Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Современная образовательная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2012 в 22:59, контрольная работа

Описание работы

Образование в России есть, оно сильно своими кадрами, ректорами ВУЗов, директо-рами школ, педагогами и воспитателями. Однако таким самоотверженным прекрасным лю-дям приходится работать не благодаря помощи государственной системы, а вопреки, ей.
Цель данной контрольной работы – изучить психологические основы развития чело-века, а также проанализировать основные тенденции развития образования в нашей стране.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….. 3
1. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза…………………………. 4
1.1. Стадия элементарной сенсорной психики……………………………………… 4
1.2. Стадия перцептивной психики…………………………………………………… 5
1.3. Стадия интеллекта…………….………………………………………………….. 7
1.4. Возникновение сознания…………………………………….…………………... 8
1.5.Развитие личности в онтогенезе………………………………………………….. 10
2. Современная образовательная система Российской Федерации………………… 11
2.1. Сущность образования и его роль в развитии личности………………………. 11
2.2. Проблемы развития образования в России…………………………..…………. 15
2.3. Приоритетные направления развития образовательной системы
Российской Федерации…………………………………………..……………………. 18
Заключение…………………………………………………………………………….. 21
Список литературы……………………………….……………………………………

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по Педагогика и психология.doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)

Заботой государства становится не просто гарантия получения образования, а проблема выхода из острейшего кризиса цивилизации через получение качествен­ного, соответствующего эпохе и ее гуманным целям образования, определяющего будущее развитие.

Из доклада ЮНЕСКО о положении дел в мировом образовании следует, что политика, направленная на борьбу с бедностью, сокращение дет­ской смертности и улучшение здоровья общества, защита окружающей среды, укрепление прав человека, улучшение международных взаимоотношений и обо­гащение национальной культуры не дадут эффекта без соответствующей страте­гии в области образования, безрезультатны будут усилия, направленные на обес­печение и поддержание конкурентоспособности в области освоения передовой технологии.

В последнее десятилетие во всем мире дают о себе знать проблемы, которые не удается разрешить в рамках традиционных методических подходов, и все чаще го­ворят о всемирном кризисе образования. Сложившиеся образовательные системы не могут выполнить своей основной функции — формировать созидательные силы общества. В зависимости от условий, сложившихся в разных странах, этот кризис проявляется в разных формах. Он проявляется в странах развитых и развивающих­ся, богатых и бедных, издавна славившихся своими учебными заведениями или с большим трудом создающих их сейчас. В конце XX в. ситуация стала в этом от­ношении еще тревожней. Констатация кризиса образования из научной литерату­ры перешла в официальные государственные документы и беспокойство государ­ственных деятелей. В отношении качества образования даже США, официально обеспокоенные ростом неграмотности учащихся в области науки и техники, опре­делили ситуацию как «безумное образовательное разоружение». До недавнего времени кризис западно-европейского и американского образования, по мнению советских специалистов, считался зарубежной проблемой. Сегодня наличие кризи­са отечественной системы образования не оспаривается, но кризисная ситуация не тождественна упадку. Россия бесспорно обладает рядом достоинств в сфере обра­зования, выделяющих ее из систем образования США и Европы. В России кризис образования происходит на фоне глобального кризиса образования и под мощным воздействием кризиса нашего государства, всей социально-экономической и обще­ственно- политической системы.

За последние десять лет практически все промышленно развитые страны про­водили различные по глубине и масштабам реформы национальных систем обра­зования, вкладывая в это огромные финансовые средства. Реформы образования получили статус государственной политики, так как государства начали осозна­вать, что уровень образования в стране определяет ее будущее развитие.

Развитие науки и связанных с ней технологий производства потребовали ре­формирования как структуры, так и содержания образования. Среди основных на­правлений проводящейся в России в конце XX – начале XXI вв. реформы образо­вания можно выделить:

•  демократизацию системы обучения и воспитания;

•  гуманитаризацию и гуманизацию процесса образования;

•  компьютеризацию;

•  интернационализацию процесса образования.

В настоящее время в России образовательная политика строится на следующих принципах, определяющих основные направления, приоритеты, а также характер образования в нашей стране:

•  гуманистический характер образования;

•  приоритет общечеловеческих ценностей;

•  право личности на свободное развитие;

• единство федерального образования при праве на своеобразие национальных и региональных культур;

•  общедоступность образования;

•  адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;  

•  светский характер образования в государственных учреждениях;

•  свобода и плюрализм в образовании;

• демографический государственно-общественный характер управления и само­стоятельность образовательных учреждений.

В России неуклонно продолжается становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Миро­вое пространство, в котором через национальные границы свободно перемещаются ресурсы, люди, идеи – доминирующая тенденция современности. Одно из следст­вий этой тенденции – сближение, интеграция национальных систем образования. Сегодня Россия задействована во многих международных проектах, активно уча­ствует в обмене учащимися, профессорско-преподава-тельским составом, традиции и нормы мирового образования повсеместно проникают в российское пространст­во. Происходит культурная трансформация общества, которая выражается, с одной стороны, глобализацией и интернационализацией культуры, с другой – желанием отстоять свою самобытность (культурную, общинную, языковую). Средства аудио­визуальной коммуникации (телевидение, Интернет), использование английского языка общения в работе над международными проектами ведут к стиранию граней в культурном пространстве. Одновременно идет поиск путей поддержки и сохра­нения культурной самобытности. Гармонизация этих двух равнонаправленных тенденций есть условие для устойчивого развития системы образования. Меняется система отношений между институтом образования и религиозными институтами. Открываются воскресные школы, богословские факультеты, осуществляются до­полнительные программы в общеобразовательных школах с согласия родителей и педагогического коллектива.

Система образования в России переживает сейчас радикальные изменения, за­трагивающие все ее элементы и звенья. Введение единого стандартизированного федерального выпускного экзамена, позволяющего без экзамена поступать в любой вуз в случае набора нужного числа баллов, вызывает много споров, но продолжает неуклонную тенденцию к вхож­дению в мировую практику системы образования. Наряду с го­сударственными учебными заведениями возникают альтернативные, в том числе и частные. Расширяются возможности выбора вариативных форм образования (ли­цеи, гимназии, колледжи, профильные классы и т.д.). Параллельно с системой бес­платного образования существует платное образование во всех звеньях от детских садов и до университетов. Государство заботится, чтобы бюджетное финансирова­ние образовательных учреждений, проектов было прозрачно, контролируемо, а оп­лата каждого учащегося осуществлялась из бюджета адресно, индивидуально. Бюджетные средства на выполнение образовательных проектов планируется распреде­лять на конкурсной основе между как государственными, так и негосударствен­ными образовательными учреждениями. Привлечение инвестиций в сферу образо­вания, инвестиции в человека становятся государственной политикой.

Развивается нормативная правовая база в области образования. Постановле­ниями Правительства Российской Федерации утверждены типовые положения о всех основных типах и видах образовательных учреждений, государственные об­разовательные стандарты среднего и высшего профессионального образования.

 

2.2. Проблемы развития образования в России

 

Расходы на образование увеличиваются год от года. Если в 2000 году из бюджета было выделено на эти цели 32 млрд., в 2001 году – почти 50 млрд. руб., то в 2006 году на образование будет израсходовано 201,6 млрд. руб. В том числе на дошкольное образование в 2006 году будет израсходовано 2,1 млрд. руб., на общее образование – 3 млрд. руб., начальное профессиональное образование – 7 млрд. руб., среднее профессиональное образование – 21,5 млрд. руб., высшее профессиональное образование – 155, 1 млрд. руб.

В стране функционирует сеть дошкольных образовательных учреждений, кото­рую посещают около 4,5 млн. детей. Число их в связи с демографическим кризи­сом и финансовыми трудностями по оплате пребывания ребенка сокращается в среднем на 4,5% в год. Их посещает лишь 50% всех детей дошкольного возраста (ранее –71%).

Количество общеобразовательных школ, в том числе негосударственных, за 2004 г. по сравнению с 2003 г. сократилось на 1,6% в связи с демографической си­туацией и составило 65,9 тыс. школ, против 66,7 тыс. школ в 2003 году, в которых обучается 19,82 млн. че­ловек (в 2003 году – 21,1 млн. чел.). Обучение в школах ведется на 80 языках народов России.

В России в 2004 г. работало свыше 4 тыс. учреждений начального профессио­нального образования. В 2003 г. проводилась их структурная реорганизация в це­лях рационального использования их материально-технической базы и экономии бюджетных средств на содержание. В результате общее количество этих учрежде­ний в 2004 г. сократилось на 3,4% и составило 3911 учреждений, хотя общее число обучающихся не изменилось и составило 1,7 млн. чел.

Количество учреждений среднего профессионального образования к 2004 г. также не изменилось. В 2004 г. принято учащихся 119,4 тыс. человек, что на 4,2% больше, чем в 2003. На платной основе учится на 3,6% учащихся больше, чем в 2003 г.

Уникальной образовательной сферой охватывающей 68,9% общеобразователь­ных учреждений Российской Федерации, являются образовательные учреждения сельской местности. В детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и де­тей, оставшихся без попечения родителей, численность воспитанников составила в 2004 году около 95 тыс. человек. Функционирует сеть школ-интернатов для детей с отклонениями в развитии. В обеспечении социальной защиты, адаптации и реа­билитации детей и молодежи велика роль вечерних (сменных) общеобразователь­ных школ. В образовательных учреждениях общего образования и начального профессионального образования занято свыше 2,4 млн. педагогических работни­ков. Реализации различных образовательных запросов способствует структурная перестройка сети образовательных учреждений. Число учреждений нетрадицион­ных видов – лицеев, профессиональных лицеев, гимназий – достигло 2547 с об­щим числом обучающихся 1,7 млн. чел. Учреждения дополнительного образова­ния детей продолжают способствовать обогащению культуры и традиций воспитания детей. Для начального профессионального образования введен новый, значительно сокращенный перечень профессий и новые государственные образовательные стандарты, разработан новый базисный учебный план.

Формируются система и основные процедуры лицензирования деятельности образовательных учреждений, их аттестации и государственной аккредитации.

В системе высшего профессионального образования четко обозначилась тен­денция интеграции науки и педагогического процесса. Не только сохранен, но и значительно увеличен интеллектуальный потенциал: число докторов наук в выс­ших учебных заведениях страны значительно возросло. Сформировав авторитет­ные научные школы, высшие учебные заведения продолжают работу в соответст­вии с научно-техническими и инновационными программами. В государственные учреждения высшего профессионального образования зачислено 586,1 тыс. сту­дентов, из которых 67% обучаются на бюджетной основе, остальные – на условиях полного возмещения затрат на их обучение юридическими и физически­ми лицами. По сравнению с 2003 г. число студентов, принятых на бюджетную форму обучения возросло на 4,1 %, а на платную – на 49,8%.

В 2004 г. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О под­готовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства» и Государ­ственными планами подготовки управленческих кадров для организаций народно­го хозяйства Российской Федерации, осуществлялась переподготовка менеджеров, занимающих руководящие должности высшего и среднего звена в организациях народного хозяйства, путем их обучения в российских образовательных учрежде­ниях и прохождения стажировки на зарубежных предприятиях. Отбор менеджеров на обучение осуществлялся на конкурсной основе.

В организации программ зарубежной стажировки принимали участие Германия, Япония, США, Великобритания, Нидерланды, Италия, Канада, Швеция, Франция. Всего за три года обучения (2001-2003) прошли зарубежную стажировку 4251 чел.

Развитие образования в России происходит в сложной ситуации, что вызы­вает возникновение большого числа проблем в этой сфере.

Растет угроза нарушения единства образовательного пространства в части обу­чения русскому языку как государственному языку. Увеличиваются разночтения федеральных и национально-региональных стандартов гуманитарных дисциплин. Наблюдается не регулируемое государством увеличение выпуска вариативных учебников, часто низкого качества, хотя в ряде субъектов Российской Федерации многие школы не обеспечены учебниками. В субъектах Российской Федерации возникают трудности с подготовкой и изданием учебников на языках народов Рос­сийской Федерации. Ухудшается положение с подготовкой кадров для образова­тельных учреждений, расположенных в сельской местности, в районах Крайнего Севера, на Дальнем Востоке и в Сибири. Обеспечение прав граждан, проживаю­щих в сельской местности, на получение качественного образования является осо­бенно большой проблемой. Уменьшается количество дошкольных образовательных учреждений и количество посещающих их детей. Увеличилось число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Достижение современного уровня содержания общего образования, гуманиза­ция, ориентация на развитие личности, формирование системы жизненных ценно­стей, социальных норм и других элементов культуры являются наиболее важной проблемой и целью реформирования образования в России.

 

 

 

2.3. Приоритетные направления развития образовательной системы

Российской Федерации

 

На современном этапе модернизации российского образования приоритетными направлениями государственной политики в сфере образования признаны:

1. Повышение качества профессионального образования

Информация о работе Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Современная образовательная система РФ