Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2012 в 22:59, контрольная работа
Образование в России есть, оно сильно своими кадрами, ректорами ВУЗов, директо-рами школ, педагогами и воспитателями. Однако таким самоотверженным прекрасным лю-дям приходится работать не благодаря помощи государственной системы, а вопреки, ей.
Цель данной контрольной работы – изучить психологические основы развития чело-века, а также проанализировать основные тенденции развития образования в нашей стране.
Введение……………………………………………………………………………….. 3
1. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза…………………………. 4
1.1. Стадия элементарной сенсорной психики……………………………………… 4
1.2. Стадия перцептивной психики…………………………………………………… 5
1.3. Стадия интеллекта…………….………………………………………………….. 7
1.4. Возникновение сознания…………………………………….…………………... 8
1.5.Развитие личности в онтогенезе………………………………………………….. 10
2. Современная образовательная система Российской Федерации………………… 11
2.1. Сущность образования и его роль в развитии личности………………………. 11
2.2. Проблемы развития образования в России…………………………..…………. 15
2.3. Приоритетные направления развития образовательной системы
Российской Федерации…………………………………………..……………………. 18
Заключение…………………………………………………………………………….. 21
Список литературы……………………………….……………………………………
Важнейшим элементом комплексного преобразования сферы высшего образования является введение следующих уровней высшего образования: бакалавриат (первый уровень), магистратура или подготовка специалиста на базе бакалавриата (второй уровень). Такая система станет основой для формирования адекватной потребностям общества структуры квалификаций и образовательных программ.
Однако по некоторым специальностям, определяемым в особом перечне, предполагается в настоящее время сохранить подготовку специалистов.
Современное высшее образование требует разработки принципиально новых стандартов образования, обеспечивающих универсальность, фундаментальность образования и его практическую направленность.
Поскольку сегодня перед системой высшего образования встают задачи, связанные не только с удовлетворением текущих потребностей экономики страны в квалифицированных кадрах, но и с интеграцией Российской Федерации в мировое образовательное пространство, введение уровней бакалавриата и магистратуры позволит значительно расширить экспорт образовательных услуг.
В настоящее время формально различные типы учреждений начального и среднего профессионального образования (техникумы, колледжи, профессиональные лицеи, профессиональные училища) реализуют зачастую одинаковый набор образовательных программ. Таким образом, происходит размывание структуры профессионального образования. Вместе с тем, из-за утраты тесной связи с предприятиями и организациями и старения материально-технической базы самих учреждений, они зачастую не способны обеспечить подготовку кадров необходимой квалификации для современной экономики и социальной сферы. Таким образом, необходима реструктуризация системы начального и среднего профессионального образования.
Общей для всей системы профессионального образования задачей в рамках комплекса мероприятий по повышению качества является разработка с участием работодателей и общественности и внедрение современных методов рейтингования образовательных учреждений профессионального образования.
Таким образом, для повышения качества профессионального образования планируется:
установить уровни высшего образования;
реструктурировать системы начального и среднего профессионального образования;
создать условия для инновационного развития системы профессионального образования, интеграции образовательной, научной и практической деятельности;
разделить вузы на категории, обеспечив уровень финансирования образовательных программ адекватно потребностям современной экономики.
2. Обеспечение доступности качественного общего образования
Необходимость выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения свидетельствует о целесообразности создания условий для массового образования детей старшего дошкольного возраста ("предшкольное образование"), для обеспечения доступности дополнительного образования детей, ориентированного на формирование успешности ребенка, развитие его индивидуальных способностей.
Исходя из проблемы выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения, планируется апробировать следующую структуру общего образования:
1. "Предшкольное образование" (1 год).
2. Начальная школа (4 года).
3. Основная школа (5 лет).
4. Профильная школа, лицей, гимназия (2 года).
В течение всего периода организации обучения в общеобразовательной школе учащимся могут предоставляться услуги дополнительного образования.
3. Развитие современной системы непрерывного профессионального образования
Непрерывное образования должно предоставить каждому человеку институциональную возможность формировать индивидуальную образовательную траекторию и получать ту профессиональную подготовку, которая требуется ему для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста. Развитие данной системы позволит обеспечить большую восприимчивость образования к внешним запросам, в том числе со стороны рынка труда.
4. Повышение инвестиционной привлекательности сферы образования
Наряду с безусловной важностью дальнейшего совершенствования механизмов, повышающих эффективность расходования бюджетных средств в системе образования, следует создавать механизмы и стимулы инвестирования в нее частных и корпоративных средств.
Создание подобных механизмов и стимулов будет не только способствовать улучшению общей финансово-экономической ситуации в системе образования, но и обеспечит условия для роста ее восприимчивости к запросам общества и рынка труда, что безусловно позитивно повлияет на качество образовательного процесса.
5. Переход на принципы подушевого финансирования и формирование эффективного рынка образовательных услуг
В условиях глобальной конкуренции современная система образования призвана обеспечить формирование эффективного рынка образовательных услуг в соответствии с потребностями экономики в квалифицированных кадрах на основе постоянного мониторинга рынка труда.
В этих целях планируется осуществить переход на всех уровнях системы образования к нормативному подушевому финансированию (финансированию по нормативам в расчете на 1 обучающегося или воспитанника).
В дошкольном образовании это предполагает выделение субъектом Федерации субсидий муниципальным бюджетам на организацию образования детей, в том числе по программам "предшкольного образования".
В системе общего образования планируется ввести механизмы финансирования каждого общеобразовательного учреждения по подушевому принципу.
В профессиональном образовании дифференциация нормативов бюджетного финансирования будет осуществляться по видам профессиональных образовательных программ.
В высшем образовании нормативы подушевого финансирования будут устанавливаться в зависимости от:
категории вуза;
вида профессиональных образовательных программ;
уровня профессионального образования (подготовка бакалавров, специалистов, магистров и аспирантов).
Заключение
Развитие психики в онтогенезе представляет собой процесс эволюции способов взаимодействия индивида с окружающей средой. Возникновение психики связывается с формированием на определенном этапе развития способности к активному перемещению в пространстве, при котором удовлетворение потребностей осуществляется посредством активных движений в окружающей среде, которые должны предваряться поиском необходимых предметов. В основе развития психики человека лежит овладение индивидом исторически сформировавшимися общественными орудиями, служащих средством удовлетворения человеческих потребностей. Ребенок в период от 1 года до 3 лет овладевает основами предметно-манипулятивной деятельности по использованию простейших предметов, благодаря чему формируются способности к универсальным движениям рук, к решению простых двигательных задач и способность занимать собственную позицию внутри отношений со взрослыми и сверстниками (возникновение у ребенка установки "Я сам"). В возрасте от 3 до 6 - 7 лет в процессе игровой деятельности формируются способности к воображению и употреблению различных символов. В школьном возрасте ребенок в процессе учебной деятельности присваивает элементы науки, искусства, что ведет к формированию основ логического мышления.
Значительную роль в развитии системы образования играет решение следующих задач, сопровождающих реализацию приоритетных направлений развития образования:
1. Дальнейшая информатизация системы образования, создание условий для наращивания информационно-технологической базы образовательных учреждений, роста числа образовательных учреждений, имеющих выход в Интернет, повышения информационных компетенции работников образования, развития современных методов обучения на базе информационных технологий.
2. Оснащение современным научным оборудованием высших учебных заведений через центры коллективного пользования совместно с Российской академией наук.
3. Создание институциональных механизмов совершенствования системы оказания образовательных услуг на территории России для иностранных учащихся, в первую очередь из стран СНГ и Балтии.
Создание современной системы мониторинга и статистики образования в соответствии с международными стандартами.
5. Развитие современных форм ученического, студенческого самоуправления как особой формы инициативной, инновационной, самостоятельной, ответственной деятельности учащихся и студентов.
Список литературы
1. Анастази А. Психологическое тестирование. М., 1982
2. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. M., Владос, 1999.
3. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. М., Норма, 1999
4. Жуков В.И. Российское образование: проблемы и перспективы развития. M., Финстатинформ, 2004.
5. Максименко С.Д. Общая психология. М., Ваклер, 2000.
6. Назин Г. Теория эволюции./Доклад на заседании
7. Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации. М., 2004.
8. Рубинштейн С.Л.. Основы общей психологии. СПб., 1998.
9. Социальная политика./под ред. Волгина Н.А. М., Экзамен, 2003.
10. Федяева О. Д. Государственная политика в области образования в России. Омск, 1995.
11. Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1985.