Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 18:04, курсовая работа

Описание работы

Цель: теоретически обосновать и описать содержание и этапы процесса развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста и методик его диагностики.
Задачи:
1. Изучить в психолого-педагогической литературе характерные черты детей старшего дошкольного возраста.
2. Определить особенности процесса развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть содержание и этапы процесса развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
4. Выявить методики диагностики развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Научные подходы к определению характерных черт познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. 5
1.1 Исследования зарубежных психологов характерных черт развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста 5
1.2. Современные отечественные исследования развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста 9
Глава 2. Теоретические основы и процесс развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста. 17
2.1 Содержание и этапы процесса развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста 17
2.2 Методики диагностики развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста 25
Заключение 31
Список литературы 32

Файлы: 1 файл

Д 12121212(8) Кур.р. Педагогика и псих.docx

— 60.85 Кб (Скачать файл)

Все эти суждения носят  познавательный характер, но различаются разным уровнем сложности[2].

Ответы «потребительского» содержания – иметь игрушки, проводить  досуг без познавательных целей.

Креативные ситуации – 2, 3, 4, 5.

Методика 6. Наблюдение за проявлением  учебно-познавательной активности.

В качестве единиц проявления внешней активности детей можно  выделить следующие их реакции на деятельность педагога:

- двусторонняя активность (ребенок сам стремится ответить  на поставленный педагогом вопрос, и это стремление выражается  поднятием руки и удовлетворением  со стороны педагога этого  стремления). При этом активность  ребенка может завершиться правильным  или неправильным ответом, которые  мы обозначаем так: А1 – двусторонняя  активность с правильным исходом,  А2 – двусторонняя активность с неправильным исходом;

- односторонняя активность (ребенок сам не проявляет инициативу, не поднимает руку, но его вызывает  педагог и требует от него  решения учебной задачи). Такая  активность также может завершиться  правильным или неправильным  ответом и обозначается: В1 –  односторонняя активность с правильным  исходом, В2 – односторонняя  активность с неправильным исходом[2];

- активность на уровне  микрогруппы (ребенок может не  проявлять активности на уровне, однако может вести активную  работу внутри группы). С  - берет  инициативу в свои руки, организует  выполнение задания внутри группы; С2 – берет инициативу в  свои руки и сам все выполняет,  остальные члены группы наблюдают  за его работой; С3 - ребенок  выполняет действие, высказывает  свою точку зрения во время  обсуждения вопроса внутри группы, С4 – пытается уйти от работы внутри группы;

- отклонения от процесса  обучения. Отвлечение от занятия  другими занятиями, разговором  с товарищем не по теме обсуждения  вопроса, сонливость на занятии.  Такие проявления фиксировались символом Д.

Такая запись наблюдения должна вестись на всех занятиях. Должен проводится анализ изменения соотношений между отдельными видами активности ребенка на занятии  с учетом различных внешних факторов, влияющих на данную активность.

В современных психологических  и педагогических исследованиях (Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус, С.В. Кондратьева, Л.А. Ковалевский, Б.Т. Ковалев  и др.) раскрываются специфические  требования к педагогу дошкольного  учреждения, необходимые для реализации целого ряда педагогических функций:

    - выразительностью, точно, кратко, логично излагать  материал и добиваться понимания,  пользоваться различными методами  изложения, активизировать детей  в процессе усвоения материала;

- побудительной, предусматривающей  умения возбуждать интерес, внимание, побуждать к активности, переводить  знания в практические действия, оценивать деятельность, поступки, закреплять знания и умения  детей в соответствии с возрастом;

- конструктивно-организаторской,  включающей в себя ряд умений: планировать педагогический процесс,  подбирать материал, методы, приемы, средства для содержательной (учебной,  игровой, трудовой и др.) деятельности, организовывать выполнение режима  в разных возрастных группах,  создавать развивающую среду  и использовать ее в качестве  средства воспитания личности  ребенка[14];

- диагностической, содержащей  умения определять особенности  физического и психического состояния  детей и учитывать это в  собственной деятельности, осуществлять  учет и контроль эффективности  учебно-воспитательной работы в  целом, устанавливать соответствие  знаний, умений и навыков поведения  требованиям программы, видеть  связи развития ребенка с использованием  различных методов учебно-воспитательной  работы;

    - устанавливать  деловые контакты с родителями  и коллегами, участвовать в  педагогическом просвещении родителей,  раскрывать им подержание, методы  общественного воспитания, побуждать  родителей к активному участию  в работе дошкольного образовательного  учреждения;

- коммуникативной, требующей  от педагога высоких нравственных  качеств и черт характера, проявляющихся  в умении быть в общении  с детьми всегда доброжелательным, тактичным, приветливым, вежливым [4].

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного  возраста во многом будет зависеть от методов, с помощью которых  педагог будет организовывать процесс  познания воспитанников:

- метод неожиданных решений  (педагог предлагает новое нестереотипное  решение той или иной задачи, которое противоречит имеющемуся  опыту ребенка);

- метод предъявления заданий  с неопределенным окончанием, что  заставляет детей задавать вопросы,  направленные на получение дополнительной  информации;

- метод, стимулирующий  проявление творческой самостоятельности  составления аналогичных заданий  на новом содержании, поиск аналогов  в повседневной жизни;

- метод «преднамеренных ошибок», когда педагог избирает неверный путь достижения цели, а дети обнаруживают это и начинают предлагать свои пути и способы решения задачи [13].

Таким образом, педагог должен владеть всем педагогическим инструментарием, чтобы увлечь, заинтересовать и развить  познавательную активность старших  дошкольников. Также значимыми являются личностные качества воспитателя такие, как стремление к саморазвитию, знания особенностей психического развития детей, творческий потенциал, тактичность  и терпимость в отношениях с детьми и родителями. Только знающий и  любящий детей педагог-профессионал может сформировать у старших  дошкольников познавательную активность.

Выводы по второй главе:

- с ростом и развитием  ребенка его познавательная активность  все больше начинает тяготеть  к познавательной деятельности, которая как любая деятельность, характеризуется определенной структурой.

- в период дошкольного  детства происходит зарождение  первичного образа мира благодаря  познавательной активности ребенка,  имеющей свою специфику на  каждом возрастном этапе.

- на познавательную мотивацию  достижения успехов влияют два  личностных образования: самооценка  и уровень притязаний.

- в старшем дошкольном  возрасте на базе полученного  опыта учебной, игровой и трудовой  деятельности, складываются предпосылки  для оформления мотивации достижения  успехов.

- благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Цели и задачи, поставленные в исследовании, достигнуты. Можно  сделать следующие выводы:

Познавательная активность – сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов: субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивация, прилежание и так далее) и объективных (окружающие условия, личность педагога, приемы и методы обучения).

 Среди структурных  элементов познавательной активности  детей старшего дошкольного возраста  выделяют: интеллектуальный – уровень  развития умственной деятельности  детей; мотивационный компонент  – потребности, мотивы, интересы, определяющие желание детей принимать  участие в занятии, игре; практический  компонент включает проявления  познавательной активности в  реальной практической деятельности.

Успешность развития познавательной активности детей старшего дошкольного  возраста связана с активизацией их учебно-познавательной деятельности на основе умелой реализации дидактических принципов, в частности, сознательности,  активности, самостоятельности, учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в обучении.

Одним из методов, стимулирующих  познавательную активность детей старшего дошкольного возраста, является дидактическая  игра — это  мощный стимул и разносторонняя, сильная мотивация в обучении детей старшего дошкольного возраста.

Использование в процессе обучения дидактических игр является основным условием развития познавательной активности детей старшего дошкольного  возраста.

 

 

Список  литературы

 

  1. Баданина Л. П. Диагностика и развитие познавательных процессов. Практикум по общей психологии. – М.: НОУ ВПО МПСИ, 2012. – 264с.
  2. Баранова Э. А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. – М.: Речь, 2005. – 128с.
  3. Беляева, Л.А. Педагогические условия развития познавательной активности школьников в детских объединениях : автореф. дисс. … канд. пед. наук / Л.А. Беляева. – Томск, 2004. – 25 с.
  4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 336с.
  5. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.
  6. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2012. – 416с.
  7. Коноваленко С. В., Кремецкая М. И. Развитие познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста. – М.: Детство-Пресс, 2011. – 80с.
  8. Крашенинников Е. Е., Холодова О. Л. Развитие познавательных способностей дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез. 2012. – 80с.
  9. Лисина, М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми / М.И. Лисина // Вопросы психологии. – 1982. - № 4. – С. 18-25.
  10. Литвиненко, С.В. Развитие познавательной активности в преддошкольный период / С.В. Литвиненко // Журнал научно-педагогической информации [Электронный ресурс]. – 2010. – 4. – Режим доступа: http://www.paedagogia.ru/2010/41-04/208-litvinenko.
  11. Новопавловская, Ю.А. Сущность познавательной активности и педагогическое руководство формированием познавательного интереса детей дошкольного возраста / Ю.А. Новопавловская // Дошкольная педагогика. – 2009. – № 8. – С. 46-48.
  12. Панько, Е.А. Воспитатель дошкольного учреждения / Е.А. Панько. – Минск: Зорны верасень, 2006. – 264 с.
  13. Поливанова К. Н. Шестилетки. Диагностика готовности к школе. – М.: Эксмо, 2009. – 208с.
  14. Попова, Н.В. Педагогическая система стимулирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста: автореф. дисс. … канд. пед. наук / Н.В. Попова. – Барнаул, 2002. – 22 с.
  15. Фельдштейн Д. И. Психология развития человека как личности. – М.: МОДЭК, 2005. – 1024с.
  16. Эльконин Д. Б. Детская психология. – М.: Академия, 2011. – 384с.

 

 


Информация о работе Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста