Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 18:04, курсовая работа
Цель: теоретически обосновать и описать содержание и этапы процесса развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста и методик его диагностики.
Задачи:
1. Изучить в психолого-педагогической литературе характерные черты детей старшего дошкольного возраста.
2. Определить особенности процесса развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть содержание и этапы процесса развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
4. Выявить методики диагностики развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Введение 3
Глава 1. Научные подходы к определению характерных черт познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. 5
1.1 Исследования зарубежных психологов характерных черт развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста 5
1.2. Современные отечественные исследования развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста 9
Глава 2. Теоретические основы и процесс развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. 17
2.1 Содержание и этапы процесса развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста 17
2.2 Методики диагностики развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста 25
Заключение 31
Список литературы 32
Все эти суждения носят познавательный характер, но различаются разным уровнем сложности[2].
Ответы «потребительского» содержания – иметь игрушки, проводить досуг без познавательных целей.
Креативные ситуации – 2, 3, 4, 5.
Методика 6. Наблюдение за проявлением учебно-познавательной активности.
В качестве единиц проявления внешней активности детей можно выделить следующие их реакции на деятельность педагога:
- двусторонняя активность
(ребенок сам стремится
- односторонняя активность
(ребенок сам не проявляет
- активность на уровне
микрогруппы (ребенок может не
проявлять активности на
- отклонения от процесса
обучения. Отвлечение от занятия
другими занятиями, разговором
с товарищем не по теме
Такая запись наблюдения должна вестись на всех занятиях. Должен проводится анализ изменения соотношений между отдельными видами активности ребенка на занятии с учетом различных внешних факторов, влияющих на данную активность.
В современных психологических и педагогических исследованиях (Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус, С.В. Кондратьева, Л.А. Ковалевский, Б.Т. Ковалев и др.) раскрываются специфические требования к педагогу дошкольного учреждения, необходимые для реализации целого ряда педагогических функций:
- выразительностью,
точно, кратко, логично излагать
материал и добиваться
- побудительной,
- конструктивно-организаторской,
- диагностической, содержащей
умения определять особенности
физического и психического
- устанавливать
деловые контакты с родителями
и коллегами, участвовать в
педагогическом просвещении
- коммуникативной, требующей
от педагога высоких
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста во многом будет зависеть от методов, с помощью которых педагог будет организовывать процесс познания воспитанников:
- метод неожиданных решений
(педагог предлагает новое
- метод предъявления заданий
с неопределенным окончанием, что
заставляет детей задавать
- метод, стимулирующий
проявление творческой
- метод «преднамеренных ошибок», когда педагог избирает неверный путь достижения цели, а дети обнаруживают это и начинают предлагать свои пути и способы решения задачи [13].
Таким образом, педагог должен
владеть всем педагогическим инструментарием,
чтобы увлечь, заинтересовать и развить
познавательную активность старших
дошкольников. Также значимыми являются
личностные качества воспитателя такие,
как стремление к саморазвитию, знания
особенностей психического развития детей,
творческий потенциал, тактичность
и терпимость в отношениях с детьми
и родителями. Только знающий и
любящий детей педагог-
Выводы по второй главе:
- с ростом и развитием
ребенка его познавательная
- в период дошкольного
детства происходит зарождение
первичного образа мира
- на познавательную мотивацию
достижения успехов влияют два
личностных образования:
- в старшем дошкольном
возрасте на базе полученного
опыта учебной, игровой и
- благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности.
Заключение
Цели и задачи, поставленные в исследовании, достигнуты. Можно сделать следующие выводы:
Познавательная активность – сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов: субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивация, прилежание и так далее) и объективных (окружающие условия, личность педагога, приемы и методы обучения).
Среди структурных
элементов познавательной
Успешность развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста связана с активизацией их учебно-познавательной деятельности на основе умелой реализации дидактических принципов, в частности, сознательности, активности, самостоятельности, учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в обучении.
Одним из методов, стимулирующих познавательную активность детей старшего дошкольного возраста, является дидактическая игра — это мощный стимул и разносторонняя, сильная мотивация в обучении детей старшего дошкольного возраста.
Использование в процессе обучения дидактических игр является основным условием развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Список литературы
Информация о работе Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста