Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2012 в 22:59, контрольная работа
Образование в России есть, оно сильно своими кадрами, ректорами ВУЗов, директо-рами школ, педагогами и воспитателями. Однако таким самоотверженным прекрасным лю-дям приходится работать не благодаря помощи государственной системы, а вопреки, ей.
Цель данной контрольной работы – изучить психологические основы развития чело-века, а также проанализировать основные тенденции развития образования в нашей стране.
Введение……………………………………………………………………………….. 3
1. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза…………………………. 4
1.1. Стадия элементарной сенсорной психики……………………………………… 4
1.2. Стадия перцептивной психики…………………………………………………… 5
1.3. Стадия интеллекта…………….………………………………………………….. 7
1.4. Возникновение сознания…………………………………….…………………... 8
1.5.Развитие личности в онтогенезе………………………………………………….. 10
2. Современная образовательная система Российской Федерации………………… 11
2.1. Сущность образования и его роль в развитии личности………………………. 11
2.2. Проблемы развития образования в России…………………………..…………. 15
2.3. Приоритетные направления развития образовательной системы
Российской Федерации…………………………………………..……………………. 18
Заключение…………………………………………………………………………….. 21
Список литературы……………………………….……………………………………
2
Сочинский государственный университет туризма и курортного дела
по курсу «Педагогика и психология»
на тему:
Проверил:
преподаватель
Жукова А.В.
20010 г.
Введение…………………………………………………………
1. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза…………………………. 4
1.1. Стадия элементарной сенсорной психики………………………………………
1.2. Стадия перцептивной психики……………………………………………………
1.3. Стадия интеллекта…………….……………………………………
1.4. Возникновение сознания…………………………………….…………………
1.5.Развитие личности в онтогенезе………………………………………………….
2. Современная образовательная система Российской Федерации………………… 11
2.1. Сущность образования и его роль в развитии личности………………………. 11
2.2. Проблемы развития образования в России…………………………..………….
2.3. Приоритетные направления развития образовательной системы
Российской Федерации…………………………………………..………
Развитие психики в филогенезе – качественные изменения психики, происходящие в рамках эволюционного развития живых существ, обусловленные усложнением их взаимодействия с окружающей средой. Данные изменения могут происходить на биологической или общественно–исторической основе. Сама психика как способность ощущения возникла из раздражимости живых существ и развивалась в связи с образованием и развитием их нервной системы. В своей эволюции психика прошла ряд стадий: от сенсорной к перцептивной и далее к интеллектуальной стадии и к формированию сознания. При этом сознание как особенность психики человека является продуктом общественно–исторического развития человеческого общества, возможность существования которого обусловлена использованием и изготовлением орудий труда, элементов языка, знаний, норм поведения.
В настоящее время Россия проходит период формирования в стране демократического общества с рыночной экономикой. Все активнее происходит ее интеграция в мировое демократическое сообщество.
В связи с этим к личности молодого человека, вступающего на свой самостоятельный профессиональный путь, предъявляются новые, более высокие требования.
Для того, чтобы сформировать необходимые личностные качества у подрастающего поколения требуется помощь существующей системе образования для обеспечения использования ею новейших достижений в области воспитания, обучения и развития ребенка.
Однажды прежний Президент Ельцин Б.Н. в своем выступлении перед журналистами сказал, что на образование выделяется 1,5 % от ВВП, а он хочет, чтобы было в два раза больше. Однако известно, что если на образование выделяется менее 5% от ВВП, то начинается деградация нации.
Образование не дает политических выгод, так как принцип «Образование вне политики» является основополагающим. К сожалению, образование стало заложником большой политики, где оно не играет ведущую роль.
Образование в России есть, оно сильно своими кадрами, ректорами ВУЗов, директорами школ, педагогами и воспитателями. Однако таким самоотверженным прекрасным людям приходится работать не благодаря помощи государственной системы, а вопреки, ей.
Цель данной контрольной работы – изучить психологические основы развития человека, а также проанализировать основные тенденции развития образования в нашей стране.
1. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза
1.1. Стадия элементарной сенсорной психики
Деятельность животных на самой ранней, первой стадии развития психики характеризуется тем, что она отвечает тому или иному отдельному воздействующему свойству (или совокупности отдельных свойств) в силу существенной связи данного свойства с теми воздействиями, от которых зависит осуществление основных биологических функций животных. Соответственно отражение действительности, связанное с таким строением деятельности, имеет форму чувствительности к отдельным воздействующим свойствам (или совокупности свойств) как форму элементарного ощущения. Эта стадия в развитии психики называется стадией элементарной сенсорной психики. Стадия элементарной сенсорной психики охватывает длинный ряд животных. Возможно, что элементарной чувствительностью обладают некоторые высшие инфузории.
Понятно, что материальную основу развития деятельности и чувствительности животных составляет развитие их анатомической организации. Тот общий путь изменений организмов, с которыми связано развитие в пределах стадии элементарной сенсорной психики, заключается, с одной стороны, в том, что органы чувствительности животных, стоящих на этой стадии развития, все более дифференцируются и их число увеличивается; соответственно дифференцируются и их ощущения.
С другой стороны, развиваются и органы движения, органы внешней деятельности животных. Их развитие происходит особенно заметно в связи с двумя следующими главными изменениями: с одной стороны, в связи с переходом к жизни в условиях наземной среды, а с другой стороны, у гидробионтов (животных, живущих в водной среде) в связи с переходом к активному преследованию добычи.
Вместе с развитием органов чувствительности и органов движения развивается также и орган связи и координации процессов – нервная система.
Первоначально нервная система представляет собой простую сеть, волокна которой, идущие в различных направлениях, соединяют заложенные на поверхности чувствительные клетки непосредственно с сократительной тканью животного. Этот тип нервной системы у современных видов не представлен.
Усложнение деятельности в этот период происходит в двух главных направлениях. Одно из них наиболее ярко выражено по линии эволюции, ведущей от червей к насекомым и паукообразным. Оно проявляется в том, что деятельность животных приобретает характер иногда весьма длинных цепей, состоящих из большого числа реакций, отвечающих на отдельные последовательные воздействия.
Механизмом такой деятельности является механизм элементарных рефлексов – врожденных, безусловных и условных.
Деятельность такого типа особенно характерна для насекомых, у которых она достигает наиболее высоких ступеней своего развития. Эта линия усложнения деятельности не является прогрессивной, не ведет к дальнейшим качественным ее изменениям.
Другое направление, по которому идет усложнение деятельности и чувствительности, является, наоборот, прогрессивным. Оно приводит к изменению самого строения деятельности, а на этой основе и к возникновению новой формы отражения внешней среды, характеризующей уже более высокую, вторую, стадию в развитии психики животных – стадию перцептивной (воспринимающей) психики. Это прогрессивное направление усложнения деятельности связано с прогрессивной же линией биологической эволюции (от червеобразных к первичным хордовым и далее к позвоночным животным).
Усложнение деятельности и чувствительности животных выражается здесь в том, что их поведение управляется сочетанием многих одновременных воздействий. Примеры такого поведения можно взять из поведения рыб. Именно у этих животных с особенной отчетливостью наблюдается резкое противоречие между уже относительно весьма сложным содержанием процессов деятельности и высоким развитием отдельных функций, с одной стороны, и еще примитивным общим ее строением - с другой.
В ходе дальнейшей эволюции это несоответствие разрешается путем изменения ведущей формы отражения и дальнейшей перестройки общего типа деятельности животных; совершается переход к новой, более высокой стадии развития отражения.
1.2. Стадия перцептивной психики
Следующая за стадией элементарной сенсорной психики, вторая стадия развития может быть названа стадией перцептивной психики. Она характеризуется способностью отражения внешней объективной действительности уже не в форме отдельных элементарных ощущений, вызываемых отдельными свойствами или их совокупностью, но в форме отражения вещей.
Переход к этой стадии развития психики связан с изменением строения деятельности животных, которое подготовляется еще на предшествующей стадии. Это изменение в строении деятельности заключается в том, что уже наметившееся раньше содержание ее объективно относящееся не к самому предмету, на который направлена деятельность животного, а к тем условиям, в которых этот предмет объективно дан в среду, теперь выделяется. Это содержание уже не связывается с тем, что побуждает деятельность в целом, а отвечает специальным воздействиям, которые его вызывают.
На разных уровнях стадии перцептивной психики стоит большинство существующих ныне позвоночных животных. Переход к этой стадии, по-видимому, связан с переходом позвоночных к наземному образу жизни.
Возникновение и развитие у животных перцептивной психики обусловлено рядом существенных анатомо-физиологических изменений. Главнейшее из них заключается в развитии и изменении роли дистантных (действующих на расстоянии) органов чувств, в первую очередь зрения. Их развитие выражается в том, что меняется как их значение в общей системе деятельности, так и форма их анатомических взаимосвязей с центральным нервным аппаратом. Если на предшествующей стадии развития дифференциация органов чувств приводила к выделению среди них доминирующих органов, то у позвоночных животных ведущие органы все более становятся органами, интегрирующими внешние воздействия. Это оказывается возможным благодаря одновременно происходящей перестройке центральной нервной системы с образованием переднего мозга, а затем и мозговой коры (впервые у рептилий). Первоначально (у рыб, амфибий, рептилий) передней мозг является чисто обонятельной формацией, составляя как бы продолжение их центрального обонятельного аппарата. В дальнейшем процессе развития (у млекопитающих) удельный вес обонятельных центров в мозговой коре резко уменьшается за счет представительства других органов чувств. Это ясно видно, если сравнить между собой место, занимаемое обонятельной корой, например, у ежа и обезьяны.
Выделение операций, характеризующее стадию перцептивной психики, дает начало развитию новой формы закрепления опыта животных, закреплению в форме двигательных навыков, в узком смысле этого термина.
Двигательные элементы, входящие в состав навыков животных, могут иметь различный характер: это могут быть как движения видовые, врожденные, так и движения, приобретенные в предшествующем опыте; наконец, это могут быть движения, закрепленные в процессе тех случайных проб, которые совершает животное в процессе формирования данного навыка.
Ясно выраженные навыки в собственном смысле наблюдаются впервые лишь у животных, имеющих кору головного мозга. Поэтому физиологической основой образования навыков следует считать механизм образования и закрепления систем именно кортикальных условных нервных связей.
При переходе к стадии перцептивной психики качественно изменяется также и сенсорная форма закрепления опыта. У животных впервые возникают чувственные представления.
Таким образом, вместе с изменениями строения деятельности животных и соответствующим изменением формы отражения ими действительности происходит перестройка также и функции памяти. Прежде, на стадии элементарной сенсорной психики, эта функция выражалась в двигательной сфере животных в форме изменения под влиянием внешних воздействий движений, связанных с побуждающим животное воздействием, а в сенсорной сфере - в закреплении связи отдельных воздействий. Теперь, на более высокой стадии развития мнемическая функция выступает в моторной сфере в форме двигательных навыков, а в сенсорной сфере - в форме примитивной образной памяти.