Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 18:04, курсовая работа
Цель: теоретически обосновать и описать содержание и этапы процесса развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста и методик его диагностики.
Задачи:
1. Изучить в психолого-педагогической литературе характерные черты детей старшего дошкольного возраста.
2. Определить особенности процесса развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть содержание и этапы процесса развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
4. Выявить методики диагностики развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Введение 3
Глава 1. Научные подходы к определению характерных черт познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. 5
1.1 Исследования зарубежных психологов характерных черт развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста 5
1.2. Современные отечественные исследования развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста 9
Глава 2. Теоретические основы и процесс развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. 17
2.1 Содержание и этапы процесса развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста 17
2.2 Методики диагностики развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста 25
Заключение 31
Список литературы 32
В работе над развитием познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста необходимо учитывать следующие факторы:
- создание благоприятного психологического климата в детском саду, группе;
- обеспечение эмоционального комфорта, педагогической защищенности каждому ребенку;
- стимулирование включение ребенка в деятельность (игровую, познавательную, личностную, практическую);
- включение в познавательную деятельность различные виды восприятия (зрительные, тактильные, слуховые, вкусовые).
Развитие познавательного интереса у дошкольников возможно при наличии в дошкольном учреждении (группе) развивающей среды.
Дети очень восприимчивы
к окружающему и поэтому вся
обстановка детского сада (группы) имеет
большое развивающее значение. При
внешней пассивности
Нельзя говорить о полноценном
развитии ребенка – дошкольника,
если его окружающая обстановка примитивна
и хаотична, и он не получает от взаимодействия
с ней позитивную информацию. С
помощью развивающей среды
Предметная среда способствует развитию познавательного интереса ребенка только в том случае, если он:
- увлечен изучаемым материалом;
- стремится выполнить разнообразные, особенно сложные задания;
- проявляет самостоятельность в подборе средств, способов действий в достижении результатов;
- обращается к воспитателю с вопросами, характеризующими их познавательный интерес.
Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в большой мере зависит от воспитателя, поэтому к нему предъявляются особые требования: воспитатель должен быть не только профессионалом, но и развитой личностью. Так, например, К.Д. Ушинский, в свое время отмечал: «Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер».
Мотивационный этап был направлен на активизацию стремления ребенка узнать о прошлом предмета, побуждение к поиску информации об истории предмета, используя различные источники, в проектной деятельности[10].
Данный этап предусматривает решение следующих задач:
1) обогащение эмоционально-
2) развитие умения
3) расширение представления о целесообразности создания и преобразования предметов;
4) обучение способам действий с предметами прошлого;
5) стимулирование проявления стремления к участию в проектной деятельности;
6) показ способов решения
проблемы и планирования
7) показ способов оформления и презентации продукта проекта.
Приоритетным педагогическим условием реализации данного этапа должен быть определен взрослый как образец-ориентир, носитель опыта организации проектной деятельности. Взрослый на данном этапе должен выполнять ведущую функцию: представал ребенку образцом в знаниях об истории предметного мира, в отношении к нему, в умении организовать проектную деятельность (выделить проблему, осуществить отбор оптимальных способов ее решения, способа оформления и презентации продукта проекта).
Для достижения поставленной цели и задач должна быть организована проектная деятельность, в основе которой лежали созданные взрослым проблемные ситуации («Необычная находка», «Подарки от Домового Кузи», «Посылка из прошлого»). Взрослый вводил детей в проблему, загадывая загадки, создавая ситуации удивления необычными предметами прошлого.
Включение детей в проектную деятельность на данном этапе должно обеспечить ориентировку детей в прошлом предмета, умение самостоятельно выстраивать ретроспективный ряд некоторых предметов, устанавливать взаимосвязь между предметом, его назначением и функцией, дошкольники стали осознавать, что обращение к прошлому помогает им понять деятельность человека в постоянном изменении вещей для того, чтобы сделать их удобными и полезными. Творческое преподнесение познавательного материала должно способствовать тому, что полученные знания и умения дети использовали в свободной деятельности. Дошкольникам должен быть интересен не только конечный результат, но и сам процесс познания, т.к. он происходил в привлекательной для дошкольника активной проектной деятельности, включающей рисование предметов будущего, создание алгоритмов и моделей, дидактические игры, манипулирование не только с предметными картинками, но с реальными предметами, что стимулировало интерес к истории предметов, ориентацию в источниках получения информации, способах решения проблемных ситуаций, оформления (создание коллекции, альбома, мини-музея одного предмета, макета, модели) и представления (презентации) продуктов проектов (рассказ о коллекции, альбоме, предмете, драматизация, экскурсия в мини-музей и др.)[11].
Обучающий этап должен быть направлен на совместное участие ребенка со взрослым в организации проектной деятельности[1].
Данный этап предусматривал решение следующих задач:
1) стимулирование потребности
в самостоятельном познании
2) побуждение к проектной деятельности, направленной на познание истории создания предметного мира;
3) развитие умения понимать проблемную ситуацию в проектной деятельности;
4) развитие умения
5) развитие умения самостоятельно осуществлять выбор способов оформления и презентации продуктов проекта.
Приоритетным педагогическим
условием реализации данного этапа
было включение в проектную
Для достижения поставленной цели и задач обучающего этапа могут быть организованы проекты поисково-творческого характера на основе проблемных заданий типа: «Историческое моделирование», «Что предмет расскажет о себе». Продуктами подобных проектов явились сборно-разборные игрушки-макеты, типа «От бревна к креслу», «От плота к кораблю», «От чурбачка до Барби», «От веретена до ткацкого станка», модели часов, перочинного ножа, кухонного комбайна и др.[1].
Данный этап должен обеспечить развитие умения самостоятельно осуществлять выбор способов решения проблемных ситуаций из числа, предложенных взрослым и определять их последовательность, умения осуществлять выбор способов оформления и презентации продуктов проекта; возникновение мотивации более глубокого познания истории предметного мира; желание обращаться к взрослому, общаться с ним на познавательные темы, включаться в процесс познания предметного мира, в проектную деятельность и влиять на ее результат.
Деятельностно-реализующий этап должен быть направлен на организацию самостоятельной деятельности детей в рамках реализации проекта.
Данный этап должен предусматривть решение следующих задач:
1) поощрение активности
детей в проявлении
2) оказание помощи при выделении и формулировке проблемы проекта;
3) координация самостоятельной деятельности детей в рамках реализации проекта;
4) оказание помощи в оформлении и презентации продукта проекта.
Приоритетным педагогическим
условием реализации данного этапа
было создание «проектного поля»
как предметно-стимулирующей
«Проектное поле» выступало
основой для взаимодействия
Данный этап обеспечил развитие устойчивых интересов у старших дошкольников к истории предметного мира, что проявлялось в стремлении разрабатывать собственные индивидуальные проекты, презентовать их другим детям и взрослым, в умении ребенка самостоятельно определять в специфической для него форме (выраженной словом, рисунком) проблему и способы ее решения. Дети стали активнее в своих проявлениях, обозначились их индивидуальные интересы, появилась потребность реализовывать полученные знания в самостоятельной проектной деятельности и получать личностно-значимый результат от этой деятельности, что в свою очередь являлось показателем развития познавательного интереса.
Данный блок может включать четыре методики, выявляющие различные аспекты познавательного развития дошкольника: ориентировку в окружающем, выделение существенных признаков, наглядно-образное мышление и установление последовательности событий.
1. Ориентировка в окружающем
выявлялась посредством
2. Способность выделять
существенные признаки и брать
их за основу классификации
предметов определялась с
3. Уровень наглядно-образного мышления устанавливался посредством популярной методики, разработанной Л.А. Венгером. В этой методике дети должны выделить форм предметного изображения и соотнести ее с формой эталона. Эта задач предполагает опосредованность восприятия сенсорным эталоном и оперированием в плане образов[2].
4. Способность к установлению
логической связи событий и
уровень речевого развития
Методика «Древо желаний» В.С. Юркевич
Цель: изучение познавательной активности детей (используются картинки и словесные ситуации)
Волшебник может исполнить 5 твоих желаний. Чтобы ты у него попросил? (6 мин.)
Мудрец может
ответить на любые твои
Ковер-самолет в мгновение ока доставит тебя куда ты захочешь. Куда бы ты хоте слетать? (регистрируются первые 5 ответов) – 6 мин.
Чудо-машина умеет
все на свете: шить, печь пироги,
мыть посуду, делать любые игрушки.
Что должна сделать чудо-
Главная книга
страны Вообразилии. В ней
Ты очутился
вместе с мамой в таком месте,
где все разрешается. Ты
Из ответов выбираются ответы познавательного характера.
Высокий уровень познавательной потребности – 9 ответов и выше.
Средний уровень познавательной потребности – от 3 до 8 ответов.
Низкий уровень познавательной потребности – 2 и меньше ответов.
Качественный анализ:
Высокий уровень – стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений, отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру.
Средний уровень – потребность в знаниях имеется, но привлекает только конкретная информация, причем достаточно поверхностная.
Низкий уровень – дети
удовлетворяются односложной
Информация о работе Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста