Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 18:04, курсовая работа

Описание работы

Цель: теоретически обосновать и описать содержание и этапы процесса развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста и методик его диагностики.
Задачи:
1. Изучить в психолого-педагогической литературе характерные черты детей старшего дошкольного возраста.
2. Определить особенности процесса развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть содержание и этапы процесса развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
4. Выявить методики диагностики развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Научные подходы к определению характерных черт познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. 5
1.1 Исследования зарубежных психологов характерных черт развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста 5
1.2. Современные отечественные исследования развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста 9
Глава 2. Теоретические основы и процесс развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. 17
2.1 Содержание и этапы процесса развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста 17
2.2 Методики диагностики развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста 25
Заключение 31
Список литературы 32

Файлы: 1 файл

Д 12121212(8) Кур.р. Педагогика и псих.docx

— 60.85 Кб (Скачать файл)

В своем обобщающем труде, посвященном значению игры в психическом  развитии, Д.Б. Эльконин выделил структуру  игровой деятельности, в число  основных элементов которой входят сюжет (во что играют), содержание (как  играют), роль, воображаемая ситуация, правила, игровые действия, игровые  отношения. По мнению Д.Б. Эльконина, наибольшее значение в игре имеет не воображаемая ситуация, как предполагал Л.С. Выготский, а роль, позволяющая ребенку овладеть своим поведением. Исследования Д.Б. Эльконина выявили не только структуру  и этапы развития игры, но и ее огромное значение для формирования психических функций и личностных качеств детей.

Таким образом, видно, что  с одной стороны, уровень развития игры является важнейшим показателем  в развитии ребенка, с другой стороны, в игре раскрываются существенные характеристики познавательного и социального  развития ребенка. При том, что игра выступает центральной характеристикой  развития ребенка, большое значение для него имеют продуктивные деятельности, и, прежде всего, изобразительная деятельность и конструирование.

Дошкольник, в отличие  от малыша, для которого вопрос является лишь формой общения, контакта с взрослым, забрасывает старших вопросами  «почему?», «зачем?» и «как?». Он ждет от них ответа, добивается ясности, выражает сомнение. Четырех-, пятилетний ребенок становится «почемучкой». У  него формируется вопросительное отношение  к окружающему миру[4].

Стойкость такого пытливого  отношения ребенка к действительности зависит от того, культивируют взрослые это отношение к окружающему  или угашают его своим пренебрежительным  отношением к вопросам детей и  нежеланием отвечать на них. Но если воспитатель  поддерживает вопросы ребенка, побуждает  самого ребенка искать решение возникшей  задачи, если своими ответами направляет мысль ребенка на постановку и  решение новых посильных задач, то формируются ценнейшие черты  личности — любознательность, пытливость, наблюдательность. Эти качества личности придают активности ребенка четкую познавательную направленность.

Как показывают исследования (Г. И. Щукина, Н. Г. Морозова, А. А. Люблинская), возникновение у детей интереса к предметам и явлениям окружающего мира прямо зависит от тех знаний, которыми обладает ребенок в той или иной области, а также от тех способов, которыми воспитатель открывает для него «меру его незнания», т. е. то новое, что дополняет его знания о предмете.

С одной стороны, интерес  как желание знать что-то, знать  глубже, полнее, точнее возникает, когда  ребенок уже что-то знает, например, о животных, о транспорте, о сезонных явлениях. Если детям ничего не известно о вулканах или египетских иероглифах, то интерес к таким неведомым явлениям сам по себе не может возникнуть[3].

С другой стороны, если воспитатель, рассказывая о чем-то, ничего нового детям не раскрывает, им становится неинтересно его слушать. Они  ничего нового не узнают и быстро отвлекаются.

Рассказ воспитателя будет  интересным, если в нем раскрывается какая-то неизвестная детям, но существенная сторона знакомого объекта: либо происхождение предмета, либо назначение орудия, машины, либо обусловленная  образом жизни особенность строения органа животных, т. е. что-то новое даже в том, что ребенку известно. Особое значение для детей-дошкольников имеет  узнавание изменчивости явлений, их жизненного значения и практического  применения.

М.И. Лисина в своем исследовании доказала, что уровень познавательной активности в раннем детстве определяется пережитым ребенком в первые годы жизни влиянием окружающей среды, главным  фактором которой является общение  ребенка с окружающими его  людьми, прежде всего со значимыми  взрослыми, отношения с которыми определяют отношения ребенка со всем остальным миром [9].

Отношения ребенка с окружающим миром осуществляются через взрослого, как посредника. Под руководством взрослого дошкольник овладевает новыми видами деятельности, умениями, навыками. И здесь собственная активность детей непосредственно связана  с активностью, идущей от взрослого. Поэтому педагогическая деятельность требует от современного педагога, стремящегося сформировать познавательную активность ребенка, наличия следующих личностных параметров:

- способности к активной и разносторонней профессиональной и социально-культурной деятельности;

- тактичности, чувства эмпатии, терпеливости и терпимости в отношениях с детьми и взрослыми, готовности принимать и поддерживать их, а при необходимости и защищать;

-  умения обеспечивать внутригрупповое и межгрупповое общение;

-  знания особенностей психического развития детей;

- способности к собственному саморазвитию и самовоспитанию.

Формирование познавательной активности дошкольников требует от педагога проявления творческого подхода  к организации учебно-воспитательного  процесса. Творческий потенциал педагога характеризуется рядом особенностей личности, которые называют признаками творческой личности:

-  способность замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок[9];

- умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу;

-  способность отказаться от ориентации на авторитеты;

-  умение представить знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте;

- способность к ассоциациям (быстрое и свободное переключение мыслей, способность вызвать в сознании образы и создавать из них новые комбинации);

- готовность памяти (овладение достаточно большим объемом систематизированных знаний, упорядоченность и динамичность знаний) и способность к обобщению;

- креативность, то есть способность превращать совершаемую деятельность в творческий процесс [4].

Е.А. Панько подчеркивает, что  положительное отношение к познанию достигается, в первую очередь, созданием  комфортной атмосферы общения между  взрослым и ребенком и в коллективе между детьми, где каждый ребенок признается активным субъектом собственной жизни и деятельности. Ребенок в дошкольном возрасте очень зависим от отношения к нему взрослых (родителей, воспитателя), которое во многом определяет самооценку ребенка, формирует чувство уверенности в себе. Поэтому детям так важна поддержка, участие, интерес и внимание взрослого к его делам и проблемам [12].

Взрослые должны уметь  видеть и понимать индивидуальность ребенка, его особенности и возможности, рассматривать его как уникальную личность с присущими ей индивидуальными  склонностями и творческим потенциалом.

Необходимо учитывать  индивидуальный темп развития каждого  ребенка, наблюдать за его ростом и развитием, сравнивать результаты работы с его собственным продвижением, а не с успехами других детей или  групповым уровнем, никогда не позволять  себе оценивать личность ребенка, а  высказываться только относительно результатов его работы. Ребенка  нельзя ругать и наказывать за неуспех  в той или иной деятельности, так  как это может привести к появлению  стойкого отрицательного отношения  к процессу познания нового, педагогу, образовательной системе в целом.

Необходимо формировать  положительный микроклимат в  группе, поддерживающий познавательный интерес и активность детей. Если ребенку трудно, и у него далеко не все получается, часто ему бывает сложно построить взаимоотношения  с другими детьми, и здесь он нуждается в помощи тактичного воспитателя, умеющего, нивелируя недостатки, выделять позитивное.

Для эффективного развития познавательной активности важно умение видеть и ценить в каждом ребенке  единственную, неповторимую, самоценную и свободную личность, с индивидуальными, присущими только ей чертами и  особенностями. Все это поможет  сохранить самооценку ребенка, будет  способствовать сохранению и поддержанию  положительного отношения к познавательному процессу[12].

Ребенок, как и взрослый, находится в постоянном процессе познания мира, он думает, анализирует, говорит, слушает, понимает, чувствует, общается с другими людьми. В процессе общения со взрослыми и сверстниками, познавательной деятельности происходит интенсивное развитие личности ребенка, его познавательной активности [3].

По мнению Л.А. Беляевой, одним  из основных побудителей познавательной активности детей является педагог. Реакции на побудительные действия бывают разные: мотивированные на познавательную активность и не мотивированные. Мотивированные на любые побуждающие действия реагируют  включением в познавательную деятельность, не нуждаются в каких-либо специальных  побудителях. У таких детей сформировался  познавательный интерес, сложилась  установка на познавательную деятельность. Однако встречается немало детей  с не мотивированной реакцией на побудительные  действия со стороны педагога[3].

Развитие познавательной активности таких детей начинается с воздействия на органы их восприятия. В такой ситуации полезными оказываются  яркие демонстрации, интересный краткий  рассказ, которые сначала привлекают внимание, заинтересовывают, создают  проблемную ситуацию. Возникает неустойчивая познавательная активность низкого  уровня – любознательность в виде вопроса: «Что это такое было?». Мастерство педагога в этом случае постановкой  умелых вопросов, воздействием на воображение  и эмоции ребенка должно привести возникшее любопытство к любознательности. Подключение мышления к решению  выдвинутой проблемы может привести к развитию познавательной активности. Весь этот процесс происходит под  руководством педагога [12].

Выводы по первой главе:

- познавательная активность не является врождённой, она формируется на протяжении всей сознательной жизни человека.

- социальная среда - условие, от которого зависит, перейдёт ли потенциальная возможность в реальную действительность.

- уровень развития познавательной активности определяется индивидуально-психологическими особенностями и условиями воспитания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Теоретические основы и процесс  развития познавательной активности детей  старшего дошкольного возраста.
2.1 Содержание и этапы процесса  развития познавательной активности  детей старшего дошкольного возраста

 

Современное общество нуждается  в активной личности, способной к  познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению   активности и  творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве.  Основной задачей работы педагогов дошкольного учреждения является развитие личности дошкольника,   готовности его к школьному обучению.

Проблема развития  ребенка, подготовки его к школе,  сложна и актуальна, ее развитие неразрывно связано с процессом формирования познавательного интереса у дошкольников[7].

Что же мы вкладываем в понятие   «познавательный интерес»?

Познавательный интерес  – это потребностное отношение  человека к миру, реализуемое в  познавательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, характеризуемое  наличием  интереса к поставленной задаче и ее решению, умением мобилизовать свои знания и рационально их использовать в практической деятельности.

Исследования педагогов  и психологов показывают, что при  наличии  интереса познавательная деятельность  у детей дошкольного возраста,   протекает более интенсивно, плодотворно. Дети меньше утомляются, познание становится увлекательной деятельностью.

Развитие познавательного  интереса является первостепенной задачей  умственного воспитания дошкольников.

Познавательный интерес  – важнейшее образование личности, которое формируется в социальных условиях, в процессе взаимодействия с окружающим миром и не является изначально присущим человеку от рождения. Также можно сказать, что познавательный интерес – избирательная направленность человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы, деятельность человека и его познавательные возможности. Развитие познавательного интереса – сложный процесс. Он имеет свои направления, закономерности и особенности, которые необходимо знать и учитывать педагогу в работе с дошкольниками.

В процессе обучения детей  дошкольного возраста познавательный интерес является средством обучения –  т. е  как средство привлечения  внимания к обучению, активизации  мышления детей, как средство, заставляющее ребенка волноваться, переживать, увлеченно  работать. В этом случае можно говорить о занимательности обучения[7].

Назначение «занимательности обучения» состоит в следующем:

- первоначальный толчок к познавательному интересу;

- опора для эмоциональной памяти, средство для запоминания;

- своеобразная «разрядка» напряженности на занятии, средство переключения эмоций, внимания, мыслей;

- средство повышения эмоционального тонуса для пассивных детей.

Познавательный интерес  выступает и как мотив учебной  деятельности. Для образования мотива в старшем дошкольном возрасте уже  недостаточно внешних воздействий (занимательности). Мотивы должны опираться  на потребности самой личности: лишь то, что для самой личности представляет необходимость, ценность, занимательность, закрепляется в мотиве. Мотив заставляет ребенка интересоваться тем или  иным не только в рамках учебной  деятельности, но и за их пределами.

Информация о работе Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста