Развитие психотерапевтической помощи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 11:15, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – отразить основные направления развития психотерапевтической помощи в современной России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть вопросы теории и практики психотерапии в России;
выявить современные системы психотерапии в Российской Федерации и пути их развития;
охарактеризовать особенности интеграции в психотерапии;
определить круг проблем в развитии психотерапии в России.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПСИХОТЕРАПИИ В РОССИИ
1.1 Становление психотерапии как науки в России
1.2 Современные системы психотерапии в России и пути их развития
ГЛАВА 2. ИНТЕГРАЦИЯ В ПСИХОТЕРАПИИ РОССИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Особенности интеграции в психотерапевтической науке
2.2 Некоторые вопросы интеграции психотерапевтической помощи и проблемы дальнейшего развития психотерапии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

Перспективы развития психотерапевтической помощи_.doc

— 174.50 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

                                                                                                                       Стр.

ВВЕДЕНИЕ

3-6

ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПСИХОТЕРАПИИ В РОССИИ

6-21

1.1 Становление психотерапии  как науки в России

6-11

1.2 Современные системы  психотерапии в России и пути  их развития

 

11-21

ГЛАВА 2. ИНТЕГРАЦИЯ В ПСИХОТЕРАПИИ РОССИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

22-32

2.1 Особенности интеграции  в психотерапевтической науке

22-26

2.2 Некоторые вопросы  интеграции психотерапевтической  помощи и проблемы дальнейшего  развития психотерапии

 

26-32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

33-34

ЛИТЕРАТУРА

35-36


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Психотерапевтическая  помощь в России в настоящее время  осуществляется системой самостоятельных психотерапевтических учреждений и психотерапевтических подразделений (других учреждений) лечебно-профилактической сети. Находящиеся на одной территории обслуживания (района, города, области, края, республики), они образуют психотерапевтическую службу, методическое руководство которой осуществляется главным психотерапевтом органа управления здравоохранением Администрации субъекта Российской Федерации.

Развитие психотерапии как научной дисциплины и медицинской  специальности выражается в первую очередь в создании более совершенных психотерапевтических теорий, подходов и методов, критерием развития которых в конечном счете является их результативность.

Психотерапевтическая  служба тесно связана с психиатрической, вместе с которой, а также с  другими специализированными службами — кризисной, сексологической и др. образует региональную систему охраны психического здоровья населения.

Основными принципами организации  психотерапевтической помощи являются:

— принцип приближения  психотерапевтической помощи к населению, создание психотерапевтических кабинетов лечебно-профилактических учреждений различного профиля, специализированных Центрах, многопрофильных больницах;

— принцип ступенчатости, создание системы подразделений  и учреждений, осуществляющих психотерапевтическую помощь на различных уровнях;

— принцип преемственности, взаимной дополняемости учреждений и подразделений, оказывающих психотерапевтическую помощь на различных уровнях.

Основными организационными формами психотерапевтической помощи являются психотерапевтический кабинет, психотерапевтическое отделение, психотерапевтический центр; к вспомогательным психотерапевтическим учреждениям относятся кабинеты психологической разгрузки, кабинеты социально-психологической помощи, психологические консультации, центры психологической реабилитации в структуре здравоохранения, психотерапевтические клубы и «клубы бывших пациентов», психотерапевтические студии.

Психотерапия в России за последние годы получила значительное развитие как самостоятельная медицинская  дисциплина и самостоятельная система помощи населению. В становлении психотерапии с собственными научно-организационными и методическими подходами большую роль сыграло признание ее в качестве таковой профессиональным психиатрическим сообществом. Психотерапия понимается сегодня в России как медицинская специальность, генетически связанная с пограничной психиатрией, формирующаяся на границах медицины с общей, дифференциальной, медицинской, социальной и другими прикладными областями психологии, коррекционной педагогикой и психолингвистикой.

При рассмотрении современных  тенденций совершенствования психотерапии важен учет усиливающегося интегративного движения, т.е. использования комбинаций разных методов в психотерапии. В  связи с этим современный этап можно было бы определить как этап интегративной психотерапии. Интегративные методы предполагают активное отражение и использование в психотерапии достижений смежных наук, и в первую очередь психиатрии и других клинических дисциплин. Более совершенными следовало бы считать методы психотерапии, которые учитывают при лечении различные проявления заболевания, особенности личности, индивидуального и социального функционирования пациента. Не случайно психотерапия все более сближается с социальной психологией, а также с теорией и практикой психологического консультирования.

Предметом курсовой работы является психотерапевтическая помощь.

Объектом курсовой работы является сущность и перспективы  развития в России психотерапевтической помощи.

Цель курсовой работы – отразить основные направления развития психотерапевтической помощи в современной России.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть вопросы теории и практики психотерапии в России;
  • выявить современные системы психотерапии в Российской Федерации и пути их развития;
  • охарактеризовать особенности интеграции в психотерапии;
  • определить круг проблем в развитии психотерапии в России.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПСИХОТЕРАПИИ В РОССИИ

 

1.1 Становление психотерапии как науки в России

 

В последнее десятилетие наблюдаются значительные изменения в содержании психотерапии и деятельности врача-психотерапевта в России. Прошли те времена, когда под психотерапией у нас обычно понимался гипноз, а интерес к другим ее методам пресекался из-за идеологических соображений. Прошло также время безоглядного «импорта» психотерапевтических технологий – увлечение отдельными зарубежными методами. Освоив достижения современной психотерапии, российское психотерапевтическое сообщество вступило в новый период – творческого развития специальности с учетом особенностей здравоохранения, нынешней социально-экономической ситуации, отечественной медицины и психологии, обращения к своим историческим корням [2, 211].

Первые шаги психотерапии в России прослеживаются уже с конца XVIII – начала XIX века и связаны с именами Н.И.Новикова, А.Н.Радищева, А.И.Галича и других просветителей – философов, психологов, педагогов, а также выдающихся врачей своего времени С.Г.Зыбелина, М.Я.Мудрова, И.Е.Дядьковского. Они заложили основы понимания в России психогенных заболеваний, психосоматических соотношений, роли личности в патологии и психологической терапии. Такое начало формирования отечественной психотерапии предполагало ее дальнейшее становление в виде личностно- и клинико-ориентированной области медицины интердисциплинарного характера, что вполне соответствовало бы современному положению психотерапии, формирующейся на границах медицины, психологии, педагогики, философии и других наук.

Диалектика развития российской психотерапии заключалась, однако, в том, что в русской медицине второй половины XIX века набирают силу идеи нервизма. И.М.Сеченов и далее И.П.Павлов показали, что в основе психических явлений лежат материальных физиологические процессы, происходящие в головном мозге, которые могут быть изучены объективными методами. В борьбе за объективно-научное исследование постепенно, уже после смерти И.П.Павлова, в трудах его последователей представления о биопсихосоциальной сущности болезни по сути были сведены в теории и практике медицины до признания определяющей роли первого звена этой триады [3, 193].

Первая четверть XX века в зарубежной психотерапии во многом происходит под  знаком интереса к психоанализу. Психоанализ  не получил широкого развития в России и не только потому, что в условиях тоталитарного строя медицина и особенно психотерапия были идеологизированы. Это правда, но это не вся правда. Идеи нервизма, учение И.П.Павлова на определенном этапе в России взяли верх над так называемыми субъективно-идеалистическими концепциями, к которым, конечно, в первую очередь и был причислен психоанализ. Это может быть проиллюстрировано на судьбе нескольких ленинградских ученых, симпатизировавших поначалу психоанализу и применявших его в своей практической работе (Л.Б.Гаккель, Н.Н.Трауготт, Б.Н.Бирман, Е.К.Яковлева).

В развернувшейся полемике между учением  И.П.Павлова и психоаналитическими  идеями верх одержало первое. Б.Н.Бирман начал работать с И.П.Павловым и  стал одним из его ближайших учеников, Л.Б.Гаккель возглавила отделение  неврозов в больнице, которая в настоящее время носит имя И.П.Павлова, и где он проводил свои знаменитые "клинические среды", Н.Н.Трауготт возглавила в одном из научно-исследовательских физиологических институтов отдел патологии высшей нервной деятельности, Е.К.Яковлева начала работать с В.Н.Мясищевым, хотя и воспринявшим ряд идей психоанализа, но развивавшим его уже с иных теоретических позиций – психологии отношений и клинической психофизиологии. В дальнейшем психоанализ действительно был запрещен, а еще позже и сама психология практически была исключена из преподавания и резко ограничена в исследовательской работе [6, 283].

Послереволюционный период оказался в целом крайне неблагоприятным  для психотерапии. Идеологизация  психотерапии, отрыв ее от ведущих  направлений этой науки в западных странах явились причиной задержки в развитии отечественной психотерапии при формальном признании ее важнейшей роли в медицине и здравоохранении. А это было время становления основных психологических концепций личности и органически связанных с ними психотерапевтических направлений в западных странах.

40–45-е годы – период упрочения  в нашей стране директивной,  главным образом гипносуггестивной  психотерапии, который вполне соответствовал  и общественному сознанию страны, и теории медицины, построенной  на учении И.П.Павлова. Но здесь необходимы существенные оговорки. И.П.Павлов был и остается одним из выдающихся ученых XX века, его учение сегодня входит, в частности, и в фундамент бихевиоральной психотерапии, и в целом развивающейся бихевиоральной медицины на Западе. Гипнотерапия также сохраняет свое значение в психотерапии в качестве одного из важнейших ее направлений, и это относится как к классическому гипнозу, так и к современным его вариантам (эриксоновскому гипнозу и др.). Речь идет лишь о том, что в условиях идеологизации психотерапии в стране с определенным социальным устройством произошел почти полный отрыв отечественной психотерапии от ряда ведущих психотерапевтических направлений в мире [11, 211].

Несколько особое место в отношении  исследований и практики в области психотерапии занимал в 30–70-е годы Психоневрологический институт им. В.М.Бехтерева в Ленинграде. Здесь развивался отечественный вариант динамической психотерапии, который получил название «этиопатогенетической» психотерапии, позже «патогенетической» и основывался на понимании нарушений личности и восстановлении ее функционирования с позиций психологии отношений, наиболее известной концепции личности в отечественной медицине и медицинской психологии, берущей начало в трудах А.Ф.Лазурского и далее разработанной В.Н.Мясищевым. На основе патогенетической психотерапии в 80-е годы сформировалась личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия [14, 84].

Последняя четверть XX века имела определяющее значение для развития отечественной психотерапии и превращения ее в массовую общемедицинскую специальность. И это несмотря на то, что именно этот период был трудным, а в дальнейшем и просто трагичным для нашего народа, что свидетельствует о все большем осознании роли психотерапии для современной медицины и здравоохранения в обществе.

Можно было бы выделить три  важные вехи на этом пути. Это, во-первых, Приказ Министерства здравоохранения  СССР № 791 от 2 сентября 1975 г. «О мерах по улучшению психотерапевтической помощи населению», содержащий положение об открытии в стране в качестве эксперимента нескольких сот психотерапевтических кабинетов в общесоматических поликлиниках крупных городов, приблизивших психотерапию к населению и сделавших ее более доступной и понятной для пациентов. В связи с этим впервые возник также вопрос о необходимости систематической подготовки психотерапевтов-профессионалов. Она проводилась на двух кафедрах психотерапии в институтах усовершенствования врачей, а также в профильных научно-исследовательских институтах [5, 166].

Вторым приказом Министерства здравоохранения СССР № 750 от 31 мая 1985 г. был сделан следующий шаг в развитии отечественной психотерапии: психотерапия была включена в качестве самостоятельной отрасли медицины в номенклатуру врачебных специальностей, а в номенклатуре врачебных должностей появилась должность «врач-психотерапевт». В связи с положением приказа об открытии психотерапевтических кабинетов в городских поликлиниках, обслуживающих не менее 30 тыс. взрослого населения, наметилась тенденция превращения психотерапии в массовую общемедицинскую специальность.

Третьим приказом Министерства здравоохранения России № 294 от 30 октября 1995 г. были сформулированы основные требования к образовательному стандарту по специальности «психотерапия», типовым программам и планам непрерывной подготовки по данной специальности; нормативные требования к оснащению психотерапевтических подразделений (кабинетов и отделений); к должностным инструкциям бригады специалистов, оказывающих психотерапевтическую помощь (в число этих специалистов входят врач-психотерапевт, клинический психолог, специалист по социальной работе – социальный работник).

Информация о работе Развитие психотерапевтической помощи