Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Современная образовательная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июля 2012 в 22:59, контрольная работа

Описание работы

Образование в России есть, оно сильно своими кадрами, ректорами ВУЗов, директо-рами школ, педагогами и воспитателями. Однако таким самоотверженным прекрасным лю-дям приходится работать не благодаря помощи государственной системы, а вопреки, ей.
Цель данной контрольной работы – изучить психологические основы развития чело-века, а также проанализировать основные тенденции развития образования в нашей стране.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….. 3
1. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза…………………………. 4
1.1. Стадия элементарной сенсорной психики……………………………………… 4
1.2. Стадия перцептивной психики…………………………………………………… 5
1.3. Стадия интеллекта…………….………………………………………………….. 7
1.4. Возникновение сознания…………………………………….…………………... 8
1.5.Развитие личности в онтогенезе………………………………………………….. 10
2. Современная образовательная система Российской Федерации………………… 11
2.1. Сущность образования и его роль в развитии личности………………………. 11
2.2. Проблемы развития образования в России…………………………..…………. 15
2.3. Приоритетные направления развития образовательной системы
Российской Федерации…………………………………………..……………………. 18
Заключение…………………………………………………………………………….. 21
Список литературы……………………………….……………………………………

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по Педагогика и психология.doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)

          Еще большие изменения претерпевают при переходе к перциптивной психике процессы анализа и обобщения внешней среды, воздействующей на животных.

         Главное изменение в процессах дифференциации и обобщения при переходе к перцептивной психике выражается в том, что у животных возникают дифференциация и обобщение образов вещей.

    

1.3. Стадия   интеллекта

    

         Психика большинства млекопитающих животных остается на стадии перцептивной психики,  однако наиболее высокоорганизованные из них поднимаются еще на одну ступень развития. Эту новую, высшую ступень обычно называют стадией интеллекта (или "ручного мышления"). Конечно, интеллект животных - это совсем не то же самое, что разум человека; между ними существует огромное качественное различие.

        Стадия интеллекта характеризуется весьма сложной деятельностью и столь же сложными формами отражения действительности. Интеллектуальное поведение наиболее высокоразвитых животных -  человекоподобных обезьян - было впервые систематически изучено в экспериментах, поставленных Келером.

        При переходе к третьей, высшей стадии развития животных наблюдается новое усложнение в строении деятельности. Прежде слитая в единый процесс деятельность дифференцируется теперь на две фазы: фазу подготовления и фазу осуществления. Наличие фазы подготовления и составляет характерную черту интеллектуального поведения. Интеллект возникает, следовательно, впервые там, где возникает процесс подготовления возможности осуществить ту или иную операцию или навык.

         Существенным признаком двухфазной деятельности является то, что новые условия вызывают у животного уже не просто пробующие движения, но пробы различных прежде выработавшихся способов, операций. Возникновение и развитие интеллекта животных имеет своей анатомо-физиологической основой дальнейшее развитие коры головного мозга и ее функций.

       Итак, интеллектуальное поведение, которое свойственно высшим млекопитающим и которое достигает особенно высокого развития у человекообразных обезьян, представляет собой ту верхнюю границу развития психики, на которой начинается история развития психики уже совсем другого, нового типа, свойственная только человеку, - история развития человеческого сознания.

    

1.4. Возникновение сознания

    

         Переход к сознанию представляет собой начало нового, высшего этапа развития психики. Сознательное отражение в отличие от психического отражения, свойственного животным, - это отражение предметной действительности в ее отделенности от наличных отношений к ней субъекта, т.е. отражение, выделяющее ее объективные устойчивые свойства.

         Выделение в сознании человека отражаемой реальности как объективной имеет в качестве другой своей стороны выделение мира внутренних переживаний и возможность развития на этой почве самонаблюдения.

          Как известно, причиной, которая лежит в основе очеловечения животно-подобных предков человека, является возникновение труда и образование на его основе человеческого общества. "...Труд, -говорит Энгельс, - создал самого человека". Труд создал сознание человека.

         Совершенствовались под влиянием труда и в связи с развитием мозга также и органы чувств человека. Как и органы внешней деятельности, они приобрели качественно новые особенности. Уточнилось чувство осязания; очеловечившийся глаз стал замечать в вещах больше, чем глаза самой дальнозоркой птицы; развился слух, способный воспринимать тончайшие различия и сходства звуков человеческой членораздельной речи.

         В свою очередь, развитие мозга и органов чувств оказывало обратное влияние на труд и язык, "давая обоим все новые и новые толчки к дальнейшему развитию".

        Все эти моменты и составили в своей совокупности те главные условия, благодаря которым в ходе дельнейшей эволюции могли возникнуть труд и человеческое, основанное на труде общество.

      Человеческое познание, первоначально совершающееся в процессе трудовой орудийной деятельности, способно в отличие от инстинктивной интеллектуальной деятельности животных переходить в подлинное мышление.

        Мышлением в собственном значении слова называется процесс сознательного отражения действительности в таких объективных ее свойствах, связях и отношениях, в которые включаются и недоступные непосредственному чувственному восприятию объекты. Например, человек не воспринимает ультрафиолетовых лучей, но он, тем не менее, знает об их существовании и знает их свойства. Необходимым условием возникновения мышления является выделение и осознание объективных взаимодействий - взаимодействий предметов. Но осознание этих взаимодействий невозможно в пределах инстинктивной деятельности животных. Оно  опять-таки впервые совершается лишь в процессе труда, в процессе употребления орудий, с помощью которых люди активно воздействуют на природу. Этим мышление человека радикально отличается от интеллекта животных, который, как показывают специальные опыты, осуществляет лишь приспособление к наличным условиям ситуации и не может иначе как случайным образом изменить их, так как их деятельность в целом всегда остается направленной не на эти условия, а на тот или иной предмет их биологической потребности.

           У человека мышление становится содержанием самостоятельных, целенаправленных действий, а впоследствии может становиться и самостоятельной деятельностью, способной превращаться в деятельность целиком внутреннюю, умственную.

        Наконец, мышление, как и вообще человеческое познание, принципиально отличается от интеллекта животных тем, что его зарождение и развитие также возможно лишь в единстве с развитием общественного сознания. Общественными по своей природе являются не только цели человеческого интеллектуального действия; общественно выработанными являются также и его способы и средства.

           Возникновение языка связано с появлением у людей в процессе труда потребности что-то сказать друг другу.

        Непосредственная связь языка и речи с трудовой деятельностью людей есть то главнейшее и основное условие, под влиянием которого они развивались как носители "объективированного", сознательного отражения действительности. Означая в трудовом процессе предмет, слово выделяет и обобщает его для индивидуального сознания именно в этом объективно-общественном его отношении, т.е. как общественный предмет.

        Таким образом, язык выступает  не только как средство общения людей, он выступает и как средство, как форма человеческого сознания и мышления, также не отделенного еще от материального производства. Он становится формой, носителем сознательного обобщения действительности. Именно поэтому вместе с происходящим впоследствии отделением языка и речи от непосредственно практической деятельности происходит также и абстракция словесных значений от реального предмета, которая делает возможным существование их только как факта сознания, т.е. только в качестве мысли, только идеально.

1.5. Развитие личности в онтогенезе

 

      Выделяют следующие стадии социализации:

1. Первичная социализация или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

           2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, т.к. все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка.  Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.

         3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы: Сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимоотношений с людьми и обществом. Изменение себя, «стать как все». Конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

        4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.

        5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

      Переход от одного периода к другому – это изменение сознания и отношений ребенка к окружающей действительности и ведущей деятельности, это критические, переходные возрасты, когда происходит ломка прежних социальных взаимоотношений ребенка и окружающих. Ребенок натыкается на окружающий мир, как скоростной поезд, который наткнувшись начинает замедлять свой ход, остановившись в конце пути - жизни, он уже пожилой человек осознает весь смысл жизни. В период критической фазы дети трудновоспитуемы, проявляют упрямство, негативизм, непослушание, строптивость. 

 

 

 

 

 

2. Современная образовательная система Российской Федерации

2.1. Сущность образования и его роль в развитии личности

 

Образование – это процесс, в результате которого дости­гается усвоение систематизированных знаний, умений и навыков. Образование является необходимым условием подготовки человека к жизни и труду, получения специальности. Ос­новной путь получения образования – обучение в учебных образовательных учреждениях, где оно тесно связано с воспитанием.

Образование является автономной системой, имеющей относительную самостоятель­ность, способную оказывать активное воздействие на функционирование и разви­тие общества. Как отрасль социальной сферы образование – это процесс и ре­зультат, система учреждений и государственная политика в области получения гарантированного Конституцией образования. Образование неотъемлемая и важ­ная сфера человеческой деятельности.

Сегодня в мире в процессе получения образования непо­средственно одновременно участвуют около миллиарда учащихся и пятидесяти миллионов педагогов. Являясь фактором социально-экономического прогресса, образование не может не входить в поле зрения политики государства. Человек как субъект процесса, выступая производительной силой в общественном производст­ве, должен по своим качествам соответствовать уровню современного социально-экономического развития государства, в котором живет и трудится.

Наука об образовании вкладывает в образование так­же самообразование, участие в общественно-трудовой де­ятельности. Уровень общего и специального (профессио­нального) образования обусловливается требованиями про­изводства, общественными отношениями, состоянием науки, техники и культуры.

Основные принципы государственной политики в обла­сти образования сформулированы в Федеральном законе "Об образовании" от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ и в Федераль­ном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ.                     

Под образованием в Законе "Об образовании" понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождаю­щийся констатацией гражданином (обучающимся) установ­ленных государством образовательных уровней (образова­тельных цензов), которые удостоверяются соответствую­щими документами.

Гражданам Российской Федерации Конституцией РФ| гарантируется возможность получения образования без ограничений. Конституция РФ гарантирует гражданам бесплатность общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образователь­ных учреждениях и на предприятиях, на конкурсной осно­ве бесплатно получить высшее образование в государствен­ном или муниципальном учреждении и на предприятии.

На начало января 2004 года численность учащихся в общеобразовательных учреждениях России составила немногим более 17 млн. человек, в учреждениях начального профессио­нального образования – 1,7 млн. человек. В средних специ­альных специальных учебных заведениях обучалось 2,6 млн. студентов, в высших учебных заведениях – 4,7 млн. студентов.

В соответствии с Федеральным законом "Об образовании" от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ установлены образовательные цензы общего образования: основное общее обра­зование (лица, получившие документ об окончании 9-го класса общеобразовательного учреждения), среднее (пол­ное) общее образование (лица, получившие документ об окончании 11 класса).

Среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего про­фессионального образования (средних специальных учеб­ных заведениях), высшее профессиональное образова­ние – в общеобразовательных учреждениях высшего про­фессионального образования (высших учебных заведени­ях).

От уровня образования напрямую зависит качество трудовых ресурсов, а сле­довательно, и состояние экономики общества. Образование выступает фактором воспроизводства социально-профессиональной структуры общества. Система образования формирует гражданина, тем самым воздействует на политическую сферу общественной жизни. Образование через культурно-воспитательную функцию влияет на духовную жизнь общества. Формирование общей культуры является условием любой профессиональной подготовки в будущем, создает ус­ловия и предпосылки для социальной мобильности человека или социальной группы, сохраняет и передает культурное достояние общества из поколения в поколение. Современное образование – это средство решения важнейших проблем не только всего общества, но и отдельных индивидов, являясь одним из важнейших этапов их личной биографии. В любом государстве характер системы образова­ния определяется социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями страны. Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной об­разовательной политики. Целями государственной политики в этой сфере явля­ется создание условий для реализации гражданами своих прав на образование, по своей структуре и качеству соответствующее потребностям развития экономики и гражданского общества.

Информация о работе Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Современная образовательная система РФ