Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 18:04, курсовая работа
Цель: теоретически обосновать и описать содержание и этапы процесса развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста и методик его диагностики.
Задачи:
1. Изучить в психолого-педагогической литературе характерные черты детей старшего дошкольного возраста.
2. Определить особенности процесса развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть содержание и этапы процесса развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
4. Выявить методики диагностики развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Введение 3
Глава 1. Научные подходы к определению характерных черт познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. 5
1.1 Исследования зарубежных психологов характерных черт развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста 5
1.2. Современные отечественные исследования развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста 9
Глава 2. Теоретические основы и процесс развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. 17
2.1 Содержание и этапы процесса развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста 17
2.2 Методики диагностики развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста 25
Заключение 31
Список литературы 32
В своем обобщающем труде, посвященном значению игры в психическом развитии, Д.Б. Эльконин выделил структуру игровой деятельности, в число основных элементов которой входят сюжет (во что играют), содержание (как играют), роль, воображаемая ситуация, правила, игровые действия, игровые отношения. По мнению Д.Б. Эльконина, наибольшее значение в игре имеет не воображаемая ситуация, как предполагал Л.С. Выготский, а роль, позволяющая ребенку овладеть своим поведением. Исследования Д.Б. Эльконина выявили не только структуру и этапы развития игры, но и ее огромное значение для формирования психических функций и личностных качеств детей.
Таким образом, видно, что
с одной стороны, уровень развития
игры является важнейшим показателем
в развитии ребенка, с другой стороны,
в игре раскрываются существенные характеристики
познавательного и социального
развития ребенка. При том, что игра
выступает центральной
Дошкольник, в отличие от малыша, для которого вопрос является лишь формой общения, контакта с взрослым, забрасывает старших вопросами «почему?», «зачем?» и «как?». Он ждет от них ответа, добивается ясности, выражает сомнение. Четырех-, пятилетний ребенок становится «почемучкой». У него формируется вопросительное отношение к окружающему миру[4].
Стойкость такого пытливого
отношения ребенка к
Как показывают исследования (Г. И. Щукина, Н. Г. Морозова, А. А. Люблинская), возникновение у детей интереса к предметам и явлениям окружающего мира прямо зависит от тех знаний, которыми обладает ребенок в той или иной области, а также от тех способов, которыми воспитатель открывает для него «меру его незнания», т. е. то новое, что дополняет его знания о предмете.
С одной стороны, интерес как желание знать что-то, знать глубже, полнее, точнее возникает, когда ребенок уже что-то знает, например, о животных, о транспорте, о сезонных явлениях. Если детям ничего не известно о вулканах или египетских иероглифах, то интерес к таким неведомым явлениям сам по себе не может возникнуть[3].
С другой стороны, если воспитатель, рассказывая о чем-то, ничего нового детям не раскрывает, им становится неинтересно его слушать. Они ничего нового не узнают и быстро отвлекаются.
Рассказ воспитателя будет
интересным, если в нем раскрывается
какая-то неизвестная детям, но существенная
сторона знакомого объекта: либо
происхождение предмета, либо назначение
орудия, машины, либо обусловленная
образом жизни особенность
М.И. Лисина в своем исследовании доказала, что уровень познавательной активности в раннем детстве определяется пережитым ребенком в первые годы жизни влиянием окружающей среды, главным фактором которой является общение ребенка с окружающими его людьми, прежде всего со значимыми взрослыми, отношения с которыми определяют отношения ребенка со всем остальным миром [9].
Отношения ребенка с окружающим миром осуществляются через взрослого, как посредника. Под руководством взрослого дошкольник овладевает новыми видами деятельности, умениями, навыками. И здесь собственная активность детей непосредственно связана с активностью, идущей от взрослого. Поэтому педагогическая деятельность требует от современного педагога, стремящегося сформировать познавательную активность ребенка, наличия следующих личностных параметров:
- способности к активной и разносторонней профессиональной и социально-культурной деятельности;
- тактичности, чувства эмпатии, терпеливости и терпимости в отношениях с детьми и взрослыми, готовности принимать и поддерживать их, а при необходимости и защищать;
- умения обеспечивать внутригрупповое и межгрупповое общение;
- знания особенностей психического развития детей;
- способности к собственному саморазвитию и самовоспитанию.
Формирование познавательной
активности дошкольников требует от
педагога проявления творческого подхода
к организации учебно-
- способность замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок[9];
- умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу;
- способность отказаться от ориентации на авторитеты;
- умение представить знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте;
- способность к ассоциациям (быстрое и свободное переключение мыслей, способность вызвать в сознании образы и создавать из них новые комбинации);
- готовность памяти (овладение достаточно большим объемом систематизированных знаний, упорядоченность и динамичность знаний) и способность к обобщению;
- креативность, то есть способность превращать совершаемую деятельность в творческий процесс [4].
Е.А. Панько подчеркивает, что
положительное отношение к
Взрослые должны уметь
видеть и понимать индивидуальность
ребенка, его особенности и возможности,
рассматривать его как
Необходимо учитывать
индивидуальный темп развития каждого
ребенка, наблюдать за его ростом
и развитием, сравнивать результаты
работы с его собственным
Необходимо формировать положительный микроклимат в группе, поддерживающий познавательный интерес и активность детей. Если ребенку трудно, и у него далеко не все получается, часто ему бывает сложно построить взаимоотношения с другими детьми, и здесь он нуждается в помощи тактичного воспитателя, умеющего, нивелируя недостатки, выделять позитивное.
Для эффективного развития познавательной активности важно умение видеть и ценить в каждом ребенке единственную, неповторимую, самоценную и свободную личность, с индивидуальными, присущими только ей чертами и особенностями. Все это поможет сохранить самооценку ребенка, будет способствовать сохранению и поддержанию положительного отношения к познавательному процессу[12].
Ребенок, как и взрослый, находится в постоянном процессе познания мира, он думает, анализирует, говорит, слушает, понимает, чувствует, общается с другими людьми. В процессе общения со взрослыми и сверстниками, познавательной деятельности происходит интенсивное развитие личности ребенка, его познавательной активности [3].
По мнению Л.А. Беляевой, одним из основных побудителей познавательной активности детей является педагог. Реакции на побудительные действия бывают разные: мотивированные на познавательную активность и не мотивированные. Мотивированные на любые побуждающие действия реагируют включением в познавательную деятельность, не нуждаются в каких-либо специальных побудителях. У таких детей сформировался познавательный интерес, сложилась установка на познавательную деятельность. Однако встречается немало детей с не мотивированной реакцией на побудительные действия со стороны педагога[3].
Развитие познавательной
активности таких детей начинается
с воздействия на органы их восприятия.
В такой ситуации полезными оказываются
яркие демонстрации, интересный краткий
рассказ, которые сначала привлекают
внимание, заинтересовывают, создают
проблемную ситуацию. Возникает неустойчивая
познавательная активность низкого
уровня – любознательность в виде
вопроса: «Что это такое было?». Мастерство
педагога в этом случае постановкой
умелых вопросов, воздействием на воображение
и эмоции ребенка должно привести
возникшее любопытство к
Выводы по первой главе:
- познавательная активность не является врождённой, она формируется на протяжении всей сознательной жизни человека.
- социальная среда - условие, от которого зависит, перейдёт ли потенциальная возможность в реальную действительность.
- уровень развития познавательной активности определяется индивидуально-психологическими особенностями и условиями воспитания
Современное общество нуждается
в активной личности, способной к
познавательно-деятельностной самореализации,
к проявлению активности и
творчества в решении жизненно важных
проблем. Первоосновы такой личности
необходимо заложить уже в дошкольном
детстве. Основной задачей работы
педагогов дошкольного
Проблема развития ребенка,
подготовки его к школе, сложна
и актуальна, ее развитие неразрывно
связано с процессом
Что же мы вкладываем в понятие «познавательный интерес»?
Познавательный интерес – это потребностное отношение человека к миру, реализуемое в познавательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром, характеризуемое наличием интереса к поставленной задаче и ее решению, умением мобилизовать свои знания и рационально их использовать в практической деятельности.
Исследования педагогов
и психологов показывают, что при
наличии интереса познавательная деятельность
у детей дошкольного возраста,
Развитие познавательного интереса является первостепенной задачей умственного воспитания дошкольников.
Познавательный интерес
– важнейшее образование
В процессе обучения детей дошкольного возраста познавательный интерес является средством обучения – т. е как средство привлечения внимания к обучению, активизации мышления детей, как средство, заставляющее ребенка волноваться, переживать, увлеченно работать. В этом случае можно говорить о занимательности обучения[7].
Назначение «занимательности обучения» состоит в следующем:
- первоначальный толчок к познавательному интересу;
- опора для эмоциональной памяти, средство для запоминания;
- своеобразная «разрядка» напряженности на занятии, средство переключения эмоций, внимания, мыслей;
- средство повышения эмоционального тонуса для пассивных детей.
Познавательный интерес выступает и как мотив учебной деятельности. Для образования мотива в старшем дошкольном возрасте уже недостаточно внешних воздействий (занимательности). Мотивы должны опираться на потребности самой личности: лишь то, что для самой личности представляет необходимость, ценность, занимательность, закрепляется в мотиве. Мотив заставляет ребенка интересоваться тем или иным не только в рамках учебной деятельности, но и за их пределами.
Информация о работе Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста