Развитие памяти у дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 13:34, курсовая работа

Описание работы

У младших дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение - единственная форма работы памяти. Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию. Ключевым положением принятой автором концепции развития памяти является утверждение о том, что четыре вида памяти (моторная, эмоциональная, образная и словесная) возникают именно в данной последовательности

Содержание работы

Введение. 4

Анализ проблемы развития произвольной памяти. 5

1. Память и её определения. 5

1.1. Основные характеристики памяти. 5

1.2. Классификация памяти. 7

1.3. Основные процессы памяти. 9

2. Развитие памяти дошкольника. 10

2.1. Концепции развития памяти. 10

2.2. Доминирование непроизвольной памяти в детском возрасте. 11

2.3. Развитие непроизвольной памяти. 12

3. Этапы овладение произвольными формами памяти. 14

3.1. Соотношение непроизвольного и произвольного запоминания. 14

3.2. Формирование произвольной памяти. 16

4. Становление произвольной памяти. 18

4.1. Развитие опосредованного и произвольного запоминания. 18

4.2. Обучение запоминанию в дошкольном детстве. 19

4.3. Обучение запоминанию с использованием мнемических средств. 20

5. Краткие выводы по теоретической части. 22

Исследование развития памяти дошкольников. 23

Постановка проблемы и гипотеза исследования. 23

Цели и задачи исследования. 23

Методика проведения исследования развития памяти. 24

Описание методического материала. 24

Описание процедуры исследования. 24

Особенности организации исследования. 25

Результаты исследования. 25

Обработка первичных экспериментальных данных. 25

Обработка результатов исследования развития образной памяти. 26

Выводы и заключения. 28

Анализ результатов. 28

Заключение. 28

6. Приложение. 29

Литература. 30

Список дополнительной литературы.. 30

Интернет-ресурсы.. 34

Предметный указатель. 32

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 48.56 Кб (Скачать файл)

 

 

Пример 2. Прототипы используемых изображений в исследовании

 

Изображения часов, ножниц, телефона, карандаша, самолёта и письма.

 

@ E F Q I J

 

Изображения машины, птицы, рыбки, собаки, кошки и кровати

 

 Žóôõöã

 

Круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, звезда, крест     lsn zH:

 

 

Литература

 

1.   Блонский П.П. Память  и мышление: В кн. избр. псих. произв. – М.: Просв., 1964.

 

2.   Выготский Л.С.  Психология: Мир психологии. – М.: ЭКСПО-Пресс, 2002. – 1008с.

 

3.   Гиппенрейтер Ю.Б.  Основы психологии. – М.: 1988, 156с.

 

4.   Зинц Р. Обучение  и память: Под ред. Б.А. Бенедиктова.  – Мн.: 1989.

 

5.   Истомина З.М. Развитие  произвольного запоминания у  дошкольников // Хрестоматия по возрастной  и педагогической психологии, Ч. 2, – М.: 1981

 

6.   Кулагина И.Ю., Колюцкий  В.Н. Возрастная психология: Развитие  человека от рождения до поздней  зрелости. – М.: ТЦ Сфера, 2004. –  464с.

 

7.   Мухина В.С. Возрастная  психология: Феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Издательский  центр Академия, 1997.

 

8.   Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений,  – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999. Кн.2: Психология образования  – 608с.

 

9.   Общая психология: Курс лекций для первой ступени  педагогического образования / Сост. Е.И.Рогов. – М.: Гуманит. изд.  центр ВЛАДОС, 2001, – 448с.

 

Список дополнительной литературы

 

1.   Ананьев Б.Г. Человек  как предмет познания. – СПб.: Питер, 2001.

 

2.   Аткинсон Р. Человеческая  память и процесс обучения/ Под.  ред. Ю.М. Забродина. – М.: Прогресс, 1980.

 

3.   Выготский Л.С.  Обучение и развитие в дошкольном  возрасте // Умственное развитие  в процессе обучения. - М.: Л., 1935.

 

4.   Гамезо М.В., Домашенко  И.А. Атлас по психологии: 3-е  изд. – М.: 1999, – 373с.

 

5.   Годфруа Ж. Что  такое психология. Т.1. – М.: мир, 1992.

 

6.   Дормашев Ю.Б., Романов  В.Я. Психология внимания. – М.: Тривола, 1995

 

7.   Зинченко П.И. Непроизвольное  запоминание. – М.: Изд. АПН  РСФСР. – М.: 1961.

 

8.   Крылов А.А., Маничева  С.А. Практикум по общей, экспериментальной  и прикладной психологии. – СПб.: Питер, 2000, – 289с.

 

9.   Лурия А.Р. Маленькая  книжка о большой памяти. –  М.: 1994.

 

10. Макселон Юзеф. Психология. – М.: Просвещение, 1998, – 425с.

 

11. Немов Р.С. Общие основы  психологии: Кн.1. – М.: Просвещение,1994, – 235с.

 

12. Рубинштейн С.Л. Основы  общей психологии. – СПб.: Питер, 1998.

 

13. Слободчиков В.И., Исаев  Е.И. Психология человека. – М.: 1995.

 

14. Смирнов А.А. Проблемы  психологии памяти. – М.: Просвещение, 1966.

 

15. Ясперс Карл. Общая психопатология. – М.: Практика, 1997, – 218с.

 

Интернет-ресурсы

 

Официальный сайт факультета психологии МГУ: http://www.psy.msu.ru

 

Неофициальный сайт факультета психологии МГУ: http://www.flogiston.ru

 

Портал «Psychology.ru»: http://www.psychology.ru

 

Электронная библиотека портала Auditorium.ru: http://www.auditorium.ru

 

 

Предметный указатель

 

 

 

А

 

Амнезия младенчества.... 12

 

Б

 

Быстрота запоминания...... 5

 

В

 

Вербальная память........... 11

 

Вкусовая память.................. 8

 

Г

 

Готовность к воспроизведению            6

 

Д

 

Двигательная память......... 7

 

Длительность запоминания 6

 

Долговременная память 8, 15

 

З

 

Заинтересованность ребёнка   20

 

Запоминание........................ 9

 

Запоминание непроизвольное 12

 

Зрительная память............. 8

 

К

 

Конкретная задача............... 7

 

Кратковременная память.. 8

 

Л

 

Лабораторный эксперимент..... 18

 

Личности свойства.............. 6

 

Логическая память.............. 8

 

М

 

Мгновенная память............. 8

 

Мнемические действия... 19

 

Мнемотехника.................... 20

 

Н

 

Непроизвольная память 5, 7

 

О

 

Обобщенное воспоминание..... 15

 

Обонятельная память......... 8

 

Образная память................. 7

 

Обучение запоминанию.. 19

 

Объём памяти...................... 5

 

Оперативная память.... 8, 15

 

Осязательная память......... 8

 

П

 

Память.................................... 5

 

Перцептивные действия. 14

 

Приемы запоминания. 17

 

Приёмы классификации. 21

 

Припоминания впечатлений    13

 

Продуктивность запоминания  14, 19

 

Произвольная память........ 7

 

Р

 

Развитие памяти............... 14

 

С

 

Словесно-логическая память    8

 

Слуховая память................. 8

 

Т

 

Точность запоминания....... 6

 

У

 

Улучшение памяти............ 18

 

Ф

 

Формирование смысловых  группировок       21

 

Э

 

Эйдетическая память....... 13

 

Эмоциональная память..... 7

 

 

 

[1] Немов Р.С., Кн. 1, с. 150

 

[2] Макселон Юзеф, с. 124

 

[3] Немов Р.С., Кн. 1, с. 184

 

[4] Гамезо М.В., Домашенко  И.А., с. 161

 

[5] Гамезо М.В., Домашенко  И.А., с. 160

 

[6] Немов Р.С., Кн. 1, с. 194

 

[7] Гамезо М.В., Домашенко  И.А., с. 159

 

[8] Макселон Юзеф, с. 125

 

[9] Ясперс Карл, с. 218-219

 

[10] Макселон Юзеф, с. 126

 

[11] Крылов А.А., Маничева  С.А., с. 89

 

[12] Гамезо М.В., Домашенко  И.А., с. 159

 

[13] Макселон Юзеф, с. 126

 

[14] Ясперс Карл, с. 218-219

 

[15] Выготский Л.С. , с. 126

 

[16] Блонский П.П., с. 218-219

 

[17] Немов Р.С., Кн. 2, с. 106

 

[18] Немов Р.С., Кн. 1, с. 195.

 

[19] Истомина З.М., ч. 2, с. 162

 

[20] Выготский Л.С., с. 26

 

[21] Выготский Л.С., с. 26

 

[22] Немов Р.С., с. 332

 

[23] Немов Р.С., Кн. 2, с. 333

 

[24] Немов Р.С., Кн. 2, с. 334

 

[25] Блонский П.П.

 

[26] Немов Р.С., Кн. 2, с. 336


Информация о работе Развитие памяти у дошкольников