Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 18:04, курсовая работа

Описание работы

Цель: теоретически обосновать и описать содержание и этапы процесса развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста и методик его диагностики.
Задачи:
1. Изучить в психолого-педагогической литературе характерные черты детей старшего дошкольного возраста.
2. Определить особенности процесса развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть содержание и этапы процесса развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
4. Выявить методики диагностики развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Научные подходы к определению характерных черт познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. 5
1.1 Исследования зарубежных психологов характерных черт развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста 5
1.2. Современные отечественные исследования развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста 9
Глава 2. Теоретические основы и процесс развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. 17
2.1 Содержание и этапы процесса развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста 17
2.2 Методики диагностики развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста 25
Заключение 31
Список литературы 32

Файлы: 1 файл

Д 12121212(8) Кур.р. Педагогика и псих.docx

— 60.85 Кб (Скачать файл)

В работе над  развитием  познавательного интереса детей  старшего дошкольного возраста необходимо учитывать следующие факторы:

- создание благоприятного психологического климата в детском саду, группе;

- обеспечение эмоционального комфорта, педагогической защищенности каждому ребенку;

- стимулирование включение ребенка в деятельность (игровую, познавательную, личностную, практическую);

-  включение в познавательную деятельность различные виды восприятия (зрительные, тактильные, слуховые, вкусовые).

Развитие познавательного  интереса у  дошкольников   возможно при наличии в дошкольном учреждении (группе) развивающей среды.

Дети очень восприимчивы к окружающему и поэтому вся  обстановка детского сада (группы) имеет  большое развивающее значение. При  внешней пассивности окружающие  предметы активно воздействует на детей. В процессе взаимодействия с  объектами  окружающего мира  дети  узнают о назначении вещей, сравнивают между  собой игрушки, обращают внимание на их форму, размер, цвет, материал, пропорции.

Нельзя говорить о полноценном  развитии ребенка – дошкольника, если его окружающая обстановка примитивна и хаотична, и он не получает от взаимодействия с ней позитивную информацию. С  помощью развивающей среды можно  изменить активность детей, влиять на их эмоциональное состояние, а можно  мешать проявлению фантазии, развитию индивидуальности, отрицательно влиять на взаимоотношения детей друг с  другом, на процесс обучения. Поэтому  надо стремиться к тому, чтобы каждый предмет в группе являлся органичной частью развивающего пространства, стимулировал активность детей (игрушки, в том  числе полифункциональные, карандаши, бумага…находились в доступных  для детей местах). В группе должны быть созданы условия, позволяющие  каждому ребенку самостоятельно изменять в соответствии с собственными потребностями окружающее пространство; должны быть выделены зоны для познавательных, сюжетно – ролевых и театрализованных игр, зоны для чтения и наблюдения за живой природой и др.[10].

Предметная среда способствует  развитию познавательного интереса ребенка только в том случае, если он:

-   увлечен изучаемым материалом;

- стремится выполнить разнообразные, особенно сложные задания;

- проявляет самостоятельность в подборе средств, способов действий в достижении результатов;

- обращается к воспитателю с вопросами, характеризующими их познавательный интерес.

Развитие познавательного  интереса у детей дошкольного  возраста в большой мере зависит  от воспитателя, поэтому к  нему предъявляются  особые требования:  воспитатель  должен быть не только профессионалом, но и развитой личностью. Так, например, К.Д. Ушинский, в свое время отмечал: «Только личность может действовать  на развитие и определение личности, только характером  можно образовать характер».

Мотивационный этап был направлен  на активизацию стремления ребенка  узнать о прошлом предмета, побуждение к поиску информации об истории предмета, используя различные источники, в проектной деятельности[10].

Данный этап предусматривает решение следующих задач:

1) обогащение эмоционально-чувственной  сферы ребенка яркими впечатлениями о прошлом предметного мира;

2) развитие умения ориентироваться в прошлом предметного мира;

3) расширение представления  о целесообразности создания и преобразования предметов;

4) обучение способам действий с предметами прошлого;

5) стимулирование проявления  стремления к участию в проектной деятельности;

6) показ способов решения  проблемы и планирования последовательности их использования;

7)  показ способов  оформления и презентации продукта проекта.

Приоритетным педагогическим условием реализации данного этапа  должен быть определен взрослый как образец-ориентир, носитель опыта организации проектной деятельности. Взрослый на данном этапе должен выполнять ведущую функцию: представал ребенку образцом в знаниях об истории предметного мира, в отношении к нему, в умении организовать проектную деятельность (выделить проблему, осуществить отбор оптимальных способов ее решения, способа оформления и презентации продукта проекта).

Для достижения поставленной цели и задач должна быть организована проектная деятельность, в основе которой лежали созданные взрослым проблемные ситуации («Необычная находка», «Подарки от Домового Кузи», «Посылка из прошлого»). Взрослый вводил детей в проблему, загадывая загадки, создавая ситуации удивления необычными предметами прошлого.

Включение детей в проектную  деятельность на данном этапе должно обеспечить ориентировку детей в прошлом предмета, умение самостоятельно выстраивать ретроспективный ряд некоторых предметов, устанавливать взаимосвязь между предметом, его назначением и функцией, дошкольники стали осознавать, что обращение к прошлому помогает им понять деятельность человека в постоянном изменении вещей для того, чтобы сделать их удобными и полезными. Творческое преподнесение познавательного материала должно способствовать тому, что полученные знания и умения дети использовали в свободной деятельности. Дошкольникам должен быть интересен не только конечный результат, но и сам процесс познания, т.к. он происходил в привлекательной для дошкольника активной проектной деятельности, включающей рисование предметов будущего, создание алгоритмов и моделей, дидактические игры, манипулирование не только с предметными картинками, но с реальными предметами, что стимулировало интерес к истории предметов, ориентацию в источниках получения информации, способах решения проблемных ситуаций, оформления (создание коллекции, альбома, мини-музея одного предмета, макета, модели) и представления (презентации) продуктов проектов (рассказ о коллекции, альбоме, предмете, драматизация, экскурсия в мини-музей и др.)[11].

Обучающий этап должен быть направлен на совместное участие ребенка со взрослым в организации проектной деятельности[1].

Данный этап предусматривал решение следующих задач:

1) стимулирование потребности  в самостоятельном познании истории  создания предметов и осуществлении  с ними действий практического и мыслительного характера;

2) побуждение к проектной  деятельности, направленной на познание  истории создания предметного мира;

3) развитие умения понимать  проблемную ситуацию в проектной деятельности;

4) развитие умения самостоятельно  осуществлять выбор способов  решения проблемных ситуаций  из числа, предложенных взрослым и планировать последовательность их использования;

5) развитие умения  самостоятельно  осуществлять выбор способов  оформления и презентации  продуктов проекта.

Приоритетным педагогическим условием реализации данного этапа  было включение в проектную деятельность заданий проблемного характера, стимулирующих познавательный интерес  детей к истории предметного  мира. Выбор заданий проблемного  характера позволил определить характер и содержание проектов и обеспечить участие дошкольника в проектной  деятельности как равноправного партнера взрослого.

Для достижения поставленной цели и задач обучающего этапа  могут быть организованы проекты  поисково-творческого характера на основе проблемных заданий типа: «Историческое моделирование», «Что предмет расскажет о себе». Продуктами подобных проектов явились сборно-разборные игрушки-макеты, типа «От бревна к креслу», «От плота к кораблю», «От чурбачка до Барби», «От веретена до ткацкого станка», модели часов, перочинного ножа, кухонного комбайна и др.[1].

Данный этап должен обеспечить развитие умения самостоятельно осуществлять выбор способов решения проблемных ситуаций из числа, предложенных взрослым и определять их последовательность, умения осуществлять выбор способов оформления и презентации  продуктов проекта; возникновение мотивации более глубокого познания истории предметного мира; желание обращаться к взрослому, общаться с ним на познавательные темы, включаться в процесс познания предметного мира, в проектную деятельность и влиять на ее результат.

Деятельностно-реализующий  этап должен быть направлен на организацию самостоятельной деятельности детей в рамках реализации проекта.

Данный этап должен предусматривть решение следующих задач:

1) поощрение активности  детей в проявлении познавательного  интереса в самостоятельной деятельности;

2) оказание помощи при  выделении и формулировке проблемы проекта;

3) координация самостоятельной  деятельности детей в рамках реализации проекта;

4) оказание помощи в  оформлении и  презентации продукта  проекта.

Приоритетным педагогическим условием реализации данного этапа  было создание «проектного поля»  как предметно-стимулирующей среды  для проявления познавательного  интереса к истории предметного мира.

 «Проектное поле» выступало  основой для взаимодействия взрослого  и ребенка, являлось источником  выделения проблем, на решение  которых была направлена проектная  деятельность детей. В группах  были оформлены три микроцентра  «проектного поля»: музейная зона («мини-музей»), информационная зона («Уголок всезнаек»), зона преобразования («Уголок изобретателей»), – содержание  которых постоянно обогащалось  продуктами проектной деятельности  детей. В диссертации описывается  содержание элементов «проектного поля».

Данный этап  обеспечил  развитие устойчивых интересов у  старших дошкольников к истории  предметного мира, что проявлялось  в стремлении разрабатывать собственные индивидуальные проекты, презентовать их другим детям и взрослым, в умении ребенка самостоятельно определять в специфической для него форме (выраженной словом, рисунком) проблему и способы ее решения. Дети стали активнее в своих проявлениях, обозначились их индивидуальные интересы, появилась потребность реализовывать полученные знания в самостоятельной  проектной деятельности и получать личностно-значимый результат от этой деятельности, что в свою очередь являлось показателем развития познавательного интереса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Методики диагностики развития  познавательной активности детей  старшего дошкольного возраста

 

Данный блок может включать четыре методики, выявляющие различные аспекты познавательного развития дошкольника: ориентировку в окружающем, выделение существенных признаков, наглядно-образное мышление и установление последовательности событий.

1. Ориентировка в окружающем  выявлялась посредством традиционной  и любимой дошкольниками игры  «Нелепицы». Ребенок должен внимательно  рассмотреть картинки с большим  количеством искажений реальности  и найти все «ошибки» художника.

2. Способность выделять  существенные признаки и брать  их за основу классификации  предметов определялась с помощью  традиционной методики «Четвертый  лишний» (или «Исключение четвертого»).

3. Уровень наглядно-образного мышления устанавливался посредством популярной методики, разработанной Л.А. Венгером. В этой методике дети должны выделить форм предметного изображения и соотнести ее с формой эталона. Эта задач предполагает опосредованность восприятия сенсорным эталоном и оперированием в плане образов[2].

4. Способность к установлению  логической связи событий и  уровень речевого развития выявлялись  с помощью распространенного  приема предполагающего расположение  набора сюжетных картинок в  нужной последовательности. Самостоятельный  рассказ ребенка с опорой на  выстроенную им последовательность  событий отражает как развитие  связной речи, так и владение  просто жизненной логикой.

Методика «Древо желаний» В.С. Юркевич

Цель: изучение познавательной активности детей (используются картинки и словесные ситуации)

 

    Волшебник может  исполнить 5 твоих желаний. Чтобы  ты у него попросил? (6 мин.)

    Мудрец может  ответить на любые твои вопросы.  О чем бы ты спросил у  него? (регистрируются первые 5 ответов)  – 6 мин.

    Ковер-самолет  в мгновение ока доставит тебя  куда ты захочешь. Куда бы ты  хоте слетать? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.

    Чудо-машина умеет  все на свете: шить, печь пироги, мыть посуду, делать любые игрушки.  Что должна сделать чудо-машина  по твоему приказанию? – 5 мин.

    Главная книга  страны Вообразилии. В ней любые  истории обо всем на свете.  О чем бы ты хотел узнать  из этой книги? – 5 мин.

    Ты очутился  вместе с мамой в таком месте,  где все разрешается. Ты можешь  делать все, что твоей душе  угодно. Придумай, что бы ты в  таком случае делал? – (регистрируются первые 5 ответов) – 4 мин.

Из ответов выбираются ответы познавательного характера.

Высокий уровень познавательной потребности – 9 ответов и выше.

Средний уровень познавательной потребности – от 3 до 8 ответов.

Низкий уровень познавательной потребности – 2 и меньше ответов.

Качественный анализ:

Высокий уровень – стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений, отчетливо проявляется  исследовательский интерес к  миру.

Средний уровень – потребность  в знаниях имеется, но привлекает только конкретная информация, причем достаточно поверхностная.

Низкий уровень – дети удовлетворяются односложной информацией, например их интересует реальность услышанной когда-то сказки, легенды и т.д.

Информация о работе Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста