяти, предложенной П.П. Блонским, позволяет принимать её теоретические положения за основу в данной работе.
2.2. Доминирование непроизвольной памяти в детском возрасте
Память в дошкольном возрасте, по представлению В.С. Мухиной, носит преимущественно непроизвольный характер. Это значит, что ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания. Они осуществляются в деятельности и зависят от ее характера. Ребенок запоминает то, на что было направлено его внимание в деятельности, что произвело на него впечатление, что было интересно.
Качество непроизвольного
запоминания предметов, картинок, слов
зависит от того, насколько активно
ребенок действует по отношению
к ним, в какой мере происходят
их детальное восприятие, обдумывание,
группировка в процессе действия.
Так, при простом запоминании
картинок ребенок запоминает гораздо
хуже, чем в тех случаях, когда
ему предлагают эти картинки разложить
по своим местам, например отложить
отдельно изображения для сада, кухни,
детской комнаты, двора. Непроизвольное
запоминание является косвенным, дополнительным
результатом выполняемых
У младших дошкольников непроизвольное
запоминание и непроизвольное воспроизведение
- единственная форма работы памяти.
Ребенок еще не может поставить
перед собой цель запомнить или
припомнить что-нибудь и тем более
не применяет для этого
Когда детям трех лет предъявляли серию картинок с просьбой их рассмотреть и другую серию с просьбой запомнить, подавляющее большинство детей вели себя совершенно одинаково. Бросив на картинку беглый взгляд, ребенок тут же отводил его в сторону и просил взрослого показать другую картинку. Некоторые дети пытались рассуждать по поводу изображенных предметов, вспоминали случаи из прошлого опыта, связанные с картинками. «Очки - здесь на глазки накладывают»; «Это - бабочка, называется червяк»; «Арбуз. Я вот с мамой и папой покупала арбуз большой, а сливы маленькие». Однако, никаких действий, чтобы запомнить, у детей не наблюдалось (по материалам В.С. Мухиной).
2.3. Развитие непроизвольной памяти
По соображению Р.С. Немова,
у детей раннего дошкольного
возраста домининирует непроизвольная,
зрительно-эмоциональная
Непроизвольное запоминание,
связанное с активной умственной
работой детей над определенным
материалом, остается до конца дошкольного
возраста значительно более
Первые припоминания впечатлений,
полученных в раннем детстве, относятся
обычно к возрасту около трёх лет
(имеются в виду воспоминания взрослых
людей, связанные с детством). Было
установлено, что почти 75% первых детских
воспоминаний приходится на возраст
от трёх до четырёх лет. Это значит,
что к данному возрасту, т.е. к
началу раннего дошкольного детства,
у ребёнка связываются
У большинства нормально
развивающихся детей младшего и
среднего дошкольного возраста неплохо
развиты непосредственная и механическая
память.[17] Они сравнительно легко
запоминают и без особых усилий воспроизводят
виденное, слышанное, но только при
условии, если оно вызвало у них
интерес, и сами дети были заинтересованы
в том, чтобы что-то запомнить
или припомнить. Благодаря такой
памяти дошкольники быстро совершенствуют
речь, научаются пользоваться предметами
домашнего обихода, неплохо ориентируются
в обстановке, узнают виденное или
слышанное. В некоторых случаях
у лингвистически или музыкально
одарённых детей неплохо
У некоторых детей дошкольного возраста встречается особый вид зрительной памяти, который носит название эйдетической памяти. Образы эйдетической памяти по своей яркости и отчетливости приближаются к образам восприятия. После однократного восприятия материала и очень небольшой умственной обработки, ребенок продолжает «видеть» материал, и прекрасно восстанавливает его. Даже по прошествии долгого времени, вспоминая что-нибудь воспринятое раньше, ребенок как бы снова видит это и может описать во всех подробностях. Эйдетическая память - возрастное явление. Дети, обладающие ею в дошкольном возрасте, в период школьного обучения обычно утрачивают эту способность. На самом деле, такой вид памяти не так уж и редок, и имеется у многих детей, но часто исчезает у взрослых: из-за недостаточного упражнения данного вида памяти. Этот тип памяти может быть развит: у художников, музыкантов. У каждого человека больше всего развиваются те виды памяти, которые им чаще используются.[18]
3. Этапы овладение произвольными формами памяти
1. Переход от непроизвольного к произвольному запоминанию
2. Благоприятные условия
для овладения произвольным
3. Этапы овладение произвольными формами памяти
3.1. Соотношение непроизвольного и произвольного запоминания
Развитие памяти в дошкольном
возрасте характеризуется Р.С. Немовым
постепенным переходом от непроизвольного
и непосредственного к
Несмотря на существенные достижения в овладении произвольным запоминанием, к произвольному запоминанию и воспроизведению дети обращаются в сравнительно редких случаях, когда в их деятельности возникают соответствующие задачи или когда этого требуют взрослые.
Продуктивность запоминания
у детей в игре намного выше,
чем вне игры. Однако, у самых
маленьких, трехлетних детей и в
игре продуктивность запоминания сравнительно
низкая. Первые специальные перцептивные
действия, направленные на то, чтобы
что-то сознательно запомнить или
припомнить, отчетливо выделяются в
деятельности ребенка 5-6 лет, причем чаще
всего используется простое повторение.
Переход от непроизвольной к произвольной
памяти включает в себя два этапа.
На первом этапе формируется необходимая
мотивация, т.е. желание что-либо запомнить
или вспомнить. На втором этапе возникают
и совершенствуются необходимые
для этого мнемические действия
и операции. К концу дошкольного
возраста процесс произвольного
запоминания можно считать
Считается, что с возрастом увеличивается скорость, с какой информация извлекается из долговременной памяти и переводится в оперативную, а также объем и время действия оперативной памяти. Установлено, что трехлетний ребенок может оперировать только одной единицей информации, находящейся в данный момент времени в оперативной памяти, а пятнадцатилетний – семью такими единицами.