Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 18:04, курсовая работа

Описание работы

Цель: теоретически обосновать и описать содержание и этапы процесса развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста и методик его диагностики.
Задачи:
1. Изучить в психолого-педагогической литературе характерные черты детей старшего дошкольного возраста.
2. Определить особенности процесса развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть содержание и этапы процесса развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
4. Выявить методики диагностики развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Научные подходы к определению характерных черт познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. 5
1.1 Исследования зарубежных психологов характерных черт развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста 5
1.2. Современные отечественные исследования развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста 9
Глава 2. Теоретические основы и процесс развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. 17
2.1 Содержание и этапы процесса развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста 17
2.2 Методики диагностики развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста 25
Заключение 31
Список литературы 32

Файлы: 1 файл

Д 12121212(8) Кур.р. Педагогика и псих.docx

— 60.85 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение 3

Глава 1. Научные подходы  к определению характерных черт познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. 5

1.1 Исследования зарубежных  психологов характерных черт  развития познавательной активности  детей старшего дошкольного возраста 5

1.2. Современные отечественные  исследования развития познавательной  активности детей старшего дошкольного  возраста 9

Глава 2. Теоретические основы и процесс развития познавательной активности детей старшего дошкольного  возраста. 17

2.1 Содержание и этапы  процесса развития познавательной  активности детей старшего дошкольного  возраста 17

2.2 Методики диагностики  развития познавательной активности  детей старшего дошкольного возраста 25

Заключение 31

Список литературы 32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Одной из приоритетных задач  дошкольного образования на современном  этапе развития общества является организация  учебно-воспитательного процесса, направленного  на максимальную реализацию возможностей и интересов ребенка. Как известно, в основе любой деятельности ребенка-дошкольника  лежит его собственная активность, в том числе и познавательная. Важность дошкольного детства как  сензитивного периода в формировании познавательной активности личности обосновывается в трудах ученых (Н.В. Абрамовских, М.И. Лисина, А.А. Люблинская и др.).

Известно, что познавательная активность детей дошкольного возраста развивается из потребности в  новых впечатлениях, которая присуща  каждому человеку от рождения. В  старшем дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской  деятельности, у ребенка формируется  стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.

Авторы, занимавшиеся исследованием  этого вопроса (Б.Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, Д.Б. Годовикова, Т.А. Куликова, А.В. Петровский, Г.И. Щукина), считают, что познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника.

Познавательная активность – стремление к наиболее полному  познанию предметов и явлений  окружающего мира; сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных  факторов, как субъективных, так и объективных.

Старший дошкольный возраст  считается сензитивным периодом для развития познавательной активности личности. Но это не означает, что  познавательная активность формируется  самостоятельно. Известно, что ребенок  – существо социальное. Среда для  него выступает условием и источником развития.

Объект исследования: характерные  черты развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Предмет: процесс развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Цель: теоретически обосновать и описать содержание и этапы  процесса развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста и методик его диагностики.

Задачи:

1. Изучить в психолого-педагогической  литературе характерные черты  детей старшего дошкольного возраста.

2. Определить особенности  процесса развития познавательной  активности детей старшего дошкольного  возраста.

3. Раскрыть содержание  и этапы процесса развития  познавательной активности детей  старшего дошкольного возраста.

4. Выявить методики диагностики  развития познавательной активности  детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования.

1. Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы по проблематике исследования.

2. Эмпирические: выявление и изучение методик диагностики и т.д.

Этапы исследования:

1. Подготовительный: выбор и осмысление темы. Изучение психолого-педагогической литературы, постановка проблемы, формулировка цели, предмета, объекта, задач исследования.

2. Основной: разработка комплекса мероприятий и их систематическое проведение, обработка полученных результатов.

3. Заключительный: интерпретация полученных данных, оформление результатов исследования.

Работа состоит из двух глав. выводов после каждой главы, заключения, библиографического списка источников и литературы.

Глава 1. Научные подходы к определению  характерных черт познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

1.1 Исследования зарубежных психологов  характерных черт развития познавательной  активности детей старшего дошкольного  возраста

 

В психолого-педагогических исследованиях существует множество  подходов к проблеме психического развития дошкольника.

Традиционно дают определение  понятию психики - как свойства живой  высокоорганизованной материи, заключающиеся  в способности отражать своими состояниями  окружающий объективный мир в  его связях и отношениях. Психика - это "субъективный образ объективного мира", это совокупность субъективных переживаний и элементов внутреннего опыта субъекта.

Психика - системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся  в активном отражении субъектом  объективного мира, в построении неотчуждаемой  от него картины мира и саморегуляции  на ее основе поведения и деятельности. Психика обеспечивает эффективное приспособление к среде[8].

Отражение психического мира всегда совершается в активной деятельности. В психике представлены и упорядочены  события прошлого, настоящего и возможно будущего. У человека события прошлого выступают в данных опыта, представлениях памяти; настоящего - в совокупности образов, переживаний, умственных актов; возможного будущего - в побуждениях, намерениях, целях, а также в фантазиях, грезах, сновидениях.

Психические процессы - это  динамическое отражение действительности в различных формах психических  явлений. Психический процесс - это  течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся  в виде реакции. Психические процессы обеспечивают формирование знаний и  первичную регуляцию поведения, и деятельность человека.

Все психические процессы подразделяются на познавательные - к  ним относятся ощущение и восприятие, представления и память, мышление и воображение, эмоциональные - активные и пассивные переживания, волевые - решение, исполнение, волевое усилие и т.д.

Развитие ребенка - дошкольника  отличается чрезвычайным разнообразием  и динамичностью. На протяжении дошкольного  возврата происходит существенное изменение  в самых разных направлениях, совершенствуются различные виды деятельности ребенка: игра, рисование, конструирование. Стремительно развиваются внимание, память, мышление, воображение, восприятие и речь.

В зарубежной психологии проблема функционального развития изучалась  в рамках функциональной психологии (Р. Вудвортс, вюрцбургская школа, У. Джеймс, Д. Дьюи, Т. Рибо и др.). Это направление  исследовало процессы сознания с  точки зрения их функции в приспособлении организма к окружающей среде, т.е. в связи с задачей эффективной  адаптации к конкретной социальной ситуации развития.

Р. Вудвортса утверждал, что  однажды возникшие механизмы  поведения способны приобрести мотивационный  компонент без внутренних физиологических  стимулов, которые лежат в основе их формирования. Таким образом, функциональное развитие может обуславливать определенное направление возрастного развития. На наш взгляд, речь должна идти о  таких качественных характеристиках  онтогенеза, как гармоничное или дисгармоничное развитие[6].

У. Джеймс в своих исследованиях  опирался на идею о том, что психика - это особая форма активности организма, обеспечивающая эффективное выживание  в процессе эволюции. Он соотносил  сознание с природой личности, с  понятием «Я», которое имеет несколько  форм: материальную, социальную, духовную. По мнению У. Джеймса, психическое развитие - это «постоянная смена качественностей». Индивидуальный опыт, оказавшийся эффективным в процессе адаптации, не является прямым приспособлением к объективной ситуации развития, а возникает из набора случайных физиологически детерминированных особенностей. В связи с этим У. Джеймс утверждает, что психическое развитие связано с субъективными физиологическими и биологическими особенностями индивида, с его субъективными переживаниями и индивидуальным опытом. Таким образом, он рассматривал развитие с позиции системно-уровневого анализа.

Д. Дьюи рассматривал развитие психики как развитие целостного организма в процессе его адаптации  к среде. Он разрабатывал теорию воспитания, направленную на формирование личности, эффективно приспосабливающейся к  различным жизненным ситуациям. Д. Дьюи понимал развитие как организацию  первоначально данных действий и  представлений. Интеллектуальная организация, в его представлении, предполагает учет нескольких факторов: природного любопытства, предмета деятельности, условий  деятельности и «метода» создания условий  индивидуальной ситуации развития.. Поэтому  Д. Дьюи считал, что психическое развитие ребенка зависит от целей воспитания, от содержания новых для ребенка  знаний и «от умственного склада и привычек лиц, с которыми ребенок сталкивается»[6].

Таким образом, функциональное развитие психики, по мнению автора, является ступенью онтогенетического развития, «целью, завершением воспитания»  на каждом возрастном отрезке. Для нашего исследования важно такое положение, поскольку психолого-педагогическое сопровождение развития познавательных процессов рассматривается нами как определенным образом организованная система развивающих занятий, направленная на формирование межфункциональных  связей в психических процессах.

Т. Рибо изучал закономерности развития психических процессов  патопсихологическим методом. Он считал, что развитие - это и прогрессивные, и регрессивные изменения психики. В своей монографии «Наследственность  душевных свойств» Т. Рибо анализирует  проблему соотношения врожденных и приобретенных признаков. Автор считает, что индивидуальное развитие ограничивается несколькими поколениями, и, следовательно, роль среды обуславливает функциональное развитие психики. Степень организации «душевной деятельности» служит основой наследственности и изменчивости. По мнению Т. Рибо, наследственность способствует усовершенствованию «разума». Такое усовершенствование обусловлено постепенным развитием: от простого к сложному. При этом необходимо понимать «разум» как совокупность всей интеллектуальной деятельности. Если наследственные качества неустойчивы (по мнению автора слабы), то вступают в силу законы изменчивости. Поэтому, по Т. Рибо, функциональное развитие психики зависит от наследуемых качеств и условий реализации этих качеств.

Ж. Пиаже рассматривает  психическое развитие как результат  активного приспособления детской  психики к окружающей реальности. По его мнению, данный процесс сугубо индивидуален и зависит физиологического созревания и генетических задатков. Теория когнитивного развития предусматривает  активность самого субъекта. Именно развитие взаимодействий ребенка с окружающей средой, по мнению Ж.Пиаже, способствует усвоению знаний и развитию мышления, т.е. интерпретация какого-либо события  оказывает влияние на поведение  ребенка. Поскольку интерпретация  требует перестройки своего прошлого опыта и организации имеющихся  знаний, то психическое развитие будет  рассматриваться как процесс  овладения операциями. Механизмами  когнитивного развития, согласно Ж.Пиаже, являются - ассимиляция, аккомодация  и равновесие. Они функционируют  в течение всей жизни субъекта, меняется лишь их соотношение в процессе взаимодействия со средой. Таким образом, функциональное развитие, по Ж. Пиаже, это часть онтогенеза ребенка[4].

Феномен познавательной активности как один из важнейших факторов обучения постоянно привлекает внимание исследователей.

1.2. Современные отечественные исследования развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

 

Развитие ребенка - дошкольника  отличается чрезвычайным разнообразием  и динамичностью. На протяжении дошкольного  возврата происходит существенное изменение  в самых разных направлениях, совершенствуются различные виды деятельности ребенка: игра, рисование, конструирование. Стремительно развиваются внимание, память, мышление, воображение, восприятие и речь.

Л.С. Выготский считал развитие произвольности одной из важнейших  характеристик дошкольного возраста и связывал это с появлением высших психических функций сознания.

Познавательное развитие - это развитие всех психических  процессов. Важнейшим показателем  развития ребенка - дошкольника является уровень овладения им различными видами детской деятельности, которая, с одной стороны, служит источником и движущей силой развития ребенка, а с другой - именно в них наиболее ярко проявляются все его достижения[6].

В оценке уровня развития любого вида детской деятельности можно  выделить две важнейшие характеристики. Первая - это степень освоения деятельности как способа передачи своего видения  действительности. Второй характеристикой  является уровень освоения операционально-технической  стороны деятельности, т.е. овладение необходимыми навыками.

Эти особенности деятельности наблюдаются во всех ее видах, наиболее значимым из которых является игра. Игра является ведущей деятельностью  дошкольника, т.к. именно в игре происходят наиболее существенные изменения в  его психике: развивается мышление и воображение: создавая общий замысел  игры, ребенок планирует его выполнение, творчески импровизирует по ходу игры. Л.С. Выготский подчеркивал, что "игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка". В игре ребенок учится управлять собой, своим поведением в целом и отдельными действиями. Принимая ту или иную роль, ребенок усваивает и необходимые для этой роли нормы поведения. Именно в игре ребенок становится полностью субъектом своей деятельности. Именно игра делает ребенка самостоятельной личностью.

Некоторые учёные определяют процесс познавательной активности детей как целенаправленную деятельность, ориентированную на становление  субъективных характеристик в учебно-познавательной работе. Понятие «развитие» общепринято в педагогике и психологии. Д.Б. Эльконин отмечает: развитие характеризуется, прежде всего, качественными изменениями психических функций, возникновением в них определённых новообразований. Развитие состоит в качественных преобразованиях различных системных процессов, что приводит к возникновению отдельных структур, когда одни из них отстают, другие забегают вперёд. Основой развития познавательной активности служит целостный акт познавательной деятельности - учебно-познавательная задача. В соответствии с теорией Д.Б. Эльконина развитие познавательной активности осуществляется путём накопления положительного учебно-познавательного опыта[16].

Информация о работе Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста